Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 12:52, курс лекций
Лекция 1. История психологии: общая характеристика, основные принципы и методы.
Предмет истории психологии
Психология как самостоятельная наука является достаточно молодой, однако ее возникновению предшествовали столетия философских размышлений и тысячелетия практического познания людей. Как отметил немецкий ученый Герман Эббингауз, психология имеет небольшую историю, но огромную предысторию. Появление психологических знаний соотносится с рождением первых попыток понимания человеком возможностей, которые позволяют ему выделять себя из окружающей действительности, выходить за пределы своих переживаний, познавать, сопоставлять различные знания и понимать специфику своего места в мире, природе.
Данные задачи невозможно решить без разработки имеющих в настоящее время значимость вопросов:
Конечно, данный подход предполагает комплексное исследование с привлечением данных разных наук, их теоретического арсенала и исследовательских возможностей для раскрытия и объяснения динамики психологического познания.
Как можно заметить, история создается заново в определенные исторические условия, определенными людьми, научными школами, в разные эпохи само развитие знания понималось по-разному (спираль, линия, цикл и др.). В связи с этим важно выделять и понимать основные принципы, на которых строится историко-психологические исследования.
Принципы историко-психологического исследования
Система принципов как
установок исследователя
Принцип детерминизма определяет понимание способов объяснения процесса становления и развития психологического познания. Выделение причин, детерминант, которые определяют, по мнению исследователя, логику развития.
Для более комплексного изучения исторического процесса необходимо соотносить его с логикой развития понятий, направлений изучения определенных психологических явлений. Взаимосвязь теории и истории психологии, отношение содержательного аспекта с анализом процесса его развития, выявление связи познания объекта с историей человеческого общества в целом определяется принципом единства исторического и логического. Каждое научное поколение открывает в прошлом новые черты, то, что было неважным в глазах ученых одного десятилетия, получает в глазах другого нередко крупное и глубокое значение.
Учет с разных сторон, фиксация и удержание разных аспектов анализа процесса развития представлений, различных уровней анализа, приводит к необходимости рассмотрения предмета истории психологии как системного.
При анализе идей и результатов творчества исследователь пользуется современными представлениями, категориальным аппаратом науки, который основывается на современном состоянии знаний, для того, чтобы воссоздать, реконструировать идеи другой исторической ситуации. Историку психологии важно преодолевать личностные и научные предпочтения для восстановления логики и стиля рассуждений, пониманию природы, смысла, вкладываемых в термины и понятия представителями изучаемой эпохи. Подобное разделение позиций позволяет удержать объективность процесса исследования истории психологии.
Объективность анализа необходимо должна дополняться конструктивным анализом, поиском рационального и перспективного, что сумела достичь психологическая мысль определенного исторического периода.
Анализ истории развития психологического знания позволяет выявить узловые этапы, которые буквально переворачивали представление о психическом. На основе этого возможно построение периодизации развития психологического знания, которая предполагает наличие качественно различных этапов и периодов в динамике единого и непрерывного процесса научного познания, во взаимосвязи и взаимопроникновении. Причем необходимо понимать, что история развития психологического знания не является линейным процессом, а представляет собой довольно сложный процесс, «на пути которого возможны зигзаги, неузнавание открытий, возвраты к уже пройденным решениям, «топтание на месте» (Ждан А.Н.).
При анализе истории мы часто рассматриваем концепции, представления отдельных людей, понимая их вклад в развитие знаний о психическом. Каждая из психологических школ, направлений рассматривается в истории психологии как течение, вырастающее из исторического контекста, а не как изолированное или независимое. Соответственно и психологическое познание как совокупность идей и теорий, как результат коллективного творчества многих поколений исследователей в работах конкретного ученого получает творческое, порой оригинальное и новаторское, развитие или более четкое концептуальное оформление. Таким образом анализ предполагает учитывать единство коллективного и индивидуального творчества в развитии психологического знания
Для реализации данных принципов необходимо использование методов, позволяющих изучить процесс исторического развития представлений о психическом.
Методы историко-психологического исследования
Исследовать историю
психологической мысли
Как и любое другое исследование историко-психологическое исследование применяет различные способы получения и освоения новых знаний и их синтеза, достижения интеграции разрозненных структурных компонентов истории психологии в единую общенаучную картину развития психологического познания.
В связи с этим В.А.Кольцова,
как представитель крупной
Структурно-функциональный метод, предполагающий изучение строения психологического знания и ориентирован на выявление его структурных элементов и иерархических уровней, их взаимосвязей. Обычно этот метод используется для рассмотрения отдельной проблемной области, ее развития. Например, Ф.Ариес исследовал проблему детства, ее трансформацию на различных исторических этапах. Исследование К.Левина способов мышления, задающих разные способы понимания мира и средств, используемых для его изучения.
Сравнительно-сопоставительный (синхронистический) метод направлен на фиксацию разнородных событий истории психологии, иногда пространственно отдаленных, но совпадающих во времени, т.е. связанных одновременностью их осуществления. Данный метод использовал Б.Г.Ананьев для изучения развития психологической мысли в России. (Б.Г. Ананьев "Очерки истории русской психологии XVIII и XIX веков" (1947)). Большинство отечественных учебников по истории психологии представляют собой анализ представлений в разных странах в определенный хронологический этап (А.Н.Ждан, Т.Д.Марцинковская).
Генетический метод имеет основной задачей выявление динамики, этапов, стадий трансформации психологического знания в контексте конкретного предмета историко-психологического исследования. Свое представление о логике развития предмета психологии предложил Петр Яковлевич Гальперин.
Метод
анализа категориально-
Отдельно выделяется метод исторической реконструкции, который представляет собой моделирования и на его основе воссоздания целостной картины какого-либо процесса, явления, ситуации или периода путем детального и комплексного анализа частных составляющих этого целого. Особую продуктивность данный метод имеет при исследовании психологических и социально-психологических феноменов, характеризующих внутренний мир типичного представителя конкретной исторической эпохи или общества, содержание менталитета и динамику настроений в социуме, смысложизненные ориентации и мировоззренческие установки людей того или иного хронологического периода. Данный метод очень активно используется в современной отрасли психологической науки – исторической психологии, направленной на изучение психологического склада человека той или иной эпохи.
В качестве одной из важных
детерминант в понимании
Как мы видим, история психологии имеет достаточно методов, с помощью которых происходит конструирование исторического процесса, динамики развития психологического знания. Проводимые историко-психологические исследования позволяют увидеть новые факты, объяснить с новых позиций появление тех или иных преставлений, а иногда и пересмотреть историю психологии с новых методологических позиций.
Разные способы понимания истории психологии задают и разные этапы ее развития, поэтому можно выделить различные периодизации истории психологии.
Периодизации истории психологии
В истории психологии можно выделить два периода ее существования: когда психология была частью философии и когда она стала самостоятельной наукой. Они несоизмеримы по времени: первый период (VI в. до н. э.— середина XIX в.) охватывает около 2,5 тысячи лет, второй — чуть больше столетия (середина XIX в.— настоящее время). В связи с этим Ждан А.Н. разбивает эти периоды на этапы, характеризующие взгляды на природу психического. Она предлагает представленную периодизацию истории психологии лишь как один из возможных ее вариантов.
Схема периодизации истории психологии по А.Н.Ждан.
Развитие психологии в рамках философии
Хронология |
Содержание этапа |
Итоги |
VI. в. до н.э. - V в. н.э. |
Возникновение первых научных представлений о психике и их первоначальное развитие |
Выделение науки о душе и формирование двух направлений материализма и идеализма; формирование первых эмпирических знаний о психических процессах — ощущении (восприятии), памяти, воображении, мышлении, аффектах, воле; выделение проблемы соотношения души и тела; указание на внутреннее чувство как способ познания |
V- VIII. вв. |
Развитие учения о душе в рамках философских учений и на базе медицинских знаний |
Формирование томистской психологии; начало опытной методологии исследования |
XIV - XVI вв. |
Дальнейшее развитие учения о душе в контексте развития анатомо-физиологических знаний и великих открытий XIV—XVI вв. |
Отказ от понимания души как объекта исследования и объяснительного принципа телесных и психических явлений; введение термина «психология» |
XVII - середина XIX вв. |
Выделение сознания в качестве предмета исследования и формирование теоретических основ психологии |
Формирование эмпирической
интроспективной и |
Развитие психологии как самостоятельной науки
Хронология |
Содержание этапа |
Итоги |
Начало XIX - 60-е гг. XIX в. |
Формирование |
Экспериментальные методы исследования деятельности нервной системы и органов чувств; формирование психофизики; формирование психометрии; теории ощущений и восприятия |
60-е гг. XIX - конец XIX в. |
Возникновение и первоначальное развитие психологии как самостоятельной науки |
Проникновение экспериментальных методов в психологию; формирование теоретических программ психологии; возникновение прикладных исследований в психологии; возникновение новых областей психологии |
10-е - середина 30-х гг. XX в. |
Открытый кризис в психологии |
Возникновение школ в зарубежной психологии:
бихевиоризма, психоанализа, гештальтпсихологии,
французской социологической Возникновение советской психологии |
20-е - 30-е гг. |
Становление советской психологии |
Создание теоретических основ психологии на основах марксистской философии: теории установки, культурно-исторической теории, теории деятельности и др.; развитие прикладных областей в отечественной психологии - психотехники и педологии; развитие естественнонаучных представлений о физиологических механизмах психической деятельности и двигательных актов |
Конец 30-х - 50-е гг. |
Затухание кризиса в зарубежной психологии. Развитие советской психологии в области теории |
Эволюция научных школ периода открытого кризиса. Необихевиоризм, неофрейдизм. Возникновение новых отраслей и направлений: генетическая психология, персоналистические концепции личности и др. Дискуссии в советской психологии (о перестройке науки на основе павловского учения, о теории установки). Развитие теории деятельности в советской психологии. Возникновение теории поэтапного формирования умственных действий и понятий П. Я. Гальперина |
60-е гг.- настоящее время |
Поиски новых теоретических подходов в современной зарубежной и отечественной психологии |
Возникновение новых направлений в зарубежной психологии: гуманистическая психология, логотерапия, когнитивная психология. Дискуссии в отечественной психологии о предмете психологии, по проблемам бессознательного, общения и др. |