Автор: n****************@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 16:35, курсовая работа
Целью исследования является изучение взаимосвязи уровня развития мышления с уровнями развития памяти и речи у младших школьников.
Объект исследования: познавательные психические процессы младшего школьника.
Предмет исследования: взаимосвязь мышления с памятью и речью у младшего школьника.
2. Методика «Оперативная память» - для оценки оперативной памяти (объема, устойчивости, продуктивности)Шапарь В.Б., Тимченко А.В., Швыдченко В.Н. Практическая психология. Инструментарий. - Ростов н/Д: издательство «Феникс, 2002. -С. 287-288.;
3. Методика «Память на образы» - для изучения образной памяти Там же;
Для определения уровня развития речи применялись следующие методики:
1. Методика «Определение понятий» - для определения уровня владения речью при выражении мысли Немов Р.С. Психология: Учеб для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - С. 240-241.;
2. Методика «Выяснение
пассивного словарного запаса»
- для определения уровня
3. Методика «Выяснение
активного словарного запаса»
- для определения уровня
Для определения уровня развития понятийно-логического мышления применялась методика «Исключение слов», позволяющая оценить способности испытуемого к обобщению и выделению существенных признаков. Методика состоит из 15 серий, в каждой серии по 4 слова. Обследуемым предлагается бланк, в котором необходимо зачеркнуть слово, которое не подходит по смыслу к данному ряду. Экспериментатор фиксирует время и правильность выполнения протокола. Для удобства математической обработки все показатели переводились в 100_бальную систему. Очень низкий уровень способности к классификации и анализу предполагался при показателе 20 и менее баллов, низкий - от 21 до 40, средний - от 41 до 60, хороший - от 61 до 80, высокий - от 81 и более баллов.
Для определения уровня развития логического мышления» применялась методика «Закономерности числового ряда». Детям предъявлялись письменно ряды чисел. Испытуемым необходимо проанализировать каждый ряд и установить закономерность его построения. Все показатели также переводились в 100-бальную систему. Очень низкий уровень развития логического мышления предполагался при показателе 20 и менее баллов, низкий - от 40 баллов, средний - 60 баллов; хороший - 80 баллов, высокий - от 100 и более баллов.
Для диагностики уровня развития для оценки понятийно-образного мышления использовалась методика «Количественные отношения». Респондентам предлагалось 10 заданий, касающихся понятий количества. Задания предполагают работу с рисунком, на котором наряду со стандартной ситуацией изображены четыре альтернативные ситуации. Ребенок должен сравнить альтернативную ситуацию со стандартной ситуацией. Все показатели также переводились в 100-бальную систему. Очень низкий уровень развития понятийно-образного мышления предполагался при показателе 20 и менее баллов, низкий - 30-40 баллов, средний - 50-60 баллов, хороший - 70-80, высокий - 90-100 баллов.
Выявление уровня развития понятийно-речевого мышления проводилось при помощи методики «Умозаключения по аналогии», которая содержит 10 заданий. Детям необходимо определить логико-функциональные отношения между данными для примера понятиями и выбрать слово подходящее подобным образом к данному. Успешность решения зависит от степени овладения речью и логическими отношениями. Поэтому это тестовое задание используется для определения словарного запаса и уровня развития понятийно-логического мышления. Все показатели также переводились в 100_бальную систему. Высокий уровень - 80 баллов и более, нормальный уровень - 75-65 баллов, ниже среднего уровень - 60-50 баллов и низкий уровень - 45 и ниже.
Для оценки кратковременной зрительной памяти применялась методика «Память на числа». Детям в течение 20 с. демонстрируется таблица с 12 двузначными числами, которые нужно запомнить и после того как таблица убрана, записать на бланке. Воспроизведение 1-4 чисел оценивалось как 40 баллов (низкий уровень), 5-6 чисел - 60 баллов (средний), 7-8 чисел - 80 баллов (нормальный), 9-12 чисел - 100 баллов (высокий).
Для оценки оперативной памяти (объема, устойчивости, продуктивности) применялась методика «Оперативная память». Детям зачитываются ряды однозначных чисел. Задача запомнить эти числа, произвести в уме операции сложения каждого последующего числа с каждым последующим и записать суммы. Предъявлялось 10 рядов по 5 однозначных чисел в каждом. Воспроизведение 29 и менее сумм оценивалось как 40 баллов (низкий уровень), 30-33 сумм - 60 (средний), 34-37 сумм - 80 (высокий), 38-40 сумм - 100 баллов (очень высокий).
Для изучения образной памяти применялась методика «Память на образы». Детям демонстрируется таблица с 16 образами. Очень низкий уровень - 1-3 правильно воспроизведенных фигур (30 баллов), низкий - 4 фигуры (40 баллов); средний 5-6 фигур (60 баллов), высокий 7 и более (80 баллов).
Для определения уровня владения речью при выражении мысли применялась методика «Определение понятий». Ребенку предлагается дать определения последовательности десять слов. Очень высокий уровень развития - 100 баллов, высокий - 80-90 баллов, средний - 40-70, низкий - 20-30, очень низкий 0-10 баллов.
Для определения уровня развития пассивного словарного запаса применялась методика «Выяснение пассивного словарного запаса». Очень высокий уровень развития - 100 баллов, высокий - 80-90, средний - 40-70, низкий - 0-30 баллов.
Для определения уровня развития речи использовалась методика «Выяснение активного словарного запаса». Очень высокий уровень развития - 100 баллов, высокий - 80-90, средний - 40-70, низкий - 20-30, очень низкий 0-10 баллов.
Анализ результатов
начнем с рассмотрения показателей
уровня развития понятийно-логического
мышления. В результате интерпретации
показателей методики «Исключение
слов» контрольная и
1. с низким уровнем развития понятийно-логического мышления - соответственно 20% и 25% в контрольной и экспериментальной группе;
2. со средним
уровнем развития понятийно-
3. с хорошим уровнем развития понятийно-логического мышления - соответственно 35% и 30% в контрольной и экспериментальной группе;
4. с высоким
уровнем развития понятийно-
С очень низким уровнем развития понятийно-логического мышления в контрольной и экспериментальной группах детей не оказалось (Рис. 1). Большинство детей в контрольной и экспериментальной группах показали средний и хороший уровень развития понятийно-логического мышления.
Рисунок 1. Показатели
развития понятийно-логического мышления
в контрольной и
Интерпретация результатов методики «Закономерности числового ряда» показала, что испытуемые также распределились по уровню развития логического мышления в четырех подгруппах:
1) с низким - соответственно 30% и 35%;
2) со средним - соответственно 30% и 25%;
3) с хорошим - соответственно 30% и 35%;
4) с высоким - соответственно 10% и 5%;
С очень низким уровнем развития логического мышления детей не оказалось.
Рисунок 2. Показатели
развития логического мышления в
контрольной и
1) Результаты
методики «Количественные
2) с низким - соответственно 5% и 5%;
3) со средним - соответственно 30% и 35%;
4) с хорошим - соответственно 35% и 35%;
5) с высоким - соответственно 30% и 25%;
С очень низким уровнем развития логического мышления детей не оказалось (Рис. 3).
Рисунок 3. Показатели
развития понятийно-образного мышления
в контрольной и
При интерпретации
результатов методики «Умозаключения
по аналогии» контрольная и
1) с низким уровнем - 10% и 15%;
2) с ниже среднего уровнем - 25 и 20%;
3) нормальным уровнем - 40% и 45%;
4) с высоким уровнем - 25% и 20% (Рис. 4).
Рисунок 4. Показатели развития понятийно-речевого мышления в контрольной и экспериментальной группах
Результаты проведения методики «Память на числа» показали, что по уровню развития кратковременной зрительной памяти контрольная и экспериментальная группа также разделились на четыре подгруппы:
1) с низким уровнем развития кратковременной зрительной памяти 5% и 5% соответственно;
2) со средним
уровнем развития
3) с нормальным
уровнем развития
4) с высоким
уровнем развития
Рисунок 5. Показатели
развития кратковременной зрительной
памяти в контрольной и
Проведение методики «Оперативная память» показало, что по уровню развития оперативной памяти контрольная и экспериментальная группа разделились на три подгруппы:
1) низким уровнем - 15 и 20% соответственно;
2) со средним 55 и 50% соответственно;
3) с высоким 30 и 30% соответственно.
4)
Рисунок 6. Показатели развития оперативной памяти в контрольной и экспериментальной группах
По показателям развития образной памяти контрольная и экспериментальная группа разделились на три подгруппы:
1) низким уровнем - 15 и 20% соответственно;
2) со средним 65 и 60% соответственно;
3) с высоким 20 и 20% соответственно.
Рисунок 7. Показатели развития образной памяти в контрольной и экспериментальной группах
Интерпретация результатов методики «Определение понятий» показали, что по уровню владения речью при выражении мысли контрольная и экспериментальная группа также разделились на три подгруппы:
1) с высоким уровнем - соответственно 25% и 30%;
2) со среднем уровнем - соответственно 50% и 40%;
3) с низким уровнем - соответственно 25% и 30%.
Рисунок 8. Показатели развития речи по методике «Определение понятий» в контрольной и экспериментальной группах
По уровню развития пассивного словарного запаса контрольная и экспериментальная группа также разделились на три подгруппы:
1) с высоким уровнем - соответственно 30% и 30%;
2) со среднем уровнем - соответственно 50% и 45%;
3) с низким уровнем - соответственно 20% и 25%%.
Рисунок 9. Показатели
развития пассивного словарного запаса
в контрольной и
По уровню развития активного словарного запаса контрольная и экспериментальная группа также разделились на три подгруппы:
1) с высоким уровнем - соответственно 20% и 20%;
2) со среднем уровнем - соответственно 50% и 45%;
3) с низким уровнем - соответственно 30% и 35%%.
Рисунок 10. Показатели развития активного словарного запаса в контрольной и экспериментальной группах
Таким образом,
по результатам проведенной
1. В контрольной
и экспериментальной группе
2. В данной
выборке наиболее высоко
3. Показатели развития мышления, памяти и речи коррелируют между собой. Можно в данной выборке выделить следующие подгруппы: