Лекции по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 01:40, курс лекций

Описание работы

Психология как наука. Идеалистическое и материалистическое понимание предмета науки.
Рефлекторная природа психической деятельности. Основные формы психического отражения.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 333.00 Кб (Скачать)

 

Основные формы психического отражения

Психическое отражение – это наиболее сложный вид отражения, оно свойственно только человеку и животным.

Психическое отражение окружающей действительности в ряде научных теорий рассматривается как базовая и отличительная характеристика психики. В самом широком смысле понятие «отражение» означает способность системы воспроизводить своими состояниями различные качества, структурные характеристики и отношения внеположных ей объектов, в ходе взаимодействия с ними.

С материалистической точки зрения, отражение — это всеобщее свойство материи. Характер отражения зависит  от уровня организации материи, качественно  различается в неорганической и  органической природе, в мире животных и мире социальном, в простых и высокоорганизованных системах. Соответственно этому, психика — высшая ступень отражения и специфическое свойство высокоорганизованной материи — мозга.

На уровне организма отражение  первично проявляется в раздражимости — способности живой материи отвечать на воздействие внешних и внутренних стимулов избирательной реакцией, соответствующей особенностям конкретного живого существа. Такое «допсихическое» отражение в процессе развития органического мира преобразуется в чувствительность — способность иметь ощущения или первичные психические образы среды, служащие целям ориентации и регуляции адекватных ей и потребностям организма действий. Эти простейшие формы отражения являются предпосылкой развития более сложных форм, включающих сенсорные и умственные образы действительности, которые позволяют воспроизводить ее пространственно-временные и причинно-следственные связи, придавая поведению все более активный и адаптивный характер.

При переходе от биологической формы отражения к психической форме отражения выделяются следующие стадии:

Сенсорная. Отражение отдельных раздражителей: субъект реагирует только на биологически значимые раздражители, порой это излишняя раздражимость.

Перцептивная. Выражается в способности отражать комплекс раздражителей в целом: ориентирование начинается с совокупности признаков, наблюдается реагирование и на биологически нейтральные раздражители, являющиеся лишь сигналами жизненно важных раздражителей, это повышенная чувствительность.

Интеллектуальная. Проявляется в том, что в дополнение к отражению отдельных предметов возникает отражение их функциональных отношений и связей.

Всякое отражение является в  тоже время мнемическим процессом, а его результат — мнемическим  новообразованием. Если принять это положение за основу, то получается, что психика — это свойство головного мозга формировать и развивать живую систему врожденных мнемических процессов и приобретенных мнемических образований путем взаимодействии внешнего и внутреннего миров реальных предметов и виртуально-мнемических явлений, и осуществлять на этой основе активное самоуправление адаптивной и коадаптивной деятельностью всего организма.

 

 

1.3. Психика и сознание. Структура сознания и его психологические характеристики.

В процессе эволюции живых существ  психика как отражение объективной  действительности в мозгу развивалась  в зависимости от условий жизни  того или иного вида живых существ, приобретала все более сложные  форм. Наивысшим уровнем ее развития является, присущая человеку, сознание.

Психология объясняет возникновение  человеческого сознания общественным способом бытия людей и трудовой деятельностью, что является причиной ее развития. С переходом к общественных формам жизни коренным образом изменилась структура человеческого поведения. Наряду с биологическими ее мотивами, которые зависели от непосредственного восприятия среды, возникли выше, "Духовные" мотивы и потребности, высшие формы поведения, которые обусловлены способностью абстрагироваться от непосредственного влияния среды. Наряду с двумя источниками поведения - наследственно закрепленной программой и собственным опытом самого индивида возникло третье источник, который формирует человеческую деятельность, трансляция и усвоение общественного опыта. В удовлетворении этой важной социальной потребности одним из решающих факторов была речь, которая стала формой существования сознания.

Характерными особенностями  и структурными компонентами сознания являются:

    • Знание о окружающую действительность, природу, общество. Уровень сознания непосредственно зависит от уровня усвоения знаний и опыта личности. В процессе общественно-исторического развития человека развилась потребность в знаниях, которая является важнейшей ее мотивом познавательной деятельности.
    • Выделение человеком себя в предметной мире как субъекта познания, различения субъекта "Я" и объекта "Я", противопоставление себя как личности другому объективному миру. Характерным в этом отношении является самопознания, что стало основой для самосознания, т.е.осознание собственных физических и морально-психологических качеств.
    • Целеустремлённость, планирование собственной деятельности и поведения, предусмотрения ее результатов. Эта сторона сознания проявляется в само - контроле и корректировании собственных действий, их перестройке, в смысле стратегии и тактики, если этого требуют обстоятельства.
    • Отношение личности к объективной действительности, к другим людям, к самого себя. Отношение личности к окружения проявляется в оценивании и самокритике, в которых важную роль играет эмоционально-волевой сфера личности.

Выделение и противопоставление человеком  себя другому предметному миру, природным  и общественным явлениям, переживания  своего отношение к объективной  действительности и самого себя является основополагающем относительно самовоспитания.

Благодаря сознанию, самопознания и  самосознанию личность становится субъектом  воспитания, то есть сама ставит пе -ред  собой воспитательные цели и достигает  их. Сознание человека характеризуется  активностью. В процессе отображения  действительности информация, поступающая к мозгу, отображается не механически, а сознательно обрабатывается согласно цели, задач и опыта личности. Уровень развития и выявления сознания у человека бывает разный зависимо от уровня развития его знаний и научного мировоззрения, идейных и моральных убеждений, отношения к другим людям и к самой себе, к форме общественной жизни.

Человеку присущи и неосознанные формы психической деятельности (инстинктивные и автоматизированные действия и т.д.). Но бессознательное  входить к сознательному и благодаря этому может контролироваться человеком. Изучая формы психической деятельности, нужно учитывать то, что сознание и деятельность личности всегда предстают в единстве. Это единство проявляется в целенаправленной деятельности человека в ее разнообразных познавательных, эмоциональных и волевых реакциях, отношении к другим и к самой себе. Человек взаимодействует с окружающей средой как целостная система. Целостность взаимодействия обеспечивается прежде всего высшим отделом центральной нервной системы - корой великих полушарий головного мозга, которая интегрирует (объединяет) деятельность организма и управляет ею.

 

 

1.4. Структура, задачи психологии, место психологии в системе наук.

Современная психология находится  в состоянии непрерывного и бурного развития, что характерно для молодой науки. В ее структуре появляются новые отрасли и направления. В настоящее время их насчитывается более сорока. Таким образом, современная психология представляет собой разветвленную систему научных дисциплин. Центральное место в ней занимает общая психология. Общая психология представляет фундамент всего психологического знания, она изучает общие законы организации и функционирования психики, разрабатывает методологию и теорию психологии. Общая психология связана с другими отраслями психологии, так как, с одной стороны, все отрасли психологии в своем развитии опираются на общую теорию психологии, с другой стороны, знания и факты, добытые в прикладных областях, обогащают общую теорию психологии.

Если в основу классификации отраслей психологии положить объект изучения, то можно выделить следующие отрасли психологии.

- Сравнительная психология изучает закономерности развития психики в филогенезе.

- Возрастная психология изучает закономерности психического развития человека в онтогенезе, основные стадии его развития, критические и сенситивные периоды. В возрастной психологии выделяются: психология детства, психология подросткового периода, психология юности, психология взрослости (акмеология), психология старения и старости (геронтопсихология).

- Дифференциальная психология исследует индивидуально-психологические различия между людьми. Это могут быть различия в темпераменте, характере, способностях, познавательных стилях, мотивации поведения и др. Основными задачами является выработка норм, стандартов в соответствии с возрастом, полом человека.

- Педагогическая психология изучает психологические основы обучения и воспитания. Она тесно связана с возрастной и дифференциальной психологией, поскольку одной из важных ее задач является индивидуализация обучения в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями обучаемых. Важнейшей задачей педагогической психологии является формирование гармоничной личности на основе сочетания умственного, нравственного, эстетического, физического воспитания, формирования кругозора.

- Инженерная психология разрабатывает принципы согласования технических устройств (машин, приборов и т. п.) с характеристиками психических процессов, функций и свойств человека, стремясь обеспечить максимальную надежность и эффективность систем контроля и управления и сократить затраты человеческого труда. Особенно остро вопрос встает, когда человеку приходится работать в условиях эмоционального напряжения, повышенной ответственности, дефицита времени или информации.

- Психология труда изучает психологические основы и структуру трудовой деятельности, ее динамику и механизмы регуляции. Эта дисциплина исследует психологические факторы эффективности и качества труда. Психология труда выявляет профессионально важные качества личности по отношению к разным профессиям, решает проблемы профессионального отбора и профессионального обучения.

- Социальная психология изучает психологические механизмы воздействия социума (общностей) на поведение и сознание человека, исследует взаимодействие людей в группах, коллективах, позиции личности в них, проблемы лидерства и подчинения. Важными проблемами социальной психологии является исследование психологических механизмов формирования общественного мнения, проблемы массовых коммуникаций. В последние годы в русле социально-психологических исследований стали активно разрабатываться проблемы этических общностей, национальных традиций и стереотипов поведения.

- Юридическая психология - отрасль психологии, изучающая взаимоотношения человека и права. Основные ее проблемы - исследование личности преступника, формирование мотивации преступления, психологические основы перевоспитания правонарушителей. В юридической психологии изучают также психологию жертвы, психологию свидетельских показаний, психологические аспекты следствия.

- Клиническая психология - специальность широкого профиля, имеющая межотраслевой характер и участвующая в решении комплекса задач в системе здравоохранения, народного образования и социальной помощи населению. Работа клинического психолога направлена на повышение психологических ресурсов и адаптационных возможностей человека, гармонизацию психического развития, охрану здоровья, профилактику и преодоление недугов, психологическую реабилитацию. (Подробнее см. раздел «Клиническая психология»).

Конечно, невозможно охарактеризовать все отрасли психологической  науки, тем более, что процесс  дифференциации психологического знания продолжается и в последние годы появились такие области, как  политическая психология, экономическая психология, организационная, психология менеджмента и т. п.

Основными тенденциями  в развитии современной психологии являются: укрепление связей психологии с другими науками (биологическими, медицинскими, социальными, техническими); усиление практической направленности психологии, развитие ее прикладных отраслей, использование наряду с диагностическими широкого диапазона психокоррекционных, поддерживающих, терапевтических, развивающих методов и средств.

Задачи психологии в  основном сводятся к следующим:

- научиться понимать сущность психических явлений и их закономерности;

- научиться управлять ими;

- использовать полученные знания с целью повышения эффективности тех отраслей практики, на пересечении с которыми лежат уже оформившиеся науки и отрасли;

- быть теоретической основой практики психологической службы.

Изучая закономерности психических  явлений, психологи вскрывают сущность процесса отражения объективного мира в мозгу человека, выясняют, как  регулируются действия человека, как  развивается психическая деятельность и формируются психические свойства личности. Поскольку психика, сознание человека есть отражение объективной действительности, изучение психологических закономерностей означает прежде всего установление зависимости психических явлений от объективных условий жизни и деятельности человека. Но поскольку любая деятельность людей всегда закономерно обусловлена не только объективными условиями жизни и деятельности человека, но и иногда субъективными (отношения, установки человека, его личный опыт, выражающийся в знаниях, навыках и умениях, необходимых для этой деятельности), то перед психологией стоит задача выявления особенностей осуществления деятельности и ее результативности в зависимости от соотношения объективных условий и субъективных моментов.

Информация о работе Лекции по "Психологии"