Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 08:53, практическая работа
Цели:
1. Снижение уровня тревожности через формирование умения регулировать свое эмоциональное. состояние
2. Обучение приемам саморелаксации, снятия эмоционального напряжения в стрессовых ситуациях.
3. Развитие форм эмоционального поведения и реагирования.
Занятие 4
Цели:
• Развитие способности к позитивному
самовосприятию
• Снижение тревожности, связанной с самооценкой
Упражнения
1. «Рефлексия
предыдущего занятия»
2. «Обсуждение домашнего задания»
3. «Я гуляю по лесу с моим другом»
Ведущий говорит: «Я гуляю по лесу с моим другом (имя)». Тот, кого он назвал, должен подсесть к ведущему, а на освободившееся место садятся те, кто сидел рядом с пустым стулом (кто успеет). Тот, кто занял это место, произносит начальную фразу.
4. «Список проблем»
Каждый на листочке пишет свою проблему
без указания имени. Листочки складываются
в центр круга. Затем ведущий по очереди
вытаскивает листочки и зачитывает проблемы.
Любой желающий высказывается об этой
проблеме по следующему плану:
• Я думаю, что при этом у тебя
возникли следующие чувства…
• Я бы решил эту проблему так:…
Обсуждение: Услышали ли вы ответ на
свою записку?
5. «Волшебный
магазин»
Ведущий предлагает членам группы представить,
что появился небольшой магазин, имеющий
в своем ассортименте такие приятные переживания,
как радость, удача, нежность, любовь, дружба
и т.д.
Каждый желающий может приобрести в магазине
любые положительные чувства и оставить
в нм неприятные переживания.
Ведущий играет роль владельца магазина.
Он расспрашивает покупателя, почему он
хочет избавиться от какого-либо чувства,
с чем оно связано, с какой ситуацией и
для чего ему нужно приобретаемое.
6. «Кто похвалит
себя лучше всех»
Каждый говорит о своих лучших качествах,
умениях, способностях. Группа хором заключает:
«Молодец!» Получается очень весело:
• Я умею печь торт – Молодец!
• Я хороший футболист – Молодец!
• Я оптимист – Молодец!
• Я заботливый сын – Молодец!
• Я внимательный кинозритель – Молодец!
• Я всегда выношу мусор – Молодец!
7. «Дополнение предложений» (Я могу…)
Вспомните, что у вас лучше всего получается. Запишите это на листе бумаги. Вы пишете только для себя, поэтому можете быть абсолютно откровенны.
• Я могу прекрасно…
• Я могу чудесно…
• Я умею очень хорошо…
• Я делаю великолепно…
• Я могу лучше всех…
• Я могу хорошо…
8. Релаксационное
упражнение «Колокол» (см. Регуляция
психики)
9. «Заключительный круг»
10. «Домашнее задание»
прежнее
Занятие 5
Цели:
• Формирование позитивной самооценки
посредством принятия положительной оценки
со стороны окружающих
• Снижение тревожности, связанной с межличностным
общением
Упражнения
1. «Рефлексия
предыдущего занятия»
2. «Обсуждение домашнего задания»
3. «Групповое
приветствие»
Давайте выработаем групповое приветствие
– будем каждый раз здороваться так, как
не умеет никто другой. Пусть это будет
маленькой тайной нашей маленькой группы.
Ребята предлагают свои варианты, каждый
из которых опробуется, а затем путем голосования
выбирается самое «прикольное» и принимается
за основу.
4. «Я и другие»
На предыдущих
двух занятиях мы с вами говорили о
себе и о своих лучших качествах.
Сейчас я предлагаю вам провести
сравнение себя с другими людьми.
Перед вами несколько неоконченных предложений.
Они сгруппированы по три. В каждой тройке
выберите одно – то, которое легче всего
дополнить и допишите его. Выполнять задание
надо быстро, не задумываясь. Не надо беспокоиться,
будет ли то, что вы написали, понятно посторонним.
Вы выполняете это задание для себя, чтобы
с его помощью лучше узнать себя.
• Я такой же добрый,
как…
• Я добрее, чем…
• Я не столь добр, как…
• Я не столь красив,
как…
• Я красивее, чем…
• Я такой же красивый, как…
• Я умнее, чем…
• Я не столь умен, как…
• Я такой умный, как…
• Я такого же
возраста, как…
• Я старше, чем…
• Я младше, чем…
5. «Комплименты» №2
Все участники по кругу высказывают сидящему справа то лучшее качество, которое в нем есть, по мнению говорящего. Тот, кому делают комплимент, отвечает: «Спасибо».
6. «Молодец» (я люблю себя за то, что…)
Каждый по кругу говорит о себе что-то хорошее: «Я люблю себя за то, что…». Группа хором откликается: «Молодец!»
7. Релаксационное упражнение «Купание» (см. Регуляция психики)
8. «Заключительный
круг»
9. «Домашнее задание»: фиксировать в
дневнике те случаи, когда вам удалось
справиться с тревогой, беспокойством,
преодолеть страх. Нарисуйте свою тревогу,
свой самый большой страх.
Занятие 6
Цели:
• Развитие коммуникативных навыков положительного
утверждения личности
• Снижение тревожности, связанной с межличностным
общением
• Формирование потребности в самоуважении
Упражнения
1. «Групповое приветствие»
2. «Рефлексия
предыдущего занятия»
3. «Обсуждение домашнего задания» –
анализ рисунков
4. «Затейник» (психогимнастика)
Ведущий выходит за дверь. Группа выбирает «затейника», который будет показывать всем какое-то движение, а группа его повторяет. Ведущий должен угадать, кто «затейник». Угаданный «затейник» становится ведущим.
5. «Контакты»
Умение устанавливать контакты позволяет
человеку чувствовать себя более уверенно
в этом мире.
Члены группы образуют два круга (внутренний
неподвижный и внешний подвижный). По сигналу
тренера внешний круг перемещается так,
что каждый из его членов оказывается
каждый раз перед новым партнером.
Разыгрываем ситуации встреч:
• человек, которого вы хорошо знаете,
но давно не видели
• неизвестный человек, с которым надо
познакомиться
• маленький ребенок, который чего-то
испугался и вот-вот заплачет. Вам надо
успокоить его.
• Вас сильно толкнули в автобусе. Оглянувшись,
вы увидели пожилого человека
Рефлексия: С кем удалось установить
хороший контакт? Что чувствовали в каждой
новой ситуации, оказавшись перед новым
человеком?
6. «Недовольство
собой»
Разделите бумагу на две половинки. Слева,
в колонку «Недовольство собой», запишите
все, чем вы недовольны в себе сейчас, сегодня
(5 мин.). После этого в правой колонке «Контраргументы»
приведите контраргумент, то есть то, что
можно противопоставить – чем довольны
вы и окружающие вас люди уже сейчас.
Затем участники объединяются в мини-группы
по 3-4 человека и обсуждают записи.
7. «Впечатления»
Участники разбиваются на пары и по очереди
высказывают друг другу впечатления, которые
произвел на них партнер.
8. «Восковая палочка»
Все становятся в круг. «Восковая палочка»
в центре. Доверяясь полностью группе,
«восковая палочка» свободно падает на
руки участников группы.
9. «Заключительный
круг»
10. «Домашнее задание»:
фиксировать положительные высказывания
в свой адрес других людей.
Занятие 7
Цели:
• Выработка уверенности в себе, умения
отстоять свою точку зрения
• Снижение тревожности, связанной с ситуацией
конфликта
Упражнения
1. «Групповое
приветствие»
2. «Рефлексия предыдущего занятия»
3. «Обсуждение домашнего задания»
4. «Атомы и молекулы»
Участники группы свободно перемещаются
по аудитории, а затем по команде ведущего
объединяются в «молекулы» по 2, 3, 4 атома
5. «Нападающий
и защищающийся»
Общение происходит в парах. Участники
ведут диалог. «Нападающий» говорит своему
партнеру, как он должен себя вести, ругает
и критикует его. «Защищающийся» оправдывается,
при этом оба должны твердо стоять на своей
позиции. Через 5 минут роли меняются.
Обсуждение:
• Как чувствовали себя участники в той
и другой роли?
• Чувствовали ли они гнев или унижение
в роли «защищающегося»?
• Виноватыми или карающими были в роли
«нападающего»?
• Как часто в реальной жизни они бывают
в той или другой роли?
6. «Я в тебе уверен»
Работа в парах. По очереди участники говорят
друг другу фразу: « Я уверен, что ты…»,
затем передавая слово другому.
Рефлексия: Что вы чувствовали, выполняя
это упражнение? С какими трудностями
столкнулись?
7. «Интонация»
Работа в группах по 3 человека.
Произнесите с разными интонациями одну
и ту же фразу.
Фразы:
• Принеси мне завтра учебник химии
• Полей цветы в кабинете
• Вынеси мусор
• Не отвлекайся на уроке
Интонации:
• Просьба
• Требование
• Пожелание
Обсуждение: С какой интонацией легче
всего было произнести фразу? Что вы чувствовали,
когда к вам обращались в форме приказа?
В форме просьбы или пожелания?
8. Релаксационное
упражнение «Пресс»
Представьте внутри груди мощный пресс,
который движется сверху вниз, подавляя
отрицательные эмоции и внутреннее напряжение.
Добейтесь отчетливого ощущения тяжести
пресса, представьте, как ваши отрицательные
эмоции уходят в землю.
9. «Заключительный
круг»
10. «Домашнее задание» - прежнее
Занятие 8
Цели:
• Развитие уверенности в себе
• Развитие умения принимать ответственность
на себя
• Преодоление тревожности, связанной
с принятием решения
Упражнения
1. «Групповое
приветствие»
2. «Рефлексия предыдущего занятия»
3. «Обсуждение домашнего задания»
4. «Я гуляю в лесу с моим другом» (см.
занятие 4)
5. «Принимаю ответственность
на себя»
Вспомните и запишите все, за что вы несете
личную ответственность в этой жизни (5
мин.)
Затем – обсуждение в группах по 3-4 человека.
Каждая группа определяет самого ответственного,
т.е. того, кто умеет наиболее аргументировано
доказать, что он больше других принял
на себя ответственности.
Рефлексия: Тяжело ли нести ответственность
за что-то или за кого-то? Хотели ли бы вы
уменьшить степень своей ответственности?
6. «Лабиринт»
Работа в парах. Так как вы достаточно
ответственные люди, что видно из предыдущего
упражнения, предлагаю игру, в которой
вы можете проявить это качество.
Ваша задача – провести «слепого» через
лабиринт из мебели так, чтобы он не ударился.
Затем роли меняются.
Обсуждение: Кем быть легче – «слепым»
или «поводырем»? Какие чувства испытывает
человек, взявший на себя ответственность?
Поблагодарите друг друга за то, что так
хорошо оберегали здоровье друг друга.
7. «Самоанализ»
Работа в группах по 2-3 человека.
По кругу закончит фразу:
• «Я никогда не…»
• «Я хочу, но, наверное, не смогу…»
• «Я смогу, если очень захочу…»
8. Релаксационное
упражнение «Свеча» (см. Регуляция
психики)
9. «Заключительный круг»
10. «Домашнее задание»
Упражнение Томаса Борковича
• Определите свои симптомы тревожности,
такие как неспособность сконцентрироваться,
влажные ладони или ощущение, что к вам
в желудок «залетели бабочки»
• Выделите специально полчаса, чтобы
тревожиться
• Напишите на листе бумаги перечень проблем,
вызывающих у вас беспокойство в течение
определенного промежутка времени
• Используйте эти полчаса для того, чтобы
проанализировать перечисленные проблемы:
есть проблемы, решение которых не в ваших
силах, поэтому тревожиться бессмысленно;
есть проблемы, выход из которых вам надо
найти и продумать действия на будущее
– этим и займитесь
• Если вы обнаружите, что продолжаете
думать над тревожащими вас вещами в другое
время дня – настойчиво отгоняйте эти
мысли.
Занятие 9
Цели:
• Преодоление тревожности, связанной
с планированием будущего
• Снятие эмоционального напряжения,
релаксация
Упражнения
1. «Групповое
приветствие»
2. «Рефлексия предыдущего занятия»
3. «Обсуждение домашнего задания»
4. «Книга»
Представьте себя книгой, лежащей на столе
(или стоящей на полке). Сосредоточьте
в сознании внутреннее состояние книги,
ее покой, ее защищенность от внешних воздействий
(благодаря обложке, застеклению полки,
ее закрытости).
Кроме того, важно увидеть глазами книги
окружающий ее мир – комнату, мебель, стол,
другие книги и раскрыть эмоциональный
смысл каждой увиденной вещи