Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 01:37, курсовая работа
Сегодня люди как правило работают не в одиночку, а в составе группы, то есть совокупности лиц, объединенных по какому-то принципу, например общности территории, профессии, социальных условий, случайных обстоятельств, в которых они оказались, и связанных между собой системой отношений. Это не означает, что люди в группе постоянно должны находиться рядом и совместно выполнять работу — главное здесь — включенность в определенную систему межличностных отношений. В рамках групп могут образовываться коалиции, то есть подгруппы, стремящиеся оказать влияние на групповое поведение.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………4
1. ЛИЧНОСТЬ В ТРУДОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ………………………………...6
1.1. ВЛИЯНИЕ ЛИЧНОСТИ НА КОЛЛЕКТИВ……………………………….9
1.2. ФОРМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В КОЛЛЕКТИВЕ…………………………………………………………………...13
1.3. ВЛИЯНИЕ ЛИЧНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В КОЛЛЕКТИВЕ…………………………………………………….15
1.4. ВОСПРИЯТИЕ НОВОГО ЧЕЛОВЕКА В КОЛЛЕКТИВЕ………………18
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ………………………………………………….20
2.1. ТЕСТ «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В КОЛЛЕКТИВЕ»………....20
2.2. ТЕСТ «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В ТРУДОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ»…………………………………………………………….........23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….27
Новый сотрудник начинает воспринимать новых товарищей по работе, однако и коллектив, в свою очередь, также оценивает его, определяет, что он за человек, как он себя ведет, что знает и что умеет, каков его профессиональный уровень и т.д.
Проводились исследования этого процесса и было выявлено, что коллектив рассматривает нового сотрудника с нескольких позиций:
-
внешние данные, т.е. физические характеристики
и рост, телосложение, цвет глаз и волос,
манера одеваться и разговаривать, держаться
с товарищами и т.д. При этом мужскую часть
коллектива в большей мере интересуют
одни характеристики, женскую - другие;
- социальные характеристики - уровень образования, род и вид занятий, принадлежность к общественным движениям и организациям, социально-бытовое положение;
- семейное положение - холост или женат, имеет ли детей, есть ли родители и кто они;
- анкетные данные - место рождения и учебы, национальность, какого вероисповедания или неверующий, чем занимался до прихода в коллектив и т.д.
При этом каждый член коллектива воспринимает эти характеристики по-своему. Одному могут нравиться его манера одеваться и прическа, а другому все это, наоборот, не нравится, он отнюдь не в восторге от первого знакомства с новичком. Более глубокое восприятие и оценка качеств нового сотрудника происходят значительно позднее, когда он начнет раскрывать свои способности и проявлять черты характера, когда будут ясны принятые им ценности и принципы. Естественно, новый работник станет полноправным членом данного коллектива только в том случае, если будет разделять традиции и ценности, которые приняты его коллегами.
Важным для коллектива является и то, во что верит новый сотрудник, а к чему относится скептически. Для руководителя важно, чтобы новый сотрудник поверил не только в цели коллектива, но и в возможность их достижения, свою способность оказать помощь и выполнить роль, которую ему отведена.
О новом человеке в трудовом коллективе судят еще и по тому, насколько он принципиален. Под принципами, относящимися к отдельному человеку, понимают устойчивую форму проявления системы ценностей и воплощение верований в виде определенных стандартов поведения.
Успешная
работа нового сотрудника будет возможна
при выполнении обязательных условий,
которые создаются главным
- удовлетворенность работой и уровнем вознаграждения за нее;
- увлеченность процессом труда;
-
наличие перспектив
- состояние рабочего места;
-
возможность качественного
-
рабочие смены, в целом
-
сохранение чувства
Отсюда
следует, что при принятии человека
на работу, следует хорошо все продумать,
подготовить коллектив к «
Внимательно
прочитайте варианты ответов и выберите
один из них, наиболее соответствующий
вашему мнению. Если ответ не предлагает
вариантов, напишите свой ответ как можно
полнее или, если Вы затрудняетесь, поставьте
прочерк.
1. Вам нравится работать в вашем коллективе?
а) да, меня все устраивает (+);
б) не знаю, не задумывался над этим (+/-);
в)
меня многое не устраивает (-).
2. Охарактеризуйте атмосферу, присущую коллективу.
а) дружеская (+);
б) атмосфера взаимного уважения (+);
в) деловая атмосфера (+);
г) «каждый сам за себя» (+/-).
д)
нездоровая, нетоварищеская атмосфера
(-).
3. Как часто, Вы считаете, надо устраивать совместные праздники и вечера досуга?
а) как можно чаще (+);
б) 1-2 раза в год (+/-);
в)
я не люблю подобных мероприятий (-).
4. Вы бы сменили место работы, если бы представилась возможность? По какой причине?
а) да(-);
б)
нет (+).
5. Как Вы считаете, что могло бы повлиять на большее сплочение вашего коллектива?
а) проведение совместного отдыха (+);
б) совместное решение производственных проблем (+);
в) совместное решение личных проблем (+);
г)
увеличение зарплаты (+/-).
6. Какие качества членов вашего коллектива привлекают Вас больше всего?
а) профессиональные (+);
б)
личные (+);
в)
никакие (-).
7. С кем из членов коллектива Вы общаетесь больше всего?
а) я с удовольствием общаюсь со всеми (+);
б) со всеми понемногу (+);
в) с теми, с кем непосредственно работаю (+/-);
г) только с начальством по производственным вопросам (+/-);
д)
стараюсь свести общение со всеми к минимуму
(-).
8. Как Вы считаете, легко ли новые люди вливаются в ваш коллектив?
а) достаточно легко (+);
б) они долго держаться особняком (-);
в)
не знаю, не задумывалась над этим (+/-).
9. Оцените сплоченность вашего коллектива по 5-ти бальной шкале.
1 (-);
2 (-); 3 (+/-); 4 (+); 5 (+).
10. Как часто у Вас бывают конфликты с кем-то из членов вашего коллектива?
а) никогда (+);
б) редко, от случая к случаю (+/-);
в) с определенными людьми (+/-);
г) стараюсь избегать людей, с которыми возникает конфликт (+/-);
д)
постоянно (-).
11. По денной шкале укажите, пожалуйста, свой возраст.
а) до 25 лет;
б) 26-40 лет;
в) 41-55;
г)
старше 55 лет.
12. Укажите продолжительность Вашей работы в коллективе.
а) менее года;
б) 1-3 года;
в) 4-10 лет;
г)
более 10 лет.
Подсчитайте
количество (+), (+/-), (-), набранных при ответах
на вопросы, и оцените психологическую
атмосферу в коллективе.
(+)
– положительный психологический климат
в коллективе;
(+/-) – удовлетворительный психологический
климат в коллективе;
(-) – отрицательный психологический
климат в коллективе.
ВЫВОД:
Проведя
тест среди студентов 303 группы, было опрошено
18 человек, среди них было выявлено:
61,1% считают, что в коллективе положительный
психологический климат, 22,2% - в коллективе
удовлетворительный психологический
климат, а остальные 16,7% - в коллективе
отрицательный психологический климат.
Это означает,что большинство студентов
считают, что в группе хорошая психологическая
атмосфера.
Внимательно
прочитайте варианты ответов и выберите
один из них, наиболее соответствующий
вашему мнению.
1. Отметьте, пожалуйста, с каким из приведенных ниже утверждений вы больше всего согласны:
1. Большинство членов нашего коллектива - хорошие, симпатичные люди (3 балла);
2. В нашем коллективе есть всякие люди (2 балла);
3. Большинство членов нашего коллектива - люди малоприятные
(1 балл).
2. Считаете ли Вы, что было бы хорошо, если бы члены вашего коллектива жили близко друг от друга?
1. Нет, конечно (1 балл);
2. Мне все равно (2 балла);
3. Да,
конечно (3 балла).
3. Как вам кажется, могли бы вы дать достаточно полную характеристику деловых качеств большинства членов коллектива?
1. Да (3 балла);
2. Не знаю, не задумывался над этим (2 балла);
3. Нет
(1 балл).
4. Оцените, насколько вам нравится Ваш коллектив:
1. Очень нравится (3 балла);
2. Равнодушен (2 балла);
3. Абсолютно
не нравится (1 балл).
5. Если бы у вас возникла возможность провести отпуск вместе с членами вашего коллектива, то как бы вы к этому отнеслись?
1. Это меня бы вполне устроило (3 балла);
2. Мне все равно (2 балла);
3. Это
меня бы совершенно не устроило (1
балл).
6. Какая атмосфера обычно преобладает в Вашем коллективе?
1. Атмосфера взаимопомощи, взаимного уважения (3 балла);
2.
Нейтральная, равнодушная
3.
Нездоровая, нетоварищеская атмосфера
(1 балл).
7. Как вы думаете, если бы вы вышли на пенсию или долго не работали по какой-либо причине, стремились бы вы встречаться с членами вашего коллектива?
1. Да (3 балла);
2. Не знаю, не задумывался над этим (2 балла);
3.
Нет (1 балл).
Подсчитайте количество баллов, набранных при ответах на вопросы, и оцените психологическую атмосферу в коллективе.
21-16 баллов - благоприятный климат в коллективе (высокий уровень);
15-11 баллов - в целом благоприятный климат в коллективе (средний уровень);
10-5 баллов
- совершенно неудовлетворительный климат
в коллективе (низкий уровень).
Низкий
уровень эмоционального выгорания членов
коллектива и его благоприятный климат
говорит об отсутствии необходимости
срочно предлагать своим сотрудникам
какой-либо вид корпоративного отдыха.
Высокий
и средний уровень эмоционального
выгорания, а также совершенно неудовлетворительный
климат коллектива указывают на неудовлетворенность
собой, переживание тревожности и депрессии,
отстраненности от других членов коллектива,
ухудшение работоспособности, отсутствие
эмоциональных контактов и взаимопонимания
между собой. Это ярко свидетельствует
о необходимости проведения какого-либо
мероприятия по улучшению эмоциональных
контактов и повышению командного духа
организации.
ВЫВОД
Проведя
тест среди студентов 303 группы,
было опрошено 17 человек, среди них было
выявлено: что 41% студентов считают, что
в коллективе благоприятный климат, а
59% студентов - в целом благоприятный климат
в коллективе. Это означает, что большинство
студентов в группе не удовлетворяет атмосфера,
создаваемая учащимися, что может привести
к конфликтам. А также респонденты недовольны
собой, постоянно переживают какой-то
дискомфорт. Поэтому, в целях улучшения
атмосферы необходимо провести мероприятие
по устранению отрицательных эмоций и
негатива.