В начальной
школе большое внимание уделяется
формированию научных понятий. Выделяют
предметные понятия (знания общих и существенных
признаков и свойств предметов) и понятия
отношений (знания, отражающие связи и
отношения объективных вещей и явлений).
Для первых выделяют несколько стадий
усвоения: 1) выделение функциональных
признаков предметов, т.е. связанных с
их назначением; 2) перечисление известных
свойств без выделения существенных и
несущественных; 3) выделение общих, существенных
признаков у класса единичных предметов.
Для вторых тоже
выделено несколько стадий освоения:
1) рассмотрение конкретных отдельных
случаев выражения этих понятий; 2) обобщение,
относящееся к известным, встречавшимся
случаям и не распространяемое на новые
случаи; 3) широкое обобщение, применяемое
к любым случаям.
Развитие мышления
во многом зависит от уровня развития
мыслительных процессов. Так, например,
развитие анализа идет от практически
действенного к чувственному и в дальнейшем
к умственному (от первого к третьему классу).
Кроме того, анализ начинается как частичный
и постепенно становится комплексным
и системным. Синтез развивается от простого,
суммирующего к более широкому и сложному,
анализ для младших школьников является
более легким процессом и развивается
быстрее, чем синтез, хотя оба процесса
тесно связаны (чем глубже анализ, тем
полнее синтез). Сравнение в младшем школьном
возрасте идет от несистематического,
ориентированного на внешние признаки,
к плановому, систематическому. При сравнении
знакомых предметов дети легче замечают
сходство, а при сравнении новых - различия.
Нужно отметить, что младшие школьники
начинают осознавать собственные мыслительные
процессы и пытаются управлять ими, хотя
не всегда успешно.
В последние
годы все больше говорят о формировании
в младшем школьном возрасте теоретического
мышления на базе эмпирического. Исследования
в экспериментальных классах под руководством
В.В. Давыдова показали, что в младших классах
могут быть сформированы элементы теоретического
мышления Давыдов В. В. Теория развивающего
обучения. М.: Интор, 1996. .
2.2
Особенности развития
речи в младшем
школьном возрасте
Речь -
продукт социального
развития Психология.
Учебник. / Под ред.
А.А. Крылова. - М.: ПБОЮЛ
М.А. Захаров, 2001.. Речь -
это процесс общения
людей посредством
языка, который может
осуществляться в
форме сообщения,
указания, вопроса, приказания
Общая психология: Учебник
для вузов / А. Маклаков. -СПб.: 2002. -С.333- 334..
Язык - это система условных
символов, с помощью
которых передаются
сочетания звуков, имеющие
для людей определенные
значения и смысл Немов
Р.С. Психология: Учеб.
Для студентов высш.
пед. учеб. Заведений:
В 3 кн. Кн. 1. Общие основы
психологии. - 3-е изд. -
М.: Гуманит. Изд. Центр
ВЛАДОС, 1997.. Связующим
звеном между языком
и речью выступает значение
слова.
Речь,
по мнению С.Л. Рубинштейна, -
это деятельность
общения посредством
языка, это язык в действии
Рубинштейн С.Л. Основы
общей психологии. -СПб.:
Питер, 2002. -С. 382.. Таким
образом, по мнению С.Л.
Рубинштейна, между
мышлением и речью существует
единство, но не тождество.
Речь
человека многообразна
и имеет разнообразные
формы. Есть основание
полагать, что первым
средством общения была
комплексная кинетическая
речь (простейшая передача
информации с использованием
движений тела) Общая
психология: Учебник
для вузов / А. Маклаков. -СПб.: 2002. -С.335..
Какую
бы форму речи не
использовали, она относится
к устной или письменной.
Основным видом устной
речи является речь,
протекающая в форме
разговора (разговорная
или диалогическая).
Другую форму устной
речи представляет собой
монологическая речь.
Как диалогическая так
и монологическая речь
может быть активной
или пассивной.
Существует
еще одно деление
видов речи на два
основных вида: внутренняя
и внешняя. Внешняя
связана с процессом
общения, обмена информации.
Внутренняя речь связана
с обеспечением процесса
мышления Выготский
Л.С. Собрание сочинений:
В 6-ти т. Т.2. Проблемы
общей психологии / Под
ред. В.В. Давыдова. -
М.: Педагогика, 1982. -
С. 18-19.. Письменная и
внутренняя речь - монологические
формы речи Там же. -
С. 338. . Перевод внешней
речи во внутреннюю (интериоризация)
сопровождается редуцированием (сокращением)
структуры внешней речи,
а переход от внутренней
к внешней (экстериоризация)
требует наоборот, развертывания
структуры внутренней
речи Столяренко Л.Д.
Основы психологии.
Издание третье, переработанное
и дополненное. Серия
Учебники, учебные пособия.
Ростов-на-Дону: Феникс, 2000..
Любой
вид речи выполняет
определенные функции,
среди которых
основными являются
выражение, воздействие,
сообщение, обозначение.
Экспрессивная
функция речи отражает
отношение человека
к события действительности,
оценку этих событий,
собственно эмоциональное
состояние. Другой важной
функцией является сигнификативная.
Общение между людьми
становится возможным,
когда все общающиеся
пользуются одними и
теми же словесными
знаками с одним и тем
же значением. Интеллектуальная
функция речи дает возможность
осуществлять главное
назначение речи - быть
орудием мышления. Коммуникативная
функция речи является
интегральной, обобщающей,
поскольку речь вообще
имеет смысл только
в общении Психология.
Учебник. / Под ред. А.А.
Крылова. - М.: ПБОЮЛ М.А.
Захаров, 2001..
Связанная
с сознанием в
целом, речь человека
включается в определенные
взаимоотношения
со всеми психическими
процессами; но основным
и определяющим для
речи является ее отношение
к мышлению Рубинштейн
С.Л. Основы общей психологии. -СПб.:
Питер, 2002. -С. 394. .
Движущей
силой развития речи
ребенка у Ж. Пиаже
представляется переход
с эгоцентрической
к социальной точке
зрения Пиаже Ж. Речь
и мышление ребенка.
М., 1996. . Л.С. Выготский
объясняет речевое
развитие ребенка, исходя
из того, что способность
к общению и сообщению
является результатом
имманентного, идущего
изнутри развития обобщения.
Развитие речи
у ребенка проходит несколько
этапов. Чаще всего выделяют четыре
периода развития речи у ребенка
Общая психология: Учебник для вузов
/ А. Маклаков. -СПб.: 2002. -С.348.. Первый период
является периодом подготовления словесной
речи (вокализации)Сапогова Е.Е. Психология
развития: Учебное пособие. - М.: Аспект
Пресс, 2001.. Во втором полугодии ребенок
переходит к более сложному взаимодействию
со взрослым, поэтому появляются и новые
средства коммуникации. Таким средством
становится речь, вначале пассивная (понимание),
затем активная (говорение). Первые слова
Д.Б. Эльконин считал одним из свидетельств
перехода ребенка от младенчества к раннему
детству Эльконин Д.Б. Детская психология.
М.: Учпедгиз, 1960. . Детскую речь этого периода
называют автономной. Второй период - это
период первоначального овладения языком
и формирования расчлененной звуковой
речи. Третий период - это период развития
языка ребенка в процессе речевой практики
и обобщения языковых фактов. Развитие
речи идет в нескольких направлениях:
совершенствуется ее понимание и практическое
применение; она становится основой перестройки
всех психических процессов и орудием
мышления.
Четвертый период
связан с овладением ребенком письменной
речью и систематическим обучением
языку в школе. Под влиянием обучения
в развитии речи происходят значительные
сдвиги. В процессе обучения ребенок
должен овладеть более сложными видами
речи: письменной речью, монологической,
приемами художественной литературной
речи. В связи с обучением чтению и письму
собственная речь становится объектом
анализа ребенка, что придает ей новый
рефлексируемый характерПсихология XXI
века: Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Дружинина.
- П 57 М.: ПЕР СЭ, 2003. -С. 384. .
Речь является
одним из важнейших психических
процессов младшего школьника, и
ее овладение идет на уроках родного
языка по линии звуко-ритмической,
интонационной стороны речи; по линии
овладения грамматическим строем и лексикой,
увеличения словаря и осознания собственных
речевых процессов Мухина В.С. Психология
детства и отрочества. Учебник для студентов
психолого-педагогических факультетов
вузов. - М.: Институт практической психологии,
1998. -С. 286-294..
Одной из функций,
которые выступают на первый план,
становится коммуникативная. Потребность
в общении определяет развитие речи.
Освоение речи превращается в речевую
деятельность. Речевое общение предполагает
не только богато представленное разнообразие
используемых слов, но и осмысленность
того, о чем идет речь. Осмысленность и
обеспечивает знание, понимание того,
о чем идет речь, и овладение значениями
и смыслами конструкций родного языка.
У детей 7-9 лет
наблюдается некая особенность,
когда, уже достаточно освоив основы контекстной
речи, ребенок позволяет говорить для
другого не с целью выразить свои мысли,
а с целью удержать его внимание. Это происходит
обычно с близкими взрослыми или со сверстниками
во время игрового общения. Это соскальзывание
с речи, используемой для выражения своей
мысли, к речи, формально ориентированной
на квазикоммуникацию, есть показатель
того, что у ребенка существую проблемы
в построении осмысленной контекстной
речи - ему трудно постоянно рефлексировать
на то, чтобы работать в умственном плане
над контролем замысла высказывания, над
подбором необходимых слов, словосочетаний
и построением связных предложений.
Для устной речи
различают правильность орфоэпическую
и произносительную. Письменная речь
имеет свою специфику: она всегда требует
большего контроля, чем устная речь. Основным
звеном в развитии письменной речи является
развитие связной речи - умение отобразить
в речи все существенные связи предметного
содержания так, чтобы смысловое содержание
речи образовало контекст, понятный для
другого. Овладевая письменной речью,
дети открывают для себя, что тексты бывают
разными по своей структуре и имеют стилистические
различия: повествования, описания, рассуждения,
письма, статьи и прочее.
Речь младшего
школьника разнообразна по степени
произвольности, сложности, планирования,
но его высказывания весьма непосредственны.
Часто это речь-повторение, речь-называние,
у ребенка может преобладать сжатая, непроизвольная,
реактивная (диалогическая) речь. А.Р. Лурия
и Л.С. Выготский отмечали что речь выступает
для ребенка как стекло, через которое
видно что-то, но самого стекла (слова)
не видно» Обухова Л.Ф. Детская возрастная
психология. Учебник. -М., Российское педагогическое
агентство. 1996. -С.282..
Особенностью
развития речи в младшем школьном возрасте
является формирование письменной речи,
хотя она во многом беднее устной, однообразнее,
хотя и развернутее Сапогова Е.Е. Психология
развития: Учебное пособие. - М.: Аспект
Пресс, 2001..
2.3
Развитие памяти
младшего школьникаПамять -
это сложный психический
процесс, состоящий
из нескольких частных
процессов, связанных
друг с другом: запоминания,
сохранения, воспроизведения
и забывания. Указанные
процессы не являются
автономными психическими
способностями. Они
формируются в деятельности
и определяются ею Общая
психология: Учеб. Для
студентов пед. ин-тов /
А.В. Петровский, А.В.
Брушлинский, В.П. Зинченко
и др.; под ред. А.В. Петровского. -М.:
Просвещение, 1986. . Память
позволяет человеку
накапливать, сохранять
и впоследствии использовать
личный жизненный опыт.
Она является важнейшей,
определяющей характеристикой
человеческой личности.
Память обеспечивает
единство и целостность
человеческой личности.
Все закрепление знаний
и навыков относится
к работе памяти. Именно
благодаря памяти человек
в состоянии накапливать
информацию, не теряя
прежних знаний и навыков.
Следует отметить, что
память занимает особое
место среди психических
познавательных процессов.
Многими исследователями
память характеризуется
как «сквозной» процесс,
обеспечивающий преемственность
психических процессов
и объединяющий все
познавательные процессы
в единое целое Психология.
Учебник для технических
вузов/ Под общ. ред.
В.Н. Дружинина. - СПб.:
Питер, 2000..
В
качестве наиболее общего
основания для
выделения различных
видов памяти выступает
зависимость ее характеристик
от особенностей деятельности
по запоминанию и воспроизведению.
При этом отдельные
виды памяти вычленяются
в соответствии с тремя
основными критериями: 1)
по характеру психической
активности, преобладающей
в деятельности, память
делят на двигательную,
эмоциональную, образную
и словесно-логическую; 2)
по характеру целей
деятельности - на непроизвольную
и произвольную; 3) по
продолжительности
закрепления и сохранения
материалов (в связи
с его ролью и местом
в деятельности) - на
кратковременную, долговременную
и оперативную.
Двигательная
память - это запоминание,
сохранение и воспроизведение
различных движений
и их систем. Эмоциональная
память - память на чувства.
Образная память - память
на представления, картины
природы и жизни, а также
на звуки, запахи, вкусы.
Она бывает зрительной,
слуховой, осязательной,
обонятельной, вкусовой.
Содержанием
словесно-логической
памяти являются наши
мысли. Мысли не существуют
без языка, поэтому
память на них и
называется не просто
логической, а словесно-логической.
Поскольку мысли могут
быть воплощены в различную
языковую форму, то воспроизведение
их можно ориентировать
на передачу либо только
основного смысла материала,
либо его буквального
словесного оформления.
В словесно-логической
памяти главная роль
принадлежит второй
сигнальной системе.
Словесно-логическая
память - специфически
человеческая память
в отличие от двигательной,
эмоциональной и образной,
которые в простейших
формах свойственны
и животным. Опираясь
на развитие других
видов памяти, словесно-логическая
память становится ведущей
по отношению к ним,
и от ее развития зависит
развитие всех других
видов памяти. Словесно-логической
памяти принадлежит
основная роль в усвоении
знаний учащимися в
процессе обучения.
Существует,
однако, и такое деление
памяти на виды, которое
прямо связано с особенностями
самой актуально выполняемой
деятельности. Так, в
зависимости от целей
деятельности память
делят на непроизвольную
и произвольную. Запоминание
и воспроизведение,
в котором отсутствует
специальная цель что-то
запомнить или припомнить,
называется непроизвольной
памятью, в случаях,
когда это целенаправленный
процесс, говорят о произвольной
памяти. В последнем
случае процессы запоминания
и воспроизведения выступают
как специальные мнемические
действия.
Непроизвольная
и произвольная память
вместе с тем представляют
собой две последовательные
ступени развития
памяти. Каждый из опыта
знает, какое огромное
место в нашей
жизни занимает непроизвольная
память, на основе которой
без специальных
мнемических намерений
и усилий формируется
основная и по объему,
и по жизненному значению
часть нашего опыта.
Однако в деятельности
человека нередко возникает
необходимость руководить
своей память. В этих
условиях важную роль
играет произвольная
память, дающая возможность
преднамеренно заучить
или припомнить то, что
необходимо Общая психология:
Учебник для вузов /А.
Маклаков. СПб.: Питер, 2003..