Лекции по "Истории психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 12:52, курс лекций

Описание работы

Лекция 1. История психологии: общая характеристика, основные принципы и методы.
Предмет истории психологии
Психология как самостоятельная наука является достаточно молодой, однако ее возникновению предшествовали столетия философских размышлений и тысячелетия практического познания людей. Как отметил немецкий ученый Герман Эббингауз, психология имеет небольшую историю, но огромную предысторию. Появление психологических знаний соотносится с рождением первых попыток понимания человеком возможностей, которые позволяют ему выделять себя из окружающей действительности, выходить за пределы своих переживаний, познавать, сопоставлять различные знания и понимать специфику своего места в мире, природе.

Работа содержит 1 файл

Lektsii_po_istorii_psikhologii.doc

— 748.50 Кб (Скачать)

Благодаря Ломоносову в России начала разворачиваться  программа исследования психического на основе опытного знания, эксперимента. Конечно, психологические знания не рассматривались еще как отдельная область изучения, не выделялись в самостоятельную область знаний. Развитие их происходило в тех же направлениях, что и в мировой научной мысли. В Академии наук она разрабатывалась главным образом в рамках смежной с нею дисциплины - физиологии, в Московском университете психологические идеи развивались профессорами физиологии и философии. Все это не могло не служить важными импульсами для дальнейшего развития научного познания в разных областях. В 1796 г. выходит первая русская книга, специально посвященная психологии — «Наука о душе». Ее автор И. Михайлов произвел систематизацию психологических знаний в духе английского эмпиризма Локка.

Наряду с материалистической традицией, не менее мощно развивались и другие подходы в понимании сущности человека, его природы, характеристик эмоциональной сферы, ценностей и целей жизнедеятельности человека. В XVIII в. появляются в России ученые и мыслители, психологическое творчество которых стало знаменательной вехой в истории отечественной психологии. Хотя большинство из них, - как отмечает В.А.Кольцова, - специально не занималось разработкой психологических идей, но в контексте разработки проблем педагогического, этнографического, филологического, политико-правового, философского, богословского плана им удалось решить и важнейшие ключевые психологические проблемы.

В середине XVIII в. в силу общественных и политических отношений в Россию проникают идеи французских материалистов, которые оказывают влияние и на развитие психологических знаний. Они отразились в психологических воззрениях Я.П.Козельского и Александра Николаевича Радищева (1749-1802). Превосходство человека над животными – тема, обсуждаемая французскими просветителями, - обосновывается им за счет наличия у человека речи и возможности его "вооружить" свои органы чувств, дополнить их, в том числе и за счет компенсирования недостаточной чувствительности одних органов чувств более сильным развитием других. Опираясь на концепцию Дж.Локка, он рассматривал начало психического в ощущениях, при этом не сводил все остальные психические явления к сумме ощущений, особенно мышления. Радищев выделил обобщающую функцию мышления и его относительную свободу действовать независимо от других чувственных впечатлений. Также он представил оригинальные идеи взаимосвязи речи и мышления; роли памяти в жизнедеятельности человека; о свободе воли как возможности выбора из набора вариантов; взаимосвязи общественного и индивидуального в формировании характера человека и общественной сущности человека; об индивидуально-психологических различиях людей, особенностях их склонностей, потребностей и чувств.

В это время в России широко развернулось просветительское движение, выдвинувшее ее замечательных деятелей: Н. Н. Поповского, Н. И. Новикова, В. Н. Татищева, Д. И. Фонвизина, Д. С. Аничкова, С. Е. Десницкого, Я. П. Козельского, П. С. Батурина и др. Каждый в своей области разрабатывали различные аспекты психологических знаний, закладывая тем самым основы отечественной психологической науки.

Оригинальные и конструктивные психологические идеи высказывались  выдающимся просветителем XVIII в. как  Григорий Саввич Сковорода (1722-1794). Он считал, что должен изучать свои природные  склонности и делать это с помощью самопознания через наблюдение и опыт в разных аспектах - познание себя "как человека одинокого, от всех отличного", как человека "похожего на других людей", живущих на земле, как человека действующего и творящего. Таким образом, он вводит идею комплексного изучения человека, «в поиске своего призвания, соответствующего природным склонностям» (В.А.Кольцова).

Таким образом, формирование и развитие психологического знания в России в XVIII в. шло не только в русле европейской психологической  мысли, но в некоторых вопросах отражало социальной и исторической путь развития России. Данный аспект привел к появлению оригинальных концепций, развернутую систему воззрений на ключевые вопросы познания психического.

В начале XIX в. общественные процессы, происходящие в стране, оказывают влияния и на развитие философских воззрений на человека и его место. Мыслители обратились к идеям немецкой идеалистической философии. На психологические идеи того времени большое влияние оказал Шеллинг. В работах Д.М.Велланского, В.Ф.Одоевского, П.С.Авсенева, Х.А.Экеблада человек рассматривает как целостное существо, выдвигают идеи развития, которые носят в большей степени метафизический характер. В работах их А.И.Галича ставится проблема самосознания, перехода к нему от сознания с «практической стороной духа». С подчеркиванием этой стороны духа он выдвигает проблемы личностно-мотивационного плана: побуждения, страсти, способности и т.п. (по С.Л.Рубинштейну).

В тоже время  социально-экономические условия, общественные настроения привели к появлению двух течений, обсуждающих вопрос о путях развития России: либерально-буржуазное западничество и либерально-дворянское славянофильство. Обсуждение путей развития ставило и вопросы осмысления прошлого, понимание истоков традиций, происхождения различных качеств русского человека, «народную душу». Эти споры поставили новые вопросы о человеке, его месте. Как отмечает М.Г.Ярошевский, поражение в Крымской войне, изменение социальной ситуации в России в шестидесятые годы, процесс реформирования, кардинальное изменение его уклада, быта с необходимостью активизировало национальное самосознание, вызвал взрыв интеллектуальной энергии в различных сферах культуры, науки.

Вопросы о природе  психики и задачах психологии поднимал Александр Иванович Герцен (1812 - 1870). Естественнонаучная ориентированность взглядов привела к принятию идей Ч.Дарвина и в утверждении необходимости опираться на физиологию при изучении психики. Однако нельзя сводить вес к физиологии, так как человек активно, разумно и нравственно свободно совершает действия, исторически складывающиеся у человека. Человек менее зависим от среды, чем более развито сознание и ярче самобытность. Тем самым его идеи разрушали механическое представление о человеке.

Наибольшее  влияние на последующее развитие психологической мысли и становления психологии как самостоятельной области знаний оказали представления и положения, разрабатываемые Николаем Чернышевским (1828-1889). Он один из первых в России поставил специальный вопрос о предмете, задачах и методах научной психологии. Психологию, как и другие нравственные науки, относил к области точных наук по причине возможности различать в ней известное и неизвестное за счет материалов, накопленных и естествознанием. Естественные науки, - писал Н.Г. Чернышевский, - уже развились настолько, что дают много материалов для точного решения нравственных вопросов. Из мыслителей, занимавшихся нравственными науками, все передовые люди стали разрабатывать их при помощи точных приемов, подобных тем, по каким разрабатываются естественные науки. Главная задача психологии сводиться к выяснению причин и законов протекания психических процессов, которые сопряжены с деятельностью организма. Биологические и физиологические детерминанты определяют в основном психические и нравственные явления. При этом особенности личности определяются не только физиологическими процессами, но и потребностями, активной деятельностью человека, условиями жизни.

Положенные  в XVIII веке представления М.В. Ломоносова и А.Н. Радищева о психическом, обусловленного физиологическими, социальными, историческими процессами, нашли дальнейшее продолжение в материалистической традиции философии А.И. Герценым, В.Г. Белинским. Н.А. Добролюбовым, Н.Г. Чернышевским. Их взгляды оказали непосредственное влияние на анатомов, физиологов, психиатров, которые оказались и первыми созидателями экспериментальной психологии в России.

 

Отечественная психология XX века

Гуманитарное  направление психологии в России XX века

Психология, которая формировалась в России в начале XX в., развивалась не на пустом месте, она вобрала в себя многие традиции отечественной психологии, педагогики и философии.

Социальная ситуация, сложившаяся в русском обществе к концу XIX века, привела к изменениям в идеологических и научных установках ученых. 60-70-е годы большее распространение имели либерально-народнические взгляды, ориентирующие Россию на общечеловеческий, с европейским уклоном, путь развития. Привлекательность этой позиции постепенно снижалась начиная с 80-х годов, и к концу века на первый план вышла противоположная позиция, в которой превалировали охранительные тенденции, нацеливающие Россию на поиски самобытных, присущих только ей путей развития.

Разочарование в положительной науке и поворот к религии, к мистике, характерные для этого периода, явились закономерным процессом, следствием чрезмерных ожиданий, возлагаемых на естествознание и другие положительные науки. Невозможность получения немедленного результата бросила многих ученых (Вл.С. Соловьев, Л.М. Лопатин, Н.Я. Грот, Н.О. Лосский, С.Л. Франк и др.) в другую крайность – к полному отказу от объективного исследования психики и к интерпретации получаемых данных в терминах чувства и веры, а не логики и знания. Эти социальные и мировоззренческие изменения привели к тому, что в психологии произошла перемена курса с психологии материалистической, ориентированной на естествознание, на психологию идеалистическую, связанную преимущественно с философией и социологией. После господства материализма и позитивизма и увлечения естественными науками начинается возрождение интереса к философии.  в работах таких отечественных авторов, как

Для большинства отечественных психологических концепций в это время характерно несколько основных свойств. К этим свойствам относятся антропологизм российской науки, ее стремление все исторические и социальные изменения рассматривать с точки зрения человека, его практической пользы. Отсюда ориентация научного знания на практику, на реальную пользу, а также преобладание нравственных, этических проблем в российской психологии. При этом отечественные исследователи стремились не только к решению этических вопросов, но и к изучению их истории, динамики развития. В отличие от европейской психологии, в которой сверхличным объединяющим началом было признано мышление, рациональное в душе человека, отечественная психология, не отрицая сверхличных элементов сознания, видела их, прежде всего в нравственности, также разрабатываемой не отдельными личностями, а целыми народами, нациями.

Эти проблемы разрабатывались в работах Г.И. Челпанова (Рис 34), Г.Г. Шпета и др. отечественных ученых вплоть до 20-х годов XX века, однако, в несколько измененном виде. Успехи психологии были обусловлены внедрением в нее эксперимента. Это относится и к ее развитию в России. Научная молодежь стремилась освоить метод эксперимента. Многие из тех, кто увлекся психологией, отправлялись с этой целью в Германию, в Лейпциг, ставший благодаря Вундту Меккой экспериментальной психологии. Эксперимент требовал организации специальных лабораторий. Психолог Н.Н.Ланге организовал лабораторию в Новороссийском университете (Одесса). В Московском университете лабораторную работу вел А.А.Токарский, в Юрьеве (ныне Тарту) В.В.Чиж, в Харькове – Л.И.Ковалевский, в Казани – В.М.Бехтерев (при психиатрической клинике).

Главным центром разработки проблем экспериментальной психологии стал созданный в Москве Г.И.Челпановым на средства мецената С.И.Щукина Институт экспериментальной психологии. Было построено исследовательское и учебное заведение, равного которому по условиям работы и оборудованию в то время в других странах не было (официальное открытие института состоялось в марте 1914 года). Обладая большим организаторским и педагогическим талантом, Георгий Иванович Челпанов, последователь учения В.Вундта, приложил немало усилий для обучения экспериментальным методам будущих научных работников в области психологии.

В 1917 году институт начал  издавать печатный орган "Психологическое обозрение", в котором Г.И. Челпанов и его ученик Г.Г.Шпет защищали феноменологический подход к пониманию психологии человека – они исходили из учения о "чистом" сознании, структура которого определяется духовными сущностями. Этот подход стал ведущим для отечественной дореволюционной психологии.

Густав Густавович Шпет (1879-1937), ученик Г.И. Челпанова, в 1923 году стал вице-президентом ГАХНа – Государственной академии художественных наук, возглавив также и философскую секцию академии, которая определяла ее научные ориентации. Психология социального бытия, разрабатываемая Шпетом, предполагала анализ социально-исторических причин, обусловливающих развитие психики человека, в том числе его мышление и речь, его индивидуальные и национальные психические особенности, а также исследование проблемы психологических основ культуры, которая была особенно значима для Шпета.

Важнейшим достижением академии явилось осуществление того комплексного, межкультурного подхода, о котором писали многие отечественные ученые – Кавелин, Веселовский, Ковалевский, Ключевский, Грот. Однако уникальность позиции ГАХНа проявилась не только в том, что она наиболее полно выразила антропологизм и стремление к универсализму, характерные для отечественной науки, но и в том, что в основу философских исследований бытия было положено изучение культуры, социального бытия, наиболее полным и окончательным выражением которого, по мнению Шпета, является искусство. Он считал, что будущее не только искусства, но и науки (в том числе философии, психологии, эстетики) – в межкультурном взаимодействии, на базе которого и будет сформировано новое понимание, новое качество и науки, и культуры, и жизни.

Однако в 1929 году ГАХН закрывают, а Шпет, как и многие другие профессиональные психологи (в  том числе и Челпанов), остается без работы. В 1935 году его арестовывают и высылают сначала в Енисейск, а потом в Томск, где он был  арестован вторично и, расстрелян в 1937 году. Арестованы были и многие коллеги Шпета по академии.

Информация о работе Лекции по "Истории психологии"