Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 01:37, курсовая работа
Сегодня люди как правило работают не в одиночку, а в составе группы, то есть совокупности лиц, объединенных по какому-то принципу, например общности территории, профессии, социальных условий, случайных обстоятельств, в которых они оказались, и связанных между собой системой отношений. Это не означает, что люди в группе постоянно должны находиться рядом и совместно выполнять работу — главное здесь — включенность в определенную систему межличностных отношений. В рамках групп могут образовываться коалиции, то есть подгруппы, стремящиеся оказать влияние на групповое поведение.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………4
1. ЛИЧНОСТЬ В ТРУДОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ………………………………...6
1.1. ВЛИЯНИЕ ЛИЧНОСТИ НА КОЛЛЕКТИВ……………………………….9
1.2. ФОРМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В КОЛЛЕКТИВЕ…………………………………………………………………...13
1.3. ВЛИЯНИЕ ЛИЧНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В КОЛЛЕКТИВЕ…………………………………………………….15
1.4. ВОСПРИЯТИЕ НОВОГО ЧЕЛОВЕКА В КОЛЛЕКТИВЕ………………18
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ………………………………………………….20
2.1. ТЕСТ «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В КОЛЛЕКТИВЕ»………....20
2.2. ТЕСТ «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В ТРУДОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ»…………………………………………………………….........23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….27
замедлению
развития его личности, потому что развитие
личности осуществляется через многообразие
выполняемых ею общественно- функциональпых
ролей. Социальная среда, порождаемая
высокоразвитой группой, позволяет каждому
члену коллектива играть разнообразные
социальные роли, поскольку высокоразвитый
трудовой коллектив может менять структуру
межличностностных отношении в зависимости
от стоящих перед ним целей. Следовательно,
такая среда создает условия для интенсивного
развития личности.
Каждый
работник обладает определенным профессиональным
потенциалом творческих возможностей,
которые он реализует в условиях
трудовой деятельности, в условиях
того или иного конкретного
Под творчеством понимается деятельность, направленная на использование новых методов выполнения труда и получение продуктов, обладающих более высоким качеством по сравнению с общеизвестными. Творчество связано с изменением методов или способов труда, с достижением более высоких результатов труда прежде всего за счет качества продукции.
Каждая деятельность включает в себя как творческие так и нетворческие компоненты. Нетворческие компоненты связаны обычно со строгой регламентацией выполнения обязанностей. Отклонения от предписанного способа выполнения таких операций есть не что иное, как нарушен технологии работы. Однако значительная часть трудовых операций может быть модернизирована, выполнение их поддается творческому усовершенствованию. Даже работа на сборочном конвейере позволяет обогатить труд творческим компонентом примерно на 80 %, т. е. 80% операций в какой-то мере поддаются творческой интерпретации.
Почему
же человек, имея объективную возможность
творить, не проявляет себя как творец?
Причины этого чрезвычайно
при организации
и стимулировании труда людей, ориентированных
на сочетание личного и
Влияет
на отношение человека к труду
и ценностная ориентация, основанная
на интересе к выполняемой работе.
Психологические исследования указывают,
что в настоящее время человек
нередко готов поступиться
Как
развивать интерес к труду? И
в связи с этим, как повышать
творческую активность? Прежде всего,
созданием надлежащей обстановки. Там,
где налицо дезорганизация труда, штурмовщина,
всевозможные срывы, бессмысленно ожидать
высокого интереса к труду. Технологическая,
трудовая недисциплинированность, недостаточная
загруженность работников, волюнтаристское
перемещение с одного рабочего места
на другое - все это тоже снижает
интерес к труду. И напротив, хорошо
организованное управление создает
предпосылки интереса к труду. Многое
здесь зависит от активности руководителя,
от того, какие задачи он ставит перед
труженником.
Одно
из важнейших направлений
Психологический климат – это преобладающий в группе или коллективе относительно устойчивый психологический настрой его членов, проявляющийся во всех многообразных формах их деятельности. Психологический климат определяет систему отношений членов коллектива друг к другу, к труду, к окружающим событиям и к организации в целом на основании индивидуальных, личностных ценностей, ориентаций. Понятие «ценностные ориентации», широко применяемое в социальной психологии, выражает положительную или отрицательную значимость для человека разнообразных предметов и явлений окружающей его действительности. В ценностных ориентациях заключена внутренняя основа отношений человека к различным ценностям материального, морального, политического и духовного порядка.
Важнейшая роль в формировании психологического климата отводится руководителю организации или подразделения. На нем всегда лежит персональная ответственность за состояние психологической атмосферы в трудовом коллективе. Непосредственное влияние личность руководителя оказывает и на стиль руководства, применяемый в конкретной ситуации. А значит, стиль руководства - это управляющий инструмент, от которого зависит психологический климат в коллективе.
Рассмотрим
влияние стиля руководства на
психологический климат в коллективе
на примере трех классических стилях.
Авторитарный
стиль (единоличный,
волевой, директивный).
Для
«директивного» лидера подчиненные
ему люди – только исполнители. Руководитель
с таким стилем руководства подавляет
у сотрудников стремления работать
творчески и проявлять
от контактов внутри группы, третьи впадают в депрессию.
Руководитель
– автократ полностью сосредотачивает
в руках решение всех вопросов,
не доверяет подчиненным, не интересуется
их мнением, берет на себя ответственность
за все, давая исполнителям лишь указания.
В качестве основной формы стимулирования
он использует наказание, угрозы, давление.
Понятно, что сотрудники относятся
к такому руководителю негативно. В
результате в коллективе формируется
неблагоприятный морально-
При
данном стиле руководства среднему
человеку присуще отвращение к труду
и желание избежать его при
первой же возможности. Поэтому большинство
людей требуется принуждать различными
методами, вплоть до наказаний, к выполнению
возложенных на них обязанностей
и непрерывно контролировать их действия.
Демократический
стиль
Он дает возможность почувствовать подчиненным свою причастность к решению производственных задач, проявить инициативу. Организации, в которых доминирует демократический стиль руководства, характеризуется высокой степенью децентрализации полномочий, активным участием сотрудников в принятии решений.
Руководитель
пытается сделать обязанности
Такой
стиль руководства способствует
повышению производительности, дает
простор творчеству людей, повышает
их удовлетворенность трудом и своим
положением. Его применение снижает
прогулы, травмы, текучесть, создает
более высокий моральный
коллективе
и отношение подчиненных к руководителю.
Либеральный
стиль
Его суть состоит в том, что руководитель ставит перед исполнителями задачу, создает необходимые организационные условия для работы (обеспечивает сотрудников информацией, поощряет, обучает), определяет ее правила и задает границы решения, сам же при этом отходит на второй план, оставляя за собой функции консультанта, арбитра, эксперта, оценивающего полученные результаты.
Подчиненные,
избавленные от тотального контроля,
самостоятельно принимают необходимые
решения и ищут, в рамках предоставленных
полномочий, пути их реализации. Такая
работа позволяет им выразить себя,
приносит удовлетворение и формирует
благоприятный морально-
Мы
рассмотрели, как стили руководства
влияют на морально-психологический
климат коллектива. Поэтому, рационально
действующий руководитель будет
стараться поддерживать разумный баланс
власти. Используемая им власть должна
быть необходимой и достаточной
для достижения целей, но не вызывать
у подчиненных ощущения, что ими
манипулируют, и не провоцировать
их на проявление непокорности.
Жизнь коллектива предполагает, что по истечении определенного времени одни сотрудники увольняются, переходя на другое место работы, или идут на заслуженный отдых, на смену им приходят другие, новые люди.
С управленческой точки зрения рассматриваются два возможных варианта:
В
первом случае на новичка «обрушивается»
весь арсенал воздействия
Заметно
сложнее протекает процесс