Курс Введение в профессию

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 17:20, методичка

Описание работы

Курс «Введение в профессию» относится к базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла.
Предмет является обязательной учебной дисциплиной. Относится к дисциплинам общеобразовательного цикла. Обязательный минимум знаний содержит представления о различиях житейской, научной и практической психологии, психологии как профессии, специфике учебно-профессиональной подготовки психологов, о профессиональной общности психологов, личности профессионала, профессиональной этике психологов.

Содержание

1. Краткая аннотация дисциплины………………………………………………3
2. Рабочая программа……………………………………………………………..4
2.1. Пояснительная записка………………………………………………..4
2.2. Тематическая карта дисциплины……………………………………6
2.3. Содержание дисциплины…………………………………………….7
2.4. Тематическое планирование…………………………………………8
2.5. Литература по курсу…………………………………………………9
3.Контрольно-измерительные и оценочные средства…………………………10
3.1. Вопросы к зачету …………………………………..……………….10
3.2. Контрольная работа…..…………………………………………….12
3.3. Тематика практических заданий …………………………………..13
3.4. Примерный перечень тем рефератов ……………………………..16
3.5. Задания в тестовой форме для промежуточного контроля……..17
3.6. Задания на разный уровень освоения курса (согласно классификации Д. Толлингеровой)……………………………………….…..24
4. Материально-техническое оснащение …………………………………….26
5. Методические рекомендации по реализации дисциплины ………………27
6. Приложение………………………………………………………………….28
6.1. Полный текст лекции………………………………………………………28
6.2.Подробный сценарий практического занятия….……………………….88

Работа содержит 1 файл

kurs.doc

— 562.00 Кб (Скачать)

 

Таблица 4. Планирование практических занятий по курсу.

п/п

Тема семинара

Количество часов

1

Житейская и научная психология

1

2

Положение о психологической службе. Этический кодекс психолога.

1

3

Научная организация учебного труда студента – будущего психолога.

2

4

Квалификационные требования к психологам.

1

5

Личностные качества и профессиональные способности психолога.

1

 

 

 

 

 

2.5. Литература по курсу.

Основная литература:

1.      Карандашев в.Н. Как стать психологом: введение в профессию. Вологда, 1999.

Дополнительная литература:

1.      Профессиональный кодекс этики для психологов. Мадрид //Вопросы психологии, 1990, №5

2.      Аминов Н.А. Молоканов М.В. Социально-психологические предпосылки специальных способностей школьных психологов // Вопросы психологии, 1992, №2

3.      Спиркина Е.А. Подготовка психотерапевтов и психологов-консультантов // Психологический журнал, 1994, №6

4.      Климов Е.А. Сообщество психологов России: сущее и должное //Вопросы психологии, 1995. №2

5.      Климов Е.А. Гипотеза «метелок» и развитие профессии психолога // Вестник МГУ, сер.14. Психология, 1992, №3

6.      Годфруа Ж. Что такое психология. Т.1. –М., 1992.

7.      Профессиональный кодекс этики для психологов. Бонн, ФРГ, 1986 //Вопросы психологии, 1990, №6

 

 

 

 

 

 

3.Контрольно-измерительные и оценочные средства.

3.1. Вопросы к зачету.

1.Специфика психологического знания.

2.Потребности человека и психологические услуги.

3.Магия: анализ особенностей психологического влияния.

4.Религия и психологическое знание.

5.Философия и психология.

6.Психология и искусство.

7.Научное и житейское психологическое знание.

8.Специфика психологии в системе естественных и гуманитарных наук.

9.Академическая и практическая психология: предметная область, задачи и методы работы.

10.Объективные и субъективные аспекты профессиональной деятельности.

11.Мотивация выбора профессии (социально-экономические, познавательные, индивидуально-личностные аспекты).

12.Проблема профессиональной деформации личности.

13.Исследовательская деятельность в области психологии.

14.Психология как область преподавания.

15.Приложение специализированных знаний к целостным жизненным явлениям в рамках практической работы психологов.

16.Технология работы с научно-методической литературой.

17.Прохождение практики в рамках обучения на факультете психологии.

18.Требования к курсовым и дипломным работам.

19.Выбор тем и руководителя. Участие в студенческих конференциях.

20.Формы профессионального общения (конгрессы, съезды, симпозиумы, конференции, семинары). Российские и мировые психологические общества.

21.Периодические и информационные издания. Учебные заведения, исследовательские центры.

22.Профессиональная этика психолога.

23.Развитие профессионального самосознания.

24.Мотивация профессиональной деятельности.

25.Профессиональная самооценка.

26.Ответственность психолога.

27.Стадии профессионального развития.

28.Психолог как специалист и психолог как личность.

29.Специальные знания и авторитет психолога.

30.Личностный рост психолога как условие признания его профессионализма.

 

 

 

 

3.2. Контрольная работа.

1. Когда появилось в научной литературе слово «психология»?

2. Какие группы психологических явлений изучает психология?

3. Перечислите основные типы психологических знаний?

4. Перечислите особенности житейских, научных и практических психологических знаний.

5. Когда и где были открыты первые факультеты психологии в нашей стране?

6. Какие три типа психологических специальностей и квалификаций существует в высшем психологическом образовании России?

7. Какие виды профессиональной деятельности может выполнять специалист, получивший образование по специальности 030301 – «психология»?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.3.Тематика практических заданий.

Тема 1. Житейская и научная психология.

Практическое занятие - 1 час

Вопросы:

1.Религия и психологическое знание.

2.Философия и психологическое знание.

3. Научное психологическое знание.

Тема 2. Положение о психологической службе. Этический кодекс психолога.

Практическое занятие - 1 час

Индивидуальное задание.

Подготовка библиографической справки по выбранной персоналии, в которой должно быть отражено:

1.Учебник или учебное пособие, где представлена его биография,

2.Монографии автора (используем алфавитный каталог)

3.Психологические Интернет ресурсы на русском языке посвященные данной персоналии.

Работа по подгруппам.

Сложные этические ситуации в консультативной работе, при проведении экспериментов, при психологической диагностике.

Тема 3. Научная организация учебного труда студента-будущего психолога.

Практическое занятие - 2 часа

Вопросы:

1.Диагностика навыков навыки чтения, скорочтения.

2.Тест на изучение личностных особенностей.

3.Индивидуальное задание: подготовка развернутой аннотации по выбранной психологической книге, в которой отражено: автор, тема, разделы, основная идея, практическое значение, собственное предпочтение)

Тема 4. Квалификационные требования к психологам.

Практическое занятие - 1 час

Вопросы:

1.Психоаналитическая школа в психологии.

2.Структура личности в Психоанализе.

3.Представители психоаналитической школы.

Тема 5.Личностные качества и профессиональные способности психолога.

Практическое занятие - 1 час

Индивидуальное самостоятельное задание - самоанализ качеств личности (с использованием личностных опросников)

Преодоление ригидности мышления практического психолога при анализе жизненных событий клиента. Задание: составьте 20 версий возможных причин данной ситуации:

Ситуация 1. Женщина 32 лет после попытки суицида находится в больнице, постоянно плачет.

Ситуация 2. Мальчик 10 лет без разрешения взрослых берет деньги из дома и раздает одноклассникам.

Ситуация 3. Мужчина в возрасте 39 лет уволился с работы, находится в поликлинике в депрессивном состоянии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.4 Примерный перечень тем рефератов:

1. Магия, парапсихология: анализ особенностей психологического влияния.

2. Парапсихология в современном мире

3. Религия и психология.

4. Философия и психология.

5. Психология и искусство.

6. Непрерывный личностный рост – условие профессионального становления психолога.

7.Профессионально важные качества психолога и пути их совершенствования.

8. Профессия психолога в современном мире: в России и за рубежом.

9. Психолог - исследователь и психолог - практик: общее и различия.

10.Психолог и клиент: типы отношений, модель эффективного взаимодействия.

11. Психологическая помощь: сущность, подходы.

12. Психологические консультирование: виды и специфика.

13.Условия достижения успеха в профессиональной деятельности.

14. Этические основы профессиональной деятельности психолога.

 

 

 

 

3.5. Задания в тестовой форме для промежуточного контроля.

Выбрать правильный ответ

1.              К психическим процессам относят

а)              познавательные процессы;

б)              свойства личности.

2.              Психические процессы, состояния и свойства личности - это

а)              категории психологии;

б)              методы психологии.

3.              Мера связи фактов эксперимента, их взаимосвязь

а)              корреляция;

б)              надежность.

4.              Опросный лист с заранее составленной системой вопросов

а)              тест;

б)              анкета.

5.              Стандартизированное психологическое испытание, с помощью которого можно оценить исследуемое явление

а)              тест;

б)              наблюдение.

6.              Получение сведений путем речевого сообщения

а)              анкета;

б)              беседа.

7.              Система знаний называется наукой, если она имеет свой

а)              предмет и методы исследования, категориальный аппарат;

б)              категориальный аппарат.

8.              Уровень развития психического качества личности измеряет

а)              тест;

б)              анкета.

9.              Активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого обеспечивает

а)              наблюдение;

б)              эксперимент.

10.              С помощью продольных срезов устанавливается

а)              изменение качеств;

б)              наличие качеств.

11.              Отсутствие гипотезы характеризует

а)              пилотажный эксперимент;

б)              констатирующий эксперимент;

Информация о работе Курс Введение в профессию