Курсовая Взаимосвязь развития мышления с памятью и речью у детей младшего школьного возраста

Автор: n****************@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 16:35, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является изучение взаимосвязи уровня развития мышления с уровнями развития памяти и речи у младших школьников.
Объект исследования: познавательные психические процессы младшего школьника.
Предмет исследования: взаимосвязь мышления с памятью и речью у младшего школьника.

Работа содержит 1 файл

Курсовая Взаимосвязь развития мышления с памятью и речью у детей младшего школьного возраста.doc

— 277.50 Кб (Скачать)

1. На протяжении  младшего школьного возраста происходят существенные изменения и в психическом развитии ребенка: качественно преобразуется познавательная сфера, формируется личность, складывается сложная система отношений со сверстниками и взрослыми.

2. Ведущей в  младшем школьном возрасте становится учебная деятельность, которая определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей.

3. В учебной  деятельности усвоение научных  знаний и умений, навыков выступает  как основная цель и главный  результат деятельности. Ребенок под руководством учителя начинает оперировать научными понятиями. Ребенок в учебных ситуациях усваивает общие способы выделения свойств понятий или решения некоторого класса конкретно-практических задач.

4. Развивающее  обучение формирует учебную деятельность, отвечающую следующим требованиям: объектом усвоения являются теоретические понятия; процесс усвоения строится так, чтобы перед ребенком раскрывались условия происхождения понятий; результатом усвоения становится формирование специальной учебной деятельности с ее своеобразной структурой.

5. Игра не  утрачивает своего значения для  развития ребенка. Игры в младшем  школьном возрасте дополняются  дидактическими и соревновательными  играми. В дидактической игре  есть игровая задача, игровые  мотивы, но способы решения игровой задачи - учебные, в результате чего может достигаться эффект сдвига мотивов с игровых на познавательные и трансформация игровых задач в учебные.

    2. Развитие когнитивной  сферы в младшем  школьном возрасте

    2.1 Развитие мышления  младшего школьника

    Понятием  «мышления» обозначается одна из фундаментальных  и исключительно  значимых для человека психологических  способностей. Фундаментальной  эта способность  является в силу того, что в мышлении человек проявляется  как родовое существо; разум является его отличительной чертой Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. М., 1958.. Отражение этого факта в сознании каждого человека обусловливает социальную и личностную значимость мышления. Основная задача мышления заключается в том, чтобы выявить существенные, необходимые связи, основанные на реальных зависимостях, отделив их от случайных совпадений во времени и пространстве Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. М., 1995. С. 293..

А. Бандура определяет мышление как внутреннюю структуру, частично определяющую, какие события  окружающей среды будут восприняты, получат оценку и станут основой  для действия Личность: теории, эксперименты, упражения. - СПб.: Прайм- ЕВРОЗНАК, 2002. -С. 706..

Мышление есть процесс обобщенного и опосредованного  отражения действительности в ее существенных связях и отношениях Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. М., 1989. Т. 1. С 361.. Обобщенность мышления выражается в том, что мыслящий субъект всегда соотносит предметы и явления по свойствам сходства или различия, происхождения, тенденций развития и на этой основе может мысленно оперировать не только единичными предметами или явлениями, а как бы группами сходных свойств, категориями связей и отношений (пространственных, временных, причинных). Обобщенности человеческого мышления в большой мере способствует то, что оно носит знаковый характер, что оно протекает в форме слов.

Разнообразные знаки, и, прежде всего, знаковая система  естественного языка являются важнейшим средством, делающим человеческое мышление опосредствованным. Через эти средства мышление человека с самого начала приобретает общественно-исторический характер и тем самым отличается от мышления животных. Ребенок с первых дней жизни овладевает не только окружающим его предметным миром и орудийной предметной деятельностью, но и специальными человеческими средствами мысли и общения - родным языком, а затем и другими системами знаков.

Особая важность речевых форм мысли была экспериментально подтверждена И.П. Павловым, создавшим учение о двух сигнальных системах высшей нервной деятельности человека. Павлов И. П. Условный рефлекс. -- Полн. собр. соч. 2-е изд. М. -- Л., 1951, т. III, кн. 2 - С. 335--336..

Генетическая  психология выделяет три вида мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. М., 1995. С. 295. .

Наглядно-образное мышление характеризуется тем, что мыслительная деятельность осуществляется на образном материале. Наиболее значительную роль в образном мышлении играют зрительные, слуховые и двигательные образы. «Визуальное» мышление - это мышление зрительными образами, в процессе которого «оцениваются и определяются различные взаимоотношения между вступившими в противоречие элементами и их комплексами, рассматриваются возможные направления развития ситуации. Результатом этой работы может быть порождение новых образов, новых визуальных форм, несущих определенную смысловую нагрузку и делающих знание структурным и видимым.

Основная характеристика наглядно-действенного мышления определяется возможностью наблюдать реальные объекты  и познавать отношения между  ними в реальном преобразовании ситуации. Основным условием решения задачи в данном случае являются действия с соответствующими предметами Немов Р.С. Психология: В 3 кн. Кн 1. Общие основы психологии. - М., 1997. С. 277.. При наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется в плане образа или представления. На следующем уровне, оперируя логическими понятиями, субъект познает существенные закономерности и ненаблюдаемые взаимосвязи исследуемой реальности.

Мышление человека функционирует, имея в своей основе некоторое конкретное предметное содержание, соотносимое с той или иной сферой действительности: мышление «есть процесс непрерывного взаимодействия познающего, мыслящего субъекта с познаваемым объектом, с объективным содержанием решаемой задачи» Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. М., 1958. -С. 12-13.. В процессе мышления путем последовательного преобразования данного материала субъект усваивает соответствующие его закономерности. Мысленное преобразование исследуемого объекта приобретает специфические черты в зависимости от материала как содержательной основы функционирования мышления, и поэтому характер такого материала может служить критерием различения предметных видов мышления: математического, экономического, исторического и т.д.

Значительный  вклад в теорию мышления внесла теория Л.С. Выготского, в результате которой было установлено, что формирование понятий у детей происходит через три основные ступени: 1) образование неоформленного, неупорядоченного множества отдельных предметов, их синкретического сцепления, обозначаемого одним словом; 2) образование понятий - комплексов на основе некоторых объективных признаков. К ним относятся ассоциативные, коллекционные, цепные комплексы, а также псевдопонятия; 3) образование настоящих понятий. Заключается в умении ребенка выделить, абстрагировать элементы и затем интегрировать их в целостные понятия Выготский Л.С. Мышление и речь. Собрание сочинений; т.2 -М..1982..

Построение и  актуализация умственных действий диктуется  природой материала. На это в свое время указывал Л.С. Выготский, и высказанные им предположения о единстве формы и содержания мышления получили обоснование и практическое применение в работах К.М. Гуревича и сотрудников Берулава Г.А. Диагностика и развитие мышления подростков. Бииск, 1993; Гуревич К.М. Психологическая диагностика и законы психологической науки // Психол. журн. Т. 12. № 2. 1991. С. 84-93; Гуревич К.М., Горбачева Е.И. Умственное развитие: критерии и нормативы. М., 1992..

Принципиальное  нововведение, сразу же отграничившее  теоретический поиск Л.С. Выготского от традиционной функциональной психологии, заключалось в том, что в структуру функции (внимание, память, мышление, воображение) вводились особые регуляторы, а именно знаки, которые создаются культурой. Знак (слово) - это «психологическое орудие», посредством которого строится сознание. Вся система отношений функций друг с другом определяется в основном господствующей на данной ступени развития формой мышления. Иначе говоря, в зависимости от того, какой степени достиг ребенок в развитии значения слов, находятся все основные системы его психических функций. Таким образом, Л.С. Выготский считал, что центральным для всей структуры сознания и для всей системы деятельности психических функций является развитие мышления. С этим тесно связана и идея интеллектуализации всех остальных функций, т.е. изменения их в зависимости от того, что мышление приводит на определенной ступени к осмысливанию этих функций, что ребенок начинает разумно относиться к своей психической деятельности.

Для Л.С. Выготского разум ребенка от рождения имеет социальную природу. Следовательно, развитие мышления идет не от индивидуума к социуму, но от социума к индивиду. Обучение ведет и определяет развитие Психология XXI века: Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Дружинина. - П 57 М.: ПЕР СЭ, 2003. -С. 527.. Для Ж. Пиаже мышление ребенка развивается от аутистической формы через эгоцентрическую (речи для себя) к социализированной Обухова Л. Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против. М., 1981.. Для Л.С. Выготского мышление ребенка развивается от социализированной формы через эгоцентрическую речь (для общения с другими) к внутренней речи. При этом речь становится средством высшей формы мышления Там же .

Современная тенденция  предметной дифференциации обучения предполагает, что мыслительные усилия ученика начинают концентрироваться в одной или нескольких областях предметного содержания. Мышление получает свою направленность, складывается его предметная ориентация. В опыте обучающих упрочиваются способы восприятия анализа и структурирования предметного материала, т.е. мыслительные стереотипы.

В младшем школьном возрасте значительные изменения происходят в познавательной сфере ребенка. Наиболее существенные изменения, по мнению Л.Ф. Обуховой, можно наблюдать в  области мышления, которое приобретает  абстрактный и обобщенный характер. Выполнение интеллектуальных операций младшими школьниками связано с трудностями Обухова Л.Ф. Детская возрастная психология. Учебник. -М., Российское педагогическое агентство. 1996. -С.282. . Дети младшего школьного возраста плохо управляют своими мыслительными процессами Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Психол. исслед. - М.: Просвещение, 1968.. Они легко отвлекаются от поставленной учебной задачи, по случайным ассоциациям отклоняются, не доводят до конца своих рассуждений. Согласно Л.С. Выготскому, с началом школьного обучения мышление выдвигается в центр сознательной деятельности ребенка, становится доминирующей функцией. В ходе систематического обучения, направленного на усвоение научных знаний, происходит развитие словесно-логического, понятийного мышления, что ведет к перестройке и всех других познавательных процессов: память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие думающим.

В развитии мышления младших школьников психологи выделяют две основные стадии Сапогова Е.Е. Психология развития: Учебное пособие. - М.: Аспект Пресс, 2001. . На первой стадии (первый-второй классы) их мышление во многом похоже на мышление дошкольников: анализ учебного материала производится по преимуществу в наглядно-действенном и наглядно-образном плане. Дети судят о предметах и явлениях по их внешним отдельным признакам, односторонне, поверхностно, ребенок исходит из непосредственной практической значимости явления, не прнинимает во внимание генезис этого явления, а именно это, по мнению Л.Ф. Обуховой, является решающим для определения научных понятий Обухова Л.Ф. Детская возрастная психология. Учебник. -М., Российское педагогическое агентство. 1996. -С.282. . Умозаключения их опираются на наглядные предпосылки, данные в восприятии, и выводы делаются не на основе логических аргументов, а путем прямого соотношения суждения с воспринимаемыми сведениями. Классификация занимает первостепенное место в учебной деятельности младшего школьника, когда ребенок получает знания о предметах и явлениях окружающей действительности. Поэтому в его познавательной деятельности становится необходимым умение располагать приобретаемые знания в определенном порядке, приводить их в систему. Отмечается, что раньше всех складывается операция классификации; её интенсивное развитие приходится на 1-3-й классы. Умозаключения по аналогии начинают формироваться позднее, на рубеже 2-3-го классов.

В начальной  школе важен принцип наглядности. Давая возможность детям расширять  сферу конкретных проявлений понятий, учитель облегчает выделение существенного общего и обозначение его соответствующим словом. Многочисленные исследования Л.С. Выготского и его учеников показывают, что в период младшего школьного возраста все психические процессы и функции начинают приобретать внешне опосредованный характер. Для того, чтобы владеть своими психическими процессами, сознательно управлять ими, ребенку в этом возрасте еще нужны внешние средства, дающие ему опору при организации этих процессов. Поэтому младшие школьники способны более последовательно и целенаправленно думать в тех случаях, когда они пользуются рассуждением вслух. Речь и является здесь тем внешним средством, на которое опирается ребенок, организуя свое мышление Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Психол. исслед. - М.: Просвещение, 1968. - С. 282.. Основным критерием полноценного обобщения является умение ребенка привести собственный пример, соответствующий полученным знаниям.

К третьему классу мышление переходит в качественно  новую, вторую стадию (стадию конкретных операций, по Ж. Пиаже), требующую от учителя демонстрации связей, существующих между отдельными элементами усваиваемых сведений. К третьему классу дети овладевают родо-видовыми соотношениями между отдельными признаками понятий, то есть классификацией, формируется аналитико-синтетический тип деятельности, осваивается действие моделирования. Это значит, что формируется формально-логическое мышление.

Информация о работе Курсовая Взаимосвязь развития мышления с памятью и речью у детей младшего школьного возраста