Коррекция страхов детей младшего школьного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2010 в 17:20, курсовая работа

Описание работы

Использование сказкотерапии для коррекции детских страхов

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………...3
Глава 1 Теоретические основы коррекции страхов у детей младшего школьного возраста обучающихся в системе КРО средствами СТТ
1.1 Проявление страхов у детей младшего школьного возраста………………………5
1.2 Методика исследования страхов в младшем школьном возрасте…......................11
Глава 2 Сказкотерапия как метод коррекции страхов младшего школьника
2.1 Сказкотерапия как метод……………………………………………………………16
2.2 Коррекционные функции сказкотерапии……………………………………….….19
Заключение……………………………………………………………………………….23
Список использованных источников…………………………………………………...24
Приложение А……………………………………………………………………………27
Приложение Б……………………………………………………………………………31

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 70.09 Кб (Скачать)

55.Когда  учитель объясняет материал, кажется  ли тебе, что твои одноклассники  понимают его лучше, чем ты?

56.Беспокоишся  ли ты по дороге в школу,  что учитель может дать классу  проверочную работу?

57.Когда  ты выполняешь задание, чувствуешь  ли ты обычно, что делаешь это  плохо?

58.Дрожит  ли слегка твоя рука, когда  учитель просит сделать задание  на доске перед всем классом? 
 

Приложение  Б

Сказкотерапевтический тренинг «Путь» 

     Сказку  можно использовать в качестве метафоры, а также провести ее анализ, рисование, проигрывание в песочнице и сочинение-дополнение сказки. Делая перерыв перед каждой частью сказки, можно предложить самому ребенку сочинить продолжение, где описать путешествие героя по лесу, в поле, у реки. Таким образом, сказка станет проективной и не только точно покажет проблемы ребенка, но и поможет ему самому найти верные их решения. В конце обсуждения важно подчеркнуть, что каждый человек имеет свое представление о жизни и

ее смысле, каждый ищет и находит ответ самостоятельно.

Первое  занятие

     Приветствие. Ведущий тренинга приветствует всех участников тренинга и представляется им. Если члены группы не знают друг друга, проводится процедура знакомства. Каждый член группы пишет свое имя на небольшом листе бумаги и прикрепляет его с помощью булавки на груди. Затем, встав в круг, участники тренинга по очереди произносят свои имена, сопровождая их характерным для себя жестом, определенным движением. Все остальные повторяют услышанное имя

и жест каждого представившегося члена  группы.

     Разминка. Для создания в группе дружелюбного, эмоционально теплого настроения ведущий предлагает участникам сыграть в игру «Передача предмета». Какой-либо предмет (игрушка, сувенир, сказочный символ, соответствующие теме сказки, с которой группа познакомится на этом занятии) передается по кругу с добавлением дружеских слов, приветствий, пожеланий. Например: «...(имя), я желаю тебе гармонии (уверенности в себе, радости и т. п.)». Игра продолжается до тех пор, пока предмет не обойдет по кругу всех участников тренинга и не вернется

к ведущему.

     Составление правил группы. Под руководством ведущего члены группы знакомятся с правилами сказочной жизни, которые являются примерно такими же, как и правила любого психотерапевтического тренинга, а именно: конфиденциальность, доверие, Я-высказывания, возможность сказать «нет», активность и т. п. Желательно, чтобы все правила были записаны в сказочной

форме [14, с. 81].

     Знакомство  со сказкой. Читается та часть сказки «Путь», где описывается путешествие героя по лесу и полю. Возможно чтение с остановками на ключевых местах сюжета, во время которых психолог спрашивает: — Как вы думаете, пошел Ян в заросли орешника? Кого он там увидел? Как он поступил, увидев медвежонка на дереве? Что интересного увидел Ян в поле? Захотел ли он там остаться? Вопросы могут быть любыми, касающимися сюжета сказки, а не ее анализа.

Для того чтобы сохранить интерес группы до следующей встречи, эту часть сказки можно закончить вопросами: «Что же произошло с Яном дальше? Нашел ли он ответ на вопрос о смысле жизни? Какой он?» Иначе говоря, участникам тренинга дается задание пофантазировать и придумать возможное продолжение сказки.

     Упражнение  «Доверительная прогулка»

Ведущий объясняет участникам группы, что  их состояние при выполнении этого упражнения будет похоже на состояние Яна, когда он шел по лесу за клубком синих ниток.

     Упражнение  «Ресурсное состояние»

Ведущий напоминает группе, что, находясь в  поле, Ян чувствовал себя спокойно, радостно и счастливо, и предлагает каждому вспомнить то место, где он испытывал такие же чувства. Ведущий проводит с участниками тренинга упражнение на активную визуализацию.

     Подведение  итогов

Участники группы делятся впечатлениями: что  понравилось, а что нет, какой вывод они для себя сделали. После окончания обсуждения ведущий выполняет любой «сказочный ритуал», приемлемый для возраста участников данной группы. Это может быть взмах «волшебной палочкой», или произнесенные всей группой слова: «До свидания, сказка» или что-либо другое.

Второе  занятие

     Разминка. Так как группа заинтересована в дальнейшем прослушивании

сказки, можно напомнить ей о том, что  Ян, решив найти смысл жизни, чуть было не повернул назад из-за страха перед неизвестностью, и спросить у членов группы: «А есть ли у вас какие-либо качества, которые мешают двигаться вперед? Если «да», то вам сейчас представится прекрасная возможность поменять их на другие». Ведущий предлагает участникам тренинга сыграть в игру «Волшебная лавка». Цель игры в контексте данного тренинга — осознание собственных проблем и собственных особенностей.

     Знакомство  с вариантами продолжения сказки. После окончания игры группа возвращается к тексту сказки «Путь». Участники тренинга рассказывают свои варианты ее продолжения, все они принимаются. Затем психолог читает тот вариант, который излагается в сказке, не утверждая, что он единственно

возможный.

     Анализ  сказки. Психолог задает возможные вопросы для обсуждения сказки.

Желательно, чтобы каждый член группы мог высказать  свое мнение, и все мнения заинтересованно выслушивались и развивались.

     Игра  «Звездочки»

Эту игру можно связать с сюжетом сказки, дав ей следующее краткое резюме: «Иногда трудно понять, каков ты сам, что ищешь в жизни и как найти человека, который должен быть с тобой. Именно такой путь поиска себя и своей любви прошел наш герой Ян».

     Подведение  итогов и завершение занятия. Аналогичны завершению первого занятия.

Третье  занятие

    Разминка. Для создания в группе дружелюбного настроения и атмосферы

сплоченности  ведущий предлагает участникам сыграть  в игру «Печатная машинка».

     Распределение ролей и определение правил постановки спектакля. Выбираются актеры на роли со словами Яна, Марии, их друзей и подруг. Объявляется, что участниками спектакля могут быть все члены группы, и распределяются роли: клубка, медведей, леса, реки, поля, орешника, травы, цветов, бабочек, солнышка. Текст сказки выдается актерам, которые будут играть роли со

словами. Остальным актерам говорится, что  они тоже могут высказаться от имени своих персонажей тогда, когда режиссер предоставит им слово [14, с. 83].

     Постановка  спектакля по сказке. Разыгрывается спектакль по описанным выше правилам. Для того, чтобы смысл сказки стал ясен для всей группы, ведущий

должен  давать слово и второстепенным персонажам для кратких монологов.

     Обсуждение  спектакля. Каждый участник может высказать свое мнение о том, что считает основной темой данной постановки. Это могут быть такие трактовки, как поиск смысла жизни, осознание своих чувств и желаний, умение слушать свое сердце, открытость, доверие, любовь.

     Анализ  спектакля. Ведущий дает слово каждому члену группы для обсуждения следующих вопросов:

— Понравилось  ли вам играть свою роль?

— Были ли какие-нибудь сложности в игре? В чем они выражались?

— Чувствовали  ли вы поддержку группы?

— Было ли между вами взаимопонимание?

— Что  нового вы узнали о себе, играя эту  роль?

В обсуждение спектакля может быть включен  анализ реальных жизненных ситуаций. Это говорит о понимании того процесса, участниками которого стали члены группы.

     Игра  «Клубочек». После обсуждения спектакля психолог дает группе клубок

синих ниток, и участники, сидя в кругу, передают его друг другу со словами: — ... (имя участника), спасибо, что ты есть. Каждый оставляет у себя часть клубка, который разматывается по мере движения от участника к участнику. Получившийся узор трактуется как путь, который прошли вместе с героем сказки все участники группы, и связи, которые возникли за это время.

     Прощание  со сказкой. Ведущий благодарит группу за совместно пройденный путь. Все прощаются со сказочной страной. Ведущий обращает внимание членов группы на то, что они несколько изменились, потому что пребывание в сказке обязательно меняет человека — иногда сразу, иногда постепенно.

     Сочинение сказок в группе. Работа со сказкой интересна и увлекательна. Она помогает лучше понять себя и найти выход из тех проблемных ситуаций, в которых, на первый взгляд, мы кажемся себе бессильными. Работать можно не только со сказками, написанными другими, но и с самостоятельно созданными историями[14, с. 84].  
 

Информация о работе Коррекция страхов детей младшего школьного возраста