Лекции по "Психологии деловых отношений"

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 16:48, курс лекций

Описание работы

Психология - наука о душе. Она изучает личность человека.
Знание психологии позволяет повысить производительность труда на 70%, поэтому руководителю любого ранга нужно уметь использовать знания психологии в своей практической деятельности.

Содержание

Введение 3
Тема 1. Применение знаний психологии менеджерами разных стран. 4
Тема 2. Законы управленческой деятельности 9
Тема 3. Как правильно понимать и убеждать людей 10
Тема 4. Типология личности 12
4.1. Темперамент 12
4.2. Характер 15
4.3. Настроение 17
Тема 5. Деловое общение 18
5.1. Общение с посетителями. 22
5.2. Психологические приемы влияния на людей. 24
5.3. Деловая беседа 26

Работа содержит 1 файл

Психология деловых отношений.Конспект.Крюков..doc

— 247.50 Кб (Скачать)

     Холерик: сильный, энергичен, активный, порывистый, резкость движений, быстрая смена настроения. Он вспыльчив, агрессивен, могут быть эмоциональные срывы, быстро принимает решения, самоуверенный, в работе безупречен, но при столкновении с трудностями может впадать в гнев, к другим условиям он может быстро приспособиться, а может и не принять их. Может развиться одержимость какой-либо идеей. Может развиться талант полководца, может «пробить стену».

     Флегматик: сильный толстокожий, спокойный, щедрый, медлительный, ровное настроение, рассудительный, мимика не ярко выражена. Он долго раскачивается перед работой, но терпелив, последователен, реакция замедленная, решения принимает продуманные и обоснованные. Он склонен к анализу проблем. Он медленно   приспосабливается   к   новым   условиям,   работает   не   торопясь,   но успевает сделать многое, он надежен. Он стремится выполнить обещания. При неблагоприятных ситуациях может развиться лень, безразличие к окружающим. Когда все хорошо – умеет управлять собой, преданность, верность.

     Меланхолик: слабый, низкая психологическая активность, замедленные движения, быстро утомляется, глубокие и устойчивые эмоции, слабое внешнее выражение. Он медлителен в выборе вариантов, обидчив; для него свойственно тревожность, беспокойство; несклонен к лидерству, нуждается в постоянной поддержке. Он хорошо работает, если созданы благоприятные условия, при ровном, справедливом руководителе. Он способен к сопереживанию, все эмоции переживает глубоко и длительное время. При неблагоприятных условиях – ранимость и замкнутость. Его эмоциональные переживания могут выразиться либо в злопамятность, либо в поэтическом ударе. 

     Импульсивность  холерика квалифицируется как агрессивность, а живость сангвиника, как легкомыслие. Пассивность флегматика – как  тупость, а тревожность меланхолика – как психопатию. Лучше найти использование каждой характеристике.

     Тип темперамента – это не только источник сложности для человека, но и потенциал  сильных сторон. Если вы холерик, то можно рассчитывать на успех в  жизни, вы хорошо ставите цели и добиваетесь их. Если вы сангвиник, то у вас прекрасная аура. Если вы флегматик, то вы надежный и за вами как за каменной стеной.

     Вы  должны знать, что лучше всего  поставить в пару флегматика и  холерика, дав флегматику долговременную работу, а холерику работу оперативного характера. Они не только не будет раздражать друг друга, но и благодарить другого за то, что он взял на себя крайне неприятную для него работу. 

                                      Х                                         С

       

       

           Ф                                         М 

     Работоспособность: 

Тип темперамента
    Отношение к работе
Тип мышления  Уровень притязаний
Сангвиник Трудолюбивый, высокая работоспособность, его слабая черта – некая поверхность, легкомыслие Предметно-действенный Соответствует реальным возможностям
Холерик Сверхнормативная  активность, в короткий период чередуется с упадками Абстрактно-логическое Выше   реальных возможностей
Флегматик Очень устойчив к работе в условиях монотонности, но для вхождения в новую среду требуется период адаптации 4-6 месяцев Преимущественно конкретно-образное Ниже   реальных возможностей
Меланхолик Стрессоустойчив, хорошо адаптируется в быстро меняющей социальной ситуации. Хорошо чувствует партнера по обществу и он создает для них обстановку повышенной комфортности Образный Занижен
 

     Подходы:

     Холерик: «Не минуты покоя». Эта формула опирается на энергичность, целеустремленность, страстность. Но нужно нейтрализовать минусы: вспыльчивость, нетерпеливость. Все время должен быть занят делом, иначе всю свою активность направит на коллектив и разложит его изнутри.

     Сангвиник: «Доверяй, но проверяй». Жизнерадостный, увлеченный, отзывчивый. Но он склонен к разбрасыванию, поверхностности, легкомыслию. Сверхобщительный, ненадежный. Он всегда обещает, но не всегда выполняет, его нужно контролировать.

     Флегматик: «Не торопи». Свойственна устойчивость, постоянство, самообладание, ответственность. Надежный, терпеливый, высокая активность. Но ему свойственна медлительность, безразличие, сухость, не может работать в дефиците времени. Он сам рассчитывает время, его не нужно подгонять.

     Меланхолик: «Не навреди». Мягкость, человечность, сочувствие, чувственность. Но свойственна низкая работоспособность, медлительность, застенчивость. На него нельзя давить, кричать, давать резкие указания. 

     У каждого типа свое отношение со временем:

     Холерик: опережает течение реального времени, всегда устремлен вперед, прошлое его не интересует. Всегда острый дефицит времени. Если на его пути препятствие, он выражает ярость

     Сангвиник: опережает течение времени, но не сильно. Стремление вперед сочетается с боязнью опоздать. Живет в дефиците времени.

     Флегматик: отстает от времени. Для него всегда хватает времени. Ориентируется на прошлое и плохо реагирует на изменения.

     Меланхолик: привязан к объективному времени и заторможен в нем. 

  4.2. Характер

     Характер  -  устойчивая   особенность   личности,   которая   проявляется   в общении и обуславливает типичную способность поведения.

      4 черт характера:

  1. Отношение к труду: трудолюбие, ответственность, инициативность, и т. д.
  2. Отношение       к       другим       людям:       человечность,       отзывчивость, 
    доброжелательность и т. д.
  3. Отношение     к     самому     себе:     чувство     собственного     достоинства, 
    самокритичность, гордость, эгоизм и т. д..
  4. Отношение к вещам: аккуратность, щедрость, бережливость и т. д.

     Совокупность  наиболее выраженных черт характера  определяет своеобразие личности.

      Леонгард  выделил несколько типов характера:

  1. Демонстративный.
  2. Педантичный.
  3. Застревающий.
  4. Возбудимый.
 

     Демонстративный: Демонстрирует свои эмоции с точки зрений окружающих более сильно, чем чувствует их в данный момент на самом деле. Человек с таким характером способен вытеснить негативные переживания и может забыть то, что не хочет помнить. Такая демонстративная личность легко вживается в образ невинной жертвы, нежное существо, благодетель всего человечества. Ведущий мотив характера является самоутверждение и престижность в глазах окружающих. Такому типу нужно внимание, восхищение или ненависть, но только не безразличие. Такой человек часто врет, потому что вживается в роль. Хорошая приспособленность и хорошо относится с начальством. Такие личности склонны создавать различные фракции в целях за справедливость. К этому типу характера относятся - актеры, депутаты, писатели и т. д. Как реагировать: нужно флиртовать, получая информацию. Поскольку сам человек верит в то, что говорит и заражает собеседника. Такие люди легко завоевывают вначале внимание, а потом чувство и разум и поэтому факты от них проверяются документально. 

     Педантичный: Для него характерна невысокая способность к выплескиванию негативных образов и поэтому они надолго задерживаются у него в сознании. Если демонстративная личность принимает решения быстро, то педантичная личность тщательно продумывает и долго колеблется.  Им свойственна пунктуальность, ответственность, предусмотрительность, забота о своем здоровье. Их негативная черта может быть нерешительность, боязнь ошибки, боязнь, что с ними что-то случится. Как реагировать: Такие люди нуждаются в подбадривании, беседа с ними должна начинаться с пониманием его проблем, не отмахиваться от него. 

     Застревающий: характерно задержка сильных чувств (ярость, гнев), если они не были выражены в реальной жизни. Эти чувства есть, но не были выражены и эти чувства могут долго не затухать, и могут вспыхивать спустя несколько дней (лет). Свои успехи они тоже могут переживать долго и ярко. Зачастую этот тип характера честолюбивый. Этот тип отличается обидчивостью, злопамятностью. В отличие от демонстративного типа, который уверен в своей исключительностью, застревающий нуждается в реальной поддержке. Основными темами являются ревность, преследование, несправедливость, месть, непризнание. При благополучных условиях обычно добивается выше среднего. Как реагировать: сначала в разговоре начать с истории проблемы, часто ли меняет работу, всегда ли боролся за справедливость. Борьба с чем-то у них является смыслом жизни. 

     Возбудимый: Часто неровное течение жизни, не потому что избегают, а потому что часто высказывают недовольство, раздражительность, совершают импульсивные поступки, не думая о последствиях. Если спросить у них о причинах смены работы, то они будут говорить все что угодно, но только не о сложности работы, потому что она приносит им радость. Они достигают хороших успехов. Необдуманные поступки у них могут быть вызваны неприятным событием. Для них характерна возбудимость со вспышками ярости, неспособность сдерживаться. Примитивные люди, внешне угрюмы. Неумение управлять приведет к конфликту. Как реагировать: относится осторожно, агрессивность накапливается на подсознательном уровне, до последнего момента неявна. Вспышки ярости могут быть неоправданны. Очень внимательно следят за мимикой, взглядом, жестами.

 

     

4.3. Настроение

     Настроение - сравнительно-продолжительное, устойчивое психологическое состояние. Оно  бывает радостное, хорошее, плохое, грустное. Для нормальных отношений, для успешной работы важно чтобы настроение было ровным, стабильным.

     В минуты плохого настроения вы не должны выговаривать подчиненным. Настроение меняется в течение рабочего дня. В начале дня мало у кого хорошее настроение. В конце дня хорошее настроение у подавляющего большинства, особенно перед выходными. В зависимости от настроения производительность труда может изменяться.

     Если  плохое настроение:

  1. посмотрите фотографии
  2. улыбнитесь
  3. вспомните что-нибудь хорошее
  4. примите холодный душ

     Управление  настроением подчиненных: Ли Якокка «Все управление, в конечном счете, сводится к стимулированию других людей». 

 

     

Тема  5. Деловое общение

     Стили общения:

  • ритуальное
  • манипулятивное
  • гуманистическое

     Ритуальное. Главное поддержание связи с группой. Оно требует от участников знания правил игры. Например: из года в год день рождение и приходят одни и те же люди и скучно. У американцев вопрос - Как дела? У россиян это тоже входит в привычку.

     Манипулятивное. Это когда собеседнику демонстрируют такое общение, которое помогает ему в достижении своей цели. У рабочего и начальника разный тон. Если оба партнера хотят изменить точку зрения другого, то победит тот, кто хорошо знает другого партнера и владеет техникой общения.

     Гуманистическое. Это личностное общение, позволяющее удовлетворить потребности человека в сопереживании, общении. Тем не менее, человек всегда остается, связан с отношением людей в обществе. При знакомстве с новым человеком нужно найти общую тему разговора. 

      Карнеги: «Успехи человека в его финансовых делах на  15% зависят от его  профессиональных навыков, а остальные 85% его умение общаться с людьми». 

     Виды  общения:

      1. формальное общение (набор масок)
      2. примитивное общение
      3. формально-ролевое (в общении имеет значение только социальная роль собеседника)
      4. деловое
      5. духовное (межличностное, общение людей близких по духу)
      6. манипулятивное (извлечение выгоды из общения)
      7. светское (беспредметное общение)

Информация о работе Лекции по "Психологии деловых отношений"