Коррекция тревожности

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 08:53, практическая работа

Описание работы

Цели:
1. Снижение уровня тревожности через формирование умения регулировать свое эмоциональное. состояние
2. Обучение приемам саморелаксации, снятия эмоционального напряжения в стрессовых ситуациях.
3. Развитие форм эмоционального поведения и реагирования.

Работа содержит 1 файл

программа тревожности.docx

— 75.56 Кб (Скачать)

1. Вы начинаете  пробуждаться… 
2. Вы медленно пробуждаетесь… 
3. Появляется ощущение бодрости… 
4. Хочется потянуться… 
5. Ощущение бодрости и свежести становится все сильнее… 
6. Напрягите кисти… 
7. Напрягите ступни… 
8. Потянитесь… 
9. Хочется открыть глаза…веки легкие…в теле бодрость и свежесть… 
10. Открыли глаза! 
Вы пробудились! Ваше сознание ясно, ваше тело легкое и отдохнувшее!

 
Саморегуляция психических состояний

«Качели»

Цель: избавление от нервного напряжения, от неприятных переживаний

Вспомните, как  вас покачивает на качелях. Встаньте и начните слегка раскачиваться  вперед и назад, или, если захочется, круговыми движениями. Прислушайтесь  к организму и раскачивайтесь так, как приятнее и удобнее. Руки при этом опустите, глаза закройте или держите открытыми – на ваше усмотрение. Главное – искать приятный ритм раскачивания. Такой  ритм, который не хочется прерывать  и при котором снимается нервное  напряжение и возникает чувство  глубокого душевного и физического  покоя, чувство внутреннего равновесия. 
Найдя свой ритм, можно почувствовать ясность в голове, улучшение самочувствия или, наоборот, сонливость. Этот прием снимает нервное напряжение, и сознанию открывается то, что требуется организму. Если появляется сонливость, значит, организм истощен, надо несколько минут подремать. Если при выполнении упражнения появились какие-либо неприятные ощущения, не пугайтесь.  
Не убегайте от них! Это ваши собственные проблемы, и только вы можете их разрешить. Поэтому направляйте на неприятные ощущения и переживания свое внимание во время упражнения. Этим вы вводите нарушенные внутренние процессы в режим гармоничного ритма и через некоторое время сумеете освободиться от них. 
Внутренний процесс оздоровления проявляется при автоматическом изменении ритма раскачивания, который организм подбирает как бы сам. При выполнении этого упражнения вовсе не требуется никаких формул самовнушения, достаточно искать приятный ритм раскачивания. И направлять внимание на то, что его притягивает.

«Что  есть я?»

Цель: достижение высокого уровня самосознания 
Каждый из нас подобен луковице, то есть состоит из различных пластов, скрывающих самое главное: нашу сущность. Эти пласты могут иметь положительный или отрицательный характер. Они отражают различные аспекты нашей личности и наши взаимоотношения с окружающим миром. Некоторые из них подобны маске, скрывающей то, что нам не нравится в самих себе. За другими прячутся какие-то положительные качества, которые мы не способны осознать до конца. В любом случае, где-то за этими пластами, в глубине каждого из нас находится центр творчества – наше подлинное Я, сокровенная сущность нашего существа. Попробуем найти эту сущность, осознать себя как личность. 
1. Выберите место, где вы можете остаться наедине с собой, и вас никто не побеспокоит. Возьмите лист бумаги, напишите заголовок: «Что есть я?» Затем постарайтесь дать письменный ответ на этот вопрос. Будьте как можно более раскованны и откровенны. Периодически останавливайтесь и вновь задавайте себе этот вопрос. 
2. Расслабьтесь, закройте глаза, очистите голову от посторонних мыслей. Снова задайте себе вопрос: «Что есть я?» Понаблюдайте за образом, который предстанет перед вашим мысленным взором. Не пытайтесь размышлять или делать какие-то выводы, просто наблюдайте. Затем откройте глаза и детально опишите все, что видели. Охарактеризуйте ощущения, испытанные вами в связи с образом, и его значение. 
3. Встаньте так, чтобы вокруг вас было достаточно свободного места. Закройте глаза и вновь спросите себя: «Что есть я?» Вы почувствуете колебания вашего тела. Доверьтесь его мудрости, движение должно разворачиваться до тех пор, пока у вас не возникнет чувство его завершенности. По окончании изложите пережитое вами на бумаге.

«У  меня есть,…но я  не…»

Цель: разотождествление  личности и достижение свободы и  права выбора любого аспекта своей  личности 
Примите удобное положение, расслабьтесь, сделайте несколько медленных и глубоких вдохов. Затем медленно и вдумчиво произнесите следующее: 
1. У меня есть тело, однако я не есть это тело. Мое тело может пребывать в различных состояниях: оно может быть здоровым или больным, отдохнувшим или усталым. Однако оно не имеет ничего общего с моим подлинным «Я». Я отношусь к своему телу как к драгоценному инструменту, позволяющему осуществлять какие-то действия в реальном мире, но это только инструмент. Я хорошо обращаюсь с ним, я хочу, чтобы оно было здорово. Тем не менее, это не я. У меня есть тело. Однако я не есть это тело. 
Сконцентрируйтесь на самом главном положении: «У меня есть тело, однако я не есть это тело». Постарайтесь по возможности сильнее закрепить этот факт в вашем сознании. Затем закройте глаза и проделайте все в той же последовательности с двумя следующими этапами. 
2. Я испытываю какие-то эмоции, однако я не есть эти эмоции. Мои эмоции многообразны, они могут изменяться, они могут становиться своей противоположностью. Любовь может перейти в ненависть, спокойствие – в гнев, радость – в печаль. При этом моя сущность, мое подлинное «Я» остаются неизменными. 
«Я» всегда «Я». Волна гнева может на время захлестнуть меня, но я знаю, что это пройдет, потому что я не есть этот гнев, поскольку я способен наблюдать за своими эмоциями и понимать их истоки, я могу научиться управлять ими и гармонизировать их. Итак, совершенно ясно, что они – это не я. Я испытываю какие-то эмоции, но я не есть эти эмоции. 
3. У меня есть разум, но я не есть мой разум. Мой разум – ценный опыт познания и выражения, но он не является сущностью меня самого. Приобретая новые знания и опыт, впитывая прогрессивные идеи, он находится в непрерывном развитии. Иногда разум отказывается подчиняться мне, поэтому он не может быть мной, моим «Я». Это орган познания, но это не я. У меня есть разум, но я не есть мой разум. 
4. После отделения своего «Я» от ощущений, эмоций и мыслей я признаю и утверждаю, что я – центр абсолютного самосознания. Я – центр воли, способный наблюдать и подчинять себе все психологические процессы и свое тело, а также управлять им. 
Сосредоточивайте свое внимание на ведущем положении: «Я – центр абсолютного самосознания и воли». Попытайтесь по возможности глубже проникнуться этой мыслью и закрепить ее в своем сознании. 
5. Я признаю и подтверждаю, что являюсь центром абсолютного самосознания и творческой динамической энергии. Я понимаю, что, находясь в центре подлинной тождественности, я могу наблюдать за всеми психологическими процессами и своим физическим телом, а также управлять ими и гармонизировать их.  
Я хочу, чтобы осознание этого факта никогда не покидало душу в суете повседневной жизни, помогало мне и придавало ей определенный смысл и направление.

«Самоотождествление»

Цель: осознание  своей тождественности беспредельности  бытия 
1. В качестве подготовительного этапа используется предыдущее упражнение, которое следует выполнять в течение нескольких дней. 
2. Научившись достигать состояния стороннего наблюдателя, следящего за потоком ощущений в физическом теле, а также за эмоциями и мыслями, сфокусируйте на нем все свое внимание, то есть постарайтесь «пронаблюдать» сам процесс наблюдения и понять его суть. 
3. Представьте себе какой-то период времени, скажем, один час. Постепенно увеличивайте его до одного дня, недели, месяца, десяти, сотни, тысячи лет и т.д. Теперь, когда вы удерживаете в сознании огромный промежуток времени, постарайтесь раздвинуть его до вечности. Зафиксируйтесь на возникшем ощущении и запомните его. 
4. Затем представьте себе сферическое пространство диаметром около 30-ти сантиметров. Постепенно увеличивайте диаметр до метра, пятисот метров, километра, нескольких десятков и тысяч километров… Теперь, когда вы удерживаете в сознании огромное пространство, раздвиньте его до бесконечности. Зафиксируйтесь на возникшем ощущении и запомните его. 
5. Теперь попытайтесь удержать в вашем сознании одновременно два ощущения: вечности и бесконечности. Зафиксируйте внимание на чувстве, которое возникает при этом, и запомните его. 
6. Сосредоточьтесь на дыхании, затем мыслях, чувствах, физическом теле. Делайте это до тех пор, пока не почувствуете, что полностью осознаете себя и свое привычное окружение. Затем попытайтесь быстро и на короткий срок вызвать ощущение того, что вечность и бесконечность где-то «здесь, рядом», и понаблюдайте, что происходит при этом. Отдохните, прислушайтесь к ритму дыхания, после чего откройте глаза и подключитесь к окружающему вас миру через органы чувств.

«Внутренний диалог»

Цель: установление связи с внутренним источником мудрости 
Закройте глаза, глубоко вдохните несколько раз. Представьте себе лицо мудрого старца (пожилой женщины), чей взгляд полон любви. Если вы испытываете трудности в воссоздании этого образа, то сначала представьте себе пламя свечи, горящее ровно и спокойно, а затем в центре его постарайтесь увидеть лицо. 
Вступите в разговор со старцем (женщиной), используйте его присутствие, чтобы с его помощью разобраться в происходящем, получить ответ на интересующие вас вопросы. Этот диалог может происходить как на вербальном, так и невербальном (визуальном) уровне. Затратьте на него необходимое количество времени. По его окончании опишите все, что происходило, в своем дневнике, по возможности давая оценку всем ощущениям и представлениям. 
После определенного периода тренировки необходимость создания образа может отпасть совсем, поскольку появляется возможность осуществить контакт в другой форме. Это может быть внутренний голос или прямое знание того, как следует вести себя в той или иной ситуации. С течением времени контакт с внутренним гидом может стать настолько прочным, что его любовь и мудрость будут играть все большую роль в вашей жизни.

«Пробуждение  и развитие желаемых качеств»

Цель: создание внешних и внутренних условий, способствующих развитию того или иного качества 
1. Расслабьтесь и глубоко вдохните воздух несколько раз. Сосредоточьтесь на понятии «спокойствие», постарайтесь постичь его смысл и ответить на следующие вопросы: каковы характер, значение и суть этого качества? Запишите все ощущения, идеалы и образы, появляющиеся в процессе занятий, в ваш психологический дневник. 
2. Углубите степень сосредоточения и проследите, какие еще идеи и образы, связанные с понятием «спокойствие», порождает ваше подсознание. Опишите наблюдения в дневнике. 
3. Осознайте значение этого качества, его цель, возможности применения и ту важность, которую оно приобретает в нашем бурлящем современном мире. Превозносите это качество в мыслях, возжелайте его. 
4. Попытайтесь достичь спокойствия на физическом уровне. Расслабьте все мышцы, дышите медленно и ритмично. Придайте вашему лицу выражение спокойствия. Здесь может помочь визуализация себя, пребывающего в данном состоянии. 
5. Пробудите в себе это чувство. Представьте себе, что вы находитесь на пустынном берегу, в храме, на поросшей зеленью поляне или в любом другом месте, где вы в прошлом пережили ощущение спокойствия. Повторите несколько раз слово «спокойствие». Позвольте этому ощущению проникнуть в каждую клетку организма и постарайтесь идентифицировать себя с ним. 
6. Воспроизведите мысленно те ситуации из вашей жизни, которые раздражали вас и лишали покоя. Возможно, это было пребывание в обществе враждебно настроенного человека, необходимость решить трудную проблему, столкновение с опасностью…Попытайтесь почувствовать, что на этот раз вы абсолютно спокойны. 
7. Примите твердое решение сохранять спокойствие в течение дня, быть его воплощением и источником. 
8. Напишите слово «спокойствие» на табличке, используя наиболее подходящие, по вашему мнению, шрифт и цвет. Поставьте табличку на такое место, где вы сможете видеть ее каждый день и по возможности, в тот момент, когда вам больше всего нужно быть спокойным. При каждом взгляде на нее попытайтесь вспомнить ощущение спокойствия и воспроизвести его.

«Цветение розы»

Цель: самоотождествление, саморазвитие личности 
Сядьте поудобней. Закройте глаза. Глубоко вдохните несколько раз и расслабьтесь. 
Представьте себе розовый куст с цветами у бутонами. Обратите внимание на один из бутонов. Он еще полностью закрыт, лишь на верху можно увидеть розовую точку. Сосредоточьтесь на изображении, удерживая его в центре сознания. 
Вообразите, что зеленая чашечка начинает раскрываться, обнажая пока еще закрытые лепестки цветка. Наконец, перед вашим мысленным взором должен предстать весь бутон, состоящий из розовых лепестков. 
Лепестки начинают медленно раскрываться, расходиться в стороны. Это происходит до тех пор, пока перед вами не предстанет свежая, прекрасная роза во всем ее великолепии и полном цветении. Попытайтесь уловить ее характерный запах, который не спутаешь ни с чем. 
Теперь представьте, что на розу падает солнечный луч, освещая и согревая ее… В течение некоторого времени удерживайте это изображение. 
Посмотрите в центр цветка. Там вы должны увидеть лицо мудрого существа, полного понимания и любви к вам. 
Заговорите с ним о самом важном в вашей жизни в настоящий момент. Задавайте вопросы о том, что имеет для вас большое значение: о проблемах, направлении и выборе, который предстоит сделать. Потратьте на это нужное количество времени (если есть желание, то здесь можно сделать перерыв и записать все, что имело место, давая оценку вашим инсайтам). 
Теперь отождествите себя с розой. Вообразите, что вы стали розой или вобрали цветок внутрь себя. Удостоверьтесь, что роза вместе с мудрым существом находится внутри вас, что вы можете легко вступить в контакт с ними, использовать присущие им качества. В символическом смысле вы и есть эта роза, это мудрое существо. Та же самая сила, которая оживотворяет Вселенную и создает розу, способна пробудить в вас ваше внутреннее «Я» и проявить все, что оно излучает. 
Представьте, что вы стали розовым кустом. Ваши корни пронизывают землю, от которой поступают питательные соки. Ваши листья и цветы растут, тянутся вверх, питаются энергией солнечного света и согреваются ею. 
Вообразите, что вы – другие розовые кусты, растения и деревья. Вы – се, что существует за счет этой жизненной энергии и составляет часть планеты, великого целого. Попытайтесь удержать это ощущение в течение какого-то периода времени. Затем откройте глаза. 
Если у вас возникло желание, запишите все, обращая особое внимание на диалог с мудрецом. Можно также зафиксировать информацию, касающуюся любых других инсайтов.

Литература:

1. Юнацкевич П.И., Кулганов В.А. Как выйти из невроза, С.-П. 2000 
2. Самоукина Н. Психологические игры для педагогов, М. 2001 
3. Пергаменщик Л.А. Список Робинзона, Мн. 1996

4. Рожина Л.  Н. Развитие эмоционального мира  личности, Мн. 1999 

Информация о работе Коррекция тревожности