Коррекция тревожности

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 08:53, практическая работа

Описание работы

Цели:
1. Снижение уровня тревожности через формирование умения регулировать свое эмоциональное. состояние
2. Обучение приемам саморелаксации, снятия эмоционального напряжения в стрессовых ситуациях.
3. Развитие форм эмоционального поведения и реагирования.

Работа содержит 1 файл

программа тревожности.docx

— 75.56 Кб (Скачать)

5. «Карта желаемых чувств» 
Составьте карту желаемых чувств, которые вам хотелось бы пережить в ближайшее время. Спросите себя, в каких ситуациях можно пережить желаемые чувства? Что их может пробудить? 
Общение с друзьями, другом, подругой 
• Успехи в учебной деятельности 
• Общение с природой 
• Интересный досуг 
• Занятие любимым делом 
• Забота о других людях 
• Ваша внешность 
• Состояние здоровья 
• Материальные приобретения и т.д.

Разберитесь последовательно  с каждой ситуацией. Запишите. Пожелайте  себе таких переживаний, которые, несомненно, доставят вам удовольствие. 
Обсуждение: Определите свое эмоциональное состояние «здесь и сейчас». Актуализируйте те состояния и переживания, которые вам особенно приятны.

6. «Твое будущее» 
Человек стал тем, что он есть, не понимая этого. Джамбаттиста Вико  
…Вам, наверное, трудно согласиться с утверждением итальянского философа. Но если подумать, так часто и происходит. Многие не понимают себя, своих поступков, причин радости и грусти. Но проведенные занятия дают вам право помочь друг другу осознать процесс изменения своей личности, своего эмоционального состояния, т.е. становиться человеком понимающим, что происходит, в какую сторону идти. 
Инструкция: По очереди каждый член группы садится в центр круга, а все остальные по очереди говорят ему о его будущем, выделяя: 
• кем будет этот человек (профессиональное) 
• кем будет в личной жизни (личное) 
• человеческие качества (психологическое)

Можно работать в парах, письменно – отвечая  на вопросы, а затем обмениваясь  написанным.

7. Упражнение  на мышечное расслабление «Дождик» 
Цель: достижение мышечного расслабления, снятие внутреннего напряжения 
Становимся в тесный круг друг за другом.  
Представьте, что вы оказались в джунглях. Погода сначала была великолепная, светило солнце, было жарко и душно. Но вот подул легкий ветерок. Прикоснитесь к спине стоящего впереди человека и совершайте легкие движения руками. Ветер усиливается (давление на спину увеличивается). Начался ураган (сильные движения). Затем пошел мелкий дождик. А вот начался ливень (движения пальцами ладони вверх-вниз). Пошел град (сильные постукивающие движения всеми пальцами). 
Снова пошел ливень, застучал мелкий дождь, пронесся ураган, подул сильный ветер, затем он стал слабым, и все в природе успокоилось. Опять выглянуло солнце.

8. «Заключительный круг» 
9. «Домашнее задание»:
дыхательное релаксационное упражнение (делаем вместе, а потом самостоятельно).

Занятие 10

Цели:  
• Формирование активной жизненной позиции, оптимистического взгляда на собственное будущее 
• Снятие эмоционального напряжения, релаксация

Упражнения

1. «Групповое приветствие» 
2. «Рефлексия предыдущего занятия» 
3. «Обсуждение домашнего задания»

4. «Подарки»  
Инструкция: Расслабьтесь, постарайтесь вспомнить о подарках, сделанных вам судьбой. Это могут быть люди, предметы, события и т.д. 
Обсуждение: Какие чувства вы переживали, когда жизнь дарила вам эти подарки? Что переживаете сейчас, вспоминая о них?

5. «Я не хотел бы стать» 
Прослушайте стихотворении К.Бальмонта, вошедшее в знаменитые «Фейные сказки»: 
Я не хотел бы стать грозой – 
В ней слишком-слишком много грома. 
Я б лучше сделался росой, 
Ей счастье тихое знакомо. 
Я б лучше сделался цветком, 
Как цвет расцвел бы самый малый. 
Ему не нужен шум и гром, 
Чтоб быть счастливым в грезе алой. 
Выстраивая свои антитезы (я не хотел бы быть – я хотел бы быть), участники тренинга не только актуализируют осознание «звуков души», но и открывают в своем внутреннем мире такие его характеристики, которые ранее оставались неосознанными. Цель: самоанализ, самоосвобождение от отрицательных эмоций, самообогащение и саморазвитие.

6. «Карта моих целей 
Цель: формирование перспективной жизненной стратегии, осознание ответственности за свое будущее 
Каждому раздается несколько копий рисунка «Карта моих жизненных целей», на котором изображена дорога с остановками и конечным пунктом следования в верхней части рисунка. 
Ребята должны определить главную цель своей жизни (тренер помогает им определиться, что это будет – изменение личности, внешности, достижение социального статуса, материальные блага и т.п.) Затем каждый решает, что ему для этого нужно (промежуточные цели или остановки в пути).

7. «Мои жизненные цели»  
Каждый участник группы по кругу озвучивает (по желанию) свои цели и способы их достижения, проговаривая в конце фразу: «Я уверен, что все задуманное мною исполнится».

8. Релаксационное  упражнение «Солнце» (см. Регуляция психики)

9.Рефлексия тренинга, прощание

Литература:

1. Колодич Е.Н. Коррекция эмоциональных нарушений у детей и подростков. Минск.1999 
2. Разрешение конфликтов. Игры и упражнения (сборник). Минск. 1999 
3. Рожина Л.Н. Развитие эмоционального мира личности. Минск. 1999 
4. Пергаменщик Л.А. Список Робинзона. Минск.1996 
5. Прутченков А.С. Социально-психологический тренинг в школе. Москва. 2001 
6. Фурманов И.А. и др. Психологическая работа с детьми, лишенными родительского попечительства. Минск.1999 
7. Юнацкевич П.И. Кулганов В.А. Как выйти из невроза. С.-Петербург. 2000
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Регуляция психики

«Пресс»

Цель: нейтрализация  и подавление отрицательных эмоций гнева, раздражения, повышенной тревожности

Представить внутри груди мощный пресс, который движется сверху вниз, подавляя отрицательные  эмоции и внутреннее напряжение. Важно  добиться отчетливого ощущения физической тяжести пресса. Упражнение можно  повторить несколько раз.

«Внутренний луч»

Цель: снятие напряжения, расслабление

Представьте, что  внутри вашей головы, в верхней  ее части, возникает светлый луч, который медленно и последовательно  движется сверху вниз и медленно, постепенно освещает лицо, шею, плечи, руки теплым, ровным и расслабляющим светом. По мере движения луча разглаживаются морщины, исчезает напряжение в области затылка, ослабляется складка на лбу, «охлаждаются»  глаза, ослабляются зажимы в уголках  губ, опускаются плечи, освобождается  шея и грудь. Внутренний луч как  бы формирует новую внешность  спокойного, освобожденного человека, удовлетворенного собой, совей жизнью, своей профессией, окружающими людьми.

«Руки»

Цель: снятие усталости, установление психического равновесия

Вытяните ноги, свесьте вниз руки. Постарайтесь представить  себе, что энергия усталости вытекает из кистей рук на землю, – вот  она струится от головы к плечам, перетекает по предплечьям, достигает  локтей, устремляется к кистям и  через кончики пальцев просачивается  вниз, в землю. Вы отчетливо физически  ощущаете теплую тяжесть, скользящую по вашим рукам. Посидите так одну - две минуты, а затем слегка потрясите  кистями рук, окончательно избавляясь от своей усталости.

«Дерево»

Цель: выработка  внутренней стабильности, создание баланса  нервно-психических процессов, освобождение от травмирующей ситуации

Представьте себя деревом (каким вам нравится, с  каким легче всего себя отождествлять). Детально проиграйте в сознании образ  этого дерева: его мощный и гибкий ствол, переплетающиеся ветви, колышущуюся  на ветру листву, открытость кроны  навстречу солнечным лучам и  влаге дождя, циркуляцию питательных  соков по стволу, корни, прочно вросшие  в землю. Важно почувствовать  питательные соки, которые корни  вытягивают из земли. Земля – это  символ жизни, корни – это символ стабильности, связи с реальностью. Почувствуйте ваши корни, как ваше тело наливается энергией земли…

«Голова»

Цель: снятие неприятных соматических ощущений, связанных с  последствиями стресса

Станьте прямо, свободно расправив плечи, откинув  голову назад. Постарайтесь почувствовать, в какой части головы локализовано ощущение тяжести. Представьте себе, что на вас громоздкий головной убор, который давит на голову в том  месте, в котором вы чувствуете тяжесть. Мысленно снимите головной убор рукой  и выразительно, эмоционально сбросьте его на пол. Потрясите головой, расправьте рукой волосы на голове, а затем  сбросьте руки вниз, как бы избавляясь от головной боли.

«Пословицы»

Цель: снятие внутреннего  напряжения, избавление от депрессивного  состояния 
Возьмите любую из книг «Русские пословицы», «Мысли великих людей», «Афоризмы», «Сказки» и т.п. Полистайте книгу, читайте фразы пословиц и афоризмов в течение 25-30 минут, пока не почувствуете внутреннее облегчение. Возможно, кроме психической релаксации та или иная пословица натолкнет вас на правильное решение. Возможно, вас успокоит тот факт, что не только у вас возникла проблема, над способами ее решения размышляли многие люди, в том числе и исторические личности.

«Настроение»

Цель: избавление от отрицательных эмоций, снятие психического напряжения 
Возьмите цветные карандаши или мелки и чистый лист бумаги. Расслабленно, левой рукой нарисуйте абстрактный сюжет – линии, цветовые пятна, фигуры. Полностью погрузитесь при этом в свои переживания, рисуйте так, как вам подсказывает ваше настроение. Попробуйте представить себе, что вы переносите свои отрицательные эмоции на бумагу, как бы материализуете его. Закончили рисунок? А теперь переверните бумагу и с обратной стороны напишите 5-7 слов, отражающих ваше настроение. Долго не думайте: необходимо, чтобы слова возникали спонтанно, без специального контроля с вашей стороны. 
После этого еще раз посмотрите на свой рисунок, как бы заново переживая свое состояние, перечитайте слова и с удовольствием, эмоционально разорвите листок, выбросите в урну.

«Релаксация»

Цель: Снятие психического напряжения, мышечных зажимов, высвобождение  внутренней энергии 
Займите удобное для вас положение.…Выпрямите спину.…Закройте глаза… 
Сосредоточьтесь на дыхании.…Сначала воздух заполняет брюшную полость…затем вашу грудную клетку…легкие.…Сделайте полный вдох…затем несколько легких, спокойных выдохов… 
Теперь спокойно…без специальных усилий сделайте новый вдох…Обратите внимание, какие части вашего тела соприкасаются с креслом…полом…В тех частях тела, где поверхность поддерживает вас…постарайтесь ощутить эту поддержку немного сильнее….Вообразите, что кресло…пол…приподнимаются, чтобы поддержать вас….Расслабьте те мышцы, с помощью которых вы поддерживаете себя…

«Визуализация»

Сосредоточьтесь на своем дыхании…Вообразите большой белый экран…Представьте на экране любой цветок… 
Уберите цветок с экрана, а вместо него поместите на экран белую розу… Поменяйте белую розу на красную…(Если у вас возникли трудности, вообразите, что вы кисточкой покрасили розу в красный цвет) 
Уберите розу и представьте комнату, в которой вы находитесь…всю ее обстановку…мебель…цвет…. 
Измените картинку… Посмотрите на комнату с потолка…Если это трудно сделать, вообразите себя на потолке…смотрящим вниз на комнату и всю обстановку сверху вниз…Теперь снова вообразите большой белый экран…Поместите синий фильтр перед источником света так, чтобы весь экран стал ярко-синим… 
Поменяйте синий цвет на красный…Сделайте экран зеленым… 
Представляйте любые цвета и изображения по своему усмотрению…

После того, как  я посчитаю от десяти до одного, вы медленно, на вдохе откроете глаза и вернетесь  в эту комнату…

для агрессивного типа дезадаптации

«Поплавок»

Вообразите, что  вы маленький поплавок в огромном океане…У вас нет цели…компаса…карты…руля…весел…Вы движетесь туда, куда вас несет ветер…океанские волны…Большая волна может на некоторое время накрыть вас…но вы вновь и вновь выныриваете на поверхность… 
Попытайтесь ощутить эти толчки и выныривание…Ощутите движение волны…тепло солнца…капли воды…подушку моря под вами, поддерживающую вас… 
Сосредоточьтесь на ощущениях, возникающих у вас, когда вы представляете себя маленьким поплавком в большом океане…

«Храм тишины»

Вообразите себя гуляющим на окраине многолюдного и  шумного города…Постарайтесь ощутить, как ваши ноги ступают по мостовой…Обратите внимание на других прохожих…выражения их лиц, фигуры…Заметьте, что некоторые выглядят встревоженными…другие спокойны и радостны…Обратите внимание на транспорт…его скорость и шум…гудят автомобили, шумят тормоза…Может быть вы слышите и другие звуки… 
Обратите внимание на витрины магазинов…булочную…цветочный магазин…Может быть, вы увидели в толпе знакомое лицо?...Вы подойдете и поприветствуете этого человека?...Или пройдете мимо?...Остановитесь и подумайте, что вы чувствуете на этой шумной улице… 
Теперь поверните за угол и прогуляйтесь по более спокойной улице…Пройдя немного, вы заметите большое здание, отличающееся по архитектуре от других…Большая вывеска гласит: «Храм тишины»…Вы понимаете, что этот храм – место, где не слышны никакие звуки, где никогда не было произнесено ни единого слова…Вы подходите и трогаете тяжелые резные двери…открываете их, входите и сразу же оказываетесь окружены полной и глубокой тишиной…(Пауза 1-2 минуты) 
Когда вы захотите покинуть здание, толкните деревянные двери и выйдите на улицу…Как вы теперь себя чувствуете?...Запомните дорогу, ведущую к Храму тишины…чтобы вы могли, когда захотите, вновь вернуться  
туда…

Информация о работе Коррекция тревожности