Автор: n****************@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 16:35, курсовая работа
Целью исследования является изучение взаимосвязи уровня развития мышления с уровнями развития памяти и речи у младших школьников.
Объект исследования: познавательные психические процессы младшего школьника.
Предмет исследования: взаимосвязь мышления с памятью и речью у младшего школьника.
4 Программа развивающих
занятий включала следующие
5. При разработке
формирующей программы
6. В контрольной
группе практически изменений
не произошло. В
7. Наибольшие
изменения произошли в
8. Показатели развития мышления, памяти и речи связаны между собой.
9. Результаты
контрольной диагностики
10. Следовательно, гипотеза исследования о том, что высокий уровень развития памяти и речи детей младшего школьного возраста определяет развитие понятийно-логического мышления, подтвердилась.
Заключение
На протяжении младшего школьного возраста происходят существенные изменения и в психическом развитии ребенка: качественно преобразуется познавательная сфера, формируется личность, складывается сложная система отношений со сверстниками и взрослыми.
Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. Содержание учебной деятельности имеет отличительную особенность: его основную часть составляют научные понятия, законы науки, общие способы решения практических задач.
В учебной деятельности усвоение научных знаний и умений, навыков выступает как основная цель и главный результат деятельности. Ребенок под руководством учителя начинает оперировать научными понятиями. Ребенок в учебных ситуациях усваивает общие способы выделения свойств понятий или решения некоторого класса конкретно-практических задач.
Развивающее обучение В.В. Давыдова формирует учебную деятельность, отвечающую следующим требованиям: объектом усвоения являются теоретические понятия; процесс усвоения строится так, чтобы перед ребенком раскрывались условия происхождения понятий; результатом усвоения становится формирование специальной учебной деятельности с ее своеобразной структурой.
Игра, хотя и уступает учебной деятельности ведущую роль, не утрачивает своего значения для развития ребенка. Игры в младшем школьном возрасте дополняются дидактическими и соревновательными играми. Смысл дидактических игр - в приобретении новых знаний и умений. В такой игре есть игровая задача, игровые мотивы, но способы решения игровой задачи - учебные, в результате чего может достигаться эффект сдвига мотивов с игровых на познавательные и трансформация игровых задач в учебные.
Л.С. Выготский считал, что центральным для всей структуры сознания и для всей системы деятельности психических функций является развитие мышления. С этим тесно связана и идея интеллектуализации всех остальных функций, т.е. изменения их в зависимости от того, что мышление приводит на определенной ступени к осмысливанию этих функций, что ребенок начинает разумно относиться к своей психической деятельности.
Мышление ребенка, по мнению Л.С. Выготского, развивается от социализированной формы через эгоцентрическую речь (для общения с другими) к внутренней речи. При этом речь становится средством высшей формы мышления. Согласно Л.С. Выготскому, с началом школьного обучения мышление выдвигается в центр сознательной деятельности ребенка, становится доминирующей функцией. В ходе систематического обучения, направленного на усвоение научных знаний, происходит развитие словесно-логического, понятийного мышления, что ведет к перестройке и всех других познавательных процессов.
В развитии мышления младших школьников выделяют две основные стадии: на первой стадии (первый-второй классы) их мышление во многом похоже на мышление дошкольников (по Ж. Пиаже, стадия интуитивного мышления, опирающегося на более расчлененные представления): анализ учебного материала производится по преимуществу в наглядно-действенном и наглядно-образном плане; к третьему классу мышление переходит в качественно новую, вторую стадию (стадию конкретных операций, по Ж. Пиаже), требующую от учителя демонстрации связей, существующих между отдельными элементами усваиваемых сведений. К третьему классу дети овладевают родо-видовыми соотношениями между отдельными признаками понятий, то есть классификацией, формируется аналитико-синтетический тип деятельности, осваивается действие моделирования. Это значит, что формируется формально-логическое мышление.
В процессе обучения ребенок должен овладеть более сложными видами речи: письменной речью, монологической, приемами художественной литературной речи. Речь является одним из важнейших психических процессов младшего школьника, и ее овладение идет на уроках родного языка по линии звуко-ритмической, интонационной стороны речи; по линии овладения грамматическим строем и лексикой, увеличения словаря и осознания собственных речевых процессов. Для ребенка представляет большие затруднения анализ звукового состава слова и анализ слов в предложении.
Память младшего школьника, характеризующаяся непроизвольностью, развивается в двух направлениях - произвольности и осмысленности. Изменения в развитии памяти связаны с тем, что ребенок, во-первых, начинает осознавать особую мнемическую задачу. В младшем школьном возрасте ребенок овладевает приемами запоминания. Продуктивная и произвольная память зависит от понимания ребенком характера мнемической задачи и от уровня овладения приемами запоминания и воспроизведения.
Интеллектуальная работа в младшем школьном возрасте является в то же время мнемической деятельностью, мышление, речь и смысловая память оказываются неразрывно связанными.
В результате анализа проведенной диагностики мышления, памяти и речи отмечается, что в контрольной и экспериментальной группе преобладают преимущественно дети со средними показателями. В данной выборке наиболее высоко развиты понятийно-образное мышление и образная память. Наименее развиты логическое мышление, оперативная память, активный словарный запас. Показатели развития мышления, памяти и речи коррелируют между собой.
Можно в данной выборке выделить следующие подгруппы:
- подгруппу с
низкими показателями
- подгруппу со
средними показателями
- подгруппу со
хорошими показателями
- подгруппу с
высокими показателями
Программа развивающих занятий включала следующие направления: развитие произвольной памяти; развитие речи; развитие познавательной активности.
При разработке
формирующей программы
В результате проведенной
контрольной диагностики
Результаты контрольной диагностики позволяют сделать вывод об эффективности формирующей программы по развитию памяти и речи. Следовательно, гипотеза исследования о том, что высокий уровень развития памяти и речи детей младшего школьного возраста определяет развитие понятийно-логического мышления, подтвердилась.
Глоссарий
№ п/п | Понятие | Содержание | |
1. | Воображение | процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений. | |
2. | Восприятие | процесс отражения человеком предметов и явлений окружающего мира при их непосредственном воздействии на органы чувств | |
3. | Галлюцинация | фантастические видения, не имеющие почти никакой связи с окружающей человека действительностью. | |
4. | Грезы | психическое состояние, представляющее собой фантазию, связанную с желанием, чаще всего несколько идеализируемым будущим. | |
5. | Диалогическая речь | разговор, беседа двух или нескольких лиц, которые говорят попеременно | |
6. | Избирательность | свойство восприятия выделять и воспринимать только часть каких-либо объектов из окружения, превращая все остальное в этот момент в невоспринимаемый фон | |
7. | Интеллект | устойчивая структура способностей, в основе которых лежат процессы, обеспечивающие переработку разнокачественной информации и осознанную оценку ее | |
8. | Мечта | более реалистична и в большей степени связана с действительностью | |
9. | Монологическая речь | речь, произносимая одним человеком, в то время как слушатели только воспринимают речь говорящего, но прямо в ней не участвуют | |
10. | Мышление | умственная и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций преобразовательного и познавательного характера | |
11. | Наглядно-действенное мышление | процесс мышления представляет собой практическую преобразовательную деятельность, осуществляемую человеком, с реальными предметами | |
12. | Наглядно-образное мышление | мыслительный процесс непосредственно связан с восприятием мыслящим человеком окружающей действительности и без него совершаться не может | |
13. | Обучение | основной путь получения образования, процесс овладения знаниями, умениями и навыками под руководством педагогов, мастеров, наставников | |
14. | Память | процесс запечатления, сохранения, последующего узнавания и воспроизведения следов прошлого опыта | |
15. | Письменная речь | особый вид речи, использующий графические символы для передачи речевых звуков | |
16. | Сенсорные эталоны | представления об основных разновидностях свойств и отношений, которые возникли в ходе исторического развития человечества и используются людьми в качестве образцов, мерок | |
17. | Синкретизм | осмысление всего предмета по какой-то одной случайной детали | |
18. | Теоретическое образное мышление | материалом, который использует человек для решения задачи, являются представления и образы | |
19. | Теоретическое понятийное мышление | человек в процессе решения задачи непосредственно не обращается к опытному изучению действительности, не получает сам необходимые для мышления эмпирические факты, не предпринимает практических действий, направленных на реальное преобразование действительности | |
20. | Фантазия | продукт воображения, суть которого заключается в изменении облика реальной действительности, отраженной в сознании | |
Список использованных источников
1. Астапов В.М. Диагностика развития понятийных форм мышления. - М., МИПКРО, 1995.
2. Валлон А. Психическое развитие ребенка. М., 1967.
3. Берулава Г.А.
Диагностика и развитие
4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Психол. исслед. - М.: Просвещение, 1968
5. Возрастные
возможности усвоения знаний / Под
ред. Д.Б. Эльконина, В.В.
6. Выготский Л.С. Кризис семи лет Собр. соч. - В 6_ти тт. - Т. 4. М.: Педагогика, 1984.
7. Выготский Л.С. Мышление и речь. Собрание сочинений; т. 2 - М. 1982.
8. Выготский
Л.С. Собрание сочинений: В 6_
9. Гуревич К.М. Психологическая диагностика и законы психологической науки // Психол. журн. Т. 12. №2. 1991. С. 84-93.
10. Гуревич К.М.,
Горбачева Е.И. Умственное
11. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. М.: Педагогика, 1972.
12. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: Интор, 1996.
13. Давыдов В.В., Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопр. психол. 1992. №3; 4. С. 14 - 19.
14. Детская психодиагностика и профориентация / Ред. сост. Л.Д. Столяренко. Серия Учебники, учебные пособия - Ростов н/Д: Феникс, 1999. - С. 168-169.
15. Зинченко Т.П. Память в экспериментальной и когнитивной психологии. - СПб.: Питер, 2002.
16. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. - М., 1961.
17. Исследования памяти / Под ред. Н.Н. Корж. - М.: Наука, 1989.
18. Кулагина И.Ю.
Личность школьника от
19. Кулагина Ю.В. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. 3_е изд. - М.: Изд-во УРАО, 1996.
20. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М.: МГУ, 1981.
21. Личность: теории, эксперименты, упражения. - СПб: Прайм - ЕВРОЗНАК, 2002.
22. Мухина В.С.
Психология детства и