Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 16:48, курс лекций
Психология - наука о душе. Она изучает личность человека.
Знание психологии позволяет повысить производительность труда на 70%, поэтому руководителю любого ранга нужно уметь использовать знания психологии в своей практической деятельности.
Введение 3
Тема 1. Применение знаний психологии менеджерами разных стран. 4
Тема 2. Законы управленческой деятельности 9
Тема 3. Как правильно понимать и убеждать людей 10
Тема 4. Типология личности 12
4.1. Темперамент 12
4.2. Характер 15
4.3. Настроение 17
Тема 5. Деловое общение 18
5.1. Общение с посетителями. 22
5.2. Психологические приемы влияния на людей. 24
5.3. Деловая беседа 26
Холерик: сильный, энергичен, активный, порывистый, резкость движений, быстрая смена настроения. Он вспыльчив, агрессивен, могут быть эмоциональные срывы, быстро принимает решения, самоуверенный, в работе безупречен, но при столкновении с трудностями может впадать в гнев, к другим условиям он может быстро приспособиться, а может и не принять их. Может развиться одержимость какой-либо идеей. Может развиться талант полководца, может «пробить стену».
Флегматик: сильный толстокожий, спокойный, щедрый, медлительный, ровное настроение, рассудительный, мимика не ярко выражена. Он долго раскачивается перед работой, но терпелив, последователен, реакция замедленная, решения принимает продуманные и обоснованные. Он склонен к анализу проблем. Он медленно приспосабливается к новым условиям, работает не торопясь, но успевает сделать многое, он надежен. Он стремится выполнить обещания. При неблагоприятных ситуациях может развиться лень, безразличие к окружающим. Когда все хорошо – умеет управлять собой, преданность, верность.
Меланхолик:
слабый, низкая психологическая активность,
замедленные движения, быстро утомляется,
глубокие и устойчивые эмоции, слабое
внешнее выражение. Он медлителен в выборе
вариантов, обидчив; для него свойственно
тревожность, беспокойство; несклонен
к лидерству, нуждается в постоянной поддержке.
Он хорошо работает, если созданы благоприятные
условия, при ровном, справедливом руководителе.
Он способен к сопереживанию, все эмоции
переживает глубоко и длительное время.
При неблагоприятных условиях – ранимость
и замкнутость. Его эмоциональные переживания
могут выразиться либо в злопамятность,
либо в поэтическом ударе.
Импульсивность
холерика квалифицируется как
Тип темперамента – это не только источник сложности для человека, но и потенциал сильных сторон. Если вы холерик, то можно рассчитывать на успех в жизни, вы хорошо ставите цели и добиваетесь их. Если вы сангвиник, то у вас прекрасная аура. Если вы флегматик, то вы надежный и за вами как за каменной стеной.
Вы
должны знать, что лучше всего
поставить в пару флегматика и
холерика, дав флегматику долговременную
работу, а холерику работу оперативного
характера. Они не только не будет раздражать
друг друга, но и благодарить другого за
то, что он взял на себя крайне неприятную
для него работу.
Ф
Работоспособность:
Тип темперамента |
|
Тип мышления | Уровень притязаний |
Сангвиник | Трудолюбивый, высокая работоспособность, его слабая черта – некая поверхность, легкомыслие | Предметно-действенный | Соответствует реальным возможностям |
Холерик | Сверхнормативная активность, в короткий период чередуется с упадками | Абстрактно-логическое | Выше реальных возможностей |
Флегматик | Очень устойчив к работе в условиях монотонности, но для вхождения в новую среду требуется период адаптации 4-6 месяцев | Преимущественно конкретно-образное | Ниже реальных возможностей |
Меланхолик | Стрессоустойчив, хорошо адаптируется в быстро меняющей социальной ситуации. Хорошо чувствует партнера по обществу и он создает для них обстановку повышенной комфортности | Образный | Занижен |
Подходы:
Холерик: «Не минуты покоя». Эта формула опирается на энергичность, целеустремленность, страстность. Но нужно нейтрализовать минусы: вспыльчивость, нетерпеливость. Все время должен быть занят делом, иначе всю свою активность направит на коллектив и разложит его изнутри.
Сангвиник: «Доверяй, но проверяй». Жизнерадостный, увлеченный, отзывчивый. Но он склонен к разбрасыванию, поверхностности, легкомыслию. Сверхобщительный, ненадежный. Он всегда обещает, но не всегда выполняет, его нужно контролировать.
Флегматик: «Не торопи». Свойственна устойчивость, постоянство, самообладание, ответственность. Надежный, терпеливый, высокая активность. Но ему свойственна медлительность, безразличие, сухость, не может работать в дефиците времени. Он сам рассчитывает время, его не нужно подгонять.
Меланхолик:
«Не навреди». Мягкость, человечность,
сочувствие, чувственность. Но свойственна
низкая работоспособность, медлительность,
застенчивость. На него нельзя давить,
кричать, давать резкие указания.
У каждого типа свое отношение со временем:
Холерик: опережает течение реального времени, всегда устремлен вперед, прошлое его не интересует. Всегда острый дефицит времени. Если на его пути препятствие, он выражает ярость
Сангвиник: опережает течение времени, но не сильно. Стремление вперед сочетается с боязнью опоздать. Живет в дефиците времени.
Флегматик: отстает от времени. Для него всегда хватает времени. Ориентируется на прошлое и плохо реагирует на изменения.
Меланхолик:
привязан к объективному времени и заторможен
в нем.
Характер - устойчивая особенность личности, которая проявляется в общении и обуславливает типичную способность поведения.
4 черт характера:
Совокупность наиболее выраженных черт характера определяет своеобразие личности.
Леонгард
выделил несколько типов
Демонстративный:
Демонстрирует свои эмоции с точки зрений
окружающих более сильно, чем чувствует
их в данный момент на самом деле. Человек
с таким характером способен вытеснить
негативные переживания и может забыть
то, что не хочет помнить. Такая демонстративная
личность легко вживается в образ невинной
жертвы, нежное существо, благодетель
всего человечества. Ведущий мотив характера
является самоутверждение и престижность
в глазах окружающих. Такому типу нужно
внимание, восхищение или ненависть, но
только не безразличие. Такой человек
часто врет, потому что вживается в роль.
Хорошая приспособленность и хорошо относится
с начальством. Такие личности склонны
создавать различные фракции в целях за
справедливость. К этому типу характера
относятся - актеры, депутаты, писатели
и т. д. Как реагировать:
нужно флиртовать, получая информацию.
Поскольку сам человек верит в то, что
говорит и заражает собеседника. Такие
люди легко завоевывают вначале внимание,
а потом чувство и разум и поэтому факты
от них проверяются документально.
Педантичный:
Для него характерна невысокая способность
к выплескиванию негативных образов и
поэтому они надолго задерживаются у него
в сознании. Если демонстративная личность
принимает решения быстро, то педантичная
личность тщательно продумывает и долго
колеблется. Им свойственна пунктуальность,
ответственность, предусмотрительность,
забота о своем здоровье. Их негативная
черта может быть нерешительность, боязнь
ошибки, боязнь, что с ними что-то случится.
Как реагировать:
Такие люди нуждаются в подбадривании,
беседа с ними должна начинаться с пониманием
его проблем, не отмахиваться от него.
Застревающий:
характерно задержка сильных чувств (ярость,
гнев), если они не были выражены в реальной
жизни. Эти чувства есть, но не были выражены
и эти чувства могут долго не затухать,
и могут вспыхивать спустя несколько дней
(лет). Свои успехи они тоже могут переживать
долго и ярко. Зачастую этот тип характера
честолюбивый. Этот тип отличается обидчивостью,
злопамятностью. В отличие от демонстративного
типа, который уверен в своей исключительностью,
застревающий нуждается в реальной поддержке.
Основными темами являются ревность, преследование,
несправедливость, месть, непризнание.
При благополучных условиях обычно добивается
выше среднего. Как
реагировать:
сначала в разговоре начать с истории
проблемы, часто ли меняет работу, всегда
ли боролся за справедливость. Борьба
с чем-то у них является смыслом жизни.
Возбудимый: Часто неровное течение жизни, не потому что избегают, а потому что часто высказывают недовольство, раздражительность, совершают импульсивные поступки, не думая о последствиях. Если спросить у них о причинах смены работы, то они будут говорить все что угодно, но только не о сложности работы, потому что она приносит им радость. Они достигают хороших успехов. Необдуманные поступки у них могут быть вызваны неприятным событием. Для них характерна возбудимость со вспышками ярости, неспособность сдерживаться. Примитивные люди, внешне угрюмы. Неумение управлять приведет к конфликту. Как реагировать: относится осторожно, агрессивность накапливается на подсознательном уровне, до последнего момента неявна. Вспышки ярости могут быть неоправданны. Очень внимательно следят за мимикой, взглядом, жестами.
Настроение - сравнительно-продолжительное, устойчивое психологическое состояние. Оно бывает радостное, хорошее, плохое, грустное. Для нормальных отношений, для успешной работы важно чтобы настроение было ровным, стабильным.
В минуты плохого настроения вы не должны выговаривать подчиненным. Настроение меняется в течение рабочего дня. В начале дня мало у кого хорошее настроение. В конце дня хорошее настроение у подавляющего большинства, особенно перед выходными. В зависимости от настроения производительность труда может изменяться.
Если плохое настроение:
Управление
настроением подчиненных: Ли Якокка
«Все управление, в конечном счете,
сводится к стимулированию других людей».
Стили общения:
Ритуальное. Главное поддержание связи с группой. Оно требует от участников знания правил игры. Например: из года в год день рождение и приходят одни и те же люди и скучно. У американцев вопрос - Как дела? У россиян это тоже входит в привычку.
Манипулятивное. Это когда собеседнику демонстрируют такое общение, которое помогает ему в достижении своей цели. У рабочего и начальника разный тон. Если оба партнера хотят изменить точку зрения другого, то победит тот, кто хорошо знает другого партнера и владеет техникой общения.
Гуманистическое.
Это личностное общение, позволяющее удовлетворить
потребности человека в сопереживании,
общении. Тем не менее, человек всегда
остается, связан с отношением людей в
обществе. При знакомстве с новым человеком
нужно найти общую тему разговора.
Карнеги:
«Успехи человека в его финансовых
делах на 15% зависят от его
профессиональных навыков, а остальные
85% его умение общаться с людьми».
Виды общения:
Информация о работе Лекции по "Психологии деловых отношений"