Лекции по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 01:40, курс лекций

Описание работы

Психология как наука. Идеалистическое и материалистическое понимание предмета науки.
Рефлекторная природа психической деятельности. Основные формы психического отражения.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 333.00 Кб (Скачать)

 

 

Тема 4

Деятельность

 

 

    1. Понятие о деятельности. Предметный характер человеческой деятельности. Потребность как источник активности личности, мотивы деятельности.

Деятельность - это активное взаимодействие человека со средой, в котором он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате появления у него определенной потребности, мотива

Настоящая предметность деятельности заключается не в том, что она направлена на предметы внешнего мира. Такую направленность можно констатировать и в живой среде. Но для животных предмет выступает как стимул их активности, как простая добыча. Что касается человека, то он относится к предмету "адекватно его природе и особенностям", усваивает предмет, делает его мерой и сущностью своей активности. Предметный характер деятельности проявляется еще до того, как начинается реальный процесс действия с предметом, а не приобретается в ходе взаимодействия с ним. Человек в своей деятельности не взаимодействует с предметом, а возобновляет его во всей его особенности и конкретности, делает его мерой и сущностью своей активности. Такое возобновление предмета возможно только на основе включения деятельности теоретической, познавательной. Именно поэтому человек в предметной деятельности творчески преобразует природу, а не адаптируется к ней.  
Таким образом, деятельность нужно понимать в целом как предметную, как органическое единство чувственно-практической и теоретической форм деятельности.

Потребности человека являются истоками побуждения к деятельности. У человека, обладающего высшими формами отражения действительности, объекты могут быть отражены в форме сознательного образа или представления, в форме мысли или понятия, в форме идеи или нравственного идеала.

В психологии есть некая объединяющая позиция, согласно которой мотив это побудитель (сам термин происходит от лат. movere, что означает толкать, побуждать). Разногласия начинаются с психологического понимания самой функции побуждения. Кто-то считает мотив принадлежащим деятельности, а кто-то личности.

Мотив — это то, что отражается в сознании человека, побуждает его к деятельности, направляя ее на удовлетворение определенной потребности.

В основе любой деятельности человека лежит мотив, побуждающий его  к этой деятельности. Однако соотношение  деятельности и мотива не однозначно. Тот или иной мотив, возникший  у личности, не всегда в этой деятельности исчерпывается. В процессе деятельности мотив может измениться, и, напротив, при сохранности мотива может измениться выполняемая деятельность. Иногда формирование мотива опережает формирование деятельности, а иногда — напротив — отстает — и то и другое сказывается на ее результате.

Мотивы различают:

  1. По виду тех потребностей, которым они отвечают. Поэтому возможны, например, мотивы высшие и низшие, материальные и духовные. Мотивы можно разложить на виды по любой из существующих классификаций потребностей, в частности по “пирамиде” А. Маслоу.
  2. По форме отражения предмета потребности. Мотивом выступают самые разные психологические образования: нравственное понятие или представление, идеал, ценностная ориентация.
  3. По степени обобщения предмета потребности мотивы могут быть широкими и узкими, по времени существования и действия — кратковременными и долговременными. Широкие мотивы выполняют смыслообразующую функцию, тогда как узкие мотивы являются реальными побудителями. Например, человек длительное время выполняет какую-то неинтересную работу. Здесь узкими и кратковременными побудителями выступают прозаические мотивы: возможность поощрения, угроза наказания, просто необходимость действовать. Но человеку нужны какие-то более долговременные и широкие мотивы: мечты, будущая жизнь, нравственные ценности.
  4. По степени участия в них сознания. Потому мотивы могут быть осознанными и неосознанными, понимаемыми и реально действенными. Допустим, студент первокурсник знает, что учиться нужно для своего светлого будущего, для глубоких знаний. Но такой мотив вряд ли является для него реально действующим. Действительное побуждение к учению идет за счет исполнения заданий, подражания однокурсникам или значимым людям.

 

 

    1.  Структура деятельности человека. Действия, движения и операции.

Всякая деятельность имеет определенную структуру. В ней обычно выделяют действия и операции как основные составляющие деятельности. В деятельности выделяют движения и действия. Каждый относительно законченный элемент деятельности, направленный на выполнение одной простой текущей задачи, называют действием. Выполнение движения постоянно контролируется и корректируется сопоставлением его результатов с конечной целью действия. Важно, что выполнение предметного действия не ограничивается осуществлением определенной системы движений. Оно включает сенсорный контроль и корректировку движений в соответствии с их текущими результатами и свойствами объектов действия.

Действием называют часть деятельности, имеющую вполне самостоятельную, осознанную человеком цель. Любая деятельность осуществляется в форме действий или цепи действий. Это значит, что когда мы наблюдаем какой-либо внешний или внутренний процесс активности человека, то по отношению к ее мотиву эта активность есть деятельность, а по отношению к цели – или отдельное действие, или совокупность, цепь действий. Деятельность и действие жестко не связаны. Одна и та же деятельность может реализовываться разными действиями, и одно и то же действие может входить в различные виды деятельности.

Могут быть выделены следующие составные части действия:

1) принятие решения; 2) реализация; 3) контроль и коррекция.

При этом в принятии решения происходит увязывание образа ситуации, образа действия, интегральной и дифференциальной программ. Реализация и контроль осуществляются циклически. В каждом из них происходит использование как усвоенных, так и индивидуально выработанных средств и орудий.

Действие, имея определенную цель, осуществляется разными способами в зависимости  от тех условий, в которых это  действие совершается. Способы осуществления  действия называются операциями.

 

 

    1. Характеристика основных видов деятельности (игра, учение, труд).

Все многообразие человеческой деятельности может быть сведено к трем основным видам: труд, учение, игра.

Первоначально у ребенка после  рождения проявляется простейшее импульсивное поведение. Затем в течение первого года начинает развиваться исследовательское поведение. После первого года в результате воспитания и подражания у ребенка начинает формироваться предметно-практическое поведение. Одновременно с этим у ребенка начинает развиваться коммуникативное и речевое поведение. В дошкольном возрасте начинает проявляться морально-нравственное поведение.

Простейшим, самым доступным видом  деятельности является игра. В игре реализуется у ребенка потребность в активности и в познании окружающего мира. Игровые действия ребенка осуществляются на основе усвоения человеческих способов употребления вещей и человеческих форм поведения.

Более сложным видом деятельности является учение. Учение направлено на усвоение научных знаний и приобретение учебных навыков и умений. Учение может иметь пассивный и активный характер.

Наиболее важным видом человеческой деятельности является труд, который обеспечивает не только существование человеческого общества, но является также условием его непрерывного развития. Существует два основных вида труда: предметно-практический и абстрактно-теоретический, или первый часто называют физическим, а второй – умственным. Каждый вид труда может иметь как репродуктивный, так и продуктивный, творческий характер.

 

 

 

Тема 5

Общение и речь

 

5.1. Понятие об общении. Виды, формы, функции общения.

Общение – это сложный и многогранный процесс, который может выступать в одно и то же время как процесс взаимодействия индивидов и как информационный процесс, как отношение людей друг к другу и как процесс их взаимовлияния друг на друга, как процесс сопереживания и взаимного понимания.

 

Выделяют следующие виды общения:

  1. "Контакт масок" – формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника, используются привычные маски (вежливости, строгости, безразличия, скромности, участливости и т.п.) – набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику. В городе контакт масок даже необходим в некоторых ситуациях, чтобы люди "не задевали" друг друга без надобности, чтобы "отгородиться" от собеседника.
  2. Примитивное общение, когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если нужен, активно вступают в контакт, если мешает – оттолкнут или последуют агрессивные грубые реплики. Если получили от собеседника желаемое, то теряют дальнейший интерес к нему и не скрывают этого.
  3. Формально-ролевое общение, когда регламентированы и содержание, и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.
  4. Деловое общение, когда учитывают особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.
  5. Духовное, межличностное общение друзей, когда можно затронуть любую тему и не обязательно прибегать к помощи слов, друг поймет вас и по выражению лица, движениям, интонации. Такое общение возможно тогда, когда каждый участник имеет образ собеседника, знает его личность, может предвидеть его реакции, интересы, убеждения, отношение.
  6. Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника, используя разные приемы (лесть, запугивание, "пускание пыли в глаза", обман, демонстрация доброты) в зависимости от особенностей личности собеседника.
  7. Светское общение. Суть светского общения в его беспредметности, т.е. люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникаций.

Функции общения выделяются в соответствии с содержанием общения. Различают четыре основные функции общения. Сочетаясь, они придают процессам общения конкретную специфику в конкретных формах.

- Инструментальная функция характеризует общение как социальный механизм управления и передачи информации, необходимой для исполнения действия.

-     Интегративная функция раскрывает общение как средство объединения людей.

- Функция самовыражения определяет общение как форму взаимопонимания психологического контекста.

- Трансляционная функция выступает как функция передачи конкретных способов деятельности, оценок и т. д. Этими четырьмя функциями вовсе не исчерпываются значение и характеристики общения. Среди других функций общения можно назвать: экспрессивную (функция взаимопонимания переживаний и эмоциональных состояний), социального контроля (регламентации поведения и деятельности), социализации (формирования навыков взаимодействия в обществе в соответствии с принятыми нормами и правилами) и др.

Общение богаче, чем коммуникативный  процесс. Оно связывает людей  не только передачей информации, но и практическими действиями, элементом  взаимопонимания.

Обычно рассматривают две формы  межличностного общения: монологическая, когда только одному из партнеров отводится роль активного участника, а другому — пассивного исполнителя, и — диалоговая, выражающаяся в сотрудничестве участников. Слов, обозначающих процесс общения двух людей, не так уж много — беседа, разговор, диадическое общение (общение двоих). Людей, принимающих участие в этом процессе, называют собеседниками, говорящим и слушающим или же партнерами по общению. Трудно представить большее многообразие жизненных ситуаций, чем то, которое складывается, когда двое людей вступают в контакт друг с другом. Это и разговор начальника с подчиненным, и встреча врача с пациентом, и беседа ученика с учителем, и т.д. Каждая из них характеризуется своими особыми проявлениями.

 

 

5.2. Структура общения.

Учитывая сложность общения, необходимо каким-то образом обозначить его структуру, чтобы затем возможен был анализ каждого элемента. К структуре общения можно подойти по-разному, как и к определению его функций. Мы предлагаем характеризовать структуру общения путем выделения в нем трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной.

Коммуникативная сторона общения связана с выявлением специфики обмена информацией между людьми как активными субъектами общения, т. е. с учетом тех знаний, которыми обмениваются люди. Средствами коммуникативного процесса являются различные знаковые системы: язык (или вербальное общение) и жесты, мимика, интонации (или невербальное общение.

Интерактивная сторона  общения: организация субъектами общения общей стратегии взаимодействия. Различают различные программы взаимодействия между людьми (от сотрудничества до конкуренции. Этот же сторону общения содержит в себе такую значимую переменную, как определение между партнерами статуса в общении есть кто из них доминирует, а кто должен подстраиваться.

Информация о работе Лекции по "Психологии"