Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 01:40, курс лекций
Психология как наука. Идеалистическое и материалистическое понимание предмета науки.
Рефлекторная природа психической деятельности. Основные формы психического отражения.
Тема 4
Деятельность
Деятельность - это активное взаимодействие человека со средой, в котором он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате появления у него определенной потребности, мотива
Настоящая предметность деятельности
заключается не в том, что она направлена
на предметы внешнего мира. Такую направленность
можно констатировать и в живой среде.
Но для животных предмет выступает как
стимул их активности, как простая добыча.
Что касается человека, то он относится
к предмету "адекватно его природе и
особенностям", усваивает предмет, делает
его мерой и сущностью своей активности.
Предметный характер деятельности проявляется
еще до того, как начинается реальный процесс
действия с предметом, а не приобретается
в ходе взаимодействия с ним. Человек в
своей деятельности не взаимодействует
с предметом, а возобновляет его во всей
его особенности и конкретности, делает
его мерой и сущностью своей активности.
Такое возобновление предмета возможно
только на основе включения деятельности
теоретической, познавательной. Именно
поэтому человек в предметной деятельности
творчески преобразует природу, а не адаптируется
к ней.
Таким образом, деятельность нужно понимать
в целом как предметную, как органическое
единство чувственно-практической и теоретической
форм деятельности.
Потребности человека являются истоками побуждения к деятельности. У человека, обладающего высшими формами отражения действительности, объекты могут быть отражены в форме сознательного образа или представления, в форме мысли или понятия, в форме идеи или нравственного идеала.
В психологии есть некая объединяющая позиция, согласно которой мотив это побудитель (сам термин происходит от лат. movere, что означает толкать, побуждать). Разногласия начинаются с психологического понимания самой функции побуждения. Кто-то считает мотив принадлежащим деятельности, а кто-то личности.
Мотив — это то, что отражается в сознании человека, побуждает его к деятельности, направляя ее на удовлетворение определенной потребности.
В основе любой деятельности человека лежит мотив, побуждающий его к этой деятельности. Однако соотношение деятельности и мотива не однозначно. Тот или иной мотив, возникший у личности, не всегда в этой деятельности исчерпывается. В процессе деятельности мотив может измениться, и, напротив, при сохранности мотива может измениться выполняемая деятельность. Иногда формирование мотива опережает формирование деятельности, а иногда — напротив — отстает — и то и другое сказывается на ее результате.
Мотивы различают:
Всякая деятельность имеет определенную структуру. В ней обычно выделяют действия и операции как основные составляющие деятельности. В деятельности выделяют движения и действия. Каждый относительно законченный элемент деятельности, направленный на выполнение одной простой текущей задачи, называют действием. Выполнение движения постоянно контролируется и корректируется сопоставлением его результатов с конечной целью действия. Важно, что выполнение предметного действия не ограничивается осуществлением определенной системы движений. Оно включает сенсорный контроль и корректировку движений в соответствии с их текущими результатами и свойствами объектов действия.
Действием называют часть деятельности, имеющую вполне самостоятельную, осознанную человеком цель. Любая деятельность осуществляется в форме действий или цепи действий. Это значит, что когда мы наблюдаем какой-либо внешний или внутренний процесс активности человека, то по отношению к ее мотиву эта активность есть деятельность, а по отношению к цели – или отдельное действие, или совокупность, цепь действий. Деятельность и действие жестко не связаны. Одна и та же деятельность может реализовываться разными действиями, и одно и то же действие может входить в различные виды деятельности.
Могут быть выделены следующие составные части действия:
1) принятие решения; 2) реализация; 3) контроль и коррекция.
При этом в принятии решения происходит увязывание образа ситуации, образа действия, интегральной и дифференциальной программ. Реализация и контроль осуществляются циклически. В каждом из них происходит использование как усвоенных, так и индивидуально выработанных средств и орудий.
Действие, имея определенную цель, осуществляется
разными способами в
Все многообразие человеческой деятельности может быть сведено к трем основным видам: труд, учение, игра.
Первоначально у ребенка после рождения проявляется простейшее импульсивное поведение. Затем в течение первого года начинает развиваться исследовательское поведение. После первого года в результате воспитания и подражания у ребенка начинает формироваться предметно-практическое поведение. Одновременно с этим у ребенка начинает развиваться коммуникативное и речевое поведение. В дошкольном возрасте начинает проявляться морально-нравственное поведение.
Простейшим, самым доступным видом деятельности является игра. В игре реализуется у ребенка потребность в активности и в познании окружающего мира. Игровые действия ребенка осуществляются на основе усвоения человеческих способов употребления вещей и человеческих форм поведения.
Более сложным видом деятельности является учение. Учение направлено на усвоение научных знаний и приобретение учебных навыков и умений. Учение может иметь пассивный и активный характер.
Наиболее важным видом человеческой деятельности является труд, который обеспечивает не только существование человеческого общества, но является также условием его непрерывного развития. Существует два основных вида труда: предметно-практический и абстрактно-теоретический, или первый часто называют физическим, а второй – умственным. Каждый вид труда может иметь как репродуктивный, так и продуктивный, творческий характер.
Тема 5
Общение и речь
5.1. Понятие об общении. Виды, формы, функции общения.
Общение – это сложный и многогранный процесс, который может выступать в одно и то же время как процесс взаимодействия индивидов и как информационный процесс, как отношение людей друг к другу и как процесс их взаимовлияния друг на друга, как процесс сопереживания и взаимного понимания.
Выделяют следующие виды общения:
Функции общения выделяются в соответствии с содержанием общения. Различают четыре основные функции общения. Сочетаясь, они придают процессам общения конкретную специфику в конкретных формах.
- Инструментальная функция характеризует общение как социальный механизм управления и передачи информации, необходимой для исполнения действия.
- Интегративная функция раскрывает общение как средство объединения людей.
- Функция самовыражения определяет общение как форму взаимопонимания психологического контекста.
- Трансляционная функция выступает как функция передачи конкретных способов деятельности, оценок и т. д. Этими четырьмя функциями вовсе не исчерпываются значение и характеристики общения. Среди других функций общения можно назвать: экспрессивную (функция взаимопонимания переживаний и эмоциональных состояний), социального контроля (регламентации поведения и деятельности), социализации (формирования навыков взаимодействия в обществе в соответствии с принятыми нормами и правилами) и др.
Общение богаче, чем коммуникативный процесс. Оно связывает людей не только передачей информации, но и практическими действиями, элементом взаимопонимания.
Обычно рассматривают две
5.2. Структура общения.
Учитывая сложность общения, необходимо каким-то образом обозначить его структуру, чтобы затем возможен был анализ каждого элемента. К структуре общения можно подойти по-разному, как и к определению его функций. Мы предлагаем характеризовать структуру общения путем выделения в нем трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной.
Коммуникативная сторона общения связана с выявлением специфики обмена информацией между людьми как активными субъектами общения, т. е. с учетом тех знаний, которыми обмениваются люди. Средствами коммуникативного процесса являются различные знаковые системы: язык (или вербальное общение) и жесты, мимика, интонации (или невербальное общение.
Интерактивная сторона общения: организация субъектами общения общей стратегии взаимодействия. Различают различные программы взаимодействия между людьми (от сотрудничества до конкуренции. Этот же сторону общения содержит в себе такую значимую переменную, как определение между партнерами статуса в общении есть кто из них доминирует, а кто должен подстраиваться.