Личность и условия ее развития и здоровья

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 11:44, реферат

Описание работы

Значение личности в исторической жизни народов ярче всего выступает в те периоды, когда силою вещей их социальная деятельность идет повышенным темпом. Как всякая другая сила, так и сила личности обнаруживается резче всего при сопротивлении, т. е. в соперничестве и в борьбе, а потому значение личности выступает особенно ярко как в мирном соперничестве народов на почве труда и культуры, так и в те периоды, когда для народа является необходимость борьбы со стихийными бедствиями или с внешними врагами.

Работа содержит 1 файл

Личность и условия ее развития и здоровья.docx

— 99.79 Кб (Скачать)

Этот феномен хорошо известен на уровне житейской психологии. Если в обыденных обстоятельствах  для человека не столь значимо  отождествление себя с каким-либо «местом» (будь то место его рождения или  место какого-то периода проживания), то в ситуациях исключительных это  родство с местом приобретает  особую роль. Например, в условиях разлуки  с родиной ностальгия особенно часто  касается места, где прошло детство  или где произошли какие-то исключительные события (признание в первой любви, впервые испытанное чувство страха и т. п.). Новобранцы в армии часто устанавливают контакты по принципу землячества («он из наших мест»), и такая идентификация порой более очевидна, чем отнесение себя к какой-нибудь социальной или возрастной группе. Значение «среды» в нетрадиционной ситуации настолько велико, что идентичность личности по преимуществу становится «средовой». Отсюда и восприятие, и познание социального мира приобретает особую окраску; среда воспринимается как существенная характеристика социального бытия человека.

В таких ситуациях могут  возникать особого рода экологические  стереотипы и предпочтения, что заставляет специфически окрашивать воспринимаемый мир: местные нормы, стандарты поведения, а не только черты родной природы  могут восприниматься как наилучшие, от чего зависит и вся картина  мира. В случае предпочтения области  проживания целого народа такие представления  тесно смыкаются с этническими  стереотипами, различными символами  и в этом качестве также предстают  как элемент конструирования  социального мира с позиций идентификации  себя с определенной средой. «Использование»  Среды детерминировано культурными  нормами и определенными символами. Это определяет характер экологического сознания, что проявляет себя не только в глобальном отношении к  среде, но и в способах поведения  в конкретных «средовых» ситуациях, например в храмах, на кладбищах  и пр. В этом смысле вандализм, проявляющийся  в сокрушении памятников, в хулиганских  надписях на стенах зданий (так называемые Graffiti), есть всегда сигнал не просто невоспитанности, но и разрушения нормальных отношений со средой обитания, т. е. неблагополучия с проблемами социальной идентичности. Значимость чисто экологических характеристик местности была продемонстрирована в одном из экспериментов: африканским детям было предложено 90 слов, имеющих отношение к жизни континента. Из них надо было выбрать такие, которые в наибольшей степени, по мнению испытуемых, характеризуют их материк. Лишь 25 % детей выбрали такие термины, как «расовые проблемы», «ислам», «социализм». Более 80 % посчитали, что картина их мира показательнее предстает в таких терминах, как «дикие животные», «черные аборигены», «каннибалы», «пигмеи», «шаманы, потрясающие дротиками» и пр.

Формирование экологического сознания включает в себя формирование отношения не только к природе, но и к различным аспектам среды, а их, как мы убедились, достаточно много. Одно из существенных направлений  изучения психологии среды состоит  в определении позиции человека относительно дистанции, которую он считает оптимальной для взаимоотношения  с другими людьми. Два основных термина описывают характер этих представлений: «уединение» и «скопление». Что касается проблемы «уединения», то это не новая проблема в психологии, которая зачастую известна под названием «персональное пространство». Уже в рамках проксемики при исследовании оптимальной организации пространства общения, особенно посредством невербальных средств, было выявлено наличие у человека достаточно точных представлений о том, в каких ситуациях какая дистанция является уместной. М. Аргайл сформулировал «шкалу интимности», где как раз и обозначены различные дистанции, годные для интимного, делового общения или для публичного выступления. Другая сторона этой проблемы успешно исследовалась психологами Эстонии. Т. Нийт, например, изучал вопрос о том, какое значение имеют пространственные характеристики как для людей с различными индивидуальными психологическими особенностями, так и для представителей разных культур. Дело не только в выборе дистанции общения, но и в общей потребности человека в определенном «уединении». Эта психологическая потребность тесно связана с социальными условиями ее реализации. (Так, для разных людей в разной степени нетерпима теснота коммунальной квартиры или даже отсутствие собственной комнаты в квартире изолированной. Восприятие мира во многом строится и через призму именно этой характеристики существования.) По мнению И. Альтмана, «уединение» обозначает такую меру социальной стимуляции, при которой люди могут оптимально взаимодействовать. Это обусловлено тем, что «личное пространство» гарантирует индивиду возможность принимать самостоятельно решение о том, какую информацию о себе он готов передавать партнеру и при каких обстоятельствах. Иными словами, должная мера «уединения» выступает компонентом формирования Я-концепции, а следовательно, экологическая характеристика сопряжена с формированием идентичности.

Другая сторона этого  же вопроса – «скопление» людей, их пребывание в толпе, вообще в системе  превалирующей тесноты. В данном случае это уже не вопрос тесноты  в квартире, а мироощущение человека в ситуации любого массового сборища. Сензитивность к «уединению», как правило, коррелирует с крайне негативной оценкой всякого «скопления». Объединяемое термином «территориальность» предпочтение к той или другой стороне альтернативы «уединение-скопление» выступает значимой переменной в оценке индивидом окружающего мира. Хотя эти оценки могут быть и чисто ситуативными, в конечном счете они могут влиять и на более общую картину мира. Так, в исследовании М. Хейдеметса было показано, что человеку свойственно поддерживать определенный уровень пространственного контакта с другими людьми, и успешность/неуспешность этого определяет в значительной степени не только психологическое состояние индивида, но и эффективность его деятельности. Угроза персональному пространству приводит к повышению его значимости, следствием чего является, с одной стороны, еще более настойчивая идентификация себя с этим пространством, а с другой – толчок к общему восприятию мира через призму восприятия своего пространства, своей среды.

Отношение к среде заставляет человека выработать определенные категории, при помощи которых эта среда  может быть адекватно описана. Все  они так или иначе относятся к категоризации пространства, т. е. касаются последовательности, расстояния и ориентации. Примерами применения такой категоризации являются построения образа города, что стало в последнее время довольно частым предметом психологических исследований. Начало им было положено книгой К. Линча «Образ города». Работа выполнена в традициях, весьма близких к когнитивной психологии, и предлагает, по существу, конкретизацию процесса построения некоторой когнитивной схемы. Линч обозначил пять основных категорий, которыми люди пользуются, организуя свой образ города: дороги (их совокупность – это «умственная карта города»); перекрестки представляют точки принятия горожанами решений и выбора; окраины – дающие ясность твоего собственного положения в городе; районы – обозначают своеобразную иерархию частей города; специальные ориентиры, которые являются такими точками на карте города, которые помогают нам определить, на правильном ли мы находимся пути. Эта категоризация, с одной стороны, служит просто наиболее экономному описанию конкретного города, а с другой стороны, способствует и конструированию такого абстрактного образа города, который оптимален для существования человека. На примере отношения человека к городу (элементу «построенной среды») хорошо также проследить связь проблем экологии и идентичности. Целый ряд исследований посвящен вопросу о том, как человек воспринимает изменения городской среды. Эти изменения внесены урбанизацией: меняется цветовая гамма городских пейзажей, возникают большие плоские поверхности вновь построенных площадей, больших магистралей, начинают преобладать прямые углы и линии, связанные с массовой застройкой новых жилых кварталов. Вопрос в том, как люди относятся к этим изменениям: затрагивают ли они идентификацию с привычным обликом города? Зачастую потеря привычной территории, «присвоенной» человеком, приводит к своеобразной ностальгии, откуда возникает негативное отношение к преобразованиям, особенно у пожилых людей.

Это выражается в неприятии  новой планировки районов, переименования улиц и т. п.

Все это можно проинтерпретировать  как один из элементов разрушения идентичности, что обусловлено разрушением  некоторых символов, а среда, как  видно, также обладает для человека символическим значением. Потеря территории, предметов, ее наполняющих, или символов, репрезентирующих эти предметы, способствует потере ориентации человека в мире, что есть обязательное условие сохранения идентичности.

Нужно также упомянуть  и еще о некоторых специальных  областях экологической психологии, которые имеют отношение к  психологии социального познания.

Одной из таких специальных  областей является так называемая рискология – научная дисциплина, активно развивающаяся в последние годы и исследующая различные проблемы риска. Рискология охватывает широкий круг вопросов и подходит к анализу риска с различных точек зрения: так, например, риск изучается в комплексе технических (инженерных) дисциплин. Но есть и особая область исследования риска, целиком связанная с проблемами психологической ориентации человека в мире. В этом качестве риск изучается в контексте экологической психологии вместе с другими проблемами влияния окружающей среды на поведение человека.

Здесь анализируется такая  ситуация, когда наиболее значимым для человека является не объективная  степень риска, а его субъективное восприятие риска, для чего вводится понятие «воспринимаемый риск». Конечно, степень риска, которому подвержен  человек в той или иной ситуации, определяется и объективными характеристиками опасности и угрозы, однако поведение  во многом опосредовано тем, как и  насколько индивид воспринимает эту опасность. Под «воспринимаемым  риском» и понимается как раз  сочетание субъективной вероятности неблагоприятного события и оценки его возможных негативных последствий.

Образ среды во многом обусловлен тем, насколько она представляется источником разного рода рисков. В  экспериментальных исследованиях  выявлены различные факторы «воспринимаемого риска». Из них чрезвычайно важным является, например, степень удаленности  от непосредственного очага угрозы, а также мера информированности (отдельного человека или группы) о  конкретных «рисковых» ситуациях. В  обыденной жизни все эти выявленные в исследованиях факторы хорошо известны. В конкретных чрезвычайных ситуациях включение риска в  поведение человека во многом обусловлено  именно степенью его информированности как о характере угрозы, так и о возможных последствиях. В ряде исследований, проведенных в нашей стране после чернобыльской катастрофы, установлены различные типы поведения в ситуациях риска. Чрезвычайно важным фактором восприятия окружающей среды через призму риска является осмысление связи «чисто» экологических (природных) катастроф и социальной ситуации, в рамках которой они происходят. Мы вернемся к этому вопросу подробнее ниже, но сейчас необходимо сказать о том, что образ мира как целостное образование в сознании человека включает в себя представление о единстве природной и социальной среды.

Возвращаясь к проблеме идентичности, можно сделать вывод, что идентификация  с определенным типом среды есть важнейший компонент образа Я.

Потребность «быть  личностью»[68]. А. В. Петровский

Запечатлевая, продолжая  себя в других членах общества, человек  упрочивает свое существование. Обеспечивая  посредством активного участия  в деятельности свое «инобытие» в  других людях, индивид объективно формирует  содержание своей потребности в  персонализации. Субъективно последняя может выступать в мотивации достижения, притязаний на внимание, славу, дружбу, уважение, положение лидера и может быть или не быть рефлектирована, осознана. Потребность индивида быть личностью становится условием формирования у других людей способности видеть в нем личность, жизненно необходимую для поддержания единства, общности, преемственности, передачи способов и результатов деятельности и, что особенно важно, установления доверия друг к другу, без чего трудно надеяться на успех общего дела.

Таким образом, выделяя себя как индивидуальность, добиваясь  дифференциальной оценки себя как личности, человек полагает себя в общности как необходимое условие ее существования, поскольку он производит всеобщий результат, что позволяет сохранять эту  общность как целое. Общественная необходимость  персонализации очевидна. В противном  случае исчезает и становится немыслимой доверительная, интимная связь между  людьми, связь между поколениями, где воспитуемый впитывает в  себя не только знания, которые ему  передаются, но и личность передающего. На определенном этапе жизни общества эта необходимость выступает  в виде ценностно закрепленных форм социальной потребности. ‹…›

Потребность «быть личностью», потребность в персонализации обеспечивает активность включения индивида в  систему социальных связей, в практику и вместе с тем оказывается  детерминированной этими социальными  связями. Стремясь включить свое «Я»  в сознание, чувства и волю других посредством активного участия  в совместной деятельности, приобщая их к своим интересам и желаниям, человек, получив в порядке обратной связи информацию об успехе, удовлетворяет  тем самым потребность персонализации. Однако удовлетворение потребности, как  известно, порождает новую потребность  более высокого порядка. Этот процесс  не является конечным. Он продолжается либо в расширении объектов персонализации, в появлении новых и новых  индивидов, в которых запечатлевается  данный субъект, либо в углублении самого процесса, то есть в усилении его  присутствия в жизни и деятельности других людей.

Реализуя потребность  «быть личностью» и перенося себя в другого, индивид осуществляет эту «транспортировку» отнюдь не в безвоздушной среде «общения душ», а в конкретной деятельности, производимой в конкретных социальных общностях. Экспериментальные исследования подтвердили гипотезу, что оптимальные условия для персонализации индивида существуют в группе высшего уровня развития, где персонализация каждого выступает в качестве условия персонализации всех. В группах корпоративного типа, напротив, каждый стремится быть персонализирован за счет деперсонализации других. Этот психологический факт фиксирует концепция деятельностного опосредствования межличностных отношений. ‹…›

Информация о работе Личность и условия ее развития и здоровья