Коррекция тревожности

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 08:53, практическая работа

Описание работы

Цели:
1. Снижение уровня тревожности через формирование умения регулировать свое эмоциональное. состояние
2. Обучение приемам саморелаксации, снятия эмоционального напряжения в стрессовых ситуациях.
3. Развитие форм эмоционального поведения и реагирования.

Работа содержит 1 файл

программа тревожности.docx

— 75.56 Кб (Скачать)

КГБОУ «Ачинский детский дом №1» 
 
 
 
 
 

Коррекция тревожности  
(программа занятий)
 
 
 
 
 
 
 
 

Составитель:

педагог-психолог

Семеновой Е.В. 

г.Ачинск 2011г.

Актуальность 

Одной из актуальных проблем является снижение уровня тревожности у школьников, так как высокая тревожность оказывает отрицательное, дезорганизующее влияние на результаты любой деятельности школьника. Тревожные дети очень чувствительны к своим неудачам, остро реагируют на них. Дети с нормальным уровнем тревожности адекватно реагируют на успех и неудачу в своей деятельности. Ребенок, не испытывающий тревоги и беспокойства, будет значительно меньше зависеть от других людей, от их расположения и заботы, что будет способствовать его психологическому здоровью.

Цели:  
1. Снижение уровня тревожности через формирование умения регулировать свое эмоциональное. состояние 
2. Обучение приемам саморелаксации, снятия эмоционального напряжения в стрессовых ситуациях. 
3. Развитие форм эмоционального поведения и реагирования.

Возраст: 10 – 12  лет

Время осуществления: 2,5 месяца

Периодичность занятий: 1 раз в неделю

Продолжительность занятий: 40 мин. 
 
 
 
 
 

Тематический  план

Занятия Цели Наименование  форм работы и упражнение
Занятие 1 Расширение  информации о собственной личности и внутриличностных проблемах; 
Знакомство с миром эмоций и их ролью в жизни человека
  1. «Знакомство»
  2. Беседа о роли эмоций в жизни человека
  3. «Обозначь ситуацию» (умение различать мысли, эмоции и поведение)
  4. .«Эмоциональный барометр»
  5. «Составление списка слов»
  6. «Заключительный круг»
  7. релаксационное упражнение для депрессивного типа дезадаптации «Источник энергии» (см. Регуляция психики)
  8. «Домашнее задание»
Занятие 2 Активизация самосознания, самовыражения; 
Развитие способности вербального выражения чувств, расширение словарного запаса для выражения эмоциональных состояний
  1. «Рефлексия предыдущего занятия»
  2. «Обсуждение домашнего задания»
  3. «Найти пару»
  4. «Осознание»
  5. «Угадай эмоцию»
  6. «Мозаика чувств»
  7. Релаксационное упражнение «Сад» (см. Регуляция психики)
  8. «Заключительный круг»
  9. «Домашнее задание»
Занятие 3 • Развитие способности  к самоанализу, самоосознание 
• Формирование позитивного самовосприятия
1. «Рефлексия предыдущего занятия» 
2. «Обсуждение домашнего задания» 
3. «Бегущая волна»

4. «Кто последний»

5. «Список черт»

6. «Комплименты»

7. . Релаксационное упражнение «Весна» (см. Регуляция психики) 
8. «Заключительный круг» 
9. «Домашнее задание»

Занятие 4 • Развитие способности  к позитивному самовосприятию 
• Снижение тревожности, связанной с самооценкой
1. «Рефлексия предыдущего занятия» 
2. «Обсуждение домашнего задания»

3. «Я гуляю по лесу с моим другом»

4. «Список проблем»

5. «Волшебный магазин»

6. «Кто похвалит себя лучше всех»

7. «Дополнение предложений» (Я могу…)

8. Релаксационное  упражнение «Колокол» (см. Регуляция психики) 
9. «Заключительный круг» 
10. «Домашнее задание»

Занятие 5 • Формирование позитивной самооценки посредством  принятия положительной оценки со стороны  окружающих 
• Снижение тревожности, связанной с межличностным общением
1. «Рефлексия предыдущего занятия» 
2. «Обсуждение домашнего задания»

3. «Групповое приветствие» 
4. «Я и другие»

5. «Комплименты» №2

6. «Молодец» (я люблю себя за то, что…)

7. Релаксационное  упражнение «Купание» (см. Регуляция психики)

8. «Заключительный круг» 
9. «Домашнее задание»

Занятие 6 • Развитие коммуникативных  навыков положительного утверждения  личности 
• Снижение тревожности, связанной с межличностным общением 
• Формирование потребности в самоуважении
1. «Групповое приветствие»

2. «Рефлексия предыдущего занятия» 
3. «Обсуждение домашнего задания»
– анализ рисунков 
4. «Затейник» (психогимнастика)

5. «Контакты»

6. «Недовольство собой»

7. «Впечатления» 
8. «Восковая палочка» 
9. «Заключительный круг» 
10. «Домашнее задание»
 
 

Занятие 7 • Выработка  уверенности в себе, умения отстоять свою точку зрения 
• Снижение тревожности, связанной с ситуацией конфликта
1. «Групповое приветствие» 
2. «Рефлексия предыдущего занятия» 
3. «Обсуждение домашнего задания»

4. «Атомы и молекулы» 
5. «Нападающий и защищающийся»  
6. «Я в тебе уверен» 
7. «Интонация» 
8. Релаксационное упражнение «Пресс» 
9. «Заключительный круг» 
10. «Домашнее задание»

Занятие 8 • Развитие уверенности  в себе 
• Развитие умения принимать ответственность на себя 
• Преодоление тревожности, связанной с принятием решения
1. «Групповое приветствие» 
2. «Рефлексия предыдущего занятия» 
3. «Обсуждение домашнего задания» 
4. «Я гуляю в лесу с моим другом»
(см. занятие 4)

5. «Принимаю ответственность на себя» 
6. «Лабиринт» 
7. «Самоанализ» 
8. Релаксационное упражнение «Свеча» (см. Регуляция психики) 
9. «Заключительный круг» 
10. «Домашнее задание» 

Занятие 9 • Преодоление  тревожности, связанной с планированием  будущего 
• Снятие эмоционального напряжения, релаксация
1. «Групповое приветствие» 
2. «Рефлексия предыдущего занятия» 
3. «Обсуждение домашнего задания»

4. «Книга»  
5. «Карта желаемых чувств» 
6. «Твое будущее» 
7. Упражнение на мышечное расслабление «Дождик» 
8. «Заключительный круг» 
9. «Домашнее задание»:
дыхательное релаксационное упражнение (делаем вместе, а потом самостоятельно).

Занятие 10 • Формирование активной жизненной позиции, оптимистического взгляда на собственное будущее 
• Снятие эмоционального напряжения, релаксация
1. «Групповое приветствие» 
2. «Рефлексия предыдущего занятия» 
3. «Обсуждение домашнего задания»

4. «Подарки»  
5. «Я не хотел бы стать» 
6. «Карта моих целей 
7. «Мои жизненные цели»  
8. Релаксационное упражнение «Солнце» (см. Регуляция психики)

9.Рефлексия тренинга, прощание

 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание

Занятие 1

Цели:  
• Расширение информации о собственной личности и внутриличностных проблемах 
• Знакомство с миром эмоций и их ролью в жизни человека

Упражнения

1. «Знакомство» 
Каждый участник группы оформляет «визитку», на которой пишет свое имя. Затем каждый по кругу называет свое имя, добавляя качество, начинающееся на ту же букву. Следующий называет имя и качество предыдущего и добавляет свое собственное.

2. Беседа о роли эмоций в жизни человека 
Эмоции играют большую роль в жизни каждого человека. Мы грустим, радуемся, огорчаемся, восхищаемся, тоскуем, гневаемся, тревожимся или веселимся – все это проявления эмоций.  
Эмоции можно «ощущать» – т.е. обычно мы можем описать, что происходит с нашим телом, когда у нас возникают сильные чувства, (вы можете покраснеть, почувствовать, что «перехватило дыхание», ощутить пустоту в животе и т.д.) 
Чувства помогают нам понять, что хорошо, а что плохо, и мы можем предпринять какие-то действия, например, убежать, когда нам страшно или поделиться своей радостью, когда мы счастливы. 
Чувства не бывают плохими или хорошими – это часть нас самих. Однако они могут влиять на наши поступки. Один человек, испытывая тревогу и беспокойство по поводу предстоящего экзамена, будет очень тщательно к нему готовиться и сдаст хорошо. Другой же, напротив, настолько расстроится из-за боязни плохо сдать экзамен, что забудет элементарные вещи, о которых все знают, и он в том числе. 
Эмоции оказывают большое влияние на наше поведение, поэтому очень важно знать, чем отличаются эмоции (или чувства) от мыслей и действий (поведения). 
Что делает человек в той или иной конкретной ситуации, как он определяет свое состояние – «я думаю», «я чувствую» или «я делаю»?

3. «Обозначь ситуацию» (умение различать мысли, эмоции и поведение) 
Инструкция: Читая список ситуаций, попробуйте разделить «Мысли», «Чувства» и «Поведение», то есть обозначьте ситуации так: «я думаю», «я чувствую», «я делаю»:

• Ты пробуешь разные способы решения уравнения 
• Ты радуешься хорошей отметке 
• Ты волнуешься перед экзаменом 
• Ты отвечаешь на вопросы теста 
• Ты решаешь, куда пойти учиться 
• Ты едешь с инструктором в учебном автомобиле 
• У тебя потеют ладони, когда ты здороваешься с девушкой 
• Ты обедаешь в столовой 
• Ты выбираешь компьютерную игру в магазине 
• Ты моешься в душе 
• У тебя холодеет спина при мысли о визите к стоматологу 
• Ты включаешь свет в комнате 
• Ты бежишь по дорожке стадиона 
• Ты решаешь, как лучше обогнать бегущего впереди 
• Ты злишься, что он тоже «прибавил ходу»

4.«Эмоциональный барометр»

Цель: осознание  причин возникновения отрицательных  эмоций, формирование умения осознавать свои эмоциональные состояния

Каждый участник получает картинку с «Барометром» и  цветные карандаши. Ведущий зачитывает примеры различных ситуаций, а  члены группы отмечают цветным карандашом соответствующее состояние. 
• Виды эмоций:  
Растерянный 
Недовольный 
Злой 
Гневный 
Расстроенный 
Испуганный 
Радостный и т.п. 
• Примеры ситуаций: 
1. Ты не готов к уроку, а тебя вызвали отвечать 
2. Друг подвел тебя в важном деле 
3. Мама купила тебе то, о чем ты долго мечтал 
4. Поссорился с девушкой 
5. Опаздываешь на занятия и т.п. 
Обсуждение:  
• Легко ли было определиться с чувством, которое у вас возникает в той или иной ситуации? 
Комментарий тренера: Мир наших чувств сложен и противоречив, поэтому нам бывает трудно в них разобраться, и нам бывает трудно их выразить.

5. «Составление списка слов»  
Цель: расширение тезауруса для обозначения эмоциональных состояний 
Каждый участник группы самостоятельно составляет список слов, обозначающих эмоции, а затем во время обсуждения составляется общий список. Он зачитывается, происходит обогащение соответствующего словарного запаса.

6. «Заключительный круг»

Материалы: мяч  или другой небольшой мягкий предмет 
Все сидят в кругу. Говорит тот, у кого в руках находится мяч. Ведущий бросает мяч кому-нибудь из сидящих в кругу. Тот должен сказать: «Я сегодня познакомился с…» и называет имя соседей справа и слева. Затем: «Я сегодня узнал, что…»

7. Релаксационное  упражнение для депрессивного  типа дезадаптации «Источник энергии» (см. Регуляция психики)

8.«Домашнее задание»: фиксировать в дневнике появление эмоций

Занятие 2

Цели:  
• Активизация самосознания, самовыражения 
• Развитие способности вербального выражения чувств, расширение словарного запаса для выражения эмоциональных состояний

Упражнения

1. «Рефлексия предыдущего занятия»: Что нового узнали? Чему научились?

2. «Обсуждение домашнего задания»: Зачитываем список чувств, не называя ситуации, вызвавшие их.

Итак, на предыдущем занятии мы научились называть чувства, различать чувства и поведение, пополнили свой словарный запас  для обозначения чувств и эмоций. Это важно, так как, для того чтобы  справиться с какой-либо эмоцией  необходимо уметь ее распознавать и  называть.

3. «Найти пару»

Материалы: полоски  бумаги с названиями животных  
Полоски бумаги с названиями животных раздаются играющим. Не разговаривая, каждый должен найти свою «пару»: такое же животное. Пары становятся в круг, каждая пара изображает свое животное, остальные угадывают. 
Рефлексия: какие чувства вы испытывали, выполняя это упражнение? Акцентируется внимание на возникающем у некоторых учащихся чувстве тревоги из-за того, что не справится с заданием, не найдет пару, окажется лишним. 
Чувство тревоги проходит сразу после выполнения задания, но ведь оно может и помешать выполнить задание успешно.

4. «Осознание» 
Мир сознания каждого человека можно условно разделить на три зоны– вешний мир (то, что нас окружает), внутренний мир вашего тела (ваши физические ощущения – биение сердца, потение рук, дрожание коленей, покраснение или побледнение кожи) и мир ваших мыслей, чувств, фантазий. 
Важно уметь различать свои мысли и свои чувства, возникающие в определенный момент времени. 
Мы сейчас поиграем в такую игру – будем бросать друг другу мячик и говорить о том, что мы думаем и что чувствуем в данный момент времени.

Пример:  
Я чувствую радость оттого, что сумел поймать мячик 
• Я думаю, что у меня многое в жизни получается хорошо 
• Я чувствую огорчение оттого, что уронил мячик 
• Думаю, что это произошло от моего волнения

Рефлексия: О чем труднее было говорить – о мыслях или о чувствах? В чем были основные трудности?

5. «Угадай эмоцию» 
Группа выстаивается в шеренгу. Первому участнику показывается карточка с изображением эмоции. Он мимикой передает ее следующему в шеренге, тот – следующему и так до конца шеренги. Последний называет эмоцию.

Обсуждение: указывается на то, что часто мы искажаем смысл эмоционального выражения другого человека и от этого портятся отношения с ним или наше настроение.

6. «Мозаика чувств»  
Цель: развитие умения различать и называть эмоции, расширение тезауруса эмоций 
Материалы: лист ватмана с изображенными на нем «PAZZL»ами, в кусочках которых написаны эмоции: радость, тоска, печаль, душевная боль, одиночество, любовь, надежда, жизнерадостность, удивление, стыд, сочувствие (сопереживание), умиротворение. 
Каждый участник тренинга получает кусочек мозаики со стихотворными строками, определяет то чувство, которое по его мнению описывают эти строки и помещает этот кусочек на соответствующий участок ватмана с «PAZZL»ами. 
Стимульный материал: 
Радость:  
…В душе качанье звука, 
в ней радостный рассказ… К. Бальмонт 
Душевная боль: 
…И сердце стало из стекла, 
И в нем так тонко пела рана: 
«О боль, когда б ты ни пришла, 
Всегда приходишь слишком рано!» М. Волошин 
Печаль: 
В лабиринте аллей, 
Между скал и развалин, 
Я тоскую о ней, 
Я блуждаю, печален. К. Бальмонт 
Тоска
Звезды закрыли ресницы, 
Ночь завершилась в туман; 
Тянутся грез вереницы, 
В сердце любовь и обман. В. Брюсов 
Одиночество: 
Проходят дни, проходят сроки, 
Свободы тщетно жаждем мы. 
Мы беспощадно одиноки 
На дне своей души – тюрьмы! В. Брюсов 
Умиротворение: 
Так, в жизни есть мгновенья – 
Их трудно передать, 
Они самозабвенья 
Земного благодать… 
…И любо мне, и сладко мне, 
И мир в моей груди, 
Дремотою обвеян я – 
О, время, погоди! Ф. Тютчев 
Любовь: 
Благословляю вас, мгновенья жизни полной! 
Вы к медленным часам даете волю вновь. 
Так от весла, в тиши, бегут далеко волны… 
На крыльях, на волнах ты мчишь меня, любовь! В. Брюсов 
Надежда: 
Эти летние дожди, 
Эти радуги и тучи – 
Мне от них как будто лучше, 
Будто что-то впереди. С. Кирсанов 
Жизнерадостность: 
Нет в мире ничего прекрасней бытия. 
Безмолвный мрак могил томление пустое. Н. Заболоцкий 
Удивление: 
Есть такие прекрасные лица, 
Что дивлюсь я, любуясь на них. В. Шефнер 
Стыд: 
Во мне два человека много лет 
Живут, соседства своего стыдятся. 
Сочувствие (сопереживание): 
Так вслушиваются (в исток 
Вслушивается устье). 
Так внюхиваются в цветок: 
Вглубь – до потери чувства… 
Так вчувствывается в кровь 
Отрок – доселе лотос. 
Так влюбливаются в любовь: 
Впадываются в пропасть. М. Цветаева

Обсуждение: Какие чувства, по вашему мнению «остались за кадром", можно прочесть между строк? Насколько близки вам те душевные переживания, которые отражены в этих стихотворениях?

7. Релаксационное  упражнение «Сад» (см. Регуляция психики) 
8. «Заключительный круг» 
9. «Домашнее задание»

Занятие 3

Цели:  
• Развитие способности к самоанализу, самоосознание 
• Формирование позитивного самовосприятия

Упражнения

 
1. «Рефлексия предыдущего занятия» 
2. «Обсуждение домашнего задания» 
3. «Бегущая волна»
 
Цель: развитие умения различать силу и «качество» эмоции 
Тренером задается слово, обозначающее эмоцию, участники по кругу называют различные «качества» этой эмоции: 
Печаль – тихая, легкая, светлая 
Горе – глубокое, страшное, неизмеримое, опустошающее, убивающее 
Счастье – тихое, светлое, большое, дурманящее, опьяняющее 
Если характеристики эмоции исчерпаны, тренер называет следующую эмоцию, и работа круга возобновляется с того участника, на ктором «застряли».

4. «Кто последний» 
По принципу игры в «Города»: первый называет эмоцию, второй – другую эмоцию на последнюю букву первой и т.д. Если не хватает в словарном запасе обозначения эмоций, можно заменять их фразами или междометиями: 
Радость – Тоска – Ах! Какой восторг! – Горе – Ес!!! – Страх – Хорошо! – Обида – и т.д.

5. «Список черт»

Участники пишут  на листочках свои положительные (в  одну колонку) и отрицательные (в  другую колонку) качества. Затем часть  листка с отрицательными качествами отрывается и выбрасывается, а положительные  качества складываются в общую кучу в центре круга. Ведущий по очереди  вытаскивает эти половинки и  зачитывает их. Группа должна догадаться, о ком идет речь.

Обсуждение: Что вы испытывали, когда читали вашу характеристику?

6. «Комплименты»

Участники разбиваются  на пары и по очереди в течение  минуты говорят комплименты друг другу. Тот, кому адресуется комплимент, должен отвечать: «Да, я такой», «Да, я это умею», «Да, я это знаю».

Обсуждение: Что понравилось больше – говорить комплименты или слушать? Что вы испытывали, когда про вас говорили хорошо?

7. Релаксационное  упражнение «Весна» (см. Регуляция психики) 
8. «Заключительный круг» 
9. «Домашнее задание»
фиксировать в дневнике ситуации которые чаще всего вызывают тревогу, беспокойство, страх.

Информация о работе Коррекция тревожности