Лекции по "Истории психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 12:52, курс лекций

Описание работы

Лекция 1. История психологии: общая характеристика, основные принципы и методы.
Предмет истории психологии
Психология как самостоятельная наука является достаточно молодой, однако ее возникновению предшествовали столетия философских размышлений и тысячелетия практического познания людей. Как отметил немецкий ученый Герман Эббингауз, психология имеет небольшую историю, но огромную предысторию. Появление психологических знаний соотносится с рождением первых попыток понимания человеком возможностей, которые позволяют ему выделять себя из окружающей действительности, выходить за пределы своих переживаний, познавать, сопоставлять различные знания и понимать специфику своего места в мире, природе.

Работа содержит 1 файл

Lektsii_po_istorii_psikhologii.doc

— 748.50 Кб (Скачать)

Обратившись к тому, как  протекает мышление Карл Бюлер (1879-1963) показал, что мышление является не одномоментным актом, а процессом, имеющим начало, время протекания и результат. Детальное изучение динамки мышления позволило выделить мысль как основной носитель мышления, построить их классификацию (мысли как сознание правил, как сознание отношений и мысли-интенции), тем самым обозначив необходимость изучения значения ситуации для испытуемого.

Предположив, что решение  задачи определяется смысловой характеристикой  задачи, Отто Зельц (1881—1944) выделил антиципирующую схему задачи как складывающийся в сознании проблемный комплекс. Она контролирует и направляет ход мыслительных операций. При типовой задаче пробел в схеме заполняется актуализацией имеющихся способов решения. Если задача не решается известными способами, она приобретает для данного человека творческий характер. В этом случае необходимо открытие новых способов решения.

Как отмечает М.Г.Ярошевский, наиболее существенным моментом была разработка психического акта, определяемого мотивом и целью, имеющего операционально-аффективную динамику и состав.

Идеи, представленные данной школой, были развиты другими исследователями  и стали одной из самых обширных областей экспериментальной психологии. Учеником Кюльпе являлся и Макс Вертгеймер, один из основателей нового направления гештальтпсихологии.

Многие направления, возникающие  в конце XIX в. ставили в качестве предмета исследования определенные функции сознания, психические акты или структурные компоненты. За анализом психического через факторы, влияющие на него, просматривался человек. Однако проблема изучения человека как личности, как целостности, включенного в различного рода отношения с окружающей действительностью ставились немногими. Среди этих направлений необходимо выделить Французская психологическая школа.

Предыдущая история  развития психологии во Франции привела  к широкому распространению психопатологии, которой занимались и философы. В университетах до конца XIX в. царили психоневрологические направления. Лишь в 1889 г. благодаря усилиям Теодюля Рибо (1839 - 1916) появляется первая во Франции кафедра психологии. Несмотря на то, что Рибо содействовал внедрению основных направлений английской и немецкой психологии, он считал, что необходимо изучать человека в целом. Поэтому психология во Франции обратилась к изучению высших процессов и личности.

Можно выделить следующие  основные вопросы, которые интересовали французских ученых. Проблема содержания и структуры личности привела к выделению роли культуры и социальной среды в процессе развития человека. Интерес к аномальным явлениям психической реальности, к болезням личности, психическим заболеваниям привел к постановке вопроса о роли неосознаваемых мотивов человека в его поведение, а также к вопросу о способах лечения этих заболеваний (гипноз и внушение).

Интерес во Франции к  гипнозу проявился в XVIII в. с деятельностью Ф.Месмера и «животного магнетизма» (гипноз и внушение) как средства решения проблем человека. Описываемые, наблюдаемые феномены, происходящие под действием гипноза, привели к изучению природы гипноза, факторов, влияющих на внушаемость. Гипноз стал также применяться и в клиниках для лечения больных, для понимания природы заболевания. Разработка данного направления велась во Франции двумя психоневрологическими школами – нансийской и парижской.

Клиникой в Нанси  руководил Амбруаз Льебо (1823 - 1905), а затем И.Бернгейм. Гипноз использовался  Льебо для лечения соматических и невротических заболеваний, добиваясь при этом значительных психотерапевтических результатов. Понимал гипноз как состояние, родственное обычному сну, при котором человек обладает способностью находиться под воздействием идеи и реализовать ее, причем все другие воздействия внешнего мира оказываются недоступными сознанию. На основе этого он вместе со своим учеником И.Бернгеймом разработал методы словесного внушения. Демонстрация одного из таких методов произвела на З.Фрейда сильное впечатление и привела его в последующем к разработке теории бессознательного.

В Париже возглавлял клинику  Жан Мартен Шарко (1825—1893), который  занимался истерией. Ее он рассматривал как заболевание и объяснил ее симптомы – параличи, анестезии, припадки – физиологическими причинами. В процессе многолетних наблюдений выделил сходство между поведением истериков и людей, находящихся в гипнотическом состоянии. На основе этого рассматривал гипноз как диагностического средства, позволяющего отделить истериков от других типов пациентов. Выделил влияние мысли на появление невротического симптома. Клиника привлекала огромное внимание со всей частей света, в нее приезжали учиться З.Фрейд, В.М.Бехтерев и др., его ученики П.Жане и А.Бине внесли много нового в психологию.

Обсуждение феноменов, изучаемых этими клиниками, привело к выделению бессознательного, его соотношение с сознанием, обозначилась психосоматическая медицина, значения внушения в поведении человека, его состоянии. Под влиянием представлений о роли внушения в социальной детерминации поведения складывалась концепция развития психических качеств человека под действием законов подражания Г.Тарда (1843-1904).

Использование материалов патопсихологии рассматривалось, начиная  с Т.Рибо, как самый тонкий (более  надежный и репрезентативный) эксперимент, который только возможно провести для понимания природы психического.

Данный подход был  принят и развит Пьером Жане (1859 - 1947), который считал, что экспериментальная  психология должна быть только патологической, т.к. зная психические болезни, можно изучить психику. На основе проводимых клинических наблюдений он выдели структуру психических процессов, разделив их на низшие (действия, чувство, разум слиты воедино) и высшие (обусловленные социальной природой, проявление духа). Показал, что память, воля являются высшими психическими процессами. Воля производна от объективного процесса, в котором непременно представлен другой человек. Память - рассказ о некотором событии прошлого, случившемся в отсутствие того, кому этот рассказ адресован.

Обсуждая проблему личности, пришел к выводу, что в основе образования личности, или Я, лежит память. Если меняется память, то это приводит к модификациям личности и всей психической жизни. Говоря о соотношении низших процессов, памяти и личности выстраивает иерархию психических явлений, в которой содержится в разном состоянии различные компоненты.

Ввел в психологию понятие «поле сознания», понимаемое как наибольшее число простых  образов, которые могут находиться одновременно в сознании. Оно изменчиво  в зависимости от состояния человека, от болезни, от возрастных особенностей. Исследование причин сужения сознания привело его к вопросу о соотношении сознательного и бессознательного.

Признаваемая Жане социальная обусловленность психики человека получила широкое признание во французской психологической науке. Учениками П. Жане были А. Пьерон, А. Валлон, Ж. Пиаже -  все основатели современной французской генетической психологии.

Несмотря на большую  роль патопсихологии, во Франции появляется и начинает развиваться экспериментальная психология, которую начал развивать Альфред Бине (1857 - 1911). Возглавив в 1895 г. лабораторию физиологической психологии, он начинает экспериментальную деятельность. Основной задачей психологии полагал изучение высших процессов, в частности, мышление и интеллект. В качестве основного метода рассматривал сравнительный метод.

Проведенные им исследования интеллекта привели к результатам, подобным Вюрцбургской школе: существует мышление без образов, которое ускользает от самонаблюдения. Многолетнее изучение памяти, внимания, воображения, интеллекта детей позволило ему разработать способ измерения интеллектуального уровня, тестовую методику. Ввел понятие умственного возраста, сравниваемого с хронологическим. Данная методика привело к развитию тестологии и внесла вклад в дифференциальную психологию. Работая в лаборатории у Бине, Жан Пиаже заинтересовался причинами, определяющими уровень развития интеллекта, что нашло отражение в разрабатываемой им в последующем генетической психологии.

Наряду с исследованием психики с привлечением данных патопсихологии, возникает направление, интерес которого лежит в изучении социальных контактов. Родоначальником этого направления, получившего название французская социологическая школа, стал Эмиль Дюркгейм (1858 - 1917). (Рис 18) Выделил, что обычаи, моральные и юридические нормы представляют общественную силу, господствующую над сознанием каждого отдельного человека – коллективное сознание. Оно отличается от индивидуального, развивается по своим законам, которые не зависят от индивидуального ума. Человек как социальное существо возникает из общества. Социальное существо в человеке формируется обществом. Общество рассматривается как духовное образование: совокупность мнений, знаний, способов действий определенного рода и. др., которые отражают различные стороны общественной жизни. Все это - коллективные представления, закрепляемые в языке. Дюркгейм способствовал внедрению идеи первичности социального по отношению к индивидуальному на почве тщательного описания конкретно-исторических явлений. Показал значимость социального, культурного фактора на развитие человека.

В дальнейшем его идеи были использованы Люсьеном Леви-Брюлем (1857–1939) при изучении культур. Собрав богатый материал представителей различных  культур, находящихся на разных этапах социокультурного развития, выдвинул тезис о соответствии типа мышления социально-историческим структурам. Выделил два типа мышления: первобытное и логическое (современный тип). Эти типы мышления не сменяют друг друга, а сосуществуют. И в ходе исторического развития изменяется соотношение между первобытным (пралогическим) и логическим мышлением. Интерес для психологии представляет описанные им характерные черты первобытного мышления.

Значение французской  социологической школы заключается в отстаивании идеи о социальной природе психики, выдвижении нового – исторического – подхода к ее исследованию. Проблема преобразования человеческой психики в ходе исторического развития общества получила последующее развитие как во французской науке (К. Леви-Стросс, А. Валлон, историческая психология И. Мейерсона), так и в других странах.

 

Развитие отраслей психологии

В конце XIX в. появилось осознание и необходимость применения психологии для решения прикладных задач. Изменившаяся ситуация в педагогической системе, развитие всеобщего образования, создали основу для развития возрастной психологии. В то время она была тесно связана с педологией – наукой о целостном изучении ребенка. Основателем ее был Гренвилл Стенли Холл (1844-1924). Педология, объединившая различные профессиональные области, очень быстро завоевала популярность во всем мире просуществовала до середины XX в. (Рис 19)

Многие из экспериментальных  исследований тесно смыкались с  практикой и становились частью ряда областей прикладной психологии. Особенно тесно экспериментальные исследования были связаны с прикладными задачами в работах Гуго Мюнстерберга (1863 - 1916), основателя психотехники. Его исследования связаны с областью промышленного производства. Им разрабатывались проблемы профессионального утомления, профориентации, профотбора, психологии воздействия, в том числе средствами рекламы и др. В психотехнике по-новому выступил принцип практики: она ставила перед психологией запросы, задавая перспективу ее методологических основ; и методических приемов.

Экспериментальная психология возникла в связи с задачей  исследования наиболее общих законов  сознания и психики. Индивидуальные различия рассматривались как помеха, от которой надо избавляться. Однако в ходе ее реализации появляются сначала  робкие опыты  определением индивидуальных различий. Френсис Гальтон (1822—1911), в Англии, Альфред Бине во Франции, Джеймс Кеттел (1860 - 1944) и Г. Ст. Холл В США, Эмиль Крепелин (1856 - 1926) и Вильям Штерн (1871-1938) в Германии, Александр Федорович Лазурский (1847 -1917) в России были первыми, кто создавал психологию индивидуальных различий. Одним из важных результатов данного направления явилось создание многочисленных тестовых процедур и других методических приемов.

Установки, заданные гуманитарным направлением в психологии, приводили к развитию исследований психологии народов, сравнительно-культурной психологии. Данное направление было обозначено позже как этническая психология. Задача ее состояла в изучении систематических связей между психологическими и культурными переменными при сравнении этнических общностей. У.Риверс (1864-1922) основатель кросскультурной – сравнительно-культурной – психологии. В России Густавом Густовичем Шпетом (1879-1940) предпринята попытка создания этнической психологии. Исследования Маргарет Мид, Клода Леви-Стросса и других позволили по-новому взглянуть на процессы развития, психические процессы.

Обсуждаются и вопросы, связанные с социальной психологией. Появляется много трудов, исследований, направленных на изучение групповой  динамики, влияние других на мнение и поведение человека.

Методологический  кризис в психологии

Конец XIX в. ознаменовался дискуссиями о том, какими путями строить новую, объективную психологию, какие методы при этом необходимо использовать. На рубеже веков еще казалось, что возможно построить общую психологию. Однако разные методологические предпосылки рассмотрения предмета психологии наметили и совершенно различные пути ее построения. Данный период А.Н. Ждан обозначает как скрытый кризис психологии, указывая его границы: третья четверть 70-х гг. XIX в. - первое десятилетие XX в.

В этот период шло  интенсивное развитие эмпирических и прикладных исследований, которые резко расширяли поле изучаемых явлений. Запросы практики, необходимость ответить на которые приводило к осознанию недостаточности прежних теоретических взглядов, развиваемых эмпирической интроспективной ассоцианистической психологией, несостоятельность ее версий о сознании как замкнутом мире субъекта, невозможность применения интроспекции для изучения новых явлений сознания, психического. Появлялись новые концепции и направления, которые преобразовывали и расширяли представление о природе, о закономерностях в развитии психики и сознания на основе и в результате мощного развития собственно психологического эксперимента, применение психологических знаний к различным областям науки и практики.

Глубокие преобразования испытывал категориальный аппарат  психологии, появились новые категории: психический образ, психическое  действие, психическое отношение, мотив, личность. Становилось все более очевидным, что прежде единый предмет начинает раскалываться на множество различных частей.

К тому же и сам  эксперимент, перенесенный в психологию из пограничных областей, показывал  свою ограниченность для исследования многих неосознаваемых процессов, психических функций.

Информация о работе Лекции по "Истории психологии"