Лекции по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 01:40, курс лекций

Описание работы

Психология как наука. Идеалистическое и материалистическое понимание предмета науки.
Рефлекторная природа психической деятельности. Основные формы психического отражения.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 333.00 Кб (Скачать)

- естественный эксперимент;

- моделирующий эксперимент;

- лабораторный эксперимент.

 

Естественный (полевой) эксперимент, как говорит само название этого метода, наиболее приближен к неэкспериментальным исследовательским методам. Условия используемые при проведении естественного эксперимента, организует не экспериментатор, а сама жизнь (в высшем учебном заведении, например, они органично включены в учебно-воспитательный процесс). Экспериментатор в данном случае пользуется лишь сочетанием различных (контрастных, как правило) условий деятельности испытуемых и фиксирует при помощи неэкспериментальных или диагностических методик исследуемые психологические особенности испытуемых.

Моделирующий эксперимент. При проведении моделирующего эксперимента испытуемый действует по инструкции экспериментатора и знает, что участвует в эксперименте в качестве испытуемого. Характерной особенностью эксперимента данного типа является то, что поведение испытуемых в экспериментальной ситуации моделирует (воспроизводит) на разных уровнях абстракции вполне типичные для жизненных ситуаций действия или деятельности: запоминание различных сведений, выбор или постановку целей, выполнение различных интеллектуальных и практических действий и т.д. Моделирующий эксперимент позволяет решать самые разнообразные исследовательские задачи.

Лабораторный эксперимент  - особый тип экспериментального метода - предполагает проведение исследований в психологической лаборатории, оснащенной специальными приборами и приспособлениями. Этот тип эксперимента, отличающийся также наибольшей искусственностью экспериментальных условий, применяется обычно при изучении элементарных психических функций ( сенсорной и моторной реакций, реакции выбора, различий сенсорных порогов и т.п.) и гораздо реже - при изучении более сложных психических явлений (процессов мышления, речевых функций и т.п.). Лабораторный эксперимент более соответствует предмету предмету психологического исследования.

 

Формирующие методы.

Все описанные выше исследовательские  методы отличаются констатирующим характером: описанию измерению и объяснению подвергаются эмпирические, стихийно сложившиеся (или, в крайнем случае, моделируемые в узких и искусственных рамках лабораторного эксперимента) особенности и уровни психического развития. Использование всех этих методов не предполагает задачи существенного изменения наличного предмета исследования, задачи формирования. Такая принципиально новая исследовательская цель требует применения особых, формирующих методов.

К формирующим исследовательским  методам в психологии относятся  различные разновидности так называемого социального эксперимента, объектом которого выступает определенная группа людей:

- преобразующий эксперимент,

- психолого-педагогический эксперимент,

- формирующий эксперимент,

- экспериментально-генетический метод,

- метод поэтапного формирования и т.п.

 

Использование формирующих исследовательских  методов связано с перестройкой определенных характеристик учебно-воспитательного  процесса и выявлением влияния этой перестройки на возрастные, интеллектуальные и характерологические особенности испытуемых. По существу, данный исследовательский метод выступает в качестве средства создания широкого экспериментального контекста для использования всех других методов психологии. Формирующий эксперимент часто используется в целях сопоставления влияния различных обучающих программ на психическое развитие испытуемых.

Формирующий эксперимент это:

  • массовый эксперимент, т.е. статистически значимый (это значит, что его ареалом является минимум - школа, педагогический коллектив);
  • длительный, пролонгированный эксперимент;
  • эксперимент не ради эксперимента, а ради реализации той или иной общетеоретической концепции в определенной области психологии (возрастной, детской, педагогической и других отраслях);
  • эксперимент комплексный, требующий совместных усилий психологов-теоретиков, психологов-практиков, психологов-исследователей, дидактиков, методистов и др. И поэтому это есть эксперимент, протекающий в особых учреждениях, где все это можно организовать.

Необходимо отметить, что в процессе развития психологии изменяются не только теории и понятия, но и исследовательские методы: они утрачивают созерцательный, констатирующий характер, становятся формирующими или, точнее, трансформирующими. Ведущим типом исследовательского метода в экспериментальной области психологии становится формирующий эксперимент.

 

Тема 3

Личность ее структура  и проявление.

 

    1. Понятие о личности в психологии. Соотношение понятий «человек» и «Индивид», «Индивидуальность» с понятием «личность».

Личность - одна из базовых категорий психологической науки. Личность чаще всего определяют как человека в совокупности его социальных, приобретенных качеств. В понятие «личность» обычно вклчат такие свойства, которые являтся более или менее устойчивыми и свидетельствут об индивидуальности человека, определяя его значимые для лдей поступки. Личность - это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявлятся в общественных по природе связях и отношениях, являтся устойчивыми, определят нравственные поступки человека, имещие существенное значение для него самого и окружащих.

Человек есть живая система, представляющая собой единство физического и  духовного, природного и социального, наследственного и приобретенного. Как живой организм человек включен в природну связь явлений и подчиняется биологическим закономерностям, на уровне сознательной психики и личности человек обращен к социальному быти с его специфическими закономерностями. Человек кристаллизует в себе все, что накоплено человечеством в течение веков. Эта кристаллизация осуществляется и через приобщение к культурной традиции, и через механизм биологической наследственности. Действия человека, образ его мыслей и чувств зависят от объективных исторических условий, в которых он живет. Содержание духовной жизни человека и ее законы   наследственно не обусловлены.

В процессе приобщения к культуре у человека вырабатываются механизмы его самоконтроля, выражающиеся в способности волевыми усилиями регулировать широкий диапазон влечений, инстинктов и т.п. Этот самоконтроль по существу является социальным контролем.

Если понятие «человек» включает в себя совокупность всех человеческих качеств, свойственных людям, независимо от того, присутствует или отсутствует они у данного конкретного человека, то понятие «индивид» характеризует именно его и дополнительно включает такие психологические и биологические свойства, которые наряду с личностными также ему присущи. Кроме того, в понятие «индивид» входят как качества, отличающие данного человека от других людей, так и общие для него и многих других людей свойства. Индивид, рассматриваемый в его специфических особенностях, не сводимых к каким-либо родовым и всеобщим характеристикам, является синонимом индивидуальности.

Понятие индивидуальности в современной психологии представляет системную организации человека как интегральную целостность, включающую различные уровни его психической организации. Индивидуальность - это самое узкое по содержанию понятие из всех обсуждаемых.

Компонентами индивидуальности является свойства индивида (совокупность природных свойств), личности (совокупность общественных отношений, экономических, политических, правовых и т. д.) и субъекта деятельности (совокупности деятельностей и меры их продуктивности).

Важным индикатором индивидуальности является активность созидающей, творческой деятельности человека. Мера активности, напряженности работы внутреннего мира является показателем духовности индивидуальности. Эффекты внутренней работы проявляется в поведении и деятельности как продукты творчества, производящие ценности для общества. Одним из проявлений активности индивидуальности могут являться поступки человека. Критерием сформированности индивидуальности является вклад человека в материальную и духовную культуру своего общества и человечества, т. е. неповторимый вклад личности в общественное развитие.

 

 

    1. Современная психологическая теория личности в отечественном и западном психологическом

В настоящее время нет общепринятого  мнения о том, какой подход в изучении личности наиболее эффективен для объяснения основных фактов поведения человека. На данный момент сосуществуют разные альтернативные теории, описывающие личность как интегрирующее целое и вместе с тем объясняющие различия между людьми. В большинстве теоретических определений личность рассматривается как общая идея индивидуальных различий, как гипотетическая структура, как процесс развития на протяжении жизни, а также как сущность, объясняющая стабильные формы поведения. Сфера исследований личности пытается синтезировать и интегрировать соответствующие принципы из всех областей.    

Основные функции теорий личности: 
   1. Обеспечение понятийной основы, чтобы объяснять какие-либо классы наблюдаемых, взаимосвязанных явлений  
   2. Предсказание событий и связей, до сих пор не изучавшихся.

Теории личности фокусируются на следующих  аспектах поведения человека: структура  мотивации, развитие, психопатология, психическое здоровье, изменение  поведения посредством психотерапии. Теории личности основываются на разных исходных положениях о природе человека.

 

Отечественные теории личности

А. Мясищев, Смирнов, Малышев... Личность - это система отношений, отношения - это компоненты структуры. Например, Мясищев утверждал, что личность как социальный продукт определяется прежде всего социальным значением направленности (т.е. "доминирующего свойства, подчиняющего себе другие и определяющие жизненный путь человека"). Уровень личности выражается степенью его сознательности, идейным богатством и т.д., и т.п. Если доминирующее отношение охватывает все стороны личности, то она характеризуется цельностью. Недостатком подобного рода понимания личности является нечеткость, многозначность.

Б. Ананьев, Платонов, Мерлин... Личность - не весь человек, а лишь его социальные качества, это не просто субъект деятельности. Основные компоненты структуры личности - "некие абстрактные духовные образования". Ананьев считал, что личностью становится любой индивид в той мере, в какой он начинает сознательно определяться. Личность характеризуется совокупностью общественных отношений и определяемой ими позицией в обществе.

Платонов: концепция динамической функциональной структуры личности. Выделяет 4 подструктуры - взаимосвязанные  стороны личности (группы качеств):

1) социальная подструктура (направленность, отношения, мораль - не имеют непосредственно природных задатков и формируются путем воспитания);

2) подструктура опыта (знания, умения, навыки, привычки);

3) подструктура форм отражения  (тип памяти и т.д);

4) биологически обусловленная подструктура - биологические свойства (темперамент, возраст, патологии...).

В. Рубинштейн. Личность - это совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия. Этого определения придерживаются многие исследователи, но оно слишком общее.

 

Зарубежные теории личности

Психоанализ. З.Фрейд: личность включает в себя 3 структурных компонента:

- Ид (инстинктивное ядро личности, подчиняется принципу удовольствия),

- Эго (рациональная часть личности, принцип реальности),

- Супер-Эго (формируется последним, это моральная сторона личности).

Развитие личности соответствует  психосексуальному развитию человека. Стадии: оральная, анальная, фаллическая (комплексы: Эдипов, Электры), латентная, генитальная. Зрелая личность - способная  и стремящаяся работать, чтобы создать нечто полезное и ценное, способная любить другого человека "ради него самого".

Индивидуальная психология. А.Адлер: люди стараются компенсировать чувство  собственной неполноценности, которое  испытывали в детстве. Отсюда борьба за превосходство (или стремление к власти). Такие импульсы присутствуют в каждом человеке. Для достижения своих фиктивных целей человек вырабатывает свой уникальный стиль жизни (наиболее отчетливо проявляется в решении трех задач: работа, дружба и любовь). На формирование личности влияет порядок рождения. Последний конструкт личности - социальный интерес (внутренняя тенденция человека к участию в создании идеального общества). Степень его выраженности - показатель психологического здоровья.

Аналитическая психология. К.Г.Юнг: личность состоит из 3 взаимодействующих структур: Эго (все то, что человек осознает), личное бессознательное (все подавленное и комплексы), коллективное бессознательное (состоит из архетипов, в которых заключен весь опыт человечества). Личность может достичь равновесия лишь в результате длительного процесса психологического созревания (индивидуализации), когда человек может признать все скрытые и игнорируемые им стороны собственной личности как на бессознательном, так и на сознательном уровнях.  

Неофрейдизм. Э.Эриксон, Э.Фромм, К.Хорни. Придается особое значение Эго и  его функциям. Эриксон: Эго - это автономная структура, в своем развитии проходит 8 универсальных стадий. Э.Фромм: на личность особенно влияют социальные и культурные факторы.

Диспозициональная психология. Г.Олпорт, Р.Кеттелл, Г.Айзенк. Люди обладают некими устойчивыми внутренними качествами, сохраняющимися со временем в различных ситуациях. Олпорт (первый выдвинул теорию черт личности): личность - это динамическая организация тех внутренних психических процессов, которые определяют характерное для нее поведение и мышление.

Информация о работе Лекции по "Психологии"