Лекции по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 01:40, курс лекций

Описание работы

Психология как наука. Идеалистическое и материалистическое понимание предмета науки.
Рефлекторная природа психической деятельности. Основные формы психического отражения.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 333.00 Кб (Скачать)

Перцептивная сторона общения включает в себя процесс взаимного восприятия и понимания собеседниками друг друга. Перцепция, это прежде всего, процесс формирования образа другого человека в сознании собеседника. Это достигается за счет «прочтения» по внешности партнера его психологических черт и возможных особенностей его поведения. Основными механизмами познания другого человека являются идентификация (отождествление) и рефлексия (осознание того, как воспринимают субъекта общения другие люди.

 

 

5.3.  Общение и язык. Речь как процесс.

Важнейшее достижение, позволившее человеку задействовать общечеловеческий опыт (как прошлый, так и настоящий), — речевое общение, которое складывалось благодаря трудовой деятельности. Речь — это язык в действии. Язык — система знаков, в которую входят слова с их значениями и синтаксис (набор правил построения предложений).

Значение слова представляет собой отношение знака (слова в данном случае) к обозначаемому в реальной действительности объекту вне зависимости от того, как он представлен в индивидуальном сознании.

Напротив, личностный смысл — отражение в индивидуальном сознании того места, которое занимает данный предмет (явление) в системе деятельности человека. Если значение объединяет социально значимые признаки слова, то личностный смысл — это субъективное переживание его содержания.

Язык — это:

1) средство существования, передачи и усвоения общественно-исторического опыта;

2) средство общения (коммуникации);

3) орудие интеллектуальной деятельности (восприятия, памяти, мышления, воображения).

Выполняя первую функцию, язык служит средством кодирования информации об изученных свойствах предметов и явлений. Благодаря ему информация об окружающем мире и самом человеке, полученная предшествующими поколениями, становится достоянием последующих поколений людей.

Будучи средством общения, язык помогает воздействовать на собеседника — прямо (если мы непосредственно указываем на то, что надо сделать) или косвенно (если мы сообщаем ему сведения, важные для его деятельности, на которые он будет ориентироваться как сразу, так и потом в соответствующей ситуации).

Функция языка как орудия интеллектуальной деятельности связана прежде всего с тем, что человек, выполняя что-либо, сознательно планирует свои действия. Так, язык — это главное орудие планирования интеллектуальной деятельности, да и вообще решения мыслительных задач.

Речь – совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, имеющих  тот же смысл, и то же значение, что  и соответствующая им система  письменных знаков.

Речь – один из видов коммуникативной деятельности человека использование средств языка для общения с другими членами языкового коллектива. Под речью понимают как процесс говорения (речевую деятельность), так и его результат (речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом).

Сущность процесса. Благодаря речи как средству общения индивидуальное сознание человека, не ограничиваясь личным опытом, обобщается опытом других людей, причем в гораздо большей степени, чем это может позволить наблюдение и другие процессы неречевого, непосредственного познания, осуществляемого через органы чувств: восприятие, внимание, воображение, память и мышление.

Через речь психология и опыт одного человека становятся доступными другим людям, обогащают их, способствуют их развитию.

Развитие процесса. Первое слово ребенка по своему значению как целая фраза. То, что взрослый человек выразил бы развернутым предложением, ребенок передает одним словом. С развитием мышления происходит развитие всех форм речи человека.

С помощью речи обучаемые изучают  учебный материал, общаются, влияют друг на друга и воздействуют на себя в процессе самовнушения.

Чем активнее обучаемые совершенствуют устную, письменную и другие виды речи. Пополняют свой словарь, тем выше уровень их познавательных возможностей и культуры.  

 

 

 

5.4. Педагогическое общение и его социально-психологические механизмы.

Педагогическое общение – есть форма учебного взаимодействия, сотрудничества учителя и учеников. Это - личностно и социально ориентированное взаимодействие. Педагогическое общение одновременно реализует коммуникативную, перцептивную и интерактивную функции, используя при этом всю совокупность вербальных, изобразительных, символических средств.

А.А. Леонтьев выделяет следующие характеристики педагогического общения в структуре  педагогической деятельности: контактность, ориентированность, направленность, психологическую динамику процесса. Педагогическое общение как форма учебного сотрудничества есть условие оптимизации обучения и развития личности самих учащихся. Оно определяется тройной ориентированностью: личностной, социальной, предметной. Учитель, работая с одним обучающимся над освоением какого-либо учебного материала, всегда ориентирует его результат на всех присутствующих в классе, и наоборот, работая с классом, т.е. фронтально, воздействует на каждого обучающего. Поэтому можно считать, что своеобразие педагогического общения, являясь всей совокупностью названных характеристик, выражается в органическом сочетании элементов личностно-ориентированного, социально-ориентированного и предметно-ориентированного общения. При этом педагогическое общение, включающее все перечисленные элементы, имеет принципиально новое качество.

Второе качество педагогического  общения обуславливается, прежде всего, его обучающей функцией, которая  включает в себя, воспитывающую функцию, т.к. образовательный процесс имеет воспитывающий и развивающий характер. Обучающая функция общения может быть соотнесена с трансляционной. Обучающая функция педагогического общения является ведущей: часть многостороннего взаимодействия учителя – учеников, учеников между собой. В тоже время педагогическое общение отражает и специфику характера взаимодействия людей. «…В самом деле, какой бы предмет ни преподавал учитель, он передаёт ученику, прежде всего убеждения в силе человеческого разума, могучую тягу к познанию, любовь к истине и установку на самоотверженный общественно полезный труд. Когда же учитель способен заодно продемонстрировать учащимся высокую и отточенную культуру межличностных отношений, справедливость в сочетании с безупречным тактом, энтузиазма в соединении с благородной скромностью, - тогда, невольно подражая такому педагогу, младшее поколение формируется духовно гармоничным, способным к человечному разрешению столь нередких в жизни межличностных конфликтов». 
Таким образом, обучающая, воспитывающая функции составляют единство педагогического общения.

Педагогическое общение - это важный компонент труда учителя, создающий  атмосферу психологического развития личности учащегося. Учитель, умеющий  создать спокойную рабочую обстановку, атмосферу уважения, активности ребенка предпочтительнее учителя, ученики которого знают все правила, законы, но ученики у которого перегружены, скованы, имеют заниженную самооценку. В этом смысле педагогическое общение важнее педагогической технологии. Педагогическое общение должно быть личностно развивающим, эмоционально-комфортным и решать следующие задачи:

  • взаимообмен информацией между учителем и учащимися;
  • взаимопонимание, умение смотреть на себя глазами партнера по общению;
  • мобилизация резервов участников общения,- выявление наиболее сильных и ярких качеств учеников и учителя;
  • взаимодействие и организация совместной деятельности;
  • разумная,- педагогически целесообразная самопрезентация личности учителя и учащихся;
  • взаимная удовлетворенность участников общения.

 

Такой широкий спектр задач  требует оптимизации педагогического  общения - по задачам, по средствам, по результату.

Взаимодействие учителя  с учащимися - один из важнейших путей  воспитательного влияния взрослых. Учитель, в принципе, достаточно подготовлен к организации и поддержанию взаимоотношений с учащимися. Однако на практике взаимоотношения учителя с учащимися складываются не всегда оптимально. Во многом это зависит от стиля руководства педагога (т.е. от характерной манеры и способов выполнения воспитателем тех функций, из которых складывается его взаимодействие с учащимися).

 

 

5.5.Социально-психологический тренинг общения и психологическая служба школы.

Социально-психологический тренинг - это своеобразная форма обучения как новым умениям в сфере общения, так и различным формам коррекции уже существующих у обучаемых знаний, умений и навыков общения. Во время СПТ моделируются конкретные и значимые ситуации общения, проводится анализ реального поведения участников, что позволяет получить информацию о степени эффективности того или иного поведения для решения управленческих задач СПТ, способствует более глубокому пониманию себя, ситуаций взаимодействия, партнера по общению.

В отечественной психологи сложилась  традиция обозначать те виды тренинга, объектом воздействия в которых являются качества, свойства, умения, способности и установки, проявляющиеся в общении, социально-психологическим тренингом. Это понятие ввел в обиход М. Форверг.

Сегодня этот метод активно используется в работе с детьми, родителями, профессионалами социономической (работа с людьми) группы, руководителями предприятий и организаций.

Основная цель социально-психологического тренинга — повышение компетентности в общении — может быть конкретизирована в ряде задач с различной формулировкой, но обязательно связанных с приобретением знаний, формированием умений, навыков, развитием установок, определяющих поведение в общении, перцептивных способностей человека, коррекцией и развитием системы отношений личности, поскольку личностное своеобразие является тем фоном, который окрашивает в разные цвета действия человек, все его вербальные и невербальные проявления.

Одним из условий успешной работы тренинговой группы является рефлексия  ведущим той задачи, которая решается в ходе занятий. Воздействие может осуществляться на уровне установок либо умений и навыков, либо перцептивных способностей и т. д. Смешивать разные задачи в ходе работы одной тренинговой группы нецелесообразно, так как это может, с одной стороны, снизить эффективность воздействия, а с другой, — вызвать появление этической проблемы, поскольку изменять задачу в процессе тренинга можно только с согласия группы.

 

Для эффективного осуществления учебно-воспитательного  процесса в современной школе  требуется не только знать теоретические основы формирования личности, развития коллектива, закономерности функционирования познавательных процессов, но и выявить условия и специфику этих процессов применительно к условиям конкретного учебного заведения, применительно к конкретному классному коллективу и к личности конкретного ребенка. Помочь решить эти задачи должна школьная психологическая служба.

Психологическая служба в школе представляет собой систему практического использования психологии для решения комплексных задач экспертизы, консультации и диагностики. Педагоги, администрация школы, должны иметь точное представление о потенциальных возможностях, о психологических ресурсах учебно-воспитательного процесса и уметь практически реализовать фундаментальные знания, рабочие понятия и методы психологической науки для практического педагогического воздействия на личность и коллектив.

 

Главными направлениями работы психологической службы в школе  являются:

    • изучение личностных особенностей учащихся и осуществление личностного подхода к ребенку;
    • оказание помощи классному руководителю в формировании классного коллектива;
    • оказание психологической помощи семье в деле воспитания и обучения детей;
    • осуществление работы по профессиональной ориентации;
    • организация мероприятий по коррекции отклоняющегося поведения; диагностика, профилактика и коррекция отклонений в психическом развитии.

 

Психологическая служба выполняет  в школе три основные функции:

- психодиагностика (получение психологической информации);

- психокоррекция (внедрение психологической информации);

- психологическое просвещение.

Все, имеющие отношение к воспитанию и обучению, должны постоянно помнить, что ребенок не есть пассивный  объект манипулирования, а активный, наделенный творческим потенциалом, субъект  учебно-воспитательного процесса. Все это предполагает учет индивидуальности учащихся, его отличий от других людей.

Вместе с тем, надо отдавать себе отчет в том, что индивидуальный подход – это лишь частный аспект личностного подхода, базирующегося  на изучении условий включения детей в систему отношений с взрослыми и сверстниками, учителями.

Необходимо знать статус ребенка  в школьном классе, чем определяется и как изменяется его положение  в системе межличностных отношений, какие изменения претерпевает в  этой связи личность школьника.

 

 

Тема 6

Внимание

 

    1.  Понятие о внимании, физиологические основы внимания.

Одним из свойств психики является ее избирательная направленность. Избирательная  ориентация сознания повышает эффективность  текущей деятельности благодаря  торможению всех других конкурирующих процессов.

Информация о работе Лекции по "Психологии"