Лекции по «Содержание и методика психосоциальной деятельности в системе социальной работы»

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 06:21, курс лекций

Описание работы

1. Цель и задачи и место курса «Содержание и методика психосоциальной деятельности в системе социальной работы» в системе профессиональной подготовки специалистов.
2. Понятие, сущность и основные направления психосоциальной работы в мировой практике.
3. Психосоциальный подход в социальной работе.

Работа содержит 1 файл

курс лекций по методике психосоциальной деят-ти в СР.rtf

— 1.88 Мб (Скачать)

 

С изложенным выше принципом сензитивных и кризисных периодов развития личности тесно взаимосвязаны представления о стрессовых и экстремальных состояниях человека, а также способах их преодоления. В современном понимании стресс -- это процесс приспособления к обстоятельствам, которые представляют угрозу или нарушают психологическое равновесие человека.

В проблематике стресса важное самостоятельное место занимают так называемые кризисные (экстремальные) состояния. Это, по существу, экстраординарные случаи (единичные чрезвычайные происшествия) в жизни человека. К ним относятся: смерть близких, внезапная тяжелая болезнь или травма, столкновение со стихийным бедствием, физическим насилием, участие в боевых действиях и др.).

Согласно Ролло Мэю для успешной работы психологу-консультанту необходимо:

Провести диагностику личности клиента (в соответствии с представлениями о структуре личности). 

Вместе с клиентом определить основные направления развития его личности и создать для этого необходимые условия.

Выявить источник личностных проблем и реальные пути их решения.

Создать оптимальную психологическую среду в ситуации консультирования, обеспечивающую успешное решение клиентом заявленных им психологических проблем.

 

Важнейшим из принципов консультирования Р.Мэй называет необходимость для консультанта иметь представление о структуре и компонентах личности клиента, то есть уметь дать ее ясное определение. В частности, автор утверждает: «Сознательно уклонившись от такого определения, консультант сформулирует его для себя бессознательно, невольно исходя в своей работе с клиентом из предположения, что тот должен развить в себе личностные качества хотя бы своего консультанта, или любого героя, или черты характера, считающиеся идеальными для данной национальной культуры. Мудрый терапевт сознательно и разумно нарисует портрет личности, не доверяя такое серьезное дело причудам подсознания». Р. Мэй считает основными компонентами личности свободу (то есть понимание себя открытое самовыражение и принятие ответственности за свои поступки), индивидуальность, социальную интегрированность и глубину религиозности (нравственности).

2. Организация и формы психологического консультирования

а) Цели и задачи психологического консультирования

Основной целью психологического консультирования в сфере социальной работы является оказание непосредственной психологической помощи клиенту.

В процессе консультирования решаются следующие задачи:

-- оценка уровня психического здоровья и определение показаний к другим способам психологической помощи;

-- оказание профессиональной помощи в решении заявленной клиентом проблемы;

-- информирование клиента о его психологических особенностях с целью более адекватного их использования;

-- повышение общей психологической грамотности;

-- мобилизация скрытых психологических ресурсов клиента, обеспечивающих самостоятельное решение проблем;

-- коррекция нарушений адаптации и личностных дисгармоний;

-- выявление основных направлений дальнейшего развития личности.

б) Показания к психологическому консультированию

Существуют три типичных повода для проведения психологической консультации:

-- самостоятельное обращение клиента к психологу за помощью;

-- приглашение клиента на консультацию психологом;

-- направление клиента на консультацию администрацией.

Первый вариант является наиболее благоприятным для эффективной работы с клиентом. Это связано с высокой мотивацией и наличием осознанной проблемы, с которой человек обращается к психологу. Для увеличения доли самостоятельных обращений должна быть налажена система информирования населения о возможности получения психологической консультации.

Второй вариант обусловлен необходимостью профилактической работы с различными категориями населения, находящимися на учете органов социальной защиты. Особенностью консультирования в таких случаях является необходимость предварительного формирования мотивации к работе, снятие возможного напряжения и беспокойства.

Третий вариант наиболее сложен для работы психолога. В данной ситуации психолог выступает в роли посредника, возможно в конфликтной ситуации. Администрация рассчитывает на помощь социального работника в нормализации состояния и поведения клиента, предотвращении назревающих отклонений и срывов. Для успешного решения задач консультирования в этом случае необходима соответствующая предварительная подготовка, формирование мотивации, снятие негативных установок по отношению к работе с психологом.

При отсутствии мотивации клиента к работе с психологом проведение эффективной консультации невозможно.

в) Условия проведения психологической консультации

Консультация проводится в отдельном изолированном помещении, гарантирующем конфиденциальность общения. Во время консультации помещение должно быть недоступно для неожиданных вторжений посторонних лиц. Предпочтителен специально оборудованный отдельный кабинет, защищенный от шума, внешних помех, телефонных звонков, обеспечивающий комфортный температурный режим и равномерную освещенность. Целесообразно иметь специальное оборудование для создания цветового и звукового фона (диапроектор со слайдами, магнитофон с записями функциональной музыки). Дизайн кабинета должен располагать к доверительному неформальному общению. Желательно иметь удобную мягкую мебель, а также стол и необходимые принадлежности для психологического тестирования, включая компьютер и соответствующее программное обеспечение. При проведении беседы психолог-консультант и клиент располагаются в креслах или на стульях лицом друг к другу на небольшом расстоянии. Следует избегать ситуаций, когда консультант и клиент разделены столом или чем-либо подобным. Консультанту желательно не принимать закрытых, скованных поз (скрещенные руки, положение «нога на ногу»), поскольку это передает напряжение клиенту. Во время работы полезно возможно чаще смотреть в лицо собеседнику обеспечивая «контакт глаз». При проведении консультации психологу следует избегать курения, приема пищи, каких-либо посторонних дел, отвлекающих внимание от 
клиента. 

Продолжительность одной консультации варьирует от одного до полутора часов. Нецелесообразно делать перерывы во время консультации.

Результаты консультации регистрируются в специальных формах учетной документации. Психолог может вести рабочие записи во время консультации, если это не мешает основной работе и не вызывает возражений клиента.

В протоколе консультирования должны быть отражены:

паспортные данные,

информация о семье,

состояние здоровья,

кем направлен на консультацию,

заявленная клиентом психологическая проблема,

результаты тестирования,

предварительный и уточненный психологический диагноз, формы и методы консультации,

проработанные проблемы,

результаты консультации,

поведение человека в процессе беседы и его отношение к работе,

личные впечатления психолога о клиенте,

ошибки и промахи консультанта,

направления дальнейшей работы с клиентом,

другие необходимые сведения.

г) Классификация форм психологического консультирования

Психологическая консультация может проводиться в индивидуальной и групповой формах. Групповые консультации организуются после предварительных индивидуальных консультаций для клиентов со сходными психологическими проблемами.

Индивидуальные консультации делятся на:

однократные и многократные;

консультации по личному обращению;

в результате вызова, направления;

без    дополнительного    тестирования,    с    дополнительным   тестированием;

без привлечения методов психологической коррекции и с привлечением этих методов;

изолированные и комбинированные с другими методами психологической помощи (например, социально-психологический тренинг в промежутках между консультациями).

Консультации классифицируются по характеру решаемых задач (основных и дополнительных), в частности, на информирующие, проблемно-ориентированные, развивающие, коррегирующие и другие.

Кроме того, возможно выделение различных видов консультаций в зависимости от теоретического подхода, в рамках которого работает психолог-консультант (когнитивная психология, бихевиоризм, гуманистическая психология, психоанализ и другие).

 

ЭТАПЫ ПРОЦЕССА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

а) Подготовительный этап консультирования

На данном этапе устанавливается график и очередность консультирования. Консультант по возможности осуществляет сбор информации о будущих клиентах, проводит предварительные беседы с официальными лицами (воспитателями, преподавателями) и людьми из ближайшего окружения клиента. При необходимости психолог подбирает и готовит методики для дополнительного психодиагностического тестирования клиента. В результате анализа полученной информации консультант составляет предварительный план работы, намечает наиболее эффективные методы психологического воздействия и стиль общения с клиентом.

б) Основной этап консультирования

Основной этап консультирования -- это беседа психолога с клиентом. Она представляет собой естественный непрерывный процесс, мягко и тактично контролируемый и направляемый консультантом. В развернутом виде основной этап включает несколько обязательных стадий (фаз), переходящих друг в друга.

Первая фаза -- психологическая настройка консультанта.

Она начинается задолго до приглашения клиента в кабинет и завершается с 
первыми словами взаимных приветствий. В течение первой фазы 
психолог освежает в памяти всю сумму сведений об очередном, клиенте, 
намеченный на предварительном этапе план и оптимальный стиль консультирования. 

Вторая фаза -- взаимные приветствия будущих собеседников и их представление друг другу.

Первое, что должен сделать консультант после приветствия -- предложить человеку сесть и чувствовать себя как дома. Необходимо дать клиенту возможность освоиться и осмотреться в помещении в течение одной - трех минут. Именно на этой стадии работы снимается чувство смущения, напряжения и устанавливается психологический контакт, взаимопонимание между участниками беседы. Этому способствуют мягкая шутка, к месту рассказанный анекдот или история из жизни.

Третья фаза -- заключение «договора-контракта» между психологом и клиентом.

Психолог уясняет первичный запрос и требования клиента к предстоящей консультации, принимает решение о ее проведении либо отказе от консультации и направлении клиента к другому специалисту. После этого консультант в деловом и конкретном стиле доводит до сведения клиента цель, задачи и регламент консультирования, сообщает ему об этических принципах работы, защищающих интересы клиента, его правах и обязанностях. Именно в это время формируется либо усиливается позитивная мотивация клиента к предстоящей работе. На этой стадии консультирования необходимо активное участие обеих сторон. В результате правильно заключенного контракта достигается взаимопонимание, намечается программа сотрудничества психолога и клиента, распределяются роли, формируется чувство психологической безопасности и доверия к консультанту.

Четвертая фаза -- так называемая фаза «исповеди».

Психолог задает клиенту прямой вопрос примерно следующего содержания: «Расскажите подробно, что Вас ко мне привело?» Этот вопрос дает начало стадии «исповеди», во время которой человек имеет возможность «выговориться», откровенно и эмоционально рассказать о волнующих его проблемах. Опытные консультанты отводят этой стадии не менее двух третей времени основного этапа консультации, но не более часа. На стадии исповеди консультант большую часть времени молчит, но активно слушая, поддерживает клиента, выражает ему свой интерес и сочувствие средствами невербальной коммуникации (мимикой, жестами, позами, междометиями и др.). При необходимости возможны короткие уточняющие и наводящие вопросы в русле основной линии повествования клиента. Параллельно на этой стадии происходит интенсивный анализ получаемой информации, формулируется гипотеза о причинах психологических проблем клиента и намечаются дополнительные вопросы, которые будут заданы ему на следующей фазе.

Пятая фаза -- фаза активного расспроса клиента и получения дополнительной психологической информации.

Психолог задает ряд целенаправленных вопросов для уточнения психологического диагноза и проверки собственной гипотезы об источнике проблем клиента. При необходимости на этой стадии уместно предложить консультируемому выполнить ряд психологических тестов. Перечень методик можно варьировать, но целесообразно включить в него методы оценки эмоционального состояния и психического здоровья, оценки индивидуально-типологических и личностных особенностей, оценки мотивационно-ценностной структуры личности и сферы межличностных отношений. Короткие методики выполняются непосредственно в ходе консультирования, более трудоемкие предлагаются в форме «домашнего задания».

Рекомендуемые методики:

-- шкала реактивной и личностной тревожности Спилбергера-Ханина (для выявления эмоциональной дискомфортности);

-- методика «Ценностные ориентации» Рокича (для выявления мотивационно-ценностной структуры личности и определения направления, форм и способов психологического воздействия);

-- типологический опросник темперамента Д. Кейрси (для выявления типологических особенностей и выбора индивидуально-ориентированной стратегии взаимодействия с клиентом);

-- тест Люшера (для определения актуального состояния и индивидуальных особенностей);

-- методика «Неоконченные предложения» (для определения зон психологического конфликта);

-- стандартизированный метод изучения личности СМИЛ (для оценки психологического здоровья и особенностей актуального состояния).

Информация о работе Лекции по «Содержание и методика психосоциальной деятельности в системе социальной работы»