Лекции по "Истории психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 12:52, курс лекций

Описание работы

Лекция 1. История психологии: общая характеристика, основные принципы и методы.
Предмет истории психологии
Психология как самостоятельная наука является достаточно молодой, однако ее возникновению предшествовали столетия философских размышлений и тысячелетия практического познания людей. Как отметил немецкий ученый Герман Эббингауз, психология имеет небольшую историю, но огромную предысторию. Появление психологических знаний соотносится с рождением первых попыток понимания человеком возможностей, которые позволяют ему выделять себя из окружающей действительности, выходить за пределы своих переживаний, познавать, сопоставлять различные знания и понимать специфику своего места в мире, природе.

Работа содержит 1 файл

Lektsii_po_istorii_psikhologii.doc

— 748.50 Кб (Скачать)

Разные научные  интересы, методологические принципы, социальная ситуация, в которых творили  ученые первого десятилетия XX в., не позволили прийти к общему пониманию целей, предмета и ее методов. Почти одновременно появляются в разных странах крупные общепсихологические школы: бихевиоризм, гештальтпсихология, психоанализ, персонализм, описательная психология и многих других.

Эта ситуация рефлексировалась учеными как кризис психологии –  период "открытого кризиса", который продолжался до середины 30-х гг. XX в. Характерной чертой возникающих новых направлений являются: "крайнее разнообразие течений, отсутствие общепризнанной системы науки, огромные принципиальные различия между отдельными психологическими школами. Все признавали  ассоцианизм и сенсуализм недостаточными, но чем заменить прежние, столь простые и ясные, хотя и узкие психологические схемы - на это каждая "школа" отвечала по-своему.

Проведя анализ сложившейся ситуации, Л.С.Выготский рассматривал его как кризис методологических основ психологии, «выражение того факта, что психология как наука в своем практическом продвижении вперед в свете требований, предъявляемых ей практикой, переросла возможности, допускавшиеся теми методологическими основаниями, на которых начинала строиться психология в конце XVIII - начале XIX века». С каждым новым фактическим материалом, привносимым новым направлением, появлялась попытка построения общепсихологической теории и в ряде случаев (гештальтпсихология, психоанализ) даже претендовало на создание универсальной концепции.

Однако выполнение роли общепсихологической теории оказалось  не по силам каждому из этих направлений, и поэтому они были вынуждены  ассимилировать идеи других направлений. Это привело к видоизменению  основных идей этих направлений, их расколу и трансформации в новые научные направления. Безусловно, процессу распада этих направлений способствовала их взаимная критика, которая помогла быстрее обнаружить внутренние противоречия, свойственные каждому из них (абсолютизация частных наблюдений, недостаточность экспериментов, неадекватная теоретическая интерпретация их результатов). Однако заявленные в этот период новые подходы, поставленные проблемы, полученный эмпирический материал оказали большое и плодотворное влияние на последующее развитие психологии, которое продолжается и поныне.

И неизбежно наступил следующий период кризиса. Он характеризуется  упадком направлений периода  открытого кризиса, смешением одних  направлений с другими, размыванием  четких границ между ними, появлением новых психологических концепций, таких как, например, экзистенциальная, или "гуманистическая", психология (К.Роджерс, А.Маслоу Г.Олпорт), когнитивная психология (У.Найсер, Н.Линдсей, Д.Норман) и др. Этот период начинается с середины 30-х гг. нашего века и продолжается по настоящее время. Его характерным признаком является отсутствие общей психологической теории и сомнение в возможности когда-либо ее создать.

Однако данный кризис необходимо понимать как кризис методологических оснований, а не самой дисциплины, науки. Предложенные в этот период концепции и теории внесли достаточно большой вклад в развитие психологии, позволили увидеть и разработать много интересных методов и средств изучения явлений. И этот период можно назвать одним из самых плодотворных в развитии психологии.

Таким образом, фактически к 20 гг. XX в. психология разделилась на отдельные школы, которые по-разному выстраивали свои концепции о содержании и структуре психического. В этот момент появились три ведущих направления – бихевиоризм, гештальтпсихология и глубинная психология.

 

 

Лекция 8   Классические направления и научные школы психологии

В начале XX в. возникло сразу несколько школ, которые предлагали свой подход в выделении предмета психологии. Направление, которое открыло новую эру в психологии, был бихевиоризм.

Методология нового направления  была заложена Джоном Уотсоном (1878 - 1958), (Рис 20) которая была им представлена в программной статье «Психология с точки зрения бихевиориста» (1913). Некоторые авторы с выходом данной статьи обозначают начало открытого кризиса. Как отметил Поль Фресс, статья оказалась основополагающей только потому, что ознаменовала собой решительный разрыв с предшествующими концепциями.

Психология получит  право называться наукой, если выработает объективный метод. Поэтому предметом  бихевиоризма он провозгласил изучение поведения объективным путем, а  его целью - служение практике. От слова  «поведение» и произошло название данного направления (по англ. behavior ).

Даная концепция исключила  сознание из предмета изучения психологии, потому как его невозможно объективно изучить. И в наблюдении не открывается  ничего такого, что моно было бы назвать  сознанием (Дж.Уотсон).

Являясь учеником Энджелла, он рассматривал поведение как приспособительные реакции. Под поведением понималась объективно наблюдаемая система реакций организма на внешние и внутренние стимулы, посредством которых индивид приспосабливается к среде. Представленная Э.Торндайком схема соотношения стимула и реакции стала главной в объяснении изучаемых явлений. В соответствии с этим основной задачей бихевиоризма было «наблюдение над поведением человека с таким расчетом, чтобы в каждом данном случае при данном стимуле (или лучше сказать, ситуации) бихевиорист мог сказать наперед, какая будет реакция, или, если дана реакция, какой ситуацией данная реакция вызвана» (Дж.Уотсон), анализ структуры и генезиса поведения, факторов, которые помогают или препятствуют становлению связи между стимулом и реакцией. Изменение поведения отождествлялось с развитием психики. Это положение привело к рассмотрению социального фактора, окружающей среды  как ведущего в процессе генезиса.

Работы Уотсона показали, что в психике практически  нет врожденных актов, на нескольких врожденных рефлексах выстраивается все поведение человека. Новые реакции, полученные в ходе закрепления, называются навыками. Навыки образуются путем слепых проб и ошибок и представляют собой неуправляемый процесс. Здесь один из возможных путей выдается за единственный и обязательный.

К середине 20-х гг. бихевиоризм  получил широкое распространение  в Америке. В то же время для  исследователей становилось все  более ясно, что исключение сознания, приводит к неадекватной трактовке  поведения. На это указал Эдуард Толмен (1886 - 1959), введя в схему внутреннюю переменную – когнитивную карту, потребности и др. Он задал так называемый молярный подход к изучению поведения. Это положило начало необихевиоризму.

Отдельную линию в  развитии бихевиоризма представляет теория оперантного бихевиоризма Барреса Скиннера (1904-1990). Сохраняя двучленную схему его анализа (стимул - реакция), изучает только его двигательную сторону. Скиннер (Рис 21) формулирует положение о трех видах поведения: безусловно-рефлекторном, условно-рефлекторном и оперантном – таких реакций, которые не вызываются стимулами, а выделяются организмом. Подкрепление реакции становится средством формирования нового поведения.

В 70 е гг. бихевиоризм  представил свои концепции в новом  освещении. Произошел поворот к изучению социального поведения и нахождению факторов, направляющих и приобретение социального опыта и норм поведения. Появились теории социального научения, социальный бихевиоризм. По мнению Джорджа Мида (1863-1931), формирование человека происходит путем принятия определенных ролей, отражающих взаимодействие с другими. Джон Доллард (1900 - 1980) обратился к изучению асоциального (агрессивного) поведение, в основе которого видел состояние фрустрации. Альберт Бандура (1925 - 1988) показал, что одна из главных причин психологических особенностей человека связана со склонностью подражать поведению других людей с учетом того, насколько благоприятны могут быть результаты такого подражания для самого человека. Таким образом, на человека влияют не только внешние условия, он также должен предвидеть последствия своего поведения путем самостоятельной оценки.

Бихевиоризм не потерял  своей значимости до сих пор, несмотря на серьезные критические замечания. Хотя произошли серьезные модификации  положений, заложенных Уотсоном, основные принципы остались неизменными. Заслугой является положение о необходимости и возможности направленного обучения, разработка методов, осуществляющих процесс научения, появление тренинга как метода коррекции поведения.

В то время, когда в США вспыхнул бихевиоральный «бунт» против психологии сознания, в Германии другая группа молодых исследователей отвергла прежние установки рассмотрения сознания. Эта группа стала ядром новой научной школы, выступившей под названием гештальтпсихология (от нем. Gestalt – форма, структура).

Ядро образовали Макс Вертгеймер (1880 - 1943), Вольфганг Келер (1887 - 1967) и Курт Коффка (1886 - 1941), которые  встретились в 1910 г. во Франкфурте-на-Майне. Дискуссии относительно проводимых Вертгеймером экспериментов по построению образов восприятия видимых движений (фи-феномен) привели к рождению нового направления. Результаты изучения этого феномена были изложены в статье "Экспериментальные исследования видимого движения" (1912), которую рассматривают как начало данного направления.

Гештальтпсихология существенно  трансформировала прежнее понимание  структуры сознания и высших психических  процессов. Главная идея состояла в  том, что первичными данными психологии являются целостные структуры (гештальты), в принципе невыводимые из образующих их компонентов. Свойства частей определяются структурой, в которую они входят. В соответствии с таким пониманием предмета предлагают и метод. Предложили феноменологический метод, позволяющий увидеть наивную картину мира наблюдателя, не отягченного предвзятыми представлениями об ее строении. Изучать реакции так, как они есть, изучать опыт, не подвергшийся анализу, сохраняющий свою целостность.

В. Кёлер (Рис 22) проводит мысль о том, что физический мир, так же как и психологический, подчинен принципу гештальта. Психические образы изоморфны физиологическим процессам в мозгу (мозговым полям), возникающих в результате внешних воздействий. Принцип изоморфизма рассматривался гештальтпсихологами как выражение структурного единства мира. Этим положением Кёлер предвосхитил отдельные положения общей теории систем.

Работы гештальтпсихологов заложили новые подходы к разнообразным  проблемам - восприятия, мышления, потребностей и волевых действий, аффектам, личности. В решении вопросов восприятия и мышления открыли много закономерностей и богатый феноменологический материал. Открытое Кёлером и Вертгеймером (Рис 23) явление «инсайта» (от англ. insight – озарение) как переструктурирования ситуации, объединения условий в некоторую структуру, соответствующую проблемной ситуации выявило активность человека при решении задач. Человек не приспосабливается к ситуации, не производит бесконечный поиск правильного решения, а активно преобразует дискретные события и придает им смысл.

Курт Левин (1890 - 1947) (Рис 24) в понимании причин активности личности в статье «Намерения, воля и потребности» (1926) обозначает основные положения теории поля и динамической теории личности. Данная работ имеет принципиальное значение, т.к. обращается к экспериментальному изучению областей психической жизни, наиболее трудно поддающихся экспериментальному исследованию (потребности, аффекты, целеобразование, воля). Исследования, проводимые им и его учениками, ввели в психологию комплекс важнейших понятий, характеризующих поведение, связанных с достижением целей: целевая структура и целевые уровни индивида, реальные и идеальные цели, уровень притязаний, поиск успеха и стремление избежать неудачи и др.

Также многие представители этого направления уделяли значительное внимание проблеме психического развития ребенка, так как в исследовании развития психических функций видели доказательства правильности своей теории. В рамках данного направления, по сути впервые, был раскрыт принцип целостности изучения человека.

Плодотворные исследования в рамках данной школы продолжались до 30-х гг. социальные изменения, которые произошли в Германии, вынудили ученых уехать из страны. Вертгеймер, Кёлер, Коффка, Левин эмигрировали в Америку. Здесь теоретические исследования не получили значительного продвижения. К 50-м гг. интерес к гештальтпсихологии спадает. Однако идеи гештальтпсихологии повлияли на преобразование первоначальной бихевиористской доктрины и подготовили почву для необихевиоризма, на развитие гештальт-терапии Ф.Перлза, на концепцию саморазвития А.Маслоу.

Первая теория, которая  обратилась к изучению личности, был психоанализ (глубинная психология). В становлении этого направления важная роль принадлежит Зигмунду Фрейду (1856-1939). Данное направление возникло в начале 90-х гг. XIX в. из медицинской практики лечения больных с функциональными нарушениями психики. Методы Ж.Шарко и М.Бернгейма, у которых он проходил практику, произвели большое впечатление на Фрейда и способствовали такому пониманию происхождения неврозов и их лечения, которое составило ядро его будущей концепции. Невротические болезни  он начал понимать как патологическое функционирование "ущемленных" аффектов, сильных, но задержанных в бессознательной области переживаний. При изучении этих аффектов он открыл один из защитных механизмов, предложил новый способ терапии и методом исследования, который назвал психоанализом. В его основу легло учение о бессознательном.

Первый вариант представления  о системе душевной жизни, как  имеющей глубинное строение, представленное тремя уровнями: сознательное, предсознательное и бессознательное с цензурой между ними, - появился в работе «Толкование сновидений» (1900). С нее условно считают рождение данного направления.

Источником предположений  о бессознательном стало изучение фактов, которые являются нормальными  проявлениями душевной жизни, но не поддаются сознательному контролю (забывчивость, описки, сновидения, ошибочные поступки). Оно сами открываются сознании, а их причины нет. Придерживаясь позиции психологического детерминизма, Фрейд (Рис 25) полагает наличие психологической структуры, проявлением которой и являются данные факты. И называет ее бессознательным. Вопрос о содержании и сущности бессознательного привел к выделению влечений, с которыми наше социализированное сознание не может примириться, вытесненное из сознания как недопустимое па своей природе. Основными из этих влечений считает сексуальное влечение (либидо) и под влиянием событий первой мировой войны добавляет влечение к смерти (мортидо). Они исходный момент душевной жизни и истинная психическая реальность. Влечения заряжены определенным количеством энергии, которая создает напряжение в организме, сопровождаемое неудовольствием, страданием. Они находятся в постоянном столкновении, существует конфликт противоположно направленных сил:

Информация о работе Лекции по "Истории психологии"