Лекции по «Содержание и методика психосоциальной деятельности в системе социальной работы»

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 06:21, курс лекций

Описание работы

1. Цель и задачи и место курса «Содержание и методика психосоциальной деятельности в системе социальной работы» в системе профессиональной подготовки специалистов.
2. Понятие, сущность и основные направления психосоциальной работы в мировой практике.
3. Психосоциальный подход в социальной работе.

Работа содержит 1 файл

курс лекций по методике психосоциальной деят-ти в СР.rtf

— 1.88 Мб (Скачать)

Женщины обычно более чувствительны,  чем  мужчины  и этим объясняется существование такого понятия, как женская интуиция. Женщины обладают врожденной способностью замечать и расшифровывать невербальные сигналы, фиксировать самые мельчайше подробности. Поэтому мало кто из мужей может обмануть своих жен, и, соответственно, большинство женщин могут узнать тайну мужчины по его глазам, о чем он даже не подозревает.

Эта женская интуиция особенно хорошо развита у женщин, занимающихся воспитанием маленьких детей. Первые несколько лет мать полагается только на невербальные сигналы коммуникации со своим ребенком, и считается, что, благодаря своей интуиции, женщины больше подходят для ведения переговоров, чем мужчины.

Несмотря  на  то,  что  проведено  много  исследований,  ведутся горячие дискуссии по поводу того, являются ли невербальные сигналы врожденными или приобретенными,  передаются ли они генетически или  приобретаются  каким-то   другим   путем.   Доказательства  были получены через  наблюдения за слепыми,  глухими,  и  глухонемыми людьми,   которые   не   могли   бы   обучиться   невербальному языку   благодаря слуховым или зрительным рецепторам. Проводились также наблюдения  за   жестикуляцией   различных  наций  и  изучалось поведение   наших   ближайших   антропологических   родственников - обезьян.

Выводы   этих   исследований   указывают,   на то, что   жесты   поддаются  классификации.    Например,    большинство    детенышей    приматов  рождены  со  способностью  к   сосанию,   говорящей   о   том,   что способность эта или врожденная или генетическая.

Установлено, что способность улыбаться глухих или слепых от рождения детей проявляется без всякого обучения или копирования, что подтверждает гипотезу о врожденных жестах. Предположения о врожденных жестах, подтвердились изучением выражения лица у людей, представителей пяти глубоко отличных друг от друга культур. Удалось установить, что представители различных культур использовали одинаковые выражения лица при проявлении определенных эмоции, что позволило заключить, что эти жесты должны быть врожденными.

Когда вы скрещиваете руки на своей груди, скрещиваете ли правую руку над левой или левую над правой? Большинство людей не могут достоверно ответить на этот вопрос до тех пор, пока это не проделают. В одном случае они будут чувствовать себя удобно, в другом случае нет. Отсюда можно заключить, что это, возможно генетический жест, который не может быть изменен.

Существуют  также   разногласия   по   поводу  того,   являются ли некоторые жесты приобретенными и культурно обусловленными или генетическими.    Например,    большинство   мужчин    надевают пальто, начиная с правого рукава, большинство же женщин начинают надевать пальто с левого рукава. Когда мужчина пропускает женщину на многолюдной улице, он, проходя, обычно разворачивается к женщине лицом, женщина   же   обычно   проходит,   отвернувшись   от   него.  Делает ли она это инстинктивно, защищая грудь? Является ли это врожденным жестом женщины, или она научилась этому, неосознанно наблюдая за другими женщинами?

Большинство    жестов    невербального    поведения    являют приобретенными, и значение многих движений и жестов культурно обусловлено.

 

Во всем мире основные коммуникационные жесты не отличаются друг от друга. Когда люди счастливы, они улыбаются, когда они печальны - они хмурятся, когда сердятся - у них сердитый взгляд.

Кивание   головой   почти   во   всем   мире   обозначает   «да»   или утверждение.  Похоже,  что  это врожденный жест,  так  как  он используется глухими и слепыми людьми. Покачивание голове для обозначения    отрицания    или    несогласия    является    также универсальным, и может быть одним из жестов, изобретенных в детстве, когда  ребенок  насосался  молока,   он,   отказываясь  от  материнской груди,   делает   движение   головой   из   стороны   в   сторону, маленький ребенок наелся, он крутит головой из стороны в сторону, чтобы увильнуть от ложки, которой родители кормят его. Тем очень быстро он приучается использовать покачивание головой как  выражения своего несогласия и отрицательного отношения.

Проследить происхождение некоторых жестов можно на примере нашего    первобытнообщинного    прошлого.    Оскал зубов сохранилось от акта нападения на противника и до сих пор используется современным человеком, когда он злобно усмехается или проявляет свою враждебность каким-то другим способом. Улыбка первоначально была символом угрозы, но сегодня, в совокупности с дружелюбными жестами, она обозначает удовольствие или доброжелательность.

Жест    "пожимание    плечами"    является    хорошим    примером универсального жеста, который обозначает, что человек не знает или не понимает, о чем речь. Это комплексный жест, состоящий из трех компонентов:

- развернутые ладони,

- поднятые плечи,

- поднятые брови.

Как вербальные языки отличаются друг от друга в зависимости типа культур, так и невербальный язык одной нации отличается от невербального языка другой нации. В то время, как какой-то жест может быть общепризнанным и иметь четкую интерпретацию у одной нации,  у другой нации он  может не иметь никакого обозначения, или    иметь    совершенно    противоположное    значение.   

Например, рассмотрим разницу в интерпретации разными нациями таких трех типичных   жестов,   как   кольцо   из   пальцев   руки,   поднятый   вверх большой палец и V - образный жест пальцами.

 

ОК - этот жест был популяризован в Америке в начале 19 века, главным образом, прессой, которая в то время начала кампанию по сокращению слов и ходовых фраз до их начальных букв. Существуют разные мнения относительно того, что обозначают инициалы "ОК".


Некоторые считают, что они обозначали «all correct»- «все правильно». Другие говорят, что это антоним к слову «нокаут», по-английски обозначается буквами К.О.   Какая из этих версий верна, мы никогда не узнаем, но похоже, что  сам по себе жест обозначает букву «О»  в слове  О'кеу.  Значение этого жеста хорошо известно во всех англоязычных странах,  а также в Европе и Азии,   в  некоторых  же  других странах  этот  жест  имеет  совершенно другое происхождение и значение.  Например, во Франции он означает «ноль» или «ничего», в Японии он значит «деньги»,  а в некоторых странах   Средиземноморского  бассейна  этот  жест  используется для обозначения гомосексуальности мужчины.

Поэтому, путешествуя по разным странам, следует подчиняться правилу «Со своим уставом в чужой монастырь не ходят», поможет вам избежать возможных неловких ситуаций.

 

Поднятый верх большой палец

В  Америке,  Англии,  Австралии  и  Новой  Зеландии  поднятый вверх большой палец имеет несколько значений.

        1) Обычно он используется при «голосовании»   на  дороге,   в  попытках   поймать  попутную  машину. 

         2) Второе значение  -  "все в порядке".  

        3) В некоторых странах, например, в Греции этот   жест


означает "заткнись". Можете себе представить положение американца, который этим жестом пытается остановить машину на дороге в этой стране.

V - образный знак пальцами

Этот  знак  очень  популярен  в  Великобритании  и Австралии и имеет  оскорбительную   интерпретацию.   Во время   второй   мировой войны Уинстон Черчилль популяризировал знак "V" для обозначения победы, но для этого обозначения рука повернута тыльной стороной  к говорящему. Если же при этом жесте рука повернута ладонью к говорящему,   то  жест  приобретает оскорбительное  значение  -   "заткнись".  

В   большинстве  стран   Европы,   однако,   V жест  в  любом случае  означает   «победа»,   поэтому,   если   англичанин   хочет   этим сказать европейцу, чтобы он заткнулся, тот будет недоумевать, какую победу имел ввиду англичанин. Во многих странам жест означает также цифру "2".

 

Эти   примеры  говорят  о  том,   к   каким  недоразумениям может привести неправильные толкования жестов, не учитывающие национальные   особенности    говорящего.    Поэтому,    прежде    чем делать какие-либо  выводы  о  значении  жестов  и  языка  тела,   необходимо учесть национальную принадлежность человека.

 

Одной из наиболее серьезных ошибок, которую могут допустить новички в деле изучения языка тела, является стремление выделить один  жест  и рассматривать  его  изолированно  от других  жестов и  обстоятельств.    Например,    почесывание   затылка    может   означать тысячу   вещей   -   перхоть,   блохи,   выделение   пота,   неуверенность, забывчивость или произнесение неправды  - в  зависимости от того какие  другие  жесты  сопровождают  это  почесывание,   поэтому для правильной   интерпретации   мы   должны   учитывать   весь   комплекс сопровождающих жестов.

Как  любой  язык,   язык  тела  состоит  из  слов,   предложений,  знаков  пунктуации.   Каждый  жест  подобен  одному  слову,  а слово  может   иметь   несколько   различных   значений.   Полностью понять значение этого слова  вы  можете только тогда,  когда  вставите это  слово в предложение наряду с другими словами. Наблюдательный человек может прочитать    эти    невербальные    предложения    и    сравнить их со словесными предложениями говорящего.

Кроме учета совокупности жестов и соответствия между словами и телодвижениями, для правильной интерпретации жестов необходимо учитывать контекст, в котором живут эти жесты.

Конгруэнтность - совокупность слов и жестов

 

ЛАДОНИ

 

Испокон веков открытая ладонь ассоциировалась с искренностью, честностью, преданностью и доверчивостью. Клятвы обычно даются с ладонью на сердце; в суде, когда даются показания, поднимается рука с открытой ладонью, Библию держат в левой руке, а правая рука поднята вверх так, чтобы ее видели члены суда.

Самый лучший способ узнать, откровенен и честен ли с тобой  в  данный момент собеседник - это понаблюдать за положением его ладоней. Если собака проявляет покорность и подчинение победителю, подставляя  свою  шею,   то   человек  делает   это  с   помощью  своих ладоней. Например, когда люди полностью откровенны с вами, они протягивают вам одну или обе ладони, и говорят что-то типа: «Я буду с вами полностью откровенен».

 

Когда человек начинает вами откровенничать, он обычно раскрывает перед собеседником ладони   полностью   или   частично.   Как   и   другие   жесты   языка телодвижений, это полностью бессознательный жест, он подсказывает, что собеседник говорит в данный момент правду. Когда ребенок обманывает   или   что-то   скрывает,   он   прячет   ладони   за   спиной.


Свой кредит    доверия  можно повысить,    выработав привычку в процессе общения с людьми держать ладони открытыми. И наоборот,  когда  жест открытых  ладоней  становится  привычкой, снижается количество лжи в вашей речи.  Интересно заметить,  что большинство  людей  не   могут  говорить  неправду,   если  их  ладони открыты.   С   помощью  открытых  ладоней   можно   заставить  других  меньше лгать. Ваши  открытые  ладони  также  поощряют собеседников  быть  с вами доверчивыми и откровенными.

Сигналы, передаваемые ладонью, относятся к числу наиболее значимых невербальных сигналов. Если правильно использовать силу ладони, то она может придать человеку больше авторитета и возможности командовать другими. 

Существует три основных командных жеста ладони: 

положение ладони вверх,

положение ладони вниз, 

положение указывающего перста.

Различие между этими тремя положениями видны из следующего примера: допустим, вам нужно попросить кого-либо поднять коробку и переставить ее на другое место в комнате. Допустим также, использовать при этом мы будем одни и те же слова, говорить одним тоном голоса и с одним выражением лица. Меняться будем только положение ладони.



 

 

 

 

 

 

 

 

 

Положение  открытой ладони вверх есть доверительный, неугрожающий жест, напоминающий просящий жест нищего на улице. Человек, которого мы попросили передвинуть коробку, не почувствует никакого давления, и в условиях субординации он воспримет это как просьбу с вашей стороны.  Когда ладонь повернута вниз, в вашем жесте немедленно появляется   оттенок начальственности. У человека, которому вы адресовали свою просьбу, появится ощущение, что он получил приказ передвинуть коробку, и может даже возникнуть чувство враждебности к вам, 
зависимости от ваших с ним взаимоотношений. Например, если это ваш коллега одинакового с вами положения, то он может не  
выполнить вашу просьбу, но если бы вы его попросили с друга 
жестом, когда ладонь смотрит вверх, то он бы это сделал. Если 
человек, которому вы адресуете свою просьбу, ваш подчиненный, то  
он выполнит ее без возражений, потому что в таком случае вы  
имеете право использовать этот жест.

Жест «указующего перста» является одним из наиболее раздражающих, из используемых человеком в общении, особенно если он совпадает по смыслу со сказанными словами.  Если у вас есть привычка указывать пальцем, постарайтесь заменить этот жест, изменив положение ладони вверх лицом, это позволит добиться больших успехов в отношениях с другими.

 

РУКОПОЖАТИЕ

                                                                                             
 Обмен рукопожатиями является реликтом первобытнообщинной эры. Когда встречались первобытнообщинные люди, они протягивали друг другу руки с раскрытыми ладонями для того, что бы показать свою безоружность. Этот жест со временем претерпел изменения, и появились его модификации, такие как помахивание рукой в воздухе, приложение ладони к груди и многие другие. Современная форма этого древнего приветственного ритуала выражается в том, что люди протягивают друг другу руки и слегка встряхивают их в момент приветствия и прощания.

Информация о работе Лекции по «Содержание и методика психосоциальной деятельности в системе социальной работы»