Лекции по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 01:40, курс лекций

Описание работы

Психология как наука. Идеалистическое и материалистическое понимание предмета науки.
Рефлекторная природа психической деятельности. Основные формы психического отражения.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 333.00 Кб (Скачать)

Тема  1

 

1.1. Психология как наука. Идеалистическое и материалистическое понимание предмета науки.

Психология - наука, изучающая психику человека. В переводе с греческого психология означает “наука о душе”. Так как человеческую душу постигнуть до конца никто не смог, то психология ставит перед собой цель изучать наши чувства, представления, мысли, стремления, желания, хорошо знакомые каждому человеку по его собственному опыту. К психике относятся также интересы и способности человека, его темперамент и характер. Каковы законы памяти, воображения, мышления? Как развиваются способности и формируется характер человека? Вот вопросы, которыми занимается психология.

Историю становления психологической  науки и ее развитие, можно представить  следующим образом: Люди начали задумываться над существованием некого духовного начала, направляющего их поведение, в очень далекие доисторические времена.

Первые теории, выдвигавшиеся для  объяснения поведения, привлекали для  этого факторы, внешние по отношению  к индивидууму, будь то “тень”, обитающая в теле и покидающая его после смерти человека, или боги, которых считали ответственными за все действия людей. Надо сказать, что огромная часть населения и в наше время верит в сверхъестественное предназначение и тому подобное. Справедливости ради стоит отметить, что это далеко не невежественная часть населения и раз она верует, то на то есть какие-то неизвестные науке причины.

Древнегреческие философы, в особенности  Аристотель, выдвигали идею о существовании  души, находящейся в единстве с телом и контролирующей мысли и чувства, которые опираются на опыт, накапливаемый в течение жизни

Философы средневековья, не располагая новыми данными, не смогли продвинуть вперед изучение психики. Лишь в 17 веке благодаря теориям Декарта зарождается современная психология, в основе которой лежит представление о соотношении между нервной системой и поведением. Однако Декарт все еще полагал, что за действия человека ответственна душа.

Научная психология родилась, однако, лишь в конце 19 века в результате применения научного метода в лабораториях. В этом участвовали две школы, занимавшие в то время видное место: структуралисты, пытавшиеся описать структуры, лежащие в основе сознания, и функционалисты, изучавшие его адаптивную роль. Однако метод интроспекции, используемый, хотя и по-разному, обеими школами, все еще сильно страдает субъективизмом.

В начале 20 века бихевиористы заявили, что если психология хочет стать  настоящей наукой, то она должна опираться исключительно на поведенческие  акты, доступные для объективного наблюдения, и на их связь с теми ситуациями, которые их вызывают. Согласно теории бихевиористов, поведение индивидуума в основном определяется средой и поэтому укладывается в схему S - R (стимул - реакция).

Биологический подход, которого придерживаются психофизиологи, ставит своей целью понять, как различные формы поведения связаны с функционированием нервной и гормональной систем.

Когнитивный подход делает упор на то, что формирующиеся в мозгу  человека знания и выводы идут дальше той простой информации, которую мозг получает из внешней среды или уже содержит в себе от рождения. Согласно гештальтистам, исходная запрограммированность определенных внутренних структур уже заранее ориентирует ряд перцептивных и когнитивных процессов, тогда как, по мнению конструктивистов, наследственно детерминированные интеллектуальные функции создают возможность для постепенного, шаг за шагом, построения интеллекта в результате активных воздействий индивидуума на среду. Со своей стороны, когнитивная психология пытается выяснить способы совершенствования мыслительных процессов и переработки информации.

В центре внимания психоаналитического  и гуманистического подходов находится  развитие личности. Если для психоаналитиков  поведение отдельного человека детерминируется прошлым опытом, который был вытеснен в подсознание, то для гуманистического направления оно, напротив, ориентировано на самореализацию в соответствии с потенциальными возможностями каждого из нас.

Социально-психологический подход видит в индивидууме лишь общественное существо, находящееся в постоянном взаимодействии с другими, чем и определяется по большей части его поведение независимо от индивидуальных особенностей.

В процессе эволюции психологии предлагалось немало определений этой науки. В  настоящее время ее определяют как научное исследование поведения и внутренних психических процессов, так и практическое применение получаемых данных.

Таким образом:

I этап-психология как наука о  душе. Такое определение психологии  было дано более двух тысяч  лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.

II этап – психология как наука  о сознании. Возникает в XVII веке  в связи с развитием естественных  наук. Способность думать, чувствовать,  желать назвали сознанием. Основным  методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.

III этап – психология как наука  о поведении. Возникает в XX веке: Задача психологии – ставить  эксперименты и наблюдать за  тем, что можно непосредственно  увидеть, а именно: поведение, поступки, реакции человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).

IV этап – психология как наука,  изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики. 

История психологии как экспериментальной  науки начинается в 1879 году в основанной немецким психологом Вильгельмом Вундтом в Лейпциге первой в мире экспериментальной психологической лаборатории. Вскоре, в 1885 году В. М. Бехтерев организовал подобную лабораторию в России.

 

Идеалистическое и материалистическое понимание предмета науки.

Ещё в глубокой древности человек  обратил внимание на то, что существуют вещественные явления (окружающая природа, люди, различные предметы) и не вещественные (образы различных людей и предметов, воспоминания о них, переживания), таинственные, трудно объяснимые.

Не имея возможности правильно  понять эти явления, раскрыть их природу  и причины возникновения, люди стали  считать их существующими самостоятельно, независимо от окружающего реального  мира.

Так возникло представление о мире и душе, о материи и психике как самостоятельных началах. Эти представления оформились в философские, взаимоисключающие друг друга направления: материализм и идеализм.

Начавшаяся более двух тысяч  лет тому назад борьба между материализмом  и идеализмом продолжается и в  наши дни. Появление идеализма можно объяснить низким уровнем знаний людей, а сохранение его до настоящего времени поддерживается классовыми противоречиями.

Сущность идеалистического понимания  психических явлений заключается  в том, что психика рассматривается  как нечто первичное, существующее самостоятельно, независимо от материи.

Психика, по мнению идеалистов, – это проявление бесплотной, нематериальной основы – “абсолютного духа”, “идеи”. В зависимости от исторических условий идеализм менял свои формы, но сущность его остаётся той же. 

Материалистическое понимание  психики: психика – явление вторичное, производное от материи, а материя – первичное, основа, носитель психики.

Первичность материи и вторичность  психики доказывает то, что психика  возникает на определенном этапе развития материи. До появления на земле живых существ, обладающих психикой, существовала неживая природа, возраст её исчисляется миллиардами лет. Первые живые существа появились несколько миллионов лет назад.

Психика, согласно материалистическому  учению, понимается как свойство организованной материи – мозга. То, что психика действительно является продуктом деятельности мозга, доказывают эксперименты на животных и наблюдения за людьми.

При определенных повреждениях мозга  всегда неизбежно наступают изменения психики:

1)  при поражении затылочно-теменных  отделов коры левого полушария  мозга нарушается ориентировка  человека в пространстве;

2)  поражение височных отделов  нарушает восприятие (понимание)  речи, музыки.

В своей работе “Рефлексы головного  мозга” (1863 г.) И.М. Сеченов писал, что психическая деятельность – это рефлекторная, или отражающая действительность. Рефлексы головного мозга включают три звена:

Первое, начальное звено – возбуждение  в органах чувств, вызываемое внешними воздействиями. Второе – центральное звено – процессы возбуждения и торможения, протекающие в мозге. На их основе возникают психические явления (ощущения, представления, чувства). Третье, конечное звено – внешние движения и действия человека. Все три звена взаимосвязаны друг с другом.

Дальнейшее теоретическое и  экспериментальное обоснование  рефлекторной теории деятельности мозга  дано в трудах И.П. Павлова. Учение И.П. Павлова об условных рефлексах, о  временных нервных связях, возникающих  в коре головного мозга, раскрыло физиологический механизм психической деятельности.

Психика есть деятельность мозга, отражающая окружающую действительность характеризующаяся  физиологическими механизмами, лежащими в её основе.

 

 

1.2. Рефлекторная природа психической деятельности. Основные формы психического отражения.

Психика связана, прежде всего, с работой  мозга. А в основе работы мозга  лежит рефлекс (отражение). Раздражители, идущие из внешней среды или от внутренних органов, превращаются рецепторами  органов чувств (начальное звено) в специальные сигналы сообщения.

Раздражение может улавливаться двумя  способами (или, по И. П. Павлову, двумя  типами сигнальных систем):

- непосредственно органами чувств  как ощущения цвета, звука,  запаха и др. (в этом случае  работает первая сигнальная система);

- в виде осмысленных и понятых человеком слов (в этом случае работает вторая сигнальная система).

При этом слово играет двоякую роль:

- как сигнальный раздражитель (в виде звука речи или начертаний  знаков письменного текста);

- как смысловой раздражитель (в виде значения этого слова).

Если слово оказалось непонятным человеку, то оно будет воздействовать на его реакцию лишь как раздралситель  первой сигнальной системы. Естественно, животные используют только первую сигнальную систему, а человек - и первую и  вторую.

Сигналы сообщения от рецепторов воспринимаются мозгом (центральное звено). Процессы возбуждения и торможения порождают  здесь такие психические процессы, как ощущения, чувства, мышление и  т. д. В результате на выходе центрального звена сигналы сообщений превращаются в командные.

В центральном звене психики  формируется также образ желаемого  результата действия. Этот образ опережает  сам результат, предваряет его, выступает  в качестве своеобразной модели желаемой действительности. Вот такое опережающее, как его назвали, отражение (опережающий рефлекс), выполняющее функцию предвосхищения каких-либо сигналов, дает возможность организму заранее подготовиться к предстоящей ситуации, предвидеть результаты не только осуществляемых, но и намечаемых на будущее действий, поступков и даже деятельности. Чем более высокий уровень развития живого существа, тем дальше оно видит последствия своих действий. Более того, без опережающего отражения человек не может организовать, планировать и последовательно выполнять намеченные им действия. Ему потребуются непрерывные подсказки и непосредственное, постоянное руководство извне.

Командные сигналы поступают в  органы тела (двигательное звено), заставляя  их выполнять соответствующие действия (например, движения). Любое действие оценивается мозгом с точки зрения соответствия полученного результата с желаемым через звено обратной связи.

Таким образом, рефлекторный механизм функционирования психики представляет собой замкнутую схему. Это дает возможность организму точно  реагировать на раздражители. Важно, что поведением управляют не сами сигнальные раздражители, а их образы-сигналы, отраженные в мозгу.

Имеется два вида рефлексов:

- безусловные (врожденные ответы организма на раздражители). Они постоянны, т. е. в течение жизни человека почти не подвержены изменениям;

- условные (ответы организма, формирующиеся в результате многократных повторений раздражителей, однотипных реакций организма на них и обратной информации). Они носят временный характер, так как без подкрепления могут угаснуть. Из этих рефлексов складывается высшая нервная деятельность человека.

Таким образом, психика позволяет  вначале выстроить программу  действий, перебрать приемлемые варианты, принять соответствующее решение, а затем начать действовать, оценивая текущие результаты. Именно эта сторона психики удовлетворяет потребность в активном преобразовании мира. Учитывая то, что человек живет в среде себе подобных, его активность приобретает личностный характер.

Все это дает возможность рассматривать  психику как субъективный образ объективного мира, как отражение действительности в мозгу. При этом отражение не пассивно. Мозг человека отражает действительность не как зеркало! Человек отражает окружающий мир активно. Это означает, что на основе побуждений происходит активный поиск наилучших вариантов поведения (через взвешивание, выбор, принятие решений).

Информация о работе Лекции по "Психологии"