Коррекция тревожности

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 08:53, практическая работа

Описание работы

Цели:
1. Снижение уровня тревожности через формирование умения регулировать свое эмоциональное. состояние
2. Обучение приемам саморелаксации, снятия эмоционального напряжения в стрессовых ситуациях.
3. Развитие форм эмоционального поведения и реагирования.

Работа содержит 1 файл

программа тревожности.docx

— 75.56 Кб (Скачать)

Занятие 4

Цели:  
• Развитие способности к позитивному самовосприятию 
• Снижение тревожности, связанной с самооценкой

Упражнения

1. «Рефлексия предыдущего занятия» 
2. «Обсуждение домашнего задания»

3. «Я гуляю по лесу с моим другом»

Ведущий говорит: «Я гуляю по лесу с моим другом (имя)». Тот, кого он назвал, должен подсесть к  ведущему, а на освободившееся место  садятся те, кто сидел рядом  с пустым стулом (кто успеет). Тот, кто занял это место, произносит начальную фразу.

4. «Список проблем» 
Каждый на листочке пишет свою проблему без указания имени. Листочки складываются в центр круга. Затем ведущий по очереди вытаскивает листочки и зачитывает проблемы. Любой желающий высказывается об этой проблеме по следующему плану: 
Я думаю, что при этом у тебя возникли следующие чувства… 
• Я бы решил эту проблему так:…
 
Обсуждение: Услышали ли вы ответ на свою записку?

5. «Волшебный магазин» 
Ведущий предлагает членам группы представить, что появился небольшой магазин, имеющий в своем ассортименте такие приятные переживания, как радость, удача, нежность, любовь, дружба и т.д. 
Каждый желающий может приобрести в магазине любые положительные чувства и оставить в нм неприятные переживания. 
Ведущий играет роль владельца магазина. Он расспрашивает покупателя, почему он хочет избавиться от какого-либо чувства, с чем оно связано, с какой ситуацией и для чего ему нужно приобретаемое.

6. «Кто похвалит себя лучше всех» 
Каждый говорит о своих лучших качествах, умениях, способностях. Группа хором заключает: «Молодец!» Получается очень весело: 
Я умею печь торт – Молодец! 
• Я хороший футболист – Молодец! 
• Я оптимист – Молодец! 
• Я заботливый сын – Молодец! 
• Я внимательный кинозритель – Молодец! 
• Я всегда выношу мусор – Молодец!

7. «Дополнение предложений» (Я могу…)

Вспомните, что  у вас лучше всего получается. Запишите это на листе бумаги. Вы пишете только для себя, поэтому  можете быть абсолютно откровенны.

Я могу прекрасно… 
• Я могу чудесно… 
• Я умею очень хорошо… 
• Я делаю великолепно… 
• Я могу лучше всех… 
• Я могу хорошо…

8. Релаксационное  упражнение «Колокол» (см. Регуляция психики) 
9. «Заключительный круг» 
10. «Домашнее задание»
прежнее

Занятие 5

Цели:  
• Формирование позитивной самооценки посредством принятия положительной оценки со стороны окружающих 
• Снижение тревожности, связанной с межличностным общением

Упражнения

1. «Рефлексия предыдущего занятия» 
2. «Обсуждение домашнего задания»

3. «Групповое приветствие» 
Давайте выработаем групповое приветствие – будем каждый раз здороваться так, как не умеет никто другой. Пусть это будет маленькой тайной нашей маленькой группы. Ребята предлагают свои варианты, каждый из которых опробуется, а затем путем голосования выбирается самое «прикольное» и принимается за основу.

4. «Я и другие»

На предыдущих двух занятиях мы с вами говорили о  себе и о своих лучших качествах. Сейчас я предлагаю вам провести сравнение себя с другими людьми. 
Перед вами несколько неоконченных предложений. Они сгруппированы по три. В каждой тройке выберите одно – то, которое легче всего дополнить и допишите его. Выполнять задание надо быстро, не задумываясь. Не надо беспокоиться, будет ли то, что вы написали, понятно посторонним. Вы выполняете это задание для себя, чтобы с его помощью лучше узнать себя.

Я такой же добрый, как… 
• Я добрее, чем… 
• Я не столь добр, как…

• Я не столь красив, как… 
• Я красивее, чем… 
• Я такой же красивый, как…

• Я умнее, чем… 
• Я не столь умен, как… 
• Я такой умный, как…

• Я такого же возраста, как… 
• Я старше, чем… 
• Я младше, чем…

5. «Комплименты» №2

Все участники  по кругу высказывают сидящему справа то лучшее качество, которое в нем  есть, по мнению говорящего. Тот, кому делают комплимент, отвечает: «Спасибо».

6. «Молодец» (я люблю себя за то, что…)

Каждый по кругу  говорит о себе что-то хорошее: «Я люблю себя за то, что…». Группа хором  откликается: «Молодец!»

7. Релаксационное  упражнение «Купание» (см. Регуляция психики)

8. «Заключительный круг» 
9. «Домашнее задание»:
фиксировать в дневнике те случаи, когда вам удалось справиться с тревогой, беспокойством, преодолеть страх. Нарисуйте свою тревогу, свой самый большой страх.

Занятие 6

Цели:  
• Развитие коммуникативных навыков положительного утверждения личности 
• Снижение тревожности, связанной с межличностным общением 
• Формирование потребности в самоуважении

Упражнения

1. «Групповое приветствие»

2. «Рефлексия предыдущего занятия» 
3. «Обсуждение домашнего задания»
– анализ рисунков 
4. «Затейник» (психогимнастика)

Ведущий выходит  за дверь. Группа выбирает «затейника», который будет показывать всем какое-то движение, а группа его повторяет. Ведущий должен угадать, кто «затейник». Угаданный «затейник» становится ведущим.

5. «Контакты» 
Умение устанавливать контакты позволяет человеку чувствовать себя более уверенно в этом мире. 
Члены группы образуют два круга (внутренний неподвижный и внешний подвижный). По сигналу тренера внешний круг перемещается так, что каждый из его членов оказывается каждый раз перед новым партнером.  
Разыгрываем ситуации встреч: 
человек, которого вы хорошо знаете, но давно не видели 
• неизвестный человек, с которым надо познакомиться 
• маленький ребенок, который чего-то испугался и вот-вот заплачет. Вам надо успокоить его. 
• Вас сильно толкнули в автобусе. Оглянувшись, вы увидели пожилого человека
 
Рефлексия: С кем удалось установить хороший контакт? Что чувствовали в каждой новой ситуации, оказавшись перед новым человеком?

6. «Недовольство собой» 
Разделите бумагу на две половинки. Слева, в колонку «Недовольство собой», запишите все, чем вы недовольны в себе сейчас, сегодня (5 мин.). После этого в правой колонке «Контраргументы» приведите контраргумент, то есть то, что можно противопоставить – чем довольны вы и окружающие вас люди уже сейчас. 
Затем участники объединяются в мини-группы по 3-4 человека и обсуждают записи.

7. «Впечатления» 
Участники разбиваются на пары и по очереди высказывают друг другу впечатления, которые произвел на них партнер.

8. «Восковая палочка» 
Все становятся в круг. «Восковая палочка» в центре. Доверяясь полностью группе, «восковая палочка» свободно падает на руки участников группы.

9. «Заключительный круг» 
10. «Домашнее задание»:
фиксировать положительные высказывания в свой адрес других людей.

Занятие 7

Цели:  
• Выработка уверенности в себе, умения отстоять свою точку зрения 
• Снижение тревожности, связанной с ситуацией конфликта

Упражнения

1. «Групповое приветствие» 
2. «Рефлексия предыдущего занятия» 
3. «Обсуждение домашнего задания»

4. «Атомы и молекулы» 
Участники группы свободно перемещаются по аудитории, а затем по команде ведущего объединяются в «молекулы» по 2, 3, 4 атома

5. «Нападающий и защищающийся»  
Общение происходит в парах. Участники ведут диалог. «Нападающий» говорит своему партнеру, как он должен себя вести, ругает и критикует его. «Защищающийся» оправдывается, при этом оба должны твердо стоять на своей позиции. Через 5 минут роли меняются. 
Обсуждение: 
• Как чувствовали себя участники в той и другой роли? 
• Чувствовали ли они гнев или унижение в роли «защищающегося»? 
• Виноватыми или карающими были в роли «нападающего»? 
• Как часто в реальной жизни они бывают в той или другой роли?

6. «Я в тебе уверен» 
Работа в парах. По очереди участники говорят друг другу фразу: « Я уверен, что ты…», затем передавая слово другому. 
Рефлексия: Что вы чувствовали, выполняя это упражнение? С какими трудностями столкнулись?

7. «Интонация» 
Работа в группах по 3 человека.  
Произнесите с разными интонациями одну и ту же фразу. 
Фразы:  
Принеси мне завтра учебник химии 
• Полей цветы в кабинете 
• Вынеси мусор 
• Не отвлекайся на уроке
 
Интонации: 
Просьба 
• Требование 
• Пожелание
 
Обсуждение: С какой интонацией легче всего было произнести фразу? Что вы чувствовали, когда к вам обращались в форме приказа? В форме просьбы или пожелания?

8. Релаксационное  упражнение «Пресс» 
Представьте внутри груди мощный пресс, который движется сверху вниз, подавляя отрицательные эмоции и внутреннее напряжение. Добейтесь отчетливого ощущения тяжести пресса, представьте, как ваши отрицательные эмоции уходят в землю.

9. «Заключительный круг» 
10. «Домашнее задание»
- прежнее

Занятие 8

Цели:  
• Развитие уверенности в себе 
• Развитие умения принимать ответственность на себя 
• Преодоление тревожности, связанной с принятием решения

Упражнения

1. «Групповое приветствие» 
2. «Рефлексия предыдущего занятия» 
3. «Обсуждение домашнего задания» 
4. «Я гуляю в лесу с моим другом»
(см. занятие 4)

5. «Принимаю ответственность на себя» 
Вспомните и запишите все, за что вы несете личную ответственность в этой жизни (5 мин.) 
Затем – обсуждение в группах по 3-4 человека. Каждая группа определяет самого ответственного, т.е. того, кто умеет наиболее аргументировано доказать, что он больше других принял на себя ответственности. 
Рефлексия: Тяжело ли нести ответственность за что-то или за кого-то? Хотели ли бы вы уменьшить степень своей ответственности?

6. «Лабиринт» 
Работа в парах. Так как вы достаточно ответственные люди, что видно из предыдущего упражнения, предлагаю игру, в которой вы можете проявить это качество. 
Ваша задача – провести «слепого» через лабиринт из мебели так, чтобы он не ударился. Затем роли меняются. 
Обсуждение: Кем быть легче – «слепым» или «поводырем»? Какие чувства испытывает человек, взявший на себя ответственность?  
Поблагодарите друг друга за то, что так хорошо оберегали здоровье друг друга.

7. «Самоанализ» 
Работа в группах по 2-3 человека. 
По кругу закончит фразу:  
«Я никогда не…» 
• «Я хочу, но, наверное, не смогу…» 
• «Я смогу, если очень захочу…»

8. Релаксационное  упражнение «Свеча» (см. Регуляция психики) 
9. «Заключительный круг» 
10. «Домашнее задание» 
Упражнение Томаса Борковича
 
• Определите свои симптомы тревожности, такие как неспособность сконцентрироваться, влажные ладони или ощущение, что к вам в желудок «залетели бабочки» 
• Выделите специально полчаса, чтобы тревожиться  
• Напишите на листе бумаги перечень проблем, вызывающих у вас беспокойство в течение определенного промежутка времени 
• Используйте эти полчаса для того, чтобы проанализировать перечисленные проблемы: есть проблемы, решение которых не в ваших силах, поэтому тревожиться бессмысленно; есть проблемы, выход из которых вам надо найти и продумать действия на будущее – этим и займитесь 
• Если вы обнаружите, что продолжаете думать над тревожащими вас вещами в другое время дня – настойчиво отгоняйте эти мысли.

Занятие 9

Цели:  
• Преодоление тревожности, связанной с планированием будущего 
• Снятие эмоционального напряжения, релаксация

Упражнения

1. «Групповое приветствие» 
2. «Рефлексия предыдущего занятия» 
3. «Обсуждение домашнего задания»

4. «Книга»  
Представьте себя книгой, лежащей на столе (или стоящей на полке). Сосредоточьте в сознании внутреннее состояние книги, ее покой, ее защищенность от внешних воздействий (благодаря обложке, застеклению полки, ее закрытости). 
Кроме того, важно увидеть глазами книги окружающий ее мир – комнату, мебель, стол, другие книги и раскрыть эмоциональный смысл каждой увиденной вещи

Информация о работе Коррекция тревожности