Личность в трудовом коллективе

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 01:37, курсовая работа

Описание работы

Сегодня люди как правило работают не в одиночку, а в составе группы, то есть совокупности лиц, объединенных по какому-то принципу, например общности территории, профессии, социальных условий, случайных обстоятельств, в которых они оказались, и связанных между собой системой отношений. Это не означает, что люди в группе постоянно должны находиться рядом и совместно выполнять работу — главное здесь — включенность в определенную систему межличностных отношений. В рамках групп могут образовываться коалиции, то есть подгруппы, стремящиеся оказать влияние на групповое поведение.

Содержание

Содержание
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………4
1. ЛИЧНОСТЬ В ТРУДОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ………………………………...6
1.1. ВЛИЯНИЕ ЛИЧНОСТИ НА КОЛЛЕКТИВ……………………………….9
1.2. ФОРМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В КОЛЛЕКТИВЕ…………………………………………………………………...13
1.3. ВЛИЯНИЕ ЛИЧНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В КОЛЛЕКТИВЕ…………………………………………………….15
1.4. ВОСПРИЯТИЕ НОВОГО ЧЕЛОВЕКА В КОЛЛЕКТИВЕ………………18
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ………………………………………………….20
2.1. ТЕСТ «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В КОЛЛЕКТИВЕ»………....20
2.2. ТЕСТ «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В ТРУДОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ»…………………………………………………………….........23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….27

Работа содержит 1 файл

ЛИЧНОСТЬ В ТРУДОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ.docx

— 63.58 Кб (Скачать)

    Новый сотрудник начинает воспринимать новых  товарищей по работе, однако и коллектив, в свою очередь, также оценивает  его, определяет, что он за человек, как он себя ведет, что знает и  что умеет, каков его профессиональный уровень и т.д.

    Проводились исследования этого процесса и было выявлено, что коллектив рассматривает нового сотрудника с нескольких позиций:

    - внешние данные, т.е. физические характеристики и рост, телосложение, цвет глаз и волос, манера одеваться и разговаривать, держаться с товарищами и т.д. При этом мужскую часть коллектива в большей мере интересуют одни характеристики, женскую - другие; 

    - социальные характеристики - уровень образования, род и вид занятий, принадлежность к общественным движениям и организациям, социально-бытовое положение;

    - семейное положение - холост или женат, имеет ли детей, есть ли родители и кто они;

    - анкетные данные - место рождения и учебы, национальность, какого вероисповедания или неверующий, чем занимался до прихода в коллектив и т.д.

    При этом каждый член коллектива воспринимает эти характеристики по-своему. Одному могут нравиться его манера одеваться  и прическа, а другому все это, наоборот, не нравится, он отнюдь не в  восторге от первого знакомства с  новичком. Более глубокое восприятие и оценка качеств нового сотрудника происходят значительно позднее, когда  он начнет раскрывать свои способности  и проявлять черты характера, когда будут ясны принятые им ценности и принципы. Естественно, новый работник станет полноправным членом данного  коллектива только в том случае, если будет разделять традиции и  ценности, которые приняты его  коллегами.

    Важным  для коллектива является и то, во что верит новый сотрудник, а  к чему относится скептически. Для  руководителя важно, чтобы новый сотрудник поверил не только в цели коллектива, но и в возможность их достижения, свою способность оказать помощь и выполнить роль, которую ему отведена.

    О новом человеке в трудовом коллективе судят еще и по тому, насколько  он принципиален. Под принципами, относящимися к отдельному человеку, понимают устойчивую форму проявления системы ценностей и воплощение верований в виде определенных стандартов поведения.

    Успешная  работа нового сотрудника будет возможна при выполнении обязательных условий, которые создаются главным образом  руководством:

     - удовлетворенность работой и  уровнем вознаграждения за нее;

    - увлеченность процессом труда;

    - наличие перспектив профессионального  роста и выдвижения на вышестоящую  должность;

    - состояние рабочего места;

    - возможность качественного отдыха;

    - рабочие смены, в целом распорядок  работы;

    - сохранение чувства преданности  своему коллективу и др. 

    Отсюда  следует, что при принятии человека на работу, следует хорошо все продумать, подготовить коллектив к «новичку»  и подготовиться самому. Одна из основных задач руководителя - сплочение  трудового коллектива, что и является определенным процессом развития внутригрупповых  связей. 
 

  1. ПРАКТИЧЕСКАЯ  ЧАСТЬ
 
    1. ТЕСТ  «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В КОЛЛЕКТИВЕ».
 

    Внимательно прочитайте варианты ответов и выберите один из них, наиболее соответствующий  вашему мнению. Если ответ не предлагает вариантов, напишите свой ответ как можно полнее или, если Вы затрудняетесь, поставьте прочерк.  

1. Вам  нравится работать в вашем  коллективе?

    а) да, меня все устраивает (+);

    б) не знаю, не задумывался над этим (+/-);

    в) меня многое не устраивает (-). 

2. Охарактеризуйте атмосферу, присущую коллективу.

    а) дружеская (+);

    б) атмосфера взаимного уважения (+);

    в) деловая атмосфера (+);

    г) «каждый сам за себя» (+/-).

    д) нездоровая, нетоварищеская атмосфера (-).   

3. Как часто, Вы считаете, надо устраивать совместные праздники и вечера досуга?

    а) как можно чаще (+);

    б) 1-2 раза в год (+/-);

    в) я не люблю подобных мероприятий (-).  

4. Вы бы сменили место работы, если бы представилась возможность? По какой причине?

    а) да(-);

    б) нет (+). 

5. Как Вы считаете, что могло бы повлиять на большее сплочение вашего коллектива?

    а) проведение совместного отдыха (+);

    б) совместное решение производственных проблем (+);

    в) совместное решение личных проблем (+);

    г) увеличение зарплаты (+/-). 

6. Какие качества членов вашего коллектива привлекают Вас больше всего?

    а) профессиональные (+);

    б) личные (+); 

    в) никакие (-).  

7. С кем из членов коллектива Вы общаетесь больше всего?

    а) я с удовольствием общаюсь со всеми (+);

    б) со всеми понемногу (+);

    в) с теми, с кем непосредственно работаю (+/-);

    г) только с начальством по производственным вопросам (+/-);

    д) стараюсь свести общение со всеми к минимуму (-). 

8. Как Вы считаете, легко ли новые люди вливаются в ваш коллектив?

    а) достаточно легко (+);

    б) они долго держаться особняком (-);

    в) не знаю, не задумывалась над этим (+/-). 

9. Оцените сплоченность вашего коллектива по 5-ти бальной шкале.

    1 (-);   2 (-);   3 (+/-);  4 (+);   5 (+). 

10. Как часто у Вас бывают конфликты с кем-то из членов вашего коллектива?

    а) никогда (+);

    б) редко, от случая к случаю (+/-);

    в) с определенными людьми (+/-);

    г) стараюсь избегать людей, с которыми возникает конфликт (+/-);

    д) постоянно (-). 

11. По денной шкале укажите, пожалуйста, свой возраст.

    а) до 25 лет;

    б) 26-40 лет;

    в) 41-55;

    г) старше 55 лет. 

12. Укажите продолжительность Вашей работы в коллективе.

    а) менее года;

    б) 1-3 года;

    в) 4-10 лет;

    г) более 10 лет. 

     Подсчитайте количество (+), (+/-), (-), набранных при ответах на вопросы, и оцените психологическую атмосферу в коллективе. 
 
 
 

    (+) – положительный психологический климат в коллективе; 
    (+/-) – удовлетворительный психологический климат в коллективе; 
    (-) – отрицательный психологический климат в коллективе.
     

ВЫВОД:

    Проведя тест среди студентов 303 группы, было опрошено 18 человек, среди них было выявлено:  61,1% считают, что в коллективе положительный психологический климат, 22,2% - в коллективе удовлетворительный психологический климат, а остальные 16,7% - в коллективе отрицательный психологический климат. Это означает,что большинство студентов считают, что в группе хорошая психологическая атмосфера. 

 
 
 
 
 
 

    1. ТЕСТ  «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В ТРУДОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ».
 

    Внимательно прочитайте варианты ответов и выберите один из них, наиболее соответствующий  вашему мнению. 

1. Отметьте, пожалуйста, с каким из приведенных ниже утверждений вы больше всего согласны:

    1. Большинство членов нашего коллектива - хорошие, симпатичные люди (3 балла);

    2. В нашем коллективе есть всякие люди (2 балла);

    3. Большинство членов нашего коллектива  - люди малоприятные

          (1 балл).  

2. Считаете ли Вы, что было бы хорошо, если бы члены вашего коллектива жили близко друг от друга?

    1. Нет,  конечно (1 балл);

    2. Мне  все равно (2 балла);

    3. Да, конечно (3 балла).  

3. Как вам кажется, могли бы вы дать достаточно полную характеристику деловых качеств большинства членов коллектива?

    1. Да (3 балла);

    2. Не  знаю, не задумывался над этим (2 балла);

    3. Нет  (1 балл).  

4. Оцените, насколько вам нравится Ваш коллектив:

    1. Очень  нравится (3 балла);

    2. Равнодушен (2 балла);

    3. Абсолютно  не нравится (1 балл).  

5. Если бы у вас возникла возможность провести отпуск вместе с членами вашего коллектива, то как бы вы к этому отнеслись?

    1. Это  меня бы вполне устроило (3 балла);

    2. Мне  все равно (2 балла);

    3. Это  меня бы совершенно не устроило (1 балл). 

6. Какая атмосфера обычно преобладает в Вашем коллективе?

    1. Атмосфера взаимопомощи, взаимного  уважения (3 балла);

    2. Нейтральная, равнодушная атмосфера  (2 балла);

    3. Нездоровая, нетоварищеская атмосфера  (1 балл).  
 

7. Как вы думаете, если бы вы вышли на пенсию или долго не работали по какой-либо причине, стремились бы вы встречаться с членами вашего коллектива?

    1. Да (3 балла);

    2. Не знаю, не задумывался над  этим (2 балла);

    3. Нет (1 балл).  

     Подсчитайте количество баллов, набранных при  ответах на вопросы, и оцените  психологическую атмосферу в  коллективе.

21-16 баллов - благоприятный климат в коллективе (высокий уровень);

15-11 баллов - в целом благоприятный климат в коллективе (средний уровень);

10-5 баллов - совершенно неудовлетворительный климат в коллективе (низкий уровень).  

    Низкий  уровень эмоционального выгорания членов коллектива и его благоприятный климат говорит об отсутствии необходимости срочно предлагать своим сотрудникам какой-либо вид корпоративного отдыха.  

    Высокий и средний уровень эмоционального выгорания, а также совершенно неудовлетворительный климат коллектива указывают на неудовлетворенность собой, переживание тревожности и депрессии, отстраненности от других членов коллектива, ухудшение работоспособности, отсутствие эмоциональных контактов и взаимопонимания между собой. Это ярко свидетельствует о необходимости проведения какого-либо мероприятия по улучшению эмоциональных контактов и повышению командного духа организации. 

ВЫВОД

    Проведя тест среди студентов  303 группы, было опрошено 17 человек, среди них было выявлено: что 41% студентов считают, что в коллективе благоприятный климат, а 59% студентов - в целом благоприятный климат в коллективе. Это означает, что большинство студентов в группе не удовлетворяет атмосфера, создаваемая учащимися, что может привести к конфликтам. А также респонденты недовольны собой, постоянно переживают какой-то дискомфорт. Поэтому, в целях улучшения атмосферы необходимо провести  мероприятие по устранению отрицательных эмоций и негатива. 
 
 
 
 

Информация о работе Личность в трудовом коллективе