Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2010 в 17:20, курсовая работа
Использование сказкотерапии для коррекции детских страхов
Введение…………………………………………………………………………………...3
Глава 1 Теоретические основы коррекции страхов у детей младшего школьного возраста обучающихся в системе КРО средствами СТТ
1.1 Проявление страхов у детей младшего школьного возраста………………………5
1.2 Методика исследования страхов в младшем школьном возрасте…......................11
Глава 2 Сказкотерапия как метод коррекции страхов младшего школьника
2.1 Сказкотерапия как метод……………………………………………………………16
2.2 Коррекционные функции сказкотерапии……………………………………….….19
Заключение……………………………………………………………………………….23
Список использованных источников…………………………………………………...24
Приложение А……………………………………………………………………………27
Приложение Б……………………………………………………………………………31
Заключение
Страх-это эмоция, которая может возникнуть в любом возрастном периоде. Очень большая часть страхов младших школьников лежит в области учебной деятельности. Здоровые психически и физически дети с радостью и нетерпением ждут начала школьной жизни. Они быстро осваиваются в ней, не вызывая ни каких невротических реакций на изменение своей жизни. Вместе с тем, есть дети, которые страдают настоящей школьной фобией.
Работая с тревожными детьми, следует учитывать их особое, специфическое отношение к успеху, неуспеху, оценке и результату. Тревожные дети очень чувствительны к результатам собственной деятельности, боятся и избегают неуспеха. Им очень трудно оценить результаты своей деятельности, они не могут сами решить, правильно сделали что-либо, а ждут этой оценки от взрослого.
Есть множество страхов, возникновение которых не связано с учебной деятельностью. Исследования показали, что опрошенные дети в младшем школьном возрасте от 7 до 10 лет боятся: оставаться одни дома, заболеть, умереть, сказочных персонажей, темноты. Исследования показали, что число страхов выше у девочек, чем у мальчиков (девочки более чувствительны).
В процессе анализа теоретических положений по данной проблеме были раскрыты понятие страха, причины их возникновения, способы коррекции страхов.
Поставленная
цель, задачи достигнуты, выдвинутая гипотеза
подтверждена на теоретическом уровне.
Практическая значимость данной работы
заключается в представлении
диагностических методик и
Список использованных источников
1.Алексеенко, В.В. Сказкотерапия: Нравственное и эмоциональное развитие дошкольника / В.В. Алексеенко. – М.: Союз, 2008. - 213 с.
2.Битянова, М.Р. Работа психолога в начальной школе / М.Р. Битянов. – М.: Совершенство, 1998.- 264 с.
3.Варга, А.Я. Психологическая коррекция нарушений общения младших школьников в игровой группе / А.Я. Варга. – М.: Союз, 1998.- 152 с.
4.Вачков,
И.В. Сказкотерапия: Развитие
5.Вологодина, Н.Г. Детские страхи днем и ночью / Н.Г. Вологодина. – М.: Феникс, 2006.- 106 с.
6.Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. – М.: Союз, 2004.- 541 с.
7.Громова, Т.В. Страна эмоций: Методика как инструмент диагностической и коррекционной работы с эмоционально – волевой сферой ребенка / Т.В. Громова. – М.: Перспектива, 2002.- 480 с.
8. Диагностика и коррекция психического развития школьников. Учебное пособие / Под ред. Я.Л. Коменского, Е.А. Панько. – М.: Вентана - Граф, 1997.- 247 с.
9.Захаров, А.И. Дневные и ночные страхи у детей / А.И. Захаров. – СПб.: Речь, 2005.- 320 с.
10.Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Игры в сказкотерапии / Т.Д. Зинкевич – Евстигнеева. – М.: Речь, 2006. - 410 с.
11.Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Основы сказкотерапии / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. – М.: Речь, 2007. - 407 с.
12.Зинкевич-Евстигнеева,
Т.Д. Практикум по
13.Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Проективная диагностика в сказкотерапии / Т.Д. Зинкевич – Евстигнеева. – М.: Речь, 2005. - 201 с.
14.Зинкевич-Евстигнеева,
Т.Д. Психодиагностика через
15.Зинкевич-Евстигнеева,
Т.Д. Развивающая
16.Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Тренинг по сказкотерапии / Т.Д. Зинкевич – Евстигнеева. – М.: Речь, 2007. - 283 с.
17.Зинкевич-Евстигнееева, Т.Д. Формы и методы работы со сказками / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. – СПб.: Речь, 2008.- 195 с.
18. Зубкова, А.С. Детские страхи: Книга для родителей и педагогов / А.С. Зубкова. – М.: Юнити, 2007.- 341 с.
19.Капская,
А.Ю. Планета чудес:
20.Ковалев, А.Г. Психология личности / А.Г. Ковалев. – М.: Просвещение, 1995. - 346 с.
21.Кудинов, С.А. Психология младшего школьника / С.А. Кудинов. – М.: Юнити, 2001.- 631 с.
22.Кулинцова, И.Е. Коррекция детских страхов с помощью сказок / И.Е. Кулинцова. – М.: Форма, 2008.- 160 с.
23.Макарова, Е.Г. Преодолеть страх или искусство – терапия / Е.Г. Макарова. – М.: Союз, 1996.- 136 с.
24.Мэнделл,
М. Д. Практика сказкотерапии
/ М.Д. Мэнделл – М.: Речь, 2005. - 138
с.
25.Немов, Р.С. Общая психология / Р.С. Немов. – М.: Питер, 2008.- 228 с.
26.Прудиус,
Е.К. Сказкотерапия в помощь
родителям: Там водятся
27.Прудиус,
Е.К. Сказкотерапия трудного
28.Соколов, Д.Ю. Сказки и сказкотерапия / Д.Ю. Соколов. – М.: Класс, 2008. - 194 с.
29.Стишенок, И.В. Сказка в тренинге: коррекция, развитие, личностный рост / И.В. Стишенок. – СПб.: Речь, 2006.- 144 с.
30.Татаринцева, А.Ю. Детские страхи: Куклотерапия в помощь детям / А.Ю. Татаринцева. – СПб.: Речь, 2007.- 223 с.
31.Шорохова, О.А. Играем в сказку: Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников / О.А. Шорохова. – М.: Сфера, 2006. - 213 с.
32.Эльконин,
Д.Б. Психология обучения младшего
школьника / Д.Б. Эльконин. – М.: Просвещение,
1974.- 357 с.
Приложение А
Тест школьной тревожности Филлипса
1.Трудно ли тебе держаться на одном уровне со всем классом?
2.Волнуешся
ли ты, когда учитель говорит,
что собирается проверить,
3.Трудно ли тебе работать в классе так, как этого хочет учитель?
4.Снится
ли тебе временами, что
5.Случалось ли, что кто-нибудь из твоего класса бил или ударял тебя?
6.Часто
ли тебе хочется, чтобы
7.Сильно ли ты волнуешься при ответе или выполнении задания?
8.Случается
ли с тобой, что ты боишься
высказываться на уроке,
9.Дрожат ли у тебя колени, когда тебя вызывают отвечать?
10.Часто ли твои одноклассники смеются над тобой, когда вы играете в разные игры?
11.Случается ли, что тебе ставят более низкую оценку, чем ты ожидал?
12.Волнует ли тебя вопрос о том, не оставят ли тебя на второй год?
13.Стараешся ли ты избегать игр, в которых делается выбор, потому что тебя, как правило, не выбирают?
14.Бывает ли временами, что ты весь дрожишь, когда тебя вызывают отвечать?
15. Часто
ли у тебя возникает ощущение,
что никто из твоих
16.Сильно ли ты волнуешься перед тем, как начать выполнять задание?
17.Трудно
ли тебе получать такие
18.Боишся ли ты временами, что тебе станет дурно в классе?
19.Будут
ли твои одноклассники
20.Похож ли ты на своих одноклассников?
21.Выполнив задание, беспокоишься ли ты о том, хорошо ли с ним справился?
22.Когда ты работаешь в классе, уверен ли ты в том, что все хорошо запомнишь?
23.Снится ли тебе иногда, что ты в школе и не можешь ответить на вопрос учителя?
24.Верно
ли, что большинство ребят
25.Работаешь ли ты более усердно, если знаешь, что результаты такой работы будут сравнивать в классе с результатами твоих одноклассников?
26.Часто
ли ты мечтаешь о том, чтобы
поменьше волноваться, когда
27.Боишся ли ты временами вступать в спор?
28.Чувствуешь
ли ты, что твое сердце начинает
сильно биться, когда учитель
говорит, что собирается
29.Когда ты получаешь хорошие отметки, думает ли кто-нибудь из твоих друзей, что ты хочешь выслужиться?
30.Хорошо ли ты себя чувствуешь с тем из твоих одноклассников, к которым ребята относятся с особым вниманием?
31.Бывает ли, что некоторые ребята в классе говорят что-то, что тебя задевает?
32.Как
ты думаешь, теряют ли
33.Похоже ли на то, что большинство твоих одноклассников не обращают на тебя внимание?
34.часто
ли ты боишься выглядеть
35.Доволен
ли ты тем, как к тебе
36.Помогает
ли твоя мама в организации
вечеров, как другие мамы
37.Волновало ли тебя когда-нибудь, что думают о тебе окружающие?
38.Надеешся ли ты в будущем учится лучше, чем раньше?
39.Считаешь ли ты, что одеваешься в школу так же хорошо, как и твои одноклассники?
40.Часто ли ты задумываешься, отвечая на уроке, что думают о тебе в это время другие?
41. Обладают
ли способные ученики какими-
42.Злятся
ли некоторые из твоих
43.Доволен
ли ты тем, как к тебе
44.Хорошо ли ты себя чувствуешь, когда остаешься один на один с учителем?
45.Высмеивают
ли временами твои
46.Думаешь ли ты, что беспокоишься о своих школьных делах больше, чем другие ребята?
47.Если ты не можешь ответить, когда тебя спрашивают, чувствуешь ли ты, что вот-вот расплачешься?
48.Когда
вечером ты лежишь в постели,
думаешь ли ты временами с
беспокойством о том, что
49.Работая над трудным заданием, чувствуешь ли ты порой, что совершенно забыл вещи, которые хорошо знал раньше?
50.Дрожит ли слегка твоя рука, когда ты работаешь над заданием?
51.Чувствуешь
ли ты, что начинаешь нервничать,
когда учитель говорит, что
собирается дать классу
52.Пугает ли тебя проверка твоих знаний в школе?
53.Когда
учитель говорит, что
54.Снилось ли тебе временами, что твои одноклассники могут сделать то, что не можешь ты?
Информация о работе Коррекция страхов детей младшего школьного возраста