Коррекция страхов детей младшего школьного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2010 в 17:20, курсовая работа

Описание работы

Использование сказкотерапии для коррекции детских страхов

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………...3
Глава 1 Теоретические основы коррекции страхов у детей младшего школьного возраста обучающихся в системе КРО средствами СТТ
1.1 Проявление страхов у детей младшего школьного возраста………………………5
1.2 Методика исследования страхов в младшем школьном возрасте…......................11
Глава 2 Сказкотерапия как метод коррекции страхов младшего школьника
2.1 Сказкотерапия как метод……………………………………………………………16
2.2 Коррекционные функции сказкотерапии……………………………………….….19
Заключение……………………………………………………………………………….23
Список использованных источников…………………………………………………...24
Приложение А……………………………………………………………………………27
Приложение Б……………………………………………………………………………31

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 70.09 Кб (Скачать)

     Сказкотерапия - это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем.

     Сказкотерапия - это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни, процесс переноса сказочных смыслов в реальность.

     Сказкотерапия - это процесс активизации ресурсов, потенциала личности.

     Сказкотерапия - это процесс объективизации проблемных ситуаций.

     Сказкотерапия - это процесс улучшения внутренней природы и мира вокруг.

     Сказкотерапия - это еще и терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявиться потенциальные части личности, нечто нереализованное, может реализоваться мечта; а главное, в ней появится чувство защищенности и аромата Тайны [15, с.60].

     Функциональные  преимущества сказкотерапии

     1.Сказка дает великолепный общий язык для взрослого, работающего с ребенком. Обычно они разговаривают на разных языках. При этом двуязычен скорее ребенок, а проблемы с общением есть преимущественно у взрослого. Язык сказки их, естественно сближает.

     2.Сказка более информативна, чем обычная стиснутая речь. Она не выдает свое положение за что-то более серьезное, чем символы, метафоры и аналогии. В этом плане сказки, которые сочиняют сами пациенты, дают материал для анализа, и названия для индивидуально значимых понятий.

     3.Сказка  способствует пробуждению детских  и творческих сил в самом  терапевте.

     4.Сказка  несет свободу.

     Ребенок почерпнет из сказки намного больше, если будет не просто пассивным слушателем, а непосредственным участником сказочного сюжета. Он может путешествовать по сказочным дорогам, переживать удивительные приключения и превращения, встречаться  со сказочными существами. Попадая  в сказку, ребенок легко воспринимает «сказочные законы» - нормы и правила  поведения, которые иногда с трудом прививаются детям родителями и  педагогами.

     Принципы  сказкотерапии, считает М.В. Яковлева, заключаются в знакомстве ребенка  со своими сильными сторонами, в «расширении» его поля сознания и поведения, в  поиске нестандартных, оптимальных  выходов из различных ситуаций, обмене позитивным жизненным опытом. Этот метод развивает творческие способности  и умение слушать себя и других, учит принимать и создавать новое.

     Дети, как и взрослые, все разные. К  каждому нужно подобрать свой ключик. Э. Фромм отмечал: «Способность ребенка удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных  ситуациях – это нацеленность на открытие нового и способность  к глубокому осознанию своего опыта». Один ребенок более склонен  сочинять и рассказывать, другой не может усидеть на месте, и с  ним необходимо постоянно двигаться. Третий любит что-то мастерить своими руками, четвертый обожает рисовать…  То, как человек рисует, рассказывает, сочиняет, является ключом к познанию его внутреннего мира. Комбинируя различные приемы сказкотерапии, можно  помочь каждому ребенку прожить  многие ситуации, с аналогами которых он столкнется во взрослой жизни, и значительно расширить его мировосприятие и способы взаимодействия с миром и другими людьми.

     Для того чтобы ребенок лучше «воспринимал»  то, что с ним происходит в сказке, можно придумать ритуал вхождения  в Волшебную Страну. Должно быть специальное место входа и  выхода, а также ритуал, пропускающий детей в сказку.

     В процессе каждого занятия по сказкотерапии  можно дополнительно решать определенные задачи. Сказка служит для ребенка  посредником между реальностью  и внутренним миром. Она приобщает  его к жизни, и к тысячелетней человеческой культуре. На примерах сказочных  героев дети учатся разбираться в  людских характерах. Ведь в сказочных ситуациях, при всей их фантастичности, много весьма жизненных, легко распознаваемых ребенком моментов.

     Каждый  педагог, воспитатель, психолог, родитель имеет свои ценности, взгляды на мир и на стиль воспитания ребенка. Поэтому, выстраивая свою работу с детьми, каждый будет придумывать собственный  сценарий путешествия по сказке.

     Сказочные образы несут в себе огромный смысловой и чувственный заряд. Очень часто только в сказочной форме школьники могут познакомиться с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как верность и предательство, бескорыстие и алчность, самоотверженность и подлость. В сказках все это изображено в полнее доступно для восприятия ребенка и в то же время совсем не примитивно.

     Множество сказок, направленных на удаление сказок, были написаны специально под конкретных людей исходя из их личных особенностей и страхов. Узнавая конкретный страх, можно уже направленно работать с ним сочиняя сказочную историю  для конкретного человека и наделяя  главного героя схожими переживаниями…[15, с. 66].

     Психокоррекционные  сказки – это сказки, сочиняемые психологом, психотерапевтами, педагогами и родителями. В них метафорически  отражаются проблемы пациента: эмоциональные и поведенческие затруднения, проблемы во взаимоотношениях, тревоги, обиды, страхи. 
 

2.2 Коррекционные функции сказкотерапии 

     Сказкотерапия – это целенаправленное использование  сказок в психологической, психокоррекционной, психотерапевтической работе.

     Коррекция - это система мероприятий, направленных на исправление недостатков психологического развития или поведения человека с помощью специальных средств  психологического воздействия. Психологическая коррекция – это такая деятельность, которая направлена на повышение возможности участия ребенка в самых различных сферах (в обучении, поведении, в отношениях с другими людьми), на раскрытие потенциальных творческих резервов человека.

     Выделяют  следующие коррекционные функции  сказки: психологическую

подготовку  к напряженным эмоциональным  ситуациям, символическое отреагирование физиологических и эмоциональных стрессов, принятие в символической форме своей физической активности.

     По  мнению Н. Пезешкиана, сказки выполняют в психокоррекции следующие функции:

     1. Функция зеркала. Содержание сказки становится тем зеркалом, которое отражает внутренний мир человека, облегчая тем самым идентификацию с ним.

     2. Функция модели. Сказки отражают различные конфликтные ситуации и предлагают возможные способы их решения или указывают на последствия отдельных попыток решения конфликтов. Таким образом, они помогают учиться при помощи модели.

     3. Функция опосредования. Сказка выступает в качестве посредника между учеником и психологом, снижая, тем самым, сопротивление учащегося.

     4. Функция хранения опыта. После окончания психокоррекционной работы сказки продолжают действовать в повседневной жизни человека.

     5. Функция возвращения на более  ранние этапы индивидуального развития. Сказка помогает ученику вернуться к прежней радостной непосредственности. Она вызывает изумление и удивление, открывая доступ в мир фантазии, образного мышления, непосредственного и никем не осуждаемого вхождения в роль, которую предлагает им содержание. Сказка способствует пробуждению детских и творческих сил в самом психологе, работающем с клиентом. Она активизирует его работу

на уровне интуиции.

     6. Функция альтернативной концепции.  Сказка звучит для учащегося не в общепринятом, заранее заданном смысле, а предлагает ему альтернативную концепцию, которую ученик может либо принять, либо отвергнуть.

     7. Функция изменения позиции. Сказки неожиданно вызывают

у ребенка  или взрослого новое переживание, в его сознании происходит изменение позиции.

     Возможности работы со сказкой. В работе А.А. Осиповой показаны следующие возможности работы со сказкой:

     1. Использование сказки как метафоры. Тексты и образы сказок вызывают свободные ассоциации, которые касаются личной жизни учащегося, затем эти метафоры и ассоциации могут быть обсуждены.

     2. Рисование по мотивам сказки. В рисунке проявляются свободные ассоциации, в дальнейшем возможен анализ полученного графического материала.

     3. Обсуждение поведения и мотивов  действий персонажа. Прочтение сказки служит поводом к обсуждению ценностей поведения ученика, выявляет его систему оценок в категориях «хорошо— плохо».

     4. Проигрывание эпизодов сказки. Можно  осуществить постановку сказки группой детей или взрослых. Проигрывание тех или иных ее эпизодов дает каждому участнику постановки возможность прочувствовать некоторые эмоционально значимые для себя ситуации и проиграть эмоции. Также можно проиграть сказку в песочнице или осуществить ее постановку с помощью кукол. Работа с куклами помогает ребенку или взрослому корректировать свои движения и делать поведение куклы максимально выразительным, позволяет совершенствовать и проявлять через нее те эмоции, которые он обычно по каким-либо причинам не может себе позволить проявить.

     5. Использование сказки как притчи-нравоучения,  которая подсказывает клиенту с помощью метафоры вариант решения проблемы.

6. Творческая  работа по мотивам сказки:

     а) Анализ. Цель — осознание, интерпретация того, что стоит за каждой сказочной ситуацией, конструкцией сюжета и поведением героев. Читателю предлагается ответить на ряд вопросов: «О чем эта сказка?», «Кто из героев больше всего нравится и почему?», «Почему герой совершил те или иные поступки?», «Что произошло бы с героями, если бы они не совершили тех поступков, которые описаны в сказке?», «Что было бы, если бы в сказке были только хорошие или только плохие герои?» Конечно, основная задача психолога — поставить вопрос так, чтобы он подталкивал к размышлению, а не только являлся тестом на запоминание. Данная форма работы применяется для детей в возрасте от 5 лет, подростков и взрослых.

     б) Рассказывание сказки. Прием помогает проработать развитие фантазии, воображения, способности к децентрированию. Процедура заключается в следующем: ребенку или группе детей предлагается рассказать сказку от первого или от третьего лица. Можно предложить ребенку рассказать сказку от имени других действующих лиц, участвующих или не участвующих в сказке. Например, как сказку о Колобке рассказала бы Лиса, Баба Яга или Василиса Премудрая.

     в) Переписывание сказки. Переписывание и дописывание авторских и народных сказок имеет смысл тогда, когда ребенку, подростку или взрослому чем-то не нравится сюжет, некоторый поворот событий, ситуаций, конец сказки. Это важный диагностический материал. Переписывая сказку, дописывая свой конец или вставляя необходимые персонажи, ученик сам выбирает наиболее соответствующий его внутреннему состоянию поворот и находит тот вариант решения ситуаций, который позволяет освободиться ему от внутреннего напряжения — в этом заключается психокоррекционный смысл переписывания сказки.

     г) Сочинение сказки. В каждой волшебной сказке есть определенные закономерности развития сюжета. Главный герой появляется в доме (семье), растет, при определенных обстоятельствах покидает дом, отправляясь в путешествие. Во время странствий он приобретает и теряет друзей, преодолевает препятствия, борется и побеждает зло, возвращается домой, достигнув цели. Таким образом, в сказках дается не просто жизнеописание героя, а в образной форме рассказывается об основных этапах становления и развития личности. При сочинении сказок возможно использование юмора. Он стимулирует интерес и является эффективным средством для снятия напряжения, тревоги и беспокойства. Сюжеты сказок должны содержать возможности для изменения героев, а также ситуации выбора, требующие от них соответствующего решения. В ходе рассказа должна возникнуть центральная кризисная ситуация, представляющая собой поворотный момент в разрешении конфликта. Характеры положительных и отрицательных героев должны представлять собой сильные и слабые стороны личности клиента. У сказок должен быть счастливый, оптимистичный конец. Важно вселить в человека надежду, что он обязательно найдет выход из затруднительной ситуации, в противном случае у него

не будет  стимула или мотивации для продолжения борьбы [14, с. 79].

       При достижении успеха и победы должно происходить постепенное формирование и утверждение новой личности школьника. Следует учитывать и духовную основу сказок, которая проявляется более или менее ярко и влияет на детей и взрослых, даже если они об этом не задумываются. 
 
 
 
 

Информация о работе Коррекция страхов детей младшего школьного возраста