Лекции по «Содержание и методика психосоциальной деятельности в системе социальной работы»

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 06:21, курс лекций

Описание работы

1. Цель и задачи и место курса «Содержание и методика психосоциальной деятельности в системе социальной работы» в системе профессиональной подготовки специалистов.
2. Понятие, сущность и основные направления психосоциальной работы в мировой практике.
3. Психосоциальный подход в социальной работе.

Работа содержит 1 файл

курс лекций по методике психосоциальной деят-ти в СР.rtf

— 1.88 Мб (Скачать)

Помимо разработки моделей взаимодействия на основе психоаналитической теории определялись принципы взаимодействия социального работника и клиента, которые М. Ричмонд называла «принципами ментальной гигиены». Впоследствии эти принципы будут взяты в качестве основы этического кодекса социального работника:

симпатизировать клиенту,

отдавать ему предпочтение.

поощрять его,

строить с ним совместные ясные планы действий.

С теоретической деятельности М. Ричмонд начинает оформляться определенный подход, школа социальной работы, которая вошла в научный обиход под названием «диагностическая школа», или диагностический подход в социальной работе.

3. Диагностическая школа непосредственно связана с колледжем 
Смита в Нью-Йорке, где с 1918 г. осуществляется подготовка социальных работников. В это время назрела необходимость в специалистах, 
способных работать над преодолением эмоциональных проблем ветеранов первой мировой войны и членов их семей.

В качестве теоретической основы взаимодействия социального работника и клиента ею была взята медицинская модель, однако идеи М. Ричмонд были восприняты прямо противоположным образом, противоречащим ее собственным взглядам. Среди социальных работников представители именно диагностической школы испытали самое сильное влияние идей 3. Фрейда. Основное внимание они сосредоточивали на внутреннем мире клиента, отодвигая на задний план социальные процессы и социальную среду. При этом основной акцент делался ими на диагнозе.

Представители этой школы утверждали,  что для определения лечения необходимо собрать как можно больше объективных данных о клиенте и о его ситуации. С усилением влияния психоанализа основной акцент перемещается на сбор информации о детстве клиента, оценку его личности, в то время как оценка ситуации становится вторичной.

Отношения между, клиентом и. социальным работником превращаются в почти авторитарные, а задачей последнего становится «лечение» клиента, понимаемое как изменение его личности и  оказание помощи в адаптации к окружающей среде.

Дальнейшее развитие диагностических подходов связано деятельностью Г. Гамильтон, которая расширяет понятие диагноза и предлагает его новую трактовку сообразно тенденциям в социальной работе. Диагноз как основа метода переосмысливается, и он начинает выступать не как установка к действию, а как рабочая гипотеза для понимания личности клиента, его ситуации и его проблемы. По сути дела, диагноз выступал в качестве модели, которая дает представление о том, как человек встречается с ситуацией.

Это позволило Г. Гамильтон увидеть в ситуации не только диагностическую, но и оценочную проблематику.

Ситуационный подход в диагностической школе внес две стратегии:

- развитие предвидения 

- психологической поддержки. 

Развитие предвидения у клиента диагностическая школа рассматривала как приоритетное направление, так как оно позволяет освобождаться от неосознанного конфликта, а осознание и понимание клиентом его трудностей позволяло социальному работнику эффективно осуществлять интервенции. Применяя элементы психоанализа, социальные работники использовали возможности памяти и конфликта, чтобы вскрыть области сознательного и доступные области бессознательного.

Психологическая поддержка направлена на обретение уверенности клиентом, она связана с отдельными аспектами развития его жизни. Методы поддержки включают в себя избирательные процедуры, где поддерживаются одни и подавляются другие аспекты поведения клиента.

Диагностическая школа ставила перед собой следующие задачи:

применение модели предвидения в социальной работе с клиентом;

повышение действенности применительно к случаю;

определение процедур поддержки в самой модели.

Диагностический подход в индивидуальной социальной работе

В основе диагностического подхода лежат два основополагающих принципа:        

социальная помощь основана на индивидуализации клиента и его проблемы;

помощь направлена на улучшение социальной жизни человека.

Эти два взаимно обусловленных процесса описаны как диагноз и лечение.

Диагностическая стадия работы с клиентом

Социальное  регулирование индивидуума обусловлено социальными и индивидуальными факторами, которые могут воздействовать как положительно, так и отрицательно. Отсюда двойственное понимание природы перемен в ситуации клиента, которая связана с индивидуальностью и социальным окружением.

И если в первом случае действие осуществляется «лицом к лицу», «ум на ум», то во втором случае через косвенное действие -- окружающую среду. Вот почему основной принцип диагностического подхода следует сформулировать так:  чтобы определить трудности, их необходимо осмыслить по отношению к широкому диапазону факторов, их обусловивших.

На начальной стадии работы с клиентом социальный работник стремится понять природу его трудностей и ту помощь, которую он просит. Интервьюирование носит спонтанный характер и не имеет схем, но социальный работник стремится заставить клиента рассказать свою историю, поставить его перед необходимостью раскрыть основные социальные и психологические факторы. Начальная стадия может иметь пролонгированный характер, чтобы преодолеть сопротивление клиента, создать атмосферу доверия и откровенности. На данной стадии формируется план лечения.

На начальном этапе исследования конкретной проблемы клиента можно обсуждать, по мнению представителей данной школы, влияние его родственников. Это дает возможность оценить степень воздействия окружающей среды, а также различные модели поддержки. На этой же стадии социальный работник получает информацию о финансах клиента, его здоровье, отношении других членов к создавшейся ситуации и т.д.

Предварительное обсуждение позволяет определить первичные основания тех факторов, которые создают трудности, с другой стороны, оно имеет терапевтическую ценность, так как проблема  клиента выслушивалась, принималась и обсуждалась.

Большое внимание при сборе информации о проблеме клиента социальный работник уделяет его эмоциям. Спонтанные, реактивные эмоции, их изменения в зависимости от обсуждения той или иной темы -- важнейшая часть работы с клиентом на начальной стадии. Знание структуры индивидуальности и динамики поведения в их норме и патологии -- неотъемлемая часть профессионального взаимодействия социального работника и клиента. Таково было требование к профессионалам, работающим в данном  направлении.

Предварительная оценка индивидуальных трудностей клиента в диагностическом подходе позволяла обеспечивать обоснование планирования первых шагов по изменению ситуации.

Но не только познание социального окружения в центре внимания социального работника, большое внимание уделяется также оценке структуры личности. Оценка структуры личности основывается на наблюдении реакции клиента: образцов поведения, механизмов защиты, качества ответов, эмоций и переживаний, его тревог и беспокойств. Понимание нормы и патологии позволяло определять виды помощи клиенту.

Процесс лечения

В процессе лечения социальный работник находит оптимальные пути решения проблемы клиента. Причем социальный работник вырабатывает стратегии для устранения препятствий как в социальной среде, так и в «области чувств», т.е. решает психологические трудности клиента.

Многообразие социальных и психологических факторов создает бесчисленные комбинации ситуаций клиента, накладывает отпечаток на стратегии и цели лечения.

Диагностическое направление в социальной работе использует широкий спектр лечебных методов.

Согласно классификации Р. Остин, лечебный кейсворк представлен в двух основных подходах:

-- социальная терапия 

-- психотерапия.

Несмотря на многообразие методов, главное в процессе лечения -- это изменение динамики отношений.

Динамика отношений

Отношения в диагностическом подходе рассматриваются как среда, позволяющая найти новые пути решения проблемы клиента. Терапевтическое влияние среды зависит от социального работника, который на основе диагноза и целей лечения выстраивает отношения в определенной логике и последовательности, в каждой ситуации отдельно. Самая простая форма отношений социального работника и клиента -- когда клиент может быть выслушан и понят. Атмосфера понимания клиента может быть создана даже на основе единственного контакта.

Смысл этого вида помощи заключается в том, что ego клиента, ослабленное отрицательным опытом жизни, получает поддержку и защиту, ощущение быть понятым и выслушанным, которого не хватает в результате психологического и социального напряжения. Быть оцененным, а также получить помощь и руководство имеет особую ценность для клиентов социальных учреждений.

В соответствии с диагнозом и потребностями в изменениях социальный работник, разделяя чувства с клиентом, строит такие отношения, при которых происходит снижение его напряженности и беспокойства. Положительная идентификация позволяет рационально выстраивать новые концепции социальных целей, удовлетворяющих клиентов.

 

Методы лечения

После установления диагноза социальный работник продолжает дальнейшее взаимодействие с клиентом, в процессе которого диагностическая гипотеза может уточняться и пересматриваться. Этому способствуют дополнительные сведения о клиенте, наблюдения, интерпретация его ответов. Дальнейшие обсуждения могут подвести к центральной проблеме, которая может быть связана с психологическими трудностями либо со средовыми факторами.

Цели лечения определяют методы работы. Структуры отношений социального работника и клиента могут включать эмоциональные разгрузки, поддержку, руководство, одобрение и т.д. Частота встреч, темп работы, шаги в завершении контакта зависят от индивидуальных особенностей ситуации.

Продолжительность взаимодействия зависит не только от индивидуальных факторов, но и от агентства, особенностей его финансирования и идеологии деятельности.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. М.: РИД «Соц.здоровье России». 1993. -- 176 с.

2. Абрамова Г.С. Практикум по психологическому консультированию. -- Екатеринбург: Деловая книга, 1995. -- 128 с.

3. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. -- Екатеринбург: Деловая книга, 1995.-- 224с.

4. Бубнова С.С. Психологические аспекты профессиональной консультации // Психологический журнал, 1990, Т. 11, № 1.

5. Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидере А.Г. Возрастно-психологическое кон 
сультирование. - М.: Изд-во МГУ, 1990. -- 160 с. ,.

6. Цербин В.П., Лепеженкова Л.Н. Опыт психологической консультации в Ленинграде // Психологический журнал. 1984. Т. 5. № 4.

7.ГодфруаЖ. Что такое психология: В 2-х т. Пер. с франц -- М.: Мир, 1992. -- Т. 1. 496 с. Т. 2. 376с.

8.ГубачевЮ.М.,ИовлевБ.В.,КарвасарскийБ.Д. и др. Эмоциональный стресс в условиях нормы и патологии человека. -- Л.: Медицина, 1976. -- 224 с.

9. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. -- М.: Просвещение, 1987. -- 207 с.

10. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. -- Л.: Изд-во ЛГУ 1985. -- 168с.

11. Карвасарский Б.Д. Психотерапия. -- М.: Медицина, 1985. -- 304с.

12. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. -- М.: Наука, 1983. -- 368 с.

13. Кокс Т. Стресс. Пер. с англ.-- М.: Медицина, 1981. -- 216с.

14. Лунева О.В., Хорошилова Е.А. Психология делового общения: Учебное пособие. -- М.: Просвещение, 1987. -- 137 с.

15. Методы практической психологии общения: Учебное пособие/ Под ред. В.П. Захарова, Е,В. Сидоренко. --Л.: ЛТГУ, 1990.-- 64с.

16. МицичП. Как проводить деловые беседы / Пер.с сербохорв. -- М.: Мир, 1983.-- 145с.

17. Мэй Ролло. Искусство психологического консультирования/ Пер. с англ. -- М.: НФ «Класс», 1994. -- 144с.

18. Новикова Е.В., Хухрев И.А. Психологическая коррекция личности при маргинальной профессиональной ориентации. -- Новосибирск: Наука, 1988. -- 220 с.

19. Пахальян В.Э. Работа психолога при подготовке и проведении психологического 
консилиума // Вопросы психологии, 1990, № 2. ,

20. Пезешкиан Н. Психотерапия повседневной жизни. -- М.: Медицина, 1995. -- 336 с.

21. Петровская Л.А. Компетентность в общении. -- М.: Педагогика, 1989. -- 230с.

22. Психологическая теория коллектива 7 Под ред. А.В. Петровского. -- М.: Педагогика, 1979.-- 240с.

23. Практикум по социально-психологическому тренингу / Под ред. Б.Д. Парыгина. -- СПб., Изд-во СПбГУ, 1994. -- 216с.

24. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной с соавт. -- М.: Просвещение, 1991. -- 303 с.

25. Роджерс К-Р. Взгляд на психотерапию, становление человека/ Пер. с англ. -- М.: Гр. Прогресс, 1994.-- 480с.

26. Семья в психологической консультации. Опыт и проблемы психологического консультирования // Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. -- М.: Педагогика, 1989. -- 208 с.

 


Информация о работе Лекции по «Содержание и методика психосоциальной деятельности в системе социальной работы»