Курс Введение в профессию

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 17:20, методичка

Описание работы

Курс «Введение в профессию» относится к базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла.
Предмет является обязательной учебной дисциплиной. Относится к дисциплинам общеобразовательного цикла. Обязательный минимум знаний содержит представления о различиях житейской, научной и практической психологии, психологии как профессии, специфике учебно-профессиональной подготовки психологов, о профессиональной общности психологов, личности профессионала, профессиональной этике психологов.

Содержание

1. Краткая аннотация дисциплины………………………………………………3
2. Рабочая программа……………………………………………………………..4
2.1. Пояснительная записка………………………………………………..4
2.2. Тематическая карта дисциплины……………………………………6
2.3. Содержание дисциплины…………………………………………….7
2.4. Тематическое планирование…………………………………………8
2.5. Литература по курсу…………………………………………………9
3.Контрольно-измерительные и оценочные средства…………………………10
3.1. Вопросы к зачету …………………………………..……………….10
3.2. Контрольная работа…..…………………………………………….12
3.3. Тематика практических заданий …………………………………..13
3.4. Примерный перечень тем рефератов ……………………………..16
3.5. Задания в тестовой форме для промежуточного контроля……..17
3.6. Задания на разный уровень освоения курса (согласно классификации Д. Толлингеровой)……………………………………….…..24
4. Материально-техническое оснащение …………………………………….26
5. Методические рекомендации по реализации дисциплины ………………27
6. Приложение………………………………………………………………….28
6.1. Полный текст лекции………………………………………………………28
6.2.Подробный сценарий практического занятия….……………………….88

Работа содержит 1 файл

kurs.doc

— 562.00 Кб (Скачать)

в)              формирующий эксперимент.

12.              Основными методами в психологии считаются

а)              анкетирование и тестирование;

б)              наблюдение и эксперимент.

13.              Проведение обучения в эксперименте означает, что он

а)              формирующий;

б)              констатирующий

14.              Сенсорная память

а)              действует на уровне рецепторов;

б)              действует меньше одной секунды;

в)              лежит в основе последовательных образов.

г)              Все ответы верны.

15.              Кратковременная память

а)              длится до двух минут;

б)              обладает емкостью, не превышающей 11 элементов;

в)              позволяет долго помнить телефонный номер.

г)              Все ответы неверны.

16.              Долговременная память

а)              обладает ограниченной емкостью;

б)              обладает практически неограниченной длительностью;

в)              более развита у пожилых лиц.

г)              Все ответы верны.

17.              Стимулы или объекты имеют больше шансов привлечь внимание тогда, когда они

а)              новы;

б)              сложны;

в)              очень интенсивны.

г)              Все ответы верны.

18.Мы ориентируемся в днях недели или расположении слов в словаре благодаря а) пространственной организации;

б)              последовательной организации;

в)              ассоциативной организации;

г)              иерархической организации.

19.              Семантическая память - это такая память,

а)              при которой информация обрабатывается в момент кодирования;

б)              которая состоит из структур, позволяющих организовать познание мира;

в)              в которой хранится информация, касающаяся жизненных событий.

г)              Все ответы верны.

20.              При извлечении информации из памяти всегда легче

а)              вспомнить какой-то отдельно взятый элемент;

б)              распознать элемент информации среди предъявленных других;

в)              ответить на прямые вопросы;

г)              не учитывать контекста.

21.              Как показала Зейгарник,мы лучше помним какую-либо работу,если она

а)              была доведена до конца;

б)              осталась незаконченной;

в)              была сознательно прекращена;

г)              привела к вознаграждению.

22.              Когда мы забываем прийти на важное свидание, то это обусловлено

а)              торможением;

б)              активным забыванием;

в)              мотивированным забыванием.

г)              Все ответы верны.

23.              Человеческий язык характеризуется

а)              наличием сигналов, запускающих те или иные поведенческие реакции;

б)              возможностью передавать информацию о прошлых и будущих событиях.

в)              Все ответы верны.

24.              Когда мы находим решение проблемы «наугад», то это

а)              результат случайного перебора;

б)              стратегия проб и ошибок;

в)              часто приводит к неприятным последствиям.

г)              все ответы верны.

25. При решении проблемы , этап подготовки это

а)              первый этап в процессе решения;

б)              может занимать несколько дней;

в)              позволяет собрать всю информацию, относящуюся к проблеме.

г)              все ответы верны.

Верно или неверно?

1.Емкость долговременной памяти и длительность хранения в ней информации зависят от важности запоминаемого материала.

2.Информация всегда легче воспроизводится в том же самом контексте, в котором происходило ее запоминание.

3.Серьезная проработка материала в течение короткого времени приводит к более эффективному запоминанию, чем его длительное изучение.

4.Память тесно связана с большинством процессов мышления.

5.Кратковременная память существенно улучшается в возрасте от 5 до 11 лет.

6.Всегда легче вспомнить какой-либо элемент материала воспринятого в прошлом, чем узнать его среди других предъявленных элементов.

7.Восприятие зависит от сенсорной организации индивида, воспитания, общественного уклада.

8.У всех животных и у человека способность рецепторов улавливать сигналы ограничена.

9.Распределять внимание можно, если один из видов деятельности частично или полностью автоматизирован.

10.Формирование понятий сводится к познанию свойственных им атрибутов.

Заполнить пробелы:

1.Восприятие и как его основа .... есть непосредственное познание и ... человеком внешнего мира.

2.Восприятие длится ровно столько, сколько... материальный ...на соответствующий рецептор.

3.Восприятие нельзя сводить к ... ощущений.

4.Различают три уровня памяти: сенсорную, ...и... память.

5.... кратковременной памяти не позволяет сохранять одновременно более ... элементов.

6.По мнению Б.В.Зейгарник, мы дольше помним о ... незавершенных действиях.

7.Материал запоминается тем лучше, чем больше он ... с каким-то другим
материалом в различных ... и под разными углами зрения.

8.Три главных процесса памяти - это ..., ..., ... .

9.Процесс ... осуществляется уже на этапе сенсорной памяти, консолидируется на
стадии ... и углубляется на стадии ....

10.Реакция внимания связана со степенью ... или ... стимула .

11.Наше внимание зависит от ... .

12.В основе темперамента лежит тип ... системы.

13.Характер не наследуется и не является прирожденным качеством личности, он ..
под влиянием условий жизни в процессе воспитания и активного с окружающим
миром.

14.Решающее влияние на формирование характера оказывает             

15.Человеческая речь отличается от средств общения животных тем, что с ее помощью можно рассказать не только о текущих но также о ... или ... событиях.

 

 

 

 

 

 

 

3.6. Задания на разный уровень освоения курса (согласно классификации Д. Толлингеровой).

1)     задача, предполагающая воспроизведение знаний:

- задача на воспроизведение отдельных фактов (данных, понятий);

Дайте определение житейской психологии - ..?

2)     Задачи, предполагающие простые мыслительные операции

- задачи на перечисление описание фактов (список, перечень)

Перечислите профессиональные качества психолога.

3)     Задачи, предполагающие сложные мыслительные операции

- задача на интерпретацию (объяснение смысла, значения и т.д.)

Как вы понимаете суть экспериментального метода в житейской психологии?

4)     Задачи,  предполагающие обобщение знаний и порождение определенных речевых высказывание.

-задачи на составление обзора (конспекты, резюме и т.п.)

Составьте конспект на тему «Подготовка профессиональных психологов за рубежом».

5)     Задачи, предполагающие продуктивное мышление.

- задача на применение на практике.

Применить тестовую методику Ю.А. Корелякова для выявления отношения к профессиональному обучению и готовности к его продолжению.

6)     Рефлексивные задачи.

-Для чего нужны знания об  отдельных видах психологических знаний: житейская психология, искусство, научная психология, практическая психология, парапсихология?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.      Материально-техническое оснащение.

Дисциплина «Введение в профессию» обеспечена электронным курсом лекций, рабочими тетрадями для аудиторной и домашней работы, заданиями для самостоятельной работы.

В учебном процессе для освоения дисциплины используются,:

- электронная библиотека курса;

- ссылки на Интернет - ресурсы

- видео - аудиовизуальные средства обучения;

- компьютерное и мультимедийное оборудование.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.      Методические рекомендации по реализации дисциплины.

Курс «Введение в профессию» представляет собой переходный вариант от классической организации учебного процесса к схеме, предполагающей использование новых образовательных технологий (использование видеопроектора и электронных презентаций в лекциях, материалов всемирной компьютерной сети Интернет при подготовке студентами к семинарским занятиям и контрольным точкам), а также модульно-рейтинговой системы.

1. Использовать материал, удовлетворяющим целям курса.

2. Учитывать уровень подготовленности студентов.

3. Ориентация на последующие практические занятия.

4. Использовать периодическую литературу при изложении курса (журналы «Вопросы психологии», «Психология и психотерапия», «Психологический журнал», «Психологическая наука и образование» «Журнал практического психолога» «Семейная психология и семейная терапия» «Проблемы психологии и экономики» «Психологическая диагностика» и др.. Наибольшее внимание следует уделить журналам 2000-2007 годов издания.) Широкую базу источников и публикаций по психологии, необходимых для подготовки, дает использование ресурсов Интернета.

5. Для получения студентами дополнительных баллов (в том числе компенсаторных) возможно написание ими рефератов (темы рефератов представлены выше). Написание реферата не являются обязательным в ходе изучения данного курса.

 

 

6. Приложение.

6.1.Полный текст лекций

1. Житейская, научная и практическая психология

Как известно, многие люди считают себя «неплохими психологами»: они ведь общаются, решают какие–то вопросы, «понимают» друг друга и т. п. «Житейская психология» имеет полное право на существование и даже настоящие психологи (психологи–профессионалы) в немалой степени опираются на опыт житейской психологии, включая и свой собственный житейский опыт. Но специалисты все–таки различают психологию научную и психологию житейскую. Ю. Б. Гиппенрейтер выделяет следующие такие различия:

1. Житейские знания конкретны, связаны с конкретными жизненными ситуациями, а научная психология стремится к обобщенному знанию, основанному на выявлении общих закономерностей жизни и поведения людей.

2. Житейские знания больше носят интуитивный характер, а в психологической науке стремятся к рациональному объяснению психических явлений, то есть к лучшему их пониманию и даже прогнозированию.

3. Житейские знания передаются в очень ограниченных вариантах (из уст в уста, через письма и т. п.), а научные знания передаются через специальную систему фиксации накопленного опыта (через книги, лекции, аккумулируются в научных школах и т. п.).

4. В житейской психологии получение знаний осуществляется через наблюдения, рассуждения или через непосредственное переживание человеком тех или иных событий. В научной психологии новые знания получаются также в специальных исследованиях и экспериментах, а также в особых формах научного мышления и воображения (то, что называют «воображаемым экспериментом»).

5. Научная психология располагает обширным, разнообразным и уникальным фактическим материалом, недоступном ни одному носителю житейской психологии. Особая характеристика научного знания — его системность и упорядоченность, что позволяет каждому психологу–профессионалу ориентироваться во всем многообразии этого знания.

Но при этом, как отмечает Ю. Б. Гиппенрейтер, нельзя говорить, что научная психология непременно «лучше» житейской, так как на самом деле они взаимодополняют друг друга (Гиппенрейтер, 1988. — С. 10–15)

2. О психологии профессиональной и «любительской»

Поскольку речь идет не только о выборе психологической науки, а именно — о выборе профессии психолог, правомерно задать вопрос: чем принципиально отличается психолог–профессионал от «психолога–любителя»? Проблема в том, что и на «любительском» уровне многие люди (и даже подростки) оказывают друг другу помощь в решении жизненных вопросов и часто делают это достаточно эффективно. Вот и спрашивается, зачем же тогда нужны специалисты–психологи? Такой вопрос может стать стержневым для будущего психолога.

Информация о работе Курс Введение в профессию