Личность и условия ее развития и здоровья

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 11:44, реферат

Описание работы

Значение личности в исторической жизни народов ярче всего выступает в те периоды, когда силою вещей их социальная деятельность идет повышенным темпом. Как всякая другая сила, так и сила личности обнаруживается резче всего при сопротивлении, т. е. в соперничестве и в борьбе, а потому значение личности выступает особенно ярко как в мирном соперничестве народов на почве труда и культуры, так и в те периоды, когда для народа является необходимость борьбы со стихийными бедствиями или с внешними врагами.

Работа содержит 1 файл

Личность и условия ее развития и здоровья.docx

— 99.79 Кб (Скачать)

Таким образом, с точки  зрения исторического материализма «конечные причины всех общественных изменений и политических переворотов  следует искать не в головах людей, – говорит Энгельс, – не в возрастающем понимании ими вечной истины и справедливости, а в изменениях способа производства и обмена; их нужно искать не в философии, а в экономике соответствующей эпохи» (К. Маркс, Ф. Энгельс).

Процесс производства принимает  у человечества широчайший общественный характер, который в настоящую  пору охватывает весь мир. В зависимости  от этого возникают сложнейшие формы  организации общественного поведения  людей, с которыми ребенок сталкивается прежде, нежели он непосредственно  сталкивается с природой.

Поэтому характер воспитания человека всецело определяется той  общественной средой, в которой он растет и развивается. Но среда не всегда влияет на человека непосредственно  и прямо, но и косвенно, через свою идеологию. Идеологией мы будем называть все социальные раздражители, которые  установились в процессе исторического  развития и отвердели в виде юридических  норм, моральных правил, художественных вкусов и т. п. Нормы являются насквозь пронизанными породившей их классовой структурой общества и служат классовой организации производства. Они обусловливают все поведение человека, и в этом смысле мы вправе говорить о классовом поведении человека.

Мы знаем, что все решительно условные рефлексы человека определяются теми воздействиями среды, которые  посылаются на него извне. Поскольку  социальная среда является в своей  структуре классовой, постольку, естественно, все новые связи запечатлеваются  этой классовой окраской среды. Вот  почему некоторые исследователи  решаются говорить не только о классовой  психологии, но и о классовой физиологии. Наиболее смелые умы решаются говорить о «социальной всепропитанности» организма и о том, что самые интимные наши функции являются в конечном счете выразителями социальной природы. Мы дышим и совершаем важнейшие отправления нашего организма всегда в согласии с теми раздражителями, которые воздействуют на нас. Разбирая психологию современного человека, мы находим в нем такое множество чужих мнений, чужих слов, чужих мыслей, что мы решительно не можем сказать, где кончается собственная и где начинается социальная его личность. Поэтому каждый человек в современном обществе, хочет он того или нет, непременно является выразителем того или иного класса.

Поскольку мы знаем, что индивидуальный опыт каждого человека обусловливается  ролью его в отношении среды, а классовая принадлежность именно и определяет эту роль, постольку  ясно, что классовая принадлежность определяет психологию и поведение  человека. «Таким образом, – говорит Блонский, – никаких неизменных и общеобязательных законов человеческого поведения в обществе нет. В классовом обществе понятие «человек» вообще есть пустое отвлеченное понятие. Общественное поведение человека определяется поведением его класса, и каждый человек непременно есть человек того или другого класса» (1921, с. 73). В этом отношении мы должны быть глубоко историчными и всегда приводить поведение человека в связь с классовой ситуацией в данный момент. Это должно быть основным психологическим приемом для всякого общественного психолога. Припомним, что классовая структура общества определяет собой позицию, которую человек занимает в организованном общественном труде. Следовательно, классовая принадлежность определяет зараз и культурную и природную установку личности в среде. «Отсюда, – говорит Блонский, – всякий человек есть некоторая вариация (средняя, наиболее частая, минимальная, максимальная и т. п.) того или иного общественного класса. Отсюда следует, что поведение индивидуума есть производная поведения соответствующего класса» (там же).

Дело в том, что человеческий труд, т. е. борьба за существование, по необходимости принимает формы общественной борьбы и в зависимости от этого ставит в одинаковые условия целые массы людей, требуя от них выработки одинаковых форм поведения. Одинаковые формы поведения и составляют те общераспространенные религиозные верования, обряды, нормы, в которых живет данное общество. Таким образом, хотим мы того или не хотим, сознательно или бессознательно, но воспитание всегда направляется по классовой линии.

Для психолога это означает, что система раздражителей, которая  формирует системы поведения  ребенка, состоит из классовых раздражителей.

Это следует иметь в  виду, когда перед нынешней педагогикой  ставится старый вопрос относительно того, что является идеалом воспитания – интернациональный, общечеловеческий тип или национальный. Надо принять  во внимание классовую природу всех идеалов; надо помнить, что идеалы национализма, патриотизма и прочие – только замаскированные формы классовой  направленности воспитания. Вот почему для нашей педагогики ни то, ни другое не может явиться верным решением вопроса. Напротив того, поскольку нынешнее воспитание приноравливается к выходящему на историческую арену интернациональному рабочему классу, постольку идеалы интернационального развития и классовой  солидарности должны превысить идеалы национального и общечеловеческого  воспитания.

Однако это вовсе не означает того, чтобы современная  педагогика относилась с невниманием  к национальным формам развития. Дело в том, что национальные формы  развития представляют из себя несомненный и великий исторический факт. Поэтому, само собой разумеется, они входят непременным психологическим условием в наше школьное дело. Все то, что усваивает ребенок, приноравливается к тем особенным формам поведения, языка, обычаев, нравов и навыков, которые воспринимает ребенок.

Важно избежать основных ошибок, которые делает обычно педагогика. Во-первых, чрезмерного культа народности, который усиливает национальный элемент в поведении и вместо национальности культивирует в учениках национализм. Обычно это связывается  с отрицательным отношением к  другим народностям, квасным патриотизмом, т. е. пристрастием к внешним, показным признакам своей народности. Национальная окраска человеческого поведения представляет из себя, как и все культурные приобретения, величайшую человеческую ценность, однако только тогда, когда она не становится футляром, который замыкает в себе человека, как улитку в раковину, и отгораживает его от внешних влияний.

Сталкивание различных культур  часто приносило с собой смешанные  и ложные формы языка, искусства, но вместе с тем давало прекрасные результаты в смысле развития новых  форм культурного творчества. Верность своему народу есть верность своей  индивидуальности и единственный нормальный и нефальшивый путь поведения.

Другой опасностью национализма является чрезмерная сознательность в  этом вопросе. Дело в том, что национальные формы культуры приобретаются как  бы стихийно и входят несознательной частью в строй нашего поведения. В этом смысле психологически и педагогически  национальность не противоречит классу, но и то и другое имеют свою очень  важную психологическую функцию.

Социальные ситуации развития личности и ее статус[64]. Б. Г. Ананьев

Личность – общественный индивид, объект и субъект исторического  процесса. Поэтому в характеристиках  личности наиболее полно раскрывается общественная сущность человека, определяющая все явления человеческого развития, включая природные особенности. Об этой сущности К. Маркс писал: «Но  сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений». Историко-материалистическое понимание сущности человека и общественного  развития составило основу научного изучения законов развития всех свойств человека, среди которых личность занимает ведущее положение.

Формирование и развитие личности определено совокупностью  условий социального существования  в данную историческую эпоху. Личность – объект многих экономических, политических, правовых, моральных и других воздействий  на человека общества в данный момент его исторического развития, следовательно, на данной стадии развития данной общественно-экономической  формации, в определенной стране с  ее национальным составом.

Лишь охарактеризовав  основные силы, воздействующие на формирование личности, включая социальное направление  образования и общественного  воспитания, т. е. определив человека как объект общественного развития, мы можем понять внутренние условия его становления как субъекта общественного развития. В этом смысле личность всегда конкретно-исторична, она продукт своей эпохи и жизни страны, современник и участник событий, составляющих вехи истории общества и ее собственного жизненного пути.

Подобно тому как не существует внесоциальной личности, так нет  и внеисторической личности, не относящейся  к определенной эпохе, формации, классу и его определенному слою, национальности и т. д. Именно в этом социально-историческом смысле, относящемся к ее сущности, личность всегда конкретна… Поэтому изучение личности неизбежно становится историческим исследованием не только процесса ее воспитания и становления в определенных социальных условиях, но и эпохи, страны, общественного строя, современников, соратников, сотрудников или, напротив, противников – в общем, соучастников дел, времени и событий, в которые была вовлечена личность.

Биографическое исследование личности, ее жизненного пути и творчества есть род исторического исследования в любой области знания – искусствознания, истории науки и техники, психологии и т. д.

Периодизация жизненного пути и основные вехи деятельности в биографических исследованиях  определяются в хронологических  рамках эпохи и фазы ее развития в данной стране. Иначе и невозможно построить цельную биографическую картину жизни человека, в которой  история является не только фоном и канвой для узоров биографии, но и основным партнером в жизненной драме человека. Как соучастник исторических событий и член общностей, являющихся субъектами социальных процессов, личность характеризуется определенной глубиной осознания и переживания исторического процесса, «чувством истории», как можно было бы назвать такое переживание.

Историческое, социологическое  и социально-психологическое исследование личности составляет в настоящее  время единый и основной путь ее изучения, определяющий собственно психологическое  исследование…

Это означает, между прочим, что в эмпирических исследованиях  современных психологов, несмотря на наличие многих теоретических расхождений, достигнут определенный уровень  объективного понимания личности в  системе социальных связей и отношений, начиная от связей в малых группах  и коллективах и заканчивая целыми культурами, обществами, эпохами. Если оценивать общее положение теории личности в зарубежной социологии, социальной психологии и психологии, то необходимо признать, что субъективистские концепции (психоаналитические и т. п.) все меньше используются в качестве рабочих принципов в конкретных исследованиях личности. Идея социальных взаимозависимостей как основы динамической структуры личности приобрела общее значение для различных направлений социологической и психологической теории личности. Однако в самом понимании этих взаимозависимостей, конечно, имеются коренные различия, так как для многих буржуазных ученых характерны абстрактно-социологические и индивидуалистические концепции. ‹…›

В зависимости от социально-экономической  формации (социалистической или капиталистической) в современных условиях складывается определенный целостный образ жизни  – комплекс взаимодействующих обстоятельств (экономических, политических, правовых, идеологических, социально-психологических  и т. д.).

В этот комплекс входят явления  производства материальной жизни общества и сферы потребления, социальные институции, средства массовой коммуникации и сами люди, объединенные в различные  общности. Взаимодействие человека с  этими обстоятельствами жизни составляет ту или иную социальную ситуацию развития личности. ‹…›

Личность, как мы хорошо знаем, не только продукт истории, но и участник ее движения, объект и субъект современности. Быть может, наиболее чувствительный индикатор  социальных связей личности – ее связь  с современностью, с главными социальными  движениями своего времени. Но эта связь тесно смыкается с более частным видом социальных связей – с людьми своего класса, общественного слоя, профессии и т. д., являющимися сверстниками, с которыми данная личность вместе формировалась в одно и то же историческое время, была свидетелем и участником событий, о которых младшие будут знать лишь из преданий, литературы и т. д. Формирование общности поколения зависит от системы общественного воспитания. Принадлежность к определенному поколению всегда является важной характеристикой конкретной личности. ‹…›

С началом самостоятельной  общественно-трудовой деятельности строится собственный статус человека, преемственно связанный со статусом семьи, из которой  он вышел. Под влиянием обстоятельств  жизни и исторического времени  собственный статус может все  более отдаляться от старого статуса  и преодолевать старый уклад жизни, сохраняя, однако, наиболее ценные традиции.

Сочетание черт относительной  устойчивости и преобразований в  связи с развитием всего общества характерно для статуса. Положение  личности в обществе определяется системой ее прав и обязанностей, их соотношением, реальным обеспечением прав личности со стороны данного общества и  реальным осуществлением обязанностей по отношению к обществу со стороны  личности. ‹…›

Статус личности как бы «задан» сложившейся системой общественных отношений, социальных образований, объективно определяющих «место» личности в  социальной структуре. Понятие статуса  личности может быть дополнено понятием позиции личности, характеризующим  субъективную, деятельную сторону положения  личности в этой структуре. ‹…›

Многообразные позиции личности, сочетающие объективные и субъективные ее характеристики, строятся на основе ее статуса, но могут его преобразовать или, напротив, закрепить в зависимости от эффектов деятельности.

Статус личности объективен и осознается ею частично или целостно, инадекватно или адекватно, пассивно или активно (человек или приспосабливается к нему, сопротивляясь и борясь со сложившимся положением, или, напротив, защищает его и свои права). ‹…›

Научное исследование статуса  личности должно включать изучение реального  экономического положения (имущественную  характеристику, общий заработок  семьи, обеспеченность жильем, реальный бюджет в соотношении со структурой потребления), политически-правового  положения как определенного  баланса прав и обязанностей гражданина, члена организации макро– и микроколлективов, трудовой профессиональной характеристики (положения человека в системе квалификаций, специальностей, объема труда и трудоспособности человека), образовательного статуса, положения семьи данного человека и положения личности в своей семье. Национальные, религиозные и другие особенности человека должны учитываться в связи с общей структурой данного общества (однородного или неоднородного в национальном отношении), наличием или отсутствием господствующей религии, наличием или отсутствием прав личности на атеизм и т. д.

Информация о работе Личность и условия ее развития и здоровья