Коррекция страхов детей младшего школьного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2010 в 17:20, курсовая работа

Описание работы

Использование сказкотерапии для коррекции детских страхов

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………...3
Глава 1 Теоретические основы коррекции страхов у детей младшего школьного возраста обучающихся в системе КРО средствами СТТ
1.1 Проявление страхов у детей младшего школьного возраста………………………5
1.2 Методика исследования страхов в младшем школьном возрасте…......................11
Глава 2 Сказкотерапия как метод коррекции страхов младшего школьника
2.1 Сказкотерапия как метод……………………………………………………………16
2.2 Коррекционные функции сказкотерапии……………………………………….….19
Заключение……………………………………………………………………………….23
Список использованных источников…………………………………………………...24
Приложение А……………………………………………………………………………27
Приложение Б……………………………………………………………………………31

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 70.09 Кб (Скачать)

Заключение 

     Страх-это  эмоция, которая может возникнуть в любом возрастном периоде. Очень  большая часть страхов младших  школьников лежит в области учебной деятельности. Здоровые психически и физически дети с радостью и нетерпением ждут начала школьной жизни. Они быстро осваиваются в ней, не вызывая ни каких невротических реакций на изменение своей жизни. Вместе с тем, есть дети, которые страдают настоящей школьной фобией.

     Работая с тревожными детьми, следует учитывать их особое, специфическое отношение к успеху, неуспеху, оценке и результату. Тревожные дети очень чувствительны к результатам собственной деятельности, боятся и избегают неуспеха. Им очень трудно оценить результаты своей деятельности, они не могут сами решить, правильно сделали что-либо, а ждут этой оценки от взрослого.

     Есть  множество страхов, возникновение  которых не связано с учебной  деятельностью. Исследования показали, что опрошенные дети в младшем школьном возрасте от 7 до 10 лет боятся: оставаться одни дома, заболеть, умереть, сказочных персонажей, темноты. Исследования показали, что число страхов выше у девочек, чем у мальчиков (девочки более чувствительны).

     В процессе анализа теоретических  положений по данной проблеме были раскрыты понятие страха, причины их возникновения, способы коррекции страхов.

     Поставленная  цель, задачи достигнуты, выдвинутая гипотеза подтверждена на теоретическом уровне. Практическая значимость данной работы заключается в представлении  диагностических методик и рекомендаций для педагогов в условиях общеобразовательных  учреждений.

  

Список использованных источников

1.Алексеенко, В.В. Сказкотерапия: Нравственное и эмоциональное развитие дошкольника / В.В. Алексеенко. – М.: Союз, 2008. - 213 с.

2.Битянова, М.Р.  Работа психолога в начальной школе / М.Р. Битянов. – М.: Совершенство, 1998.- 264 с.

3.Варга, А.Я. Психологическая коррекция нарушений общения младших школьников в игровой группе / А.Я. Варга. – М.: Союз, 1998.- 152 с.

4.Вачков, И.В. Сказкотерапия: Развитие самосознания  через психологическую сказку / И.В.  Вачков. – М.: Ось-89, 2007. - 534 с.

5.Вологодина, Н.Г. Детские страхи днем и ночью / Н.Г. Вологодина. – М.: Феникс, 2006.- 106 с. 

6.Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. – М.: Союз, 2004.- 541 с.

7.Громова, Т.В. Страна эмоций: Методика как инструмент диагностической и коррекционной работы с эмоционально – волевой сферой ребенка / Т.В. Громова. – М.: Перспектива, 2002.- 480 с.

8. Диагностика и коррекция психического развития школьников. Учебное пособие / Под ред. Я.Л. Коменского, Е.А. Панько. – М.: Вентана - Граф, 1997.- 247 с.

9.Захаров, А.И. Дневные и ночные страхи у детей / А.И. Захаров. – СПб.: Речь, 2005.- 320 с.

10.Зинкевич-Евстигнеева,  Т.Д. Игры в сказкотерапии / Т.Д. Зинкевич – Евстигнеева.  – М.: Речь, 2006. - 410 с.

11.Зинкевич-Евстигнеева,  Т.Д. Основы сказкотерапии / Т.Д.  Зинкевич-Евстигнеева. – М.: Речь, 2007. - 407 с.

12.Зинкевич-Евстигнеева,  Т.Д. Практикум по сказкотерапии  / Т.Д Зинкевич. – Евстигнеева  – М.: Речь, 2008. - 293 с. 

13.Зинкевич-Евстигнеева,  Т.Д. Проективная диагностика  в сказкотерапии / Т.Д. Зинкевич  – Евстигнеева. – М.: Речь, 2005. - 201 с.

14.Зинкевич-Евстигнеева,  Т.Д. Психодиагностика через рисунок  в сказкотерапии / Т.Д. Зинкевич  – Евстигнеева. – М.: Речь, 2006. - 182 с.

15.Зинкевич-Евстигнеева,  Т.Д. Развивающая сказкотерапия  / Т.Д. Зинкевич – Евстигнеева.  – М.: Речь, 2006. - 268 с.

16.Зинкевич-Евстигнеева,  Т.Д. Тренинг по сказкотерапии  / Т.Д. Зинкевич – Евстигнеева.  – М.: Речь, 2007. - 283 с.

17.Зинкевич-Евстигнееева, Т.Д. Формы и методы работы со сказками / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. – СПб.: Речь, 2008.- 195 с.

18. Зубкова, А.С. Детские страхи: Книга для родителей и педагогов / А.С. Зубкова. – М.: Юнити, 2007.- 341 с.

19.Капская,  А.Ю. Планета чудес: Развивающая  сказкотерапия для детей / А.Ю.  Капская. – М.: Речь, 2006. - 228 с.

20.Ковалев,  А.Г. Психология личности / А.Г.  Ковалев. – М.: Просвещение, 1995. - 346 с.

21.Кудинов, С.А.  Психология младшего школьника / С.А. Кудинов. – М.: Юнити, 2001.- 631 с.

22.Кулинцова, И.Е. Коррекция детских страхов с помощью сказок / И.Е. Кулинцова. – М.: Форма, 2008.- 160 с.

23.Макарова, Е.Г. Преодолеть страх или искусство – терапия / Е.Г. Макарова. – М.: Союз, 1996.- 136 с.

24.Мэнделл,  М. Д. Практика сказкотерапии  / М.Д. Мэнделл – М.: Речь, 2005. - 138 с. 

25.Немов, Р.С. Общая психология / Р.С. Немов. – М.: Питер, 2008.- 228 с.  

26.Прудиус,  Е.К. Сказкотерапия  в помощь  родителям: Там водятся волшебники / Е.К. Прудиус. – М.: Речь, 2006. - 374 с.

27.Прудиус,  Е.К. Сказкотерапия трудного детства:  Сказки с дельфиньего хвоста / Е.К. Прудиус. – М.: Речь, 2006. - 263 с.

28.Соколов,  Д.Ю. Сказки и сказкотерапия  / Д.Ю. Соколов. – М.: Класс, 2008. - 194 с.

29.Стишенок, И.В. Сказка в тренинге: коррекция, развитие, личностный рост / И.В. Стишенок. – СПб.: Речь, 2006.- 144 с.

30.Татаринцева, А.Ю. Детские страхи: Куклотерапия в помощь детям / А.Ю. Татаринцева. – СПб.: Речь, 2007.- 223 с.

31.Шорохова, О.А. Играем в сказку: Сказкотерапия  и занятия по развитию связной  речи дошкольников / О.А. Шорохова. – М.: Сфера, 2006. - 213 с.

32.Эльконин,  Д.Б.  Психология обучения младшего школьника / Д.Б. Эльконин. – М.: Просвещение, 1974.- 357 с. 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение  А

Тест  школьной тревожности Филлипса

1.Трудно  ли тебе держаться на одном  уровне со всем классом?

2.Волнуешся  ли ты, когда учитель говорит,  что собирается проверить, насколько  ты знаешь материал?

3.Трудно  ли тебе работать в классе  так, как этого хочет учитель?

4.Снится  ли тебе временами, что учитель  в ярости от того, что ты  не знаешь урок?

5.Случалось  ли, что кто-нибудь из твоего  класса бил или ударял тебя?

6.Часто  ли тебе хочется, чтобы учитель  не торопился при объяснении  нового материала, пока ты не  поймешь, что он говорит?

7.Сильно  ли ты волнуешься при ответе  или выполнении задания?

8.Случается  ли с тобой, что ты боишься  высказываться на уроке, потому  что боишься сделать глупую  ошибку?

9.Дрожат  ли у тебя колени, когда тебя  вызывают отвечать?

10.Часто  ли твои одноклассники смеются  над тобой, когда вы играете  в разные игры?

11.Случается  ли, что тебе ставят более низкую  оценку, чем ты ожидал?

12.Волнует  ли тебя вопрос о том, не  оставят ли тебя на второй  год?

13.Стараешся  ли ты избегать игр, в которых  делается выбор, потому что  тебя, как правило, не выбирают?

14.Бывает  ли временами, что ты весь  дрожишь, когда тебя вызывают  отвечать?

15. Часто  ли у тебя возникает ощущение, что никто из твоих одноклассников  не хочет делать то, что хочешь  делать ты?

16.Сильно  ли ты волнуешься перед тем,  как начать выполнять задание?

17.Трудно  ли тебе получать такие отметки,  какие ждут от тебя родители?

18.Боишся  ли ты временами, что тебе  станет дурно в классе?

19.Будут  ли твои одноклассники смеяться  над тобой, если ты сделаешь  ошибку при ответе?

20.Похож  ли ты на своих одноклассников?

21.Выполнив  задание, беспокоишься ли ты  о том, хорошо ли с ним  справился?

22.Когда  ты работаешь в классе, уверен  ли ты в том, что все хорошо  запомнишь?

23.Снится  ли тебе иногда, что ты в  школе и не можешь ответить  на вопрос учителя?

24.Верно  ли, что большинство ребят относится  к тебе по-дружески?

25.Работаешь  ли ты более усердно, если  знаешь, что результаты такой  работы будут сравнивать в  классе с результатами твоих  одноклассников?

26.Часто  ли ты мечтаешь о том, чтобы  поменьше волноваться, когда тебя  спрашивают?

27.Боишся  ли ты временами вступать в  спор?

28.Чувствуешь  ли ты,  что твое сердце начинает  сильно биться, когда учитель  говорит, что собирается проверить  твою готовность к уроку?

29.Когда  ты получаешь хорошие отметки,  думает ли кто-нибудь из твоих  друзей, что ты хочешь выслужиться?

30.Хорошо  ли ты себя чувствуешь с  тем из твоих одноклассников, к которым ребята относятся  с особым вниманием?

31.Бывает  ли, что некоторые ребята в  классе говорят что-то, что тебя  задевает?

32.Как  ты думаешь, теряют ли расположение  те из учеников, которые не  справляются с учебой?

33.Похоже  ли на то, что большинство твоих  одноклассников не обращают на  тебя внимание?

34.часто  ли ты боишься выглядеть нелепо?

35.Доволен  ли ты тем, как к тебе относятся  учителя?

36.Помогает  ли твоя мама в организации  вечеров, как другие мамы твоих  одноклассников?

37.Волновало  ли тебя когда-нибудь, что думают  о тебе окружающие?

38.Надеешся  ли ты в будущем учится лучше,  чем раньше?

39.Считаешь  ли ты, что одеваешься в школу  так же хорошо, как и твои  одноклассники?

40.Часто  ли ты задумываешься, отвечая  на уроке, что думают о тебе  в это время другие?

41. Обладают  ли способные ученики какими-то  правами, которых нет у других  ребят в классе?

42.Злятся  ли некоторые из твоих одноклассников, когда тебе удается быть лучше  их?

43.Доволен  ли ты тем, как к тебе относятся  одноклассники?

44.Хорошо  ли ты себя чувствуешь, когда  остаешься один на один с  учителем?

45.Высмеивают  ли временами твои одноклассники  твою внешность и поведение?

46.Думаешь  ли ты, что беспокоишься о своих  школьных делах больше, чем другие  ребята?

47.Если  ты не можешь ответить, когда  тебя спрашивают, чувствуешь ли  ты, что вот-вот расплачешься?

48.Когда  вечером ты лежишь в постели,  думаешь ли ты временами с  беспокойством о том, что будет  завтра в школе?

49.Работая  над трудным заданием, чувствуешь  ли ты порой, что совершенно  забыл вещи, которые хорошо знал  раньше?

50.Дрожит  ли слегка твоя рука, когда  ты работаешь над заданием?

51.Чувствуешь  ли ты, что начинаешь нервничать, когда учитель говорит, что  собирается дать классу задание?

52.Пугает  ли тебя проверка твоих знаний  в школе?

53.Когда  учитель говорит, что собирается  дать классу задание, чувствуешь  ли ты страх, что не справишься  с ним?

54.Снилось  ли тебе временами, что твои  одноклассники могут сделать  то, что не можешь ты?

Информация о работе Коррекция страхов детей младшего школьного возраста