Коррекция страхов детей младшего школьного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2010 в 17:20, курсовая работа

Описание работы

Использование сказкотерапии для коррекции детских страхов

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………...3
Глава 1 Теоретические основы коррекции страхов у детей младшего школьного возраста обучающихся в системе КРО средствами СТТ
1.1 Проявление страхов у детей младшего школьного возраста………………………5
1.2 Методика исследования страхов в младшем школьном возрасте…......................11
Глава 2 Сказкотерапия как метод коррекции страхов младшего школьника
2.1 Сказкотерапия как метод……………………………………………………………16
2.2 Коррекционные функции сказкотерапии……………………………………….….19
Заключение……………………………………………………………………………….23
Список использованных источников…………………………………………………...24
Приложение А……………………………………………………………………………27
Приложение Б……………………………………………………………………………31

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 70.09 Кб (Скачать)

     Биологические предпосылки. Способствуют возникновению страха некоторые типологические    свойства   высшей   нервной деятельности. Это эмоциональная чувствительность и связанная   с   ней     впечатлительность.   Повышенная впечатлительность   таких   людей   выражается   в   их эмоциональной ранимости и уязвимости,  когда они  «всё близко принимают к сердцу и легко расстраиваются», будучи неспособными к агрессивным ответам. Подверженные страхам дети не склонны к внешнему, открытому выражению своих чувств и переживаний – они «всё держат в себе».

       Большинство детей проходят в  своём психическом развитии   ряд   возрастных   периодов   повышенной чувствительности   к   страхам.  Все  эти страхи  носят переходящий  характер,  но  они  способны  оживлять  аналогичные   страхи,   сохраняющиеся   в   памяти тревожных родителей.  Страхи взрослых передаются детям   в семье.   Это наиболее   типичный  психологический    путь    передачи    страхов.   Вероятность появления страхов у детей всегда  выше  при наличии их   у    родителей,   особенно,    если   на   лицо общие  свойства   высшей   нервной   деятельности, а  так же, когда   родители   пользуются  у  детей  авторитетом и когда между ними существует тесный эмоциональный контакт.     Большинство   страхов   передаются  детям неосознанно, но некоторые страхи, точнее опасения, могут  внушаться  детям   навязываемой   или   системе целостных ориентаций. Таким образом, наследуется не сами страхи, а некоторые общие свойства реагирования.

       Невротические страхи по мнению А.М. Прихожан «характеризуются большей эмоциональной интенсивностью и напряжённостью, длительным течением или постоянством, неблагоприятным влиянием на формирование характера и личности, избеганием объекта страха, а так же всего нового и неизвестного, относительной трудностью устранения страхов» [10, с. 227].

     Невротические страхи могут быть результатом длительных и неразрешимых переживаний. Чаще  всего боятся подобным образом чувствительные, испытывающие эмоциональные затруднения  в отношениях с родителями дети, чье представление о себе искажено эмоциональными переживаниями в семье или конфликтами. Эти дети не могут полагаться на взрослых как источник безопасности, авторитета и любви. С 6 –7 лет ребенок идет в школу. Социальная позиция школьника налагает на него чувство ответственности, долга, обязанности, и это является одной из сил, формирующих нравственные стороны  личности. К моменту   поступления  в школу  у  детей наблюдается уменьшение количества страхов, что как раз и обусловлено новой социальной позицией школьника, которая уменьшает эгоцентрическую направленность личности,  а так же и инстинктивно опосредованные формы страха. Младший школьный возраст – это возраст, когда перекрещиваются инстинктивные и социально опосредованные страхи.   Инстинктивные, преимущественно эмоциональные, формы страха – это собственно страх как воспринимаемая угроза для жизни, в то время, как социальные формы страха являются его интеллектуальной переработкой. Ведущий страх в данном возрасте – это страх «быть не тем», о ком хорошо говорят, кого уважают, ценят и понимают. Конкретными формами страха «быть не тем» являются страхи сделать не то, не так, быть осужденным и наказанным. Эти страхи говорят о нарастающей социальной активности, об упрочении чувства ответственности, долга, обязанности, то есть обо всем том, что объединено в понятие «совесть», которое является центральным психологическим образованием данного возраста.

     А.С. Спиваковская отмечает, что дети, которые не приобрели до школы необходимого опыта общения со сверстниками, неуверенные в себе, боятся не оправдать ожидания взрослых, испытывают трудности адаптации в школьном коллективе и страх перед учительницей. Некоторые дети панически боятся сделать ошибку, когда готовят уроки. Это происходит в тех случаях, когда родители педантично их проверяют и при этом очень драматично относятся к ошибкам. Даже, если родители не наказывают ребенка, психологическое наказание все равно присутствует. «В младшем школьном возрасте отметка не просто оценка конкретного результата деятельности. Она субъективно воспринимается ребенком как оценка всей его личности» [10, с. 234].

     «Ты плохой, потому что ты плохо учишься», - говорят ребенку. Он соглашается, и возникает неразрешимый внутренний конфликт. Он сопровождается чувством неопределенности, неуверенности в себе и различными страхами. В ряде случаев страх перед школой вызван конфликтом со сверстниками, боязнью проявлений физической агрессии с их стороны. Чаще всего подобные страхи с возрастом меняют свой характер, иногда исчезают совсем. Но, принимая длительный характер, они вызывают у ребенка чувство бессилия, неспособность справиться со своими чувствами, контролировать их [10, с. 236].

     Таким образом, большая часть страхов младших школьников лежит в области учебной деятельности: «боязнь быть не тем», страх сделать ошибку, боязнь получить плохую отметку, боязнь конфликта со сверстниками. Школьные страхи не только лишают ребенка психологического комфорта, радости учения, но и способствуют развитию детских неврозов. 
 

1.2 Методика исследования страхов в младшем школьном возрасте

     Тест  школьной тревожности Филлипса

     Тест  школьной тревожности Филлипса предназначен для изучения уровня и характера  тревожности, связанной со школой у  детей младшего школьного и среднего школьного возраста.

     Описание

     Тест  состоит из 58 вопросов (приложение А), которые можно зачитать школьникам, а можно предложить в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить «Да» или «Нет».

     Инструкция

     Ребята, сейчас вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о  том, как вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво,  здесь нет неверных, хороших или  плохих ответов. Над вопросами долго  не задумывайтесь. На листе ответов вверху запишите свое имя, фамилию и класс. Отвечая на вопрос, записывайте его номер и ответ «Да», если вы согласны с ним, или «Нет», если не согласны.

     Обработка и интерпретация результатов  

     При обработке результатов выделяют вопросы, ответы на которые не совпадают  с ключом теста (табл. 1,2).Например, на 58-й вопрос ребенок ответил «Да», в то время как в ключе этому  вопросу соответствует ответ  «Нет». Ответы, не совпадающие с ключом, - это проявление тревожности. При  обработке подсчитывается:

     1.Общее  число несовпадений по всему  тесту. Если оно больше 50%, можно  говорить о повышенной тревожности  ребенка, если больше 75% от общего  числа вопросов теста – о  высокой тревожности.

     2.Число  совпадений по каждому из 8 факторов  тревожности, выделяемых в тексте. Уровень тревожности определяется  так же, как в первом случае. Анализируется общее внутреннее  эмоциональное состояние школьника,  во многом определяющееся наличием  тех или иных тревожных синдромов  (факторов) и их количеством. 

Таблица 1 - Распределение вопросов по факторам 

Фактор Номера вопросов
1.Общая  тревожность в школе 2,4,7,12,16,21,23,26,28,46,47,48, 49,50,51,52,53,54,55,56,57,58

Σ=22

2.Переживание  социального стресса 5, 10, 15, 20, 24, 30, 33, 36, 39, 42, 44

Σ=11

3.Фрустрация  потребности в достижении успеха 1,3,6,11,17,19, 25, 29, 32, 35, 38, 41, 43

Σ=13

4.Страх  самовыражения 27,31,34,37,40,45

Σ=6

5.Страх  ситуации проверки знаний 2,7,12,16,21,26

Σ=6

6.Страх  несоответствовать ожиданиям окружающих 38,13,17,22

Σ=5

7.Низкая  физиологическая сопротивляемость  стрессу 9,34,18,23,28

Σ=5

8.Проблемы  и страхи в отношениях с  учителем 26,11,32,35,41,44,47

Σ=8

 
 

Таблица 2 - Ключ к вопросам теста школьной подвижности 

1- 18- 35+ 52-
2- 19- 36+ 53-
3- 20+ 37- 54-
4- 21- 38+ 55-
5- 22+ 39+ 56-
6- 23- 40- 57-
7- 24+ 41+ 58-
8- 25+ 42-  
9- 26- 43+  
10- 27- 44+  
11+ 28- 45-  
12- 29- 46-  
13- 30+ 47-  
14- 31- 48-  
15- 32- 49-  
16- 33- 50-  
17- 34- 51-  
 

    

       Содержательная характеристика  каждого синдрома (фактора) 

     1.Общая  тревожность в школе – общее  эмоциональное состояние ребенка,  связанное с различными формами  его включения в жизнь школы.

     2.Переживания  социального стресса – эмоциональное  состояние ребенка, на фоне  которого развивается его социальные  контакты (прежде всего со сверстниками).

     3.Фрустрация  потребности в достижении успеха  – неблагоприятный психической  фон, не позволяющий ребенку  развивать свои потребности в  успехе, достижении высокого результата  и так далее.

     4.Страх  самовыражения – негативные эмоциональные  переживания ситуаций, сопряженных  с необходимостью самораскрытия,  предъявления себя другим, демонстрации  своих возможностей.

     5.Страх  ситуации проверки знаний –  негативное отношение и переживание  тревоги в ситуациях проверки (особенно - публичной) знаний, достижений, возможностей.

     6.Страх  несоответствовать ожиданиям окружающих  – ориентация на значимость  других в оценке своих результатов,  поступков и мыслей, тревога по  поводу оценок, даваемых окружающим, ожидание негативных оценок.

     7.Низкая  физиологическая сопротивляемость  стрессу – особенности психофизиологической  организации, снижающие приспособляемость  ребенка к ситуациям стрессогенного  характера, повышающие вероятность  неадекватного, деструктивного реагирования  на тревожный фактор среды.

     8.Проблемы  и страхи в отношениях с  учителями – общий негативный  эмоциональный фон отношений  со взрослыми в школе, снижающий  успешность обучения ребенка.

     Для интегральной характеристики личности младшего школьника, в целях углубленной  диагностики используются многофакторные опросники (например, детский вариант  теста Кеттела), проективные методики (КАТ, тест Розенцвейга). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2 Сказкотерапия как метод коррекции  страхов младшего школьника

2.1 Сказкотерапия  как метод 

     Сказкотерапия - это один из наименее травмоопасных  и безболезненных способов психотерапии. Возможно потому, что с помощью  сказок сформировался жизненный  сценарий и с помощью сказки же можно попытаться из этого неудачного жизненного  сценария человека извлечь (С. А. Черняева).

Информация о работе Коррекция страхов детей младшего школьного возраста