Курс Введение в профессию

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 17:20, методичка

Описание работы

Курс «Введение в профессию» относится к базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла.
Предмет является обязательной учебной дисциплиной. Относится к дисциплинам общеобразовательного цикла. Обязательный минимум знаний содержит представления о различиях житейской, научной и практической психологии, психологии как профессии, специфике учебно-профессиональной подготовки психологов, о профессиональной общности психологов, личности профессионала, профессиональной этике психологов.

Содержание

1. Краткая аннотация дисциплины………………………………………………3
2. Рабочая программа……………………………………………………………..4
2.1. Пояснительная записка………………………………………………..4
2.2. Тематическая карта дисциплины……………………………………6
2.3. Содержание дисциплины…………………………………………….7
2.4. Тематическое планирование…………………………………………8
2.5. Литература по курсу…………………………………………………9
3.Контрольно-измерительные и оценочные средства…………………………10
3.1. Вопросы к зачету …………………………………..……………….10
3.2. Контрольная работа…..…………………………………………….12
3.3. Тематика практических заданий …………………………………..13
3.4. Примерный перечень тем рефератов ……………………………..16
3.5. Задания в тестовой форме для промежуточного контроля……..17
3.6. Задания на разный уровень освоения курса (согласно классификации Д. Толлингеровой)……………………………………….…..24
4. Материально-техническое оснащение …………………………………….26
5. Методические рекомендации по реализации дисциплины ………………27
6. Приложение………………………………………………………………….28
6.1. Полный текст лекции………………………………………………………28
6.2.Подробный сценарий практического занятия….……………………….88

Работа содержит 1 файл

kurs.doc

— 562.00 Кб (Скачать)

Скажем и иначе, не обращаясь к ярлыкам типа «шарлатанство» или «мракобесие». Речь идет об осознании границ профессионально–психологической компетентности и удержании предмета психологии, об умении отличать в своей деятельности позицию психолога–профессионала от других позиций (поэта, художника, философа, религиозного мыслителя и др.), которые имеют несомненное право на существование, но, вмешиваясь в профессиональную деятельность, могут — при условии недостаточной отрефлексированности — оказаться вредны.

Естественно, в полной мере соответствовать всем характеристикам настоящего психолога–профессионала могут даже далеко не все реально работающие психологи–специалисты. Да и некоторые психологи–любители все–таки могут приближаться к настоящим профессионалам. Данные различия выделены условно и являются скорее ориентиром для саморазвития психолога, стремящегося к своему житейскому психологическому опыту добавить опыт психологической науки и практики.

Профессионализация вообще, и применительно к развитию психолога–профессионала в частности, является длительным и даже противоречивым процессом… Иногда, говоря о профессионализации, выделяют развитие профессиональных знаний и профессиональных умений, между которыми существуют довольно интересные взаимоотношения. Знания чаще носят осознаваемый характер (и поэтому они приобретаются гораздо быстрее). А вот умения — менее осознаваемые и приобретаются в более длительном процессе. Сначала умения осваиваются на уровне сознания (хотя начинающий специалист еще не обладает настоящим умением, но он уже знает, как надо работать), затем по мере освоения умения оно все менее осознается, все больше «автоматизируется», ведь невозможно каждый раз задумываться обо всех своих действиях и конкретных операциях. Поэтому очень часто хороший специалист с трудом может рассказать, как и почему он так хорошо работает. Но иногда необходимо все–таки задумываться о своем труде (например, чтобы совершенствовать его) и тогда возникает проблема соединения осознаваемого знания с неосознаваемым умением, что требует по–новому осознать то, что уже освоено. Постоянное размышление о самом себе и своей деятельности составляет основу профессиональной рефлексии и во многом определяет уровень творчества и саморазвития профессионала–психолога.

Как известно, лучше всего эта проблема решается тогда, когда профессионал начинает сам кому–то объяснять, как лучше работать, то есть занимается преподаванием или «наставничеством». Видимо, поэтому Е. А. Климов считает высшим уровнем развития профессионала уровень «наставничества», когда специалист не просто хорошо сам работает, но и способен передать свой лучший опыт другим специалистам (Климов, 1996. — С.). Но при этом специалист и сам продолжает свое развитие (продолжается его профессионализация), поскольку, объясняя что–то другим, он начинает лучше в этом разбираться — вот такой «парадокс» профессионализации.

Психолог–профессионал должен быть готов не только к трудностям построения взаимоотношений с клиентами (а также коллегами, администрацией, «заказчиками» и т. п.), но и к внутренним трудностям, связанным с собственным профессиональным становлением и преодолением так называемых «кризисов профессионального роста». Пугаться этих «кризисов» не следует, ведь только преодолевая какую–то сложность, можно рассчитывать на подлинное развитие себя не только как профессионала, но и как личности. Проблема лишь в том, чтобы реализовать этот «шанс» развития, ведь кризисы, к сожалению, иногда «ломают» человека. Поэтому кризисов надо не бояться, к ним надо готовиться (этим проблемам в немалой степени и будут посвящены многие разделы настоящего пособия).

Профессиограмма как модель личности и деятельности психолога. Позиции, стиль и направленность личности психолога. Профессиональная компетентность и культура психолога.

Профессиональные качества психолога:

      профессиональная компетентность – знания, умения, навыки, способности;

      активный поиск новаторских подходов;

      личностная инициатива;

      профессиональная коммуникабельность.

     Основные требования к подготовленности психолога в области психологии, в рамках соответствующей специализации. Профессиональная квалификация в сфере научной и педагогической деятельности отражается в системе научных степеней (кандидат и доктор психологических наук) и ученых званий (доцент и профессор).

     Личностное развитие и профессиональный рост психолога. Детерминанты становления личности психолога. Развитие творческой индивидуальности педагога. Профессиональный рост практического психолога оценивается в квалификационных категориях, которые присваиваются экспертными комиссиями (высшая, 1, 2 и 3 квалификационные категории). Оплата труда производится по разрядам. В различных сферах профессиональной деятельности психолога разрабатывается свои критерии присвоения разрядов соответствующими министерствами.

     Последипломное образование:

      аспирантура (очная, заочная, соискательство);

      курсы повышения квалификации;

      семинары, тренинги личностного и профессионального роста;

      «челночное» образование по различным современным психологическим технологиям  за рубежом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.2. Подробный сценарий практического занятия.

Тема 1. Житейская и научная психология.

Специфика психологического знания. Развитие предмета психологии. Потребности человека и психологические услуги. История профессионального применения психологических знаний. Магия: анализ особенностей психологического влияния. Психология и парапсихология. Религия и психологическое знание. Философия и психология. Психология и искусство. Творчество и психологическое знание.

Психология и жизненный опыт человека. Научное и житейское психологическое знание. Житейская, научная и практическая психология. Объективная действительность и психологическая реальность. Специфика психологии в системе естественных и гуманитарных наук. Эволюция в отношениях между психологией и социальными науками и биологией. Становление психологии как самостоятельной науки. Виды психологических знаний. Академическая и практическая психология: предметная область, задачи и методы работы. Научная и педагогическая деятельность профессиональных психологов. Выдающиеся психологи. Современные тенденции развития научной психологии.

Ключевые понятия темы: психология, предмет психологии, психологическое знание, психологическая реальность, практическая психология, академическая психология, отрасли психологии

Семинарское занятие - 2 часа

Вопросы:

1.      Религия и психологическое знание.

2.      Философия и психологическое знание.

3.      Магия и психологическое знание

4.      Аналогии в современной реальности с известными мифическими сюжетами прошлого. Психологическое знание в мифах и легендах о богах и героях древней Греции и Эллады (мифы о Пандоре, Психеи и Эроте, о Сизифе, Эхо и Нарциссе, о Эдипе, Электре, о Гиподамии, о похищении Европы и др.)

5.      Научное психологическое знание.

6.      Психологическая реальность.

Литература:

1.  Немировский А.Н. Мифы  Древней Эллады. Просвещение , 1991.

2.  Нейхардт Легенды и сказания древней Греции, Древнего Рима – М, 1995

3.  Зурабова, Сухачевских Мифы и предания.

4 Шмелева И.А.Ведение в профессию. Психология: Учебное пособие.- Питер, 2007,с.12-108

5.   Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М.,1997

6.   Готфруа Ж. Что такое психология: в 2т. М., 1992

7. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.1997

Тема 2. Положение о психологической службе. Этический кодекс психолога.

Психология как профессия. Определения  места профессии «психолог» в современном мире. Психология как специальность, утвержденная министерством образования РФ.

Виды профессиональной деятельности психологов: консультирование, диагностика, коррекция групповая и индивидуальная. Тренинговая форма работы группы. Различные формы и специфика групповой терапии и коррекции. Исследовательская деятельность в области психологии

Отрасли современной психологии. Психолог в штате учреждения. Психолог в педагогических учреждениях: работа с коллективом педагогов и учащихся. История отечественной психологической службы образования. Организация психологической службы в образовании. Задачи практических психологов в образовании. Социальная психология. Современная социальная психология. Социальная психология на предприятии и фирме. Психология в политике. Психология в юридической практике. Судебно-психологическая экспертиза. Пенитенциарная психология. Психология в спорте, цели и задачи психологии спорта. Консультативная психология. Психологическое консультирование как профессиональная деятельность психолога. Виды психологического консультирования. Профессиональная компетентность психолога-консультанта. Психолог в банковской системе, коммерческом учреждении и промышленном предприятии.

Психолог в медицинских учреждениях: задачи, функции. Отличие психолога от психоневролога, психиатра и психотерапевта. Психолог в реабилитационных центрах. История применения психологических знаний в медицине. Задачи и виды деятельности медицинских психологов. Психология в клинической практике. Психотерапия. Психогигиена, психопрофилактика и реабилитация как виды деятельности медицинского психолога.

Практическая психология как сфера деятельности профессиональных психологов. Задачи и основные этапы деятельности практических психологов. Приложение специализированных знаний к целостным жизненным явлениям в рамках практической работы психологов.

Ключевые понятия темы: профессиональная деятельность, сферы деятельности психолога, консультирование, виды консультирования,  диагностика, коррекция, тренинг, отрасли психологии, психотерапия, психопрофилактика, психодиагностика.

Семинарское занятие - 2 часа

Вопросы:

1.Выдающиеся российские и зарубежные психологи (индивидуальные задания для каждого студента). Персоналии для обсуждения В.Вунд, У.Джеймс, Э. Титчинер, Э Торондайк, А. Фрейд, А. Адлер, К-Г Юнг, Дж. Уотсон, К. Хорни, Э. Фром, Э. Эриксон, Э. Берн, Г. А. Айзенк, И. Ялом, А. Манегетти, Р. Ассаджиоли, Джозеф Вольпе, А. Лазарус,Ф. Перлз, К. Роджерс, А. Маслоу, А. Эллис, Ник.Яков. Грот, В.М. Бехтерев, И.П. Павлов, Л.С. Выготский, А.Р.Лурия, Б.В. Зейгарник, Б.М. Теплов, Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, Б.Д. Парыгин, Джон Бери, В. Франкл.

2. План ответа: факты биографии в судьбе ученых, повлиявшее на их профессиональное формирование и становление научных воззрений, научное направление, к которому принадлежал ученый, основные труды, имена последователей.

Практическое индивидуальное задание.

Подготовка библиографической справки по выбранной персоналии, в которой должно быть отражено:

                 учебник или учебное пособие, где представлена его биография,

                 монографии автора (используем алфавитный каталог)

                 подборка статей о заданной персоналии из журналов Вопросы психологии, Психологический журнал, Вестник Московского университета Серия 14 Психология, Журнал практической психологии и психоанализа, Психологический вестник

                 психологические Интернет ресурсы на русском языке посвященные данной персоналии.

Литература:

1.Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности СПб, Питер, 2001.- 608 с.

2.Лихи Т. История современной психологии. СПб, Питер, 2003.- 448с.

3. Коттлер Дж, Браун Р. Психотерапевтическое консультирование. СПб, Питер, 2001.- 464с.

4.Ждан А.Н. История психологии от античности до наших дней., 1990

5. Шульц, Шульц История современной психологии Евразия, 1998, 528с.

6. Ярошевский М.Г. История психологии, М., Академия, 1996, с. 257-282.

7.Фрейджер Р., Фрейдимен Д. Личность. Теории, упражнения, эксперименты аврознак, 2001,864с.

8.Петровский А.В., Ярошевский. Теория и история психологии. В 2х т.

9. Степанов С. Психология в лицах М, 2001.

10 Шмелева И.А.Ведение в профессию. Психология: Учебное пособие.- Питер, 2007, С.213-225

Тема 3. Научная организация учебного труда студента-будущего психолога.

Учебная составляющая подготовки. Особенности обучения в университете по сравнению со школой. Требования к самоконтролю. Подготовка психологов и учебные программы. Учебный план подготовки студентов специальности «Психология» в РИ АлтГУ. Специфика и программы специализаций. Технология работы с научно-методической литературой.

Профессиональная составляющая подготовки. Прохождение практики в рамках обучения на факультете психологии. Требования к курсовым и дипломным работам. Выбор тем и руководителя. Участие в студенческих конференциях.

Подготовка психологов. Подготовка профессиональных психологов за рубежом. Подготовка профессиональных психологов в России. Содержание профессионального психологического образования. Последипломное образование профессиональных психологов. Различные системы подготовки психологов.

Информация о работе Курс Введение в профессию