Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 06:21, курс лекций
1. Цель и задачи и место курса «Содержание и методика психосоциальной деятельности в системе социальной работы» в системе профессиональной подготовки специалистов.
2. Понятие, сущность и основные направления психосоциальной работы в мировой практике.
3. Психосоциальный подход в социальной работе.
Правила и принципы коллективной работы могут различаться в зависимости от индивидуальных особенностей участников группы, методов ведущего, целей тренинга и т.д. Однако тренер вводит специальные правила - принципы групповой работы:
Обычно занятия в группе начинают с процедуры знакомства, за которой следует процедура выбора проблемных ситуаций. Одним из возможных вариантов проведения выбора проблемных ситуаций: каждый участник тренинга записывает на карточке одну-две наиболее существенные для него проблемы общения или межличностных отношений. Затем карточка передается соседу, а тот в свою очередь, ознакомившись с проблемой, ставит «+», если она его заинтересовала, или не ставит ничего. Карточка «работает» до тех пор, пока к каждому участнику не вернется его собственная.
Важным этапом тренинга является коррекция или создание мотивации к обучению. Для этого обычно используют ситуацию, решая которую группа обнаруживает свою некомпетентность и начинает осознавать неадекватность своего поведения. На этом этапе тренинга используются групповые упражнения, дискуссии и разборы проблемных ситуаций для создания мотивации к обучению и одновременно для сплочения группы и выработки групповых норм. Процесс создания мотивации к обучению называют лабилизацией.
В качестве лабилизации можно использовать упражнения типа «групповая дискуссия».
«Групповая дискуссия». Вместо анализа групповой ситуации тренер обращается к группе с вопросом типа: «Не объясняя, назовите двух человек - кто повышал эффективность дискуссии и кто ее понижал или даже «мешал», с Вашей точки зрения?».
Лекция 3.
План:
М. Ричмонд как основательница диагностической школы социальной работы.
«Медицинская модель» социальной работы.
Развитие диагностического подхода в середине ХХ столетия.
Теоретические взгляды функциональной школы социальной работы.
Функциональный подход в индивидуальной социальной работе.
Литература:
Бернлер Г., Юнссон Л. Теория социально-психологической работы. - М., 1992.
Барбру Леннер-Аксельсон, Ингела Тюлефорс. Психосоциальная помощь населению. - М., 1998. - 232 с.
Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы. - М., 2000.
Энциклопедия социальной работы: В 3-х т. - Т.1. - М, 1993.
1. М.Ричмонд -- одна из основательниц профессиональной социальной работы в XX в. Ее вклад в становление социальной работы связан с обоснованием научных подходов в теории и практике организационной работы, а также с открытием профессиональных школ подготовки будущих специалистов, развитием направления практики индивидуальной работы, впоследствии получившей название «диагностическая школа».
Мэри Элен Ричмонд (1861 -- 1928) родилась в городе Беллевилл (Belleville) (штат Иллинойс). Инвалид детства, она рано осиротела.
Став взрослой, долгое время не могла найти себе работу, пользуясь случайными заработками.
Однако в 1889 г. М.Ричмонд получила должность помощника казначея Благотворительного общества в городе Балтимор, а главное -- возможность общаться с преподавателями университета Джона Хопкинса, которые вместе со студентами работали в этой организации в качестве «дружеских визитеров», что сыграло определенную роль в ее профессиональном самосознании.
В 1891 г. она стала Генеральным секретарем Благотворительного общества и проработала на этом посту 18 лет. По ее инициативе в 1898 г. начала работать первая национальная школа прикладной филантропии (в настоящее время это факультет социальной работы Колумбийского университета).
В 1909 г. она назначается директором Благотворительной организации в Нью-Йорке. С 1918 г. у М.Ричмонд устанавливается тесное сотрудничество с колледжем Смита, почетным магистром которого она становится в 1921 году.
Это звание ей было присвоено за научную разработку новой профессии -- социальная работа, -- которой она посвятила всю свою жизнь.
В 1899 г. М. Ричмонд написала свою первую книгу «Дружеский визит к беднякам: руководство для работающих в благотворительных организациях». Деятельность «дружеских визитеров» опиралась на их концепцию о «хороших» --«плохих» бедных. Придерживаясь той точки зрения, что проблемы бедности связаны с индивидуальными особенностями человека и что индивид в силах помочь себе самому, имея определенные ресурсы, дружеские визитеры пытались заставить нуждающихся изменить свой образ жизни (найти работу, не употреблять алкоголь и т.д.). Однако отношения, ценности и установки среднего класса не приносили ожидаемого эффекта, а философия подхода дружеских визитеров, оперирующая к «здравому смыслу», не давала полной картины проблемы человека и его трудной ситуации [7. -- С. 45 -- 47].
Исходя из американской идеологии индивидуализма, Ричмонд рассматривала бедность как болезнь, неспособность индивида самостоятельно организовать свою независимую жизнь. Клиент выступал в роли своеобразного больного, и задача социального работника сводилась к «социальному врачеванию» индивида, находящегося в неудовлетворительном состоянии, и подготовке подопечного к возможности самостоятельно решать свои проблемы.
Концепции бедности и самопомощи наложили определенный отпечаток в подходах кейсворк (casework) -- индивидуальной работы. Метод кейсворк предполагал предварительное изучение условий жизни нуждающихся и их семей.
М.Ричмонд задумывает найти логическое обоснование процедуры исследования, позволяющей объективно познать причины индивидуального неблагополучия личности. Но в конце XIX в. теории филантропии базировались на философских концепциях, а социологический инструментарий только оформлялся, вот почему в данной книге М.Ричмонд не удается решить эту проблему.
В 1917 г. она издает новую книгу «Социальные диагнозы». Эта работа стала не только философией индивидуальной работы на многие годы, но и рабочим инструментарием в практике социальных работников.
На окончательное оформление данных подходов повлияли, по мнению исследователей, следующие факторы.
1. Прежде всего следует назвать работы З.Фрейда. До 1917г. Фрейд был известен в США только небольшому кругу специалистов, в основном психиатрам и врачам. В 1909 г. он первый раз побывал в США и читал лекции в Университете Кларка в штате Массачусетс. Несмотря на это М. Ричмонд включает в методологию анализа случая подходы психоанализа и исследует психологические и интрапсихические процессы в контексте социальных проблем индивида, обосновывая научную процедуру диагностирования.
2. Другим фактором стала дискуссия о социальном реформировании, которую возглавила Джеймс Аддамс, положившая начало социальной работе как практике. Она с 1889 года помогала переселенцам, оказавшимся в Америке без знания языка, без жилья и работы. Ее деятельность требовала не отдельных акций, а выработки долговременной тактики социального реформирования и развития социального законодательства. Вот почему Дж. Аддамс и ее последователи считали, что не индивидуальные акции могут решить проблему бедности в целом, а только профилактическая работа, реформирование общества и социальное законодательство.
В некотором смысле процедуры, которые предлагались сторонниками Дж. Аддамс, были ненаучными, они предполагали «погружение», что означало совместно проживать с клиентами и своим примером помогать изменять им жизнь. Хотя Дж. Аддамс и была удостоена Нобелевской премии в 1931 г., тем не менее ее подходы не были столь эффективны, как подходы М. Ричмонд.
3. Третий фактор был связан с обоснованием социальной работы как профессии. Эта дискуссия возникает в обществе в 1915 г. благодаря статье доктора А. Флекснера «Является ли социальная работа профессией?». В ней обосновывается, что социальный работник, осуществляя функции патронажа, не имеет своей специфической деятельности, так как не имеет своего метода работы с человеком. Полемизируя с ним, М. Ричмонд на 500 страницах своей книги «Социальные диагнозы» описывает конкретные методы решения проблем клиентов, доказывая право на существование диагностического подхода.
2. В основу социальной работы М. Ричмонд была положена медицинская модель, которую схематично можно представить следующим образом:
Адаптируя медицинские подходы лечения больных к практике индивидуальной работы, М. Ричмонд развивает оригинальный метод, позволяющий анализировать социальные и психологические проблемы клиента. В теорию социальной работы вводится терминология из медицинской практики, такая как «диагноз», «лечение», «клиент», но с новым семантическим значением.
Выделив общественные и личные ситуации в качестве приоритетных проблемных областей познания в социальной работе, она считала, что социальная работа -- это «искусство помощи», «искусство лучшего регулирования социальных отношений, индивидуальности мужчины, женщины, ребенка».
Согласно ее концепции, интервенции со стороны социального работника могли осуществляться непосредственным - директивным и косвенным - недирективным лечебными методами. «Директивное лечение» осуществлялось в непосредственном взаимодействии -- «ум на ум». Однако под этим М. Ричмонд понимала сложную процедуру взаимодействий, включающих в себя:
доверительные отношения,
определенные позитивные чувства, которые должны возникать между социальным работником и клиентом,
активизацию клиента в решении его собственных проблем.
Доминирующими техниками в этой связи должны были стать внушения, убеждения, дискуссии, а также личностные характеристики социального работника: искренность, честность, участие.
«Недирективное воздействие», т.е. косвенный метод лечения, состоял в том, что процесс помощи сосредоточивался на окружении клиента, на изменении среды его обитания.
В процессе взаимодействия с социальным работником клиент должен был получить объективную картину своей ситуации, личностных и социальных зависимостей, отношений в социальных институтах и сообществе в целом, осложняющих социальное функционирование.
Вместе с тем в этой книге впервые были обобщены подходы к индивидуальной интервенции, которые состояли из следующих основных этапов:
получение информации;
диагноз (исследование состояния социального отклонения);
прогноз (предположения перспективы улучшения);
лечение (оказание помощи клиенту).
В индивидуальной работе с клиентом в «Социальных диагнозах» намечаются отходы от методов моральных убеждений и альтернатив и переход к методам воздействия и социально-психологического взаимодействия. Впервые описывается процесс взаимодействия социального работника и клиента. Процесс предстает как определенная последовательность, процедура, деятельность, подчиненная определенной логике, выражающаяся в системном подходе к клиенту. Впоследствии процедура оформляется в метод индивидуальной работы, ставший основополагающим в технологиях социальной работы.
Принципы индивидуального подхода, разработанные М. Ричмонд, получают рекомендации Христианского общественного союза для работы не только с иммигрантами, лицами девиантного поведения, но и для клиентов «с различными культурными и жизненными стилями». Разработанные принципы начинают применяться в работах с группами и в сообществе.
«Социальные диагнозы» стали научным и логическим подходом социального научного исследования, что в свою очередь послужило началом новой эры развития индивидуальной социальной работы.
В 1920-е гг. М. Ричмонд реформирует метод индивидуальной работы, поскольку в практику привносятся элементы психоанализа, а это позволяло интрапсихические процессы анализировать в контексте социальных проблем. Психоанализ расширил представление о диагнозе, так как предложил научный метод изучения не только личности, но и социальных отклонений, что было особенно важно для социальных работников. Окружающая среда, в которой находился клиент, теперь интерпретировалась в единой научной схеме и логике.
С 1922 г. М.Ричмонд разрабатывает принципы «социальной индивидуальной работы», где помимо прежних подходов, «ум на ум», получают развитие другие, такие как «индивидуальное развитие», «регулирование человеческих отношений». Предметом изучения стали объективные факторы с различными ситуациями в жизни людей. Объекты социального диагноза и акций улучшения функционирования клиентов состояли из процессов, развивающих личность, регулирующих социальное окружение.
В этих подходах личность представлялась как совокупность биологических факторов и факторов развития, связанных отношениями с другими людьми и с самопредставлениями клиента. Жизнь индивида виделась как совокупность сложных и противоречивых отношений с другими людьми, поскольку это обусловлено многообразием человеческих отношений, взаимозависимостью, самовыражением.