Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2010 в 17:20, курсовая работа
Использование сказкотерапии для коррекции детских страхов
Введение…………………………………………………………………………………...3
Глава 1 Теоретические основы коррекции страхов у детей младшего школьного возраста обучающихся в системе КРО средствами СТТ
1.1 Проявление страхов у детей младшего школьного возраста………………………5
1.2 Методика исследования страхов в младшем школьном возрасте…......................11
Глава 2 Сказкотерапия как метод коррекции страхов младшего школьника
2.1 Сказкотерапия как метод……………………………………………………………16
2.2 Коррекционные функции сказкотерапии……………………………………….….19
Заключение……………………………………………………………………………….23
Список использованных источников…………………………………………………...24
Приложение А……………………………………………………………………………27
Приложение Б……………………………………………………………………………31
Сказкотерапия - это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем.
Сказкотерапия - это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни, процесс переноса сказочных смыслов в реальность.
Сказкотерапия - это процесс активизации ресурсов, потенциала личности.
Сказкотерапия - это процесс объективизации проблемных ситуаций.
Сказкотерапия - это процесс улучшения внутренней природы и мира вокруг.
Сказкотерапия - это еще и терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявиться потенциальные части личности, нечто нереализованное, может реализоваться мечта; а главное, в ней появится чувство защищенности и аромата Тайны [15, с.60].
Функциональные преимущества сказкотерапии
1.Сказка дает великолепный общий язык для взрослого, работающего с ребенком. Обычно они разговаривают на разных языках. При этом двуязычен скорее ребенок, а проблемы с общением есть преимущественно у взрослого. Язык сказки их, естественно сближает.
2.Сказка более информативна, чем обычная стиснутая речь. Она не выдает свое положение за что-то более серьезное, чем символы, метафоры и аналогии. В этом плане сказки, которые сочиняют сами пациенты, дают материал для анализа, и названия для индивидуально значимых понятий.
3.Сказка
способствует пробуждению
4.Сказка несет свободу.
Ребенок почерпнет из сказки намного больше, если будет не просто пассивным слушателем, а непосредственным участником сказочного сюжета. Он может путешествовать по сказочным дорогам, переживать удивительные приключения и превращения, встречаться со сказочными существами. Попадая в сказку, ребенок легко воспринимает «сказочные законы» - нормы и правила поведения, которые иногда с трудом прививаются детям родителями и педагогами.
Принципы сказкотерапии, считает М.В. Яковлева, заключаются в знакомстве ребенка со своими сильными сторонами, в «расширении» его поля сознания и поведения, в поиске нестандартных, оптимальных выходов из различных ситуаций, обмене позитивным жизненным опытом. Этот метод развивает творческие способности и умение слушать себя и других, учит принимать и создавать новое.
Дети, как и взрослые, все разные. К каждому нужно подобрать свой ключик. Э. Фромм отмечал: «Способность ребенка удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях – это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта». Один ребенок более склонен сочинять и рассказывать, другой не может усидеть на месте, и с ним необходимо постоянно двигаться. Третий любит что-то мастерить своими руками, четвертый обожает рисовать… То, как человек рисует, рассказывает, сочиняет, является ключом к познанию его внутреннего мира. Комбинируя различные приемы сказкотерапии, можно помочь каждому ребенку прожить многие ситуации, с аналогами которых он столкнется во взрослой жизни, и значительно расширить его мировосприятие и способы взаимодействия с миром и другими людьми.
Для
того чтобы ребенок лучше «
В процессе каждого занятия по сказкотерапии можно дополнительно решать определенные задачи. Сказка служит для ребенка посредником между реальностью и внутренним миром. Она приобщает его к жизни, и к тысячелетней человеческой культуре. На примерах сказочных героев дети учатся разбираться в людских характерах. Ведь в сказочных ситуациях, при всей их фантастичности, много весьма жизненных, легко распознаваемых ребенком моментов.
Каждый педагог, воспитатель, психолог, родитель имеет свои ценности, взгляды на мир и на стиль воспитания ребенка. Поэтому, выстраивая свою работу с детьми, каждый будет придумывать собственный сценарий путешествия по сказке.
Сказочные образы несут в себе огромный смысловой и чувственный заряд. Очень часто только в сказочной форме школьники могут познакомиться с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как верность и предательство, бескорыстие и алчность, самоотверженность и подлость. В сказках все это изображено в полнее доступно для восприятия ребенка и в то же время совсем не примитивно.
Множество
сказок, направленных на удаление сказок,
были написаны специально под конкретных
людей исходя из их личных особенностей
и страхов. Узнавая конкретный страх,
можно уже направленно работать
с ним сочиняя сказочную
Психокоррекционные
сказки – это сказки, сочиняемые
психологом, психотерапевтами, педагогами
и родителями. В них метафорически
отражаются проблемы пациента: эмоциональные
и поведенческие затруднения, проблемы
во взаимоотношениях, тревоги, обиды, страхи.
2.2 Коррекционные
функции сказкотерапии
Сказкотерапия – это целенаправленное использование сказок в психологической, психокоррекционной, психотерапевтической работе.
Коррекция
- это система мероприятий, направленных
на исправление недостатков
Выделяют
следующие коррекционные
подготовку к напряженным эмоциональным ситуациям, символическое отреагирование физиологических и эмоциональных стрессов, принятие в символической форме своей физической активности.
По мнению Н. Пезешкиана, сказки выполняют в психокоррекции следующие функции:
1. Функция зеркала. Содержание сказки становится тем зеркалом, которое отражает внутренний мир человека, облегчая тем самым идентификацию с ним.
2. Функция модели. Сказки отражают различные конфликтные ситуации и предлагают возможные способы их решения или указывают на последствия отдельных попыток решения конфликтов. Таким образом, они помогают учиться при помощи модели.
3. Функция опосредования. Сказка выступает в качестве посредника между учеником и психологом, снижая, тем самым, сопротивление учащегося.
4. Функция хранения опыта. После окончания психокоррекционной работы сказки продолжают действовать в повседневной жизни человека.
5. Функция возвращения на более ранние этапы индивидуального развития. Сказка помогает ученику вернуться к прежней радостной непосредственности. Она вызывает изумление и удивление, открывая доступ в мир фантазии, образного мышления, непосредственного и никем не осуждаемого вхождения в роль, которую предлагает им содержание. Сказка способствует пробуждению детских и творческих сил в самом психологе, работающем с клиентом. Она активизирует его работу
на уровне интуиции.
6.
Функция альтернативной
7.
Функция изменения позиции.
у ребенка
или взрослого новое
Возможности работы со сказкой. В работе А.А. Осиповой показаны следующие возможности работы со сказкой:
1.
Использование сказки как
2. Рисование по мотивам сказки. В рисунке проявляются свободные ассоциации, в дальнейшем возможен анализ полученного графического материала.
3.
Обсуждение поведения и
4. Проигрывание эпизодов сказки. Можно осуществить постановку сказки группой детей или взрослых. Проигрывание тех или иных ее эпизодов дает каждому участнику постановки возможность прочувствовать некоторые эмоционально значимые для себя ситуации и проиграть эмоции. Также можно проиграть сказку в песочнице или осуществить ее постановку с помощью кукол. Работа с куклами помогает ребенку или взрослому корректировать свои движения и делать поведение куклы максимально выразительным, позволяет совершенствовать и проявлять через нее те эмоции, которые он обычно по каким-либо причинам не может себе позволить проявить.
5.
Использование сказки как
6. Творческая работа по мотивам сказки:
а) Анализ. Цель — осознание, интерпретация того, что стоит за каждой сказочной ситуацией, конструкцией сюжета и поведением героев. Читателю предлагается ответить на ряд вопросов: «О чем эта сказка?», «Кто из героев больше всего нравится и почему?», «Почему герой совершил те или иные поступки?», «Что произошло бы с героями, если бы они не совершили тех поступков, которые описаны в сказке?», «Что было бы, если бы в сказке были только хорошие или только плохие герои?» Конечно, основная задача психолога — поставить вопрос так, чтобы он подталкивал к размышлению, а не только являлся тестом на запоминание. Данная форма работы применяется для детей в возрасте от 5 лет, подростков и взрослых.
б) Рассказывание сказки. Прием помогает проработать развитие фантазии, воображения, способности к децентрированию. Процедура заключается в следующем: ребенку или группе детей предлагается рассказать сказку от первого или от третьего лица. Можно предложить ребенку рассказать сказку от имени других действующих лиц, участвующих или не участвующих в сказке. Например, как сказку о Колобке рассказала бы Лиса, Баба Яга или Василиса Премудрая.
в) Переписывание сказки. Переписывание и дописывание авторских и народных сказок имеет смысл тогда, когда ребенку, подростку или взрослому чем-то не нравится сюжет, некоторый поворот событий, ситуаций, конец сказки. Это важный диагностический материал. Переписывая сказку, дописывая свой конец или вставляя необходимые персонажи, ученик сам выбирает наиболее соответствующий его внутреннему состоянию поворот и находит тот вариант решения ситуаций, который позволяет освободиться ему от внутреннего напряжения — в этом заключается психокоррекционный смысл переписывания сказки.
г) Сочинение сказки. В каждой волшебной сказке есть определенные закономерности развития сюжета. Главный герой появляется в доме (семье), растет, при определенных обстоятельствах покидает дом, отправляясь в путешествие. Во время странствий он приобретает и теряет друзей, преодолевает препятствия, борется и побеждает зло, возвращается домой, достигнув цели. Таким образом, в сказках дается не просто жизнеописание героя, а в образной форме рассказывается об основных этапах становления и развития личности. При сочинении сказок возможно использование юмора. Он стимулирует интерес и является эффективным средством для снятия напряжения, тревоги и беспокойства. Сюжеты сказок должны содержать возможности для изменения героев, а также ситуации выбора, требующие от них соответствующего решения. В ходе рассказа должна возникнуть центральная кризисная ситуация, представляющая собой поворотный момент в разрешении конфликта. Характеры положительных и отрицательных героев должны представлять собой сильные и слабые стороны личности клиента. У сказок должен быть счастливый, оптимистичный конец. Важно вселить в человека надежду, что он обязательно найдет выход из затруднительной ситуации, в противном случае у него
не будет стимула или мотивации для продолжения борьбы [14, с. 79].
При достижении успеха и победы должно
происходить постепенное формирование
и утверждение новой личности школьника.
Следует учитывать и духовную основу сказок,
которая проявляется более или менее ярко
и влияет на детей и взрослых, даже если
они об этом не задумываются.
Информация о работе Коррекция страхов детей младшего школьного возраста