Курс Введение в профессию

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 17:20, методичка

Описание работы

Курс «Введение в профессию» относится к базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла.
Предмет является обязательной учебной дисциплиной. Относится к дисциплинам общеобразовательного цикла. Обязательный минимум знаний содержит представления о различиях житейской, научной и практической психологии, психологии как профессии, специфике учебно-профессиональной подготовки психологов, о профессиональной общности психологов, личности профессионала, профессиональной этике психологов.

Содержание

1. Краткая аннотация дисциплины………………………………………………3
2. Рабочая программа……………………………………………………………..4
2.1. Пояснительная записка………………………………………………..4
2.2. Тематическая карта дисциплины……………………………………6
2.3. Содержание дисциплины…………………………………………….7
2.4. Тематическое планирование…………………………………………8
2.5. Литература по курсу…………………………………………………9
3.Контрольно-измерительные и оценочные средства…………………………10
3.1. Вопросы к зачету …………………………………..……………….10
3.2. Контрольная работа…..…………………………………………….12
3.3. Тематика практических заданий …………………………………..13
3.4. Примерный перечень тем рефератов ……………………………..16
3.5. Задания в тестовой форме для промежуточного контроля……..17
3.6. Задания на разный уровень освоения курса (согласно классификации Д. Толлингеровой)……………………………………….…..24
4. Материально-техническое оснащение …………………………………….26
5. Методические рекомендации по реализации дисциплины ………………27
6. Приложение………………………………………………………………….28
6.1. Полный текст лекции………………………………………………………28
6.2.Подробный сценарий практического занятия….……………………….88

Работа содержит 1 файл

kurs.doc

— 562.00 Кб (Скачать)

Например, студент на разных этапах своего образования может как бы спрашивать себя: «Могу ли я считать себя психологом или пока еще нет?»

Интересно, иногда мы обращались с таким вопросом не только к студенческим аудиториям, но и к аудиториям уже работающих специалистов, обучающихся на курсах повышения квалификации: «Кто считает себя психологом, поднимите руки». — Иногда несколько рук все–таки поднимались. 

Различные значения термина психология. Виды психологических знаний: житейская психология, искусство, научная психология, практическая психология, парапсихология.

Житейская психология – это обобщение повседневных психологических знаний, которые накапливаются в процессе отдельного жизненного опыта и передаются от человека к человеку. Особенности этих знаний:

      конкретность;

      практичность;

      доступность изложения;

      фрагментарность и неточность употребляемых понятий;

      опора на жизненный опыт и здравый смысл.

     Искусство – творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах. Является важнейшим источником психологических знаний, которые носят образный характер. Особенности психологических знаний в искусстве:

      конкретность;

      образность;

      эмоциональность;

      фрагментарность;

      использование понятий не характерно

Научная психология направлена на поиск закономерностей психических явлений, пользуется методами науки.

Наука – это высокоспециализированная деятельность человека по выработке, систематизации, проверке знаний с целью их высокоэффективного использования.

Наука – это знания, достигшие оптимальности по критериям обоснованности, достоверности, непротиворечивости, точности и плодотворности (В.Н.Канке, 2000).

     Особенности научного психологического знания:

      обобщенность;

      систематичность;

      доказательность;

      опора на научные факты и понятия.

Академическая психология: наука как система знания и как вид человеческой деятельности.

Прикладная психология – направление научной психологии, занимающейся изучением путей применения (приложения) научных психологических знаний для решения практических задач.

Проблема точности и объективности психологического знания: знание, которое получает и доказывает ученый-психолог на истинность не всегда строго верифицировано, измеряемо, соизмеримо на соответствие уже известным фактам. Понятие «факт» для психолога часто остается величиной, которую нельзя измерить формально, чисто логическим путем, уже хотя бы потому, что психическое является продуктом культуры (Г.С. Абрамова, 1999).

Практическая психология изучает индивидуальность, конкретные обстоятельства жизни человека и способы взаимодействия с ним. Информация о человеке, которую получает и использует практический психолог - это конкретные знания, полученные на основе обобщенной научной теории. Психологическая информация, полученная в практической психологии, дополняет и уточняет обобщенное психологическое знание, в свою очередь обеспечивает обоснование для воздействия на человека в работе практического психолога.

     Особенности знания в практической психологии:

      целостность;

      сочетание обобщенности и конкретности;

      практичность;

      опора на опыт работы специалистов.

Парапсихология относится к типу эзотерических знаний. «Эзотерическое знание» буквально обозначает знание, доступное только для посвященных.  К нему относится экстрасенсорное познание, ясновидение, телепатия, хиромантия, методы йоги, астрология.

      Особенности парапсихологических знаний:

      целостность мировоззрения;

      сочетание конкретности и неопределенности;

      практичность выводов;

      опора на тайное знание.

Научная проверка достоверности эзотерического знания может дополнить сведения о психической реальности человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Психология как профессия

Возникновение и становление психологической профессии.

Общее представление о профессии.

Для начала полезно разобраться, что вообще считается «профессией». Известный психолог Е. А. Климов рассматривает разные аспекты понятия «профессия» (Климов, 1996. — С. 145–205):

1. Профессия как общность людей, занимающихся близкими проблемами и ведущих примерно одинаковый образ жизни (известно, что профессия все–таки накладывает свой «отпечаток» на всю жизнь человека). Конечно, уровень жизни (при общности самого образа жизни) может различаться у профессионалов с разной степенью успешности (кто–то научился «хорошо зарабатывать» за свой труд, а кто–то даже не стремится к этому, обнаруживая иные «радости» в профессии «психолог»), но базовая система ценностей у представителей профессии «психолог» примерно одинаковая, что и позволяет им говорить о ком–то из своих коллег как о более или менее состоявшемся специалисте (даже независимо от получаемых «доходов»).

2. Профессия как область приложения сил связана с выделением (и уточнением) самого объекта и предмета профессиональной деятельности психолога. Здесь также решается вопрос, в каких сферах жизнедеятельности психолог может реализовать себя как профессионал. Заметим, что вся история психологии (и философии) — это непрекращающаяся попытки понять, что же такое душа («психика»), и как, с помощью какого «метода» ее лучше исследовать и развивать.

3. Профессия как деятельность и область проявления личности. Часто забывают о том, что профессиональная деятельность не просто позволяет «производить» какие–то товары или услуги, но прежде всего она позволяет человеку реализовывать свой творческий потенциал и создает условия для развития этого потенциала (еще К. Маркс говорил, что главный результат труда — это не производимые товары, а «сам человек в его общественных отношениях»).

4. Профессия как исторически развивающаяся система.

Интересно, что само слово «профессия» восходит к латинскому profited — «говорить публично». «Таким образом, в феномене профессии исконно скрыты события, являющиеся предметом и общей, и социальной психологии», — отмечает Е. А. Климов (там же, с. 177—178). Естественно, сама профессия меняется в зависимости от изменения культурно–исторического контекста и, к сожалению, возможны ситуации, когда изначальный смысл профессии может существенно извращаться. В частности, психология, по сути своей ориентированная на развитие неповторимой личности человека, может в определенные исторические периоды («темные эпохи») использоваться для откровенной манипуляции общественным сознанием и создания в сознании отдельных людей иллюзии решения их проблем (особенно, когда эти психологические проблемы умышленно не связывают с общественными проблемами).

5. Профессия как реальность, творчески формируемая самим субъектом труда (в нашем случае — самим психологом). Это означает, что даже культурно–историческая ситуация (эпоха) не является тотально доминирующей; многое (хотя и не все) зависит от конкретных людей. Именно они должны сами определять место своей профессии (и свою личную «миссию») в общественной системе, а не просто выполнять работу «по инструкции». Именно благодаря конкретным психологам психология развивается как наука и практика. Вероятно, подлинное величие того или иного психолога определяется тем, насколько он сумел содействовать развитию своей науки не столько «благодаря» сложившимся обстоятельствам (и социально–экономическим условиям), сколько «вопреки» этим обстоятельствам. А идеальным вариантом творческой самореализации в психологии является ситуация, когда психолог даже неблагоприятные обстоятельства сумеет использовать во благо (здесь нет никакого противоречия, так как нередко именно преодоление трудностей позволяет сделать что–то действительно значительное).

Помимо понятия «профессия» полезно разобраться с другими близкими понятиями. В частности, понятие «специальность» — это более конкретная область приложения своих сил. Например, в профессии психолог специальностями могут быть: «социальная психология», «клиническая психология» и т. п. Еще более конкретным понятием является «должность» или «трудовой пост», что предполагает работу в конкретном учреждении и выполнение конкретных функций. Понятие «занятие», наоборот, является достаточно широким образованием, включающим в себя и профессию, и специальности, и конкретные должности. Например, можно сказать, что данные специалисты «занимаются» вопросами школьной профориентации, что предполагает рассмотрение и проблем возрастно–психологического развития подростков, и проблем детско–родительских отношений, и общих проблем социализации личности, и связанных с этим вопросов понимания социально–экономических особенностей общества (в котором они собираются самоопределяться), и вопросов, связанных с отклонениями в развитии и т. п.

В целом же понятие «профессия» включает следующие характеристики:

        это ограниченный вид труда, что для психолога неизбежно предполагает сотрудничество со смежными специалистами;

        это труд, требующий специальной подготовки и постоянной переподготовки (заметим, что профессия психолог предполагает только высшее образование);

        это труд, выполняемый за вознаграждение (этим профессия часто отличается от внепрофессиональных видов деятельности и досуга);

        это общественно полезный труд (эта характеристика по–настоящему еще не осмыслена даже самими психологами);

        это труд, дающий человеку определенный статус в обществе (для многих сказать «я — психолог» — это кое–что значит…).

Чтобы еще лучше понять сущность «профессии», полезно вспомнить определение, которое еще в начале века дал известный отечественный психолог С. М. Богословский: «Профессия — есть деятельность, и деятельность такая, посредством которой данное лицо участвует в жизни общества и которая служит ему главным источником материальных средств к существованию… и признается за профессию личным самосознанием данного лица» (цит. по Климову, Носковой, 1992. — С. 161). Заметим: Е. А. Климов пишет, что к данному определению профессии «и по сей день не так уж много — по существу — прибавлено… а возможно, что–то и упущено» (там же, с. 161).

Последнее уточнение С. М. Богословского («признается за профессию личным самосознанием данного лица») позволяет выделить самый важный психологический аспект профессиональной деятельности и даже обозначить некоторые «парадоксы» профессионализации. В частности, человек может очень хорошо выполнять свои обязанности (делать все, что от него требуют), но при этом ненавидеть свою работу. В этом случае сложно сказать, что такая работа является «профессией» для «данного лица». О таких людях Э. Фромм[4] говорил как о людях с «отчужденным характером», для которых характерен разрыв их сущности с основным делом жизни, что и порождает со временем многие психические проблемы и заболевания, превращая таких «работников» в пациентов (Фромм, 1992). 

Профессии в истории человечества возникли в результате общественного разделения труда. В обществе существуют различные виды и места работы, должности. Каждая должность имеет традиционно сложившееся оснащение, оборудование, характеризуется системой прав, обязанностей, норм поведения, требований к знаниям, навыкам, культуре работников.

Неформальные «психологи» существовали в обществе всегда  как ведуны, знахари, шаманы и др. Первые системы научно-психологических знаний появились в древних культурах Греции, Китая, Индии, Египта.

     Основные характеристики профессии:

      род деятельности и система выполняемых человеком трудовых операций;

      социально признаваемый и юридически фиксированный трудовой пост;

      наличие определенной системы профессиональной подготовки;

      наличие определенной квалификации, опытность специалиста, психологическая пригодность человека к делу;

      общность людей, занятая определенным родом деятельности.

Социальный заказ – основа жизни профессии. Социальный заказ на профессию психолога формируется средствами массовой информации, в публицистической и научно-популярной литературе, анализирующей проблемы современного человека.

Мотивация выбора профессии. Дефицит информации о специфике будущей профессиональной деятельности и знаний о себе как о будущем профессионале. Перспективы развития психологической профессии.

3. Профессиональная подготовка психологов

Подготовка профессиональных психологов за рубежом.

Различие подготовки профессиональных психологов по длительности, структуре и содержанию образования.

Три основных типа профессионального психологического образования в Европе:

      непрерывное пятилетнее специализированное образование  (Финляндия, Швеция, Бельгия);

      непрерывное пятилетнее общее образование (Португалия, Финляндия, Норвегия, Нидерланды, Австрия, Испания, Венгрия, Италия, Германия, Швейцария, Россия Дания);

      прерывающееся специализированное образование «три + три» (Великобритания, Греция, Ирландия, Франция, Португалия, Мальта).

     Три основные ступени высшего психологического образования в США:

o        двухгодичный колледж, где обеспечивается общеобразовательная и некоторая профессиональная подготовка специалистов, которые принимают участие в психологическом обслуживании населения под наблюдением квалифицированного специалиста;

o        четырехгодичный колледж, где осуществляется обучение на базе образования, полученного студентами первой ступени; выпускникам таких колледжей присуждается степень бакалавра;

o        обучение в университетах, по окончании которых присваивается степень доктора философии (PhD) или доктора психологии (PsyD).

Подготовка профессиональных психологов в России.

Основные направления подготовки профессиональных психологов:

o        классические университеты;

o        педагогические вузы;

Информация о работе Курс Введение в профессию