Курсовая Взаимосвязь развития мышления с памятью и речью у детей младшего школьного возраста

Автор: n****************@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 16:35, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является изучение взаимосвязи уровня развития мышления с уровнями развития памяти и речи у младших школьников.
Объект исследования: познавательные психические процессы младшего школьника.
Предмет исследования: взаимосвязь мышления с памятью и речью у младшего школьника.

Работа содержит 1 файл

Курсовая Взаимосвязь развития мышления с памятью и речью у детей младшего школьного возраста.doc

— 277.50 Кб (Скачать)

2. Методика «Оперативная  память» - для оценки оперативной  памяти (объема, устойчивости, продуктивности)Шапарь  В.Б., Тимченко А.В., Швыдченко В.Н.  Практическая психология. Инструментарий. - Ростов н/Д: издательство «Феникс, 2002. -С. 287-288.;

3. Методика «Память  на образы» - для изучения образной  памяти Там же;

Для определения  уровня развития речи применялись следующие  методики:

1. Методика «Определение  понятий» - для определения уровня владения речью при выражении мысли Немов Р.С. Психология: Учеб для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - С. 240-241.;

2. Методика «Выяснение  пассивного словарного запаса»  - для определения уровня развития  пассивного словарного запаса  Там же. - С. 241-242.;

3. Методика «Выяснение  активного словарного запаса»  - для определения уровня развития  речи Там же. - С. 242-245..

Для определения уровня развития понятийно-логического мышления применялась методика «Исключение слов», позволяющая оценить способности испытуемого к обобщению и выделению существенных признаков. Методика состоит из 15 серий, в каждой серии по 4 слова. Обследуемым предлагается бланк, в котором необходимо зачеркнуть слово, которое не подходит по смыслу к данному ряду. Экспериментатор фиксирует время и правильность выполнения протокола. Для удобства математической обработки все показатели переводились в 100_бальную систему. Очень низкий уровень способности к классификации и анализу предполагался при показателе 20 и менее баллов, низкий - от 21 до 40, средний - от 41 до 60, хороший - от 61 до 80, высокий - от 81 и более баллов.

Для определения  уровня развития логического мышления» применялась методика «Закономерности числового ряда». Детям предъявлялись письменно ряды чисел. Испытуемым необходимо проанализировать каждый ряд и установить закономерность его построения. Все показатели также переводились в 100-бальную систему. Очень низкий уровень развития логического мышления предполагался при показателе 20 и менее баллов, низкий - от 40 баллов, средний - 60 баллов; хороший - 80 баллов, высокий - от 100 и более баллов.

Для диагностики  уровня развития для оценки понятийно-образного мышления использовалась методика «Количественные отношения». Респондентам предлагалось 10 заданий, касающихся понятий количества. Задания предполагают работу с рисунком, на котором наряду со стандартной ситуацией изображены четыре альтернативные ситуации. Ребенок должен сравнить альтернативную ситуацию со стандартной ситуацией. Все показатели также переводились в 100-бальную систему. Очень низкий уровень развития понятийно-образного мышления предполагался при показателе 20 и менее баллов, низкий - 30-40 баллов, средний - 50-60 баллов, хороший - 70-80, высокий - 90-100 баллов.

Выявление уровня развития понятийно-речевого мышления проводилось при помощи методики «Умозаключения по аналогии», которая  содержит 10 заданий. Детям необходимо определить логико-функциональные отношения между данными для примера понятиями и выбрать слово подходящее подобным образом к данному. Успешность решения зависит от степени овладения речью и логическими отношениями. Поэтому это тестовое задание используется для определения словарного запаса и уровня развития понятийно-логического мышления. Все показатели также переводились в 100_бальную систему. Высокий уровень - 80 баллов и более, нормальный уровень - 75-65 баллов, ниже среднего уровень - 60-50 баллов и низкий уровень - 45 и ниже.

Для оценки кратковременной  зрительной памяти применялась методика «Память на числа». Детям в течение 20 с. демонстрируется таблица с 12 двузначными числами, которые нужно запомнить и после того как таблица убрана, записать на бланке. Воспроизведение 1-4 чисел оценивалось как 40 баллов (низкий уровень), 5-6 чисел - 60 баллов (средний), 7-8 чисел - 80 баллов (нормальный), 9-12 чисел - 100 баллов (высокий).

Для оценки оперативной  памяти (объема, устойчивости, продуктивности) применялась методика «Оперативная память». Детям зачитываются ряды однозначных чисел. Задача запомнить эти числа, произвести в уме операции сложения каждого последующего числа с каждым последующим и записать суммы. Предъявлялось 10 рядов по 5 однозначных чисел в каждом. Воспроизведение 29 и менее сумм оценивалось как 40 баллов (низкий уровень), 30-33 сумм - 60 (средний), 34-37 сумм - 80 (высокий), 38-40 сумм - 100 баллов (очень высокий).

Для изучения образной памяти применялась методика «Память  на образы». Детям демонстрируется таблица с 16 образами. Очень низкий уровень - 1-3 правильно воспроизведенных фигур (30 баллов), низкий - 4 фигуры (40 баллов); средний 5-6 фигур (60 баллов), высокий 7 и более (80 баллов).

Для определения  уровня владения речью при выражении  мысли применялась методика «Определение понятий». Ребенку предлагается дать определения последовательности десять слов. Очень высокий уровень развития - 100 баллов, высокий - 80-90 баллов, средний - 40-70, низкий - 20-30, очень низкий 0-10 баллов.

Для определения  уровня развития пассивного словарного запаса применялась методика «Выяснение пассивного словарного запаса». Очень высокий уровень развития - 100 баллов, высокий - 80-90, средний - 40-70, низкий - 0-30 баллов.

Для определения  уровня развития речи использовалась методика «Выяснение активного словарного запаса». Очень высокий уровень развития - 100 баллов, высокий - 80-90, средний - 40-70, низкий - 20-30, очень низкий 0-10 баллов.

    3.2 Анализ диагностики  уровней развития  мышления, памяти  и речи у младших  школьников

Анализ результатов  начнем с рассмотрения показателей  уровня развития понятийно-логического  мышления. В результате интерпретации  показателей методики «Исключение  слов» контрольная и экспериментальная  группы условно разделились на четыре подгруппы:

1. с низким уровнем развития понятийно-логического мышления - соответственно 20% и 25% в контрольной и экспериментальной группе;

2. со средним  уровнем развития понятийно-логического  мышления - соответственно 25% и 30% в  контрольной и экспериментальной  группе;

3. с хорошим уровнем развития понятийно-логического мышления - соответственно 35% и 30% в контрольной и экспериментальной группе;

4. с высоким  уровнем развития понятийно-логического  мышления - соответственно 20% и 15% в  контрольной и экспериментальной  группе.

С очень низким уровнем развития понятийно-логического мышления в контрольной и экспериментальной группах детей не оказалось (Рис. 1). Большинство детей в контрольной и экспериментальной группах показали средний и хороший уровень развития понятийно-логического мышления.

Рисунок 1. Показатели развития понятийно-логического мышления в контрольной и экспериментальной  группах

Интерпретация результатов методики «Закономерности  числового ряда» показала, что  испытуемые также распределились по уровню развития логического мышления в четырех подгруппах:

1) с низким - соответственно 30% и 35%;

2) со средним  - соответственно 30% и 25%;

3) с хорошим  - соответственно 30% и 35%;

4) с высоким  - соответственно 10% и 5%;

С очень низким уровнем развития логического мышления детей не оказалось.

Рисунок 2. Показатели развития логического мышления в  контрольной и экспериментальной  группах

1) Результаты  методики «Количественные отношения»  показали, что в контрольной и  экспериментальной группе выявлено  следующее соотношений уровней  развития понятийно-образного мышления:

2) с низким - соответственно 5% и 5%;

3) со средним  - соответственно 30% и 35%;

4) с хорошим  - соответственно 35% и 35%;

5) с высоким  - соответственно 30% и 25%;

С очень низким уровнем развития логического мышления детей не оказалось (Рис. 3).

Рисунок 3. Показатели развития понятийно-образного мышления в контрольной и экспериментальной  группах

При интерпретации  результатов методики «Умозаключения по аналогии» контрольная и экспериментальная  группы по уровню развития понятийно-речевого мышления условно разделились на четыре подгруппы:

1) с низким  уровнем - 10% и 15%;

2) с ниже среднего  уровнем - 25 и 20%;

3) нормальным  уровнем - 40% и 45%;

4) с высоким  уровнем - 25% и 20% (Рис. 4).

Рисунок 4. Показатели развития понятийно-речевого мышления в контрольной и экспериментальной группах

Результаты проведения методики «Память на числа» показали, что по уровню развития кратковременной  зрительной памяти контрольная и экспериментальная группа также разделились на четыре подгруппы:

1) с низким уровнем развития кратковременной зрительной памяти 5% и 5% соответственно;

2) со средним  уровнем развития кратковременной  зрительной памяти 35% и 45% соответственно;

3) с нормальным  уровнем развития кратковременной  зрительной памяти 45% и 40% соответственно;

4) с высоким  уровнем развития кратковременной  зрительной памяти 15% и 10% соответственно.

Рисунок 5. Показатели развития кратковременной зрительной памяти в контрольной и экспериментальной  группах

Проведение методики «Оперативная память» показало, что по уровню развития оперативной памяти контрольная и экспериментальная группа разделились на три подгруппы:

1) низким уровнем  - 15 и 20% соответственно;

2) со средним  55 и 50% соответственно;

3) с высоким  30 и 30% соответственно.

4)

Рисунок 6. Показатели развития оперативной памяти в контрольной и экспериментальной группах

По показателям  развития образной памяти контрольная и экспериментальная группа разделились на три подгруппы:

1) низким уровнем  - 15 и 20% соответственно;

2) со средним  65 и 60% соответственно;

3) с высоким  20 и 20% соответственно.

Рисунок 7. Показатели развития образной памяти в контрольной  и экспериментальной группах

Интерпретация результатов методики «Определение понятий» показали, что по уровню владения речью при выражении мысли контрольная и экспериментальная группа также разделились на три подгруппы:

1) с высоким  уровнем - соответственно 25% и 30%;

2) со среднем  уровнем - соответственно 50% и 40%;

3) с низким  уровнем - соответственно 25% и 30%.

Рисунок 8. Показатели развития речи по методике «Определение понятий» в контрольной и экспериментальной группах

По уровню развития пассивного словарного запаса контрольная  и экспериментальная группа также  разделились на три подгруппы:

1) с высоким  уровнем - соответственно 30% и 30%;

2) со среднем уровнем - соответственно 50% и 45%;

3) с низким  уровнем - соответственно 20% и 25%%.

Рисунок 9. Показатели развития пассивного словарного запаса в контрольной и экспериментальной  группах

По уровню развития активного словарного запаса контрольная  и экспериментальная группа также разделились на три подгруппы:

1) с высоким  уровнем - соответственно 20% и 20%;

2) со среднем  уровнем - соответственно 50% и 45%;

3) с низким  уровнем - соответственно 30% и 35%%.

Рисунок 10. Показатели развития активного словарного запаса в контрольной и экспериментальной группах

Таким образом, по результатам проведенной диагностики  уровня развития мышления памяти и  речи можно сделать следующие  выводы:

1. В контрольной  и экспериментальной группе преобладают  преимущественно дети со средними показателями.

2. В данной  выборке наиболее высоко развиты  понятийно-образное мышление и  образная память. Наименее развиты  понятийно-логическое мышление, оперативная  память, активный словарный запас.

3. Показатели  развития мышления, памяти и речи коррелируют между собой. Можно в данной выборке выделить следующие подгруппы:

Информация о работе Курсовая Взаимосвязь развития мышления с памятью и речью у детей младшего школьного возраста