Контрольная работа по "Психология"

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 20:41, контрольная работа

Описание работы

Понятие "конфликт" характеризуется исключительной широтой содержания и употребляется в разнообразных значениях. Самым общим образом конфликт можно определить как "предельное обострение противоречий". Психологи также подчеркивают, что такое трудно разрешимое противоречие связано с острыми эмоциональными переживаниями.

Содержание

1. Конфликты. Понятие, причины, пути предупреждения и разрешения конфликтов в трудовом коллективе. Стили поведения в конфликте. Определите свой преобладающий стиль.……………………………….……3
2. Правила обращения, приветствия, знакомства
(в деловом общении)…………………………………………

Работа содержит 1 файл

Контрольная-психология-и-этика.docx

— 76.90 Кб (Скачать)

    Конкуренция вовсе не означает, что непременно употребляется грубая сила или делается ставка лишь на власть и высокий  ранг того, кто добивается возобладания своего мнения, собственных интересов. Возможно, что настойчивое стремление выиграть противостояние опирается  на более убедительные аргументы, на умение одного из оппонентов искусно  драматизировать свои идеи, подавать их в эффектном изложении, в манере броского вызова. Нельзя, однако, забывать, что любое давление, в какой  бы «элегантной» форме оно ни происходило, может обернуться взрывом необузданных эмоций, крушением уважительных и  доверительных отношений, чрезмерно  негативной реакцией со стороны тех, кто окажется побежденным и не оставит попыток добиться реванша. Потому желание считать себя всегда правым — мало пригодный стиль  поведения в большей части  межличностных конфликтов, не лучший вариант сохранения здоровой морально-психологической  атмосферы в организации, создания условий, позволяющих сотрудникам  ладить друг с другом. 

    Стиль 4. Сотрудничество

    В конфликтном взаимодействии возможность  сотрудничества появляется в тех  случаях, когда: 

    • проблема, вызвавшая разногласия, представляется важной для конфликтующих сторон, каждая из которых не намерена уклоняться от ее совместного решения;
    • конфликтующие стороны имеют примерно равный ранг или вовсе не обращают внимания на разницу в своих положениях;
    • каждая сторона желает добровольно и на равноправной основе обсудить спорные вопросы, с тем чтобы, в конечном счете, прийти к полному согласию относительно взаимовыгодного решения значимой для всех проблемы;
    • стороны, вовлеченные в конфликт, поступают как партнеры, доверяют друг другу, считаются с потребностями, опасениями и предпочтениями оппонентов. Выгоды сотрудничества несомненны: каждая сторона получает максимум пользы при минимальных потерях. Но такой путь продвижения к положительному исходу конфликта по-своему тернист. Он требует времени и терпения, мудрости и дружеского расположения, умения выразить и аргументировать свою позицию, внимательного выслушивания оппонентов, объясняющих свои интересы, выработки альтернатив и согласованного выбора из них, в ходе переговоров, взаимоприемлемого решения.

    Наградой  за общие усилия служат конструктивный, всех устраивающий результат, совместно  найденный оптимальный выход  из конфликта, а также укрепление партнерского взаимодействия. 

    Стиль 5. Компромисс

    К компромиссу обращаются в ситуациях, когда: 

    • субъекты  конфликта хорошо осведомлены о  его причинах и развитии, чтобы  судить о реально складывающихся обстоятельствах, всех «за» и «против» собственных интересов;
    • равные по рангу конфликтующие стороны, имея взаимоисключающие интересы, сознают необходимость смириться с данным положением дел и расстановкой сил, довольствоваться временным, но подходящим вариантом разрешения противоречий;
    • участники конфликта, обладающие разным рангом, склоняются к достижению договоренности, чтобы выиграть время и сберечь силы, не идти на разрыв отношений, избежать излишних потерь;
    • оппоненты, оценив сложившуюся ситуацию, корректируют свои цели с учетом изменений, происшедших в процессе конфликта;
    • все другие стили поведения в данном конфликте не приносят эффекта.

    Способность к компромиссу — признак реализма и высокой культуры общения, т. е. качество, особо ценимое в управленческой практике. Не следует, однако, прибегать  к нему без нужды, торопиться с  принятием компромиссных отношений, прерывая, тем самым обстоятельное  обсуждение сложной проблемы, искусственно сокращать время на творческий поиск  разумных альтернатив, оптимальных  вариантов. Каждый раз нужно проверять, эффективен ли в данном случае компромисс по сравнению, например, с сотрудничеством, уклонением или приспособлением.  

    Резюмируя все вышесказанное, необходимо подчеркнуть, что каждый из рассмотренных стилей эффективен только в определенных условиях, и ни один из них не может быть выделен как самый лучший (за исключением, разве что, сотрудничества). Любой  человек должен уметь эффективно использовать каждый из пяти рассмотренных  нами стилей, сознательно делать тот  или иной выбор, учитывая конкретные обстоятельства. Наилучший подход будет  определяться конкретной ситуацией, а  также индивидуально-психологическими особенностями конкретного партнера по взаимодействию. Предпочитать одни стили другим — естественно, но жесткое  предпочтение может ограничить возможности  человека. Таким образом, важно определить для себя приоритеты, а также возможные  альтернативные варианты. Это позволит быть более свободным в выборе при столкновении с конкретными  конфликтными ситуациями. 
 
 
 
 
 

Определите  свой преобладающий  стиль. 
 

   Для определения своего преобладающего стиль воспользуюсь тестом Томаса. Данный тест является классическим и очень доступным инструментом для диагностирования предрасположенности индивида к тем или иным формам социального поведения в условиях конфликта.

   Каждый  из пяти способов реагирования описывается  в вопроснике 12 суждениями о поведении  в конфликтной ситуации. В различных  сочетаниях они сгруппированы в 30 пар. В каждой паре предлагается отметить то утверждение, которое представляется ему наиболее подходящим. Оценки суммируются  по пяти шкалам и сравниваются между  собой для определения склонности индивида к выбору в конфликтных  ситуациях характерных способов социального взаимодействия. 

   Вопросник 

   1.

   а) Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

   б) Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны. 

   2.

   а) Я  стараюсь найти компромиссное решение.

   б) Я пытаюсь уладить дело с учетом всех интересов другого человека и моих собственных. 

   3.

   а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

   б) Я стараюсь успокоить другого и стремлюсь, главным образом, сохранить наши отношения. 

   4.

   а) Я стараюсь найти компромиссное решение

   б) Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека. 

   5.

   а) Улаживая спорную ситуацию, я все время  пытаюсь найти поддержку у  другого.

   б) Я стараюсь делать все, чтобы избежать бесполезной напряженности. 

   6.

   а) Я  пытаюсь избежать неприятностей  для себя.

   б) Я стараюсь добиться своего. 

   7.

   а) Я  стараюсь отложить решение спорного вопроса, с тем чтобы со временем решить его окончательно.

   б) Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого. 

   8.

   а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

   б) Первым делом я стараюсь определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы. 

   9.

   а) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникших разногласий.

   б) Я  прилагаю усилия, чтобы добиться своего. 

   10.

   а) Я  твердо стремлюсь достичь своего.

   б) Я пытаюсь найти компромиссное решение. 

   11.

   а) Первым делом я стремлюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

   б) Я  стараюсь успокоить другого и  главным образом сохранить наши отношения. 

   12.

   а) Зачастую я избегаю занимать позицию, которая  может вызвать споры.

   б) Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу. 

   13.

   а) Я  предлагаю среднюю позицию.

   б) Я пытаюсь убедить собеседника в преимуществах своей позиции. 

   14.

   а) Я  сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.

   б) Я пытаюсь показать другому логику и преимущество моих взглядов. 

   15.

   а) Я стараюсь успокоить другого и стремлюсь, главным образом, сохранить наши отношения.

   б) Я  стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряжения. 

   16.

   а) Я  стараюсь не задеть чувств другого.

   б) Чаще всего я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции. 

   17.

   а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

   б) Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности. 

   18.

   а) Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

   б) Я дам другому остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу. 

   19.

   а) Первым делом я пытаюсь определить, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

   б) Я  стараюсь отложить спорные вопросы, с тем чтобы со временем решить их окончательно 

   20.

   а) Я  предпочту немедленно разрешить  наши разногласия.

   б) Я постараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих. 

   21.

   а) Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к интересам и желаниям другого.

   б) Я всегда стремлюсь к прямому обсуждению проблемы. 

   22.

   а) Я  пытаюсь найти решение, которое  находится посередине между нашими позициями.

   б) Я отстаиваю свои интересы 

   23.

   а) Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.

   б) Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса. 

   24.

   а) Если позиция другого кажется ему очень важной, я стараюсь идти ему навстречу.

   б) Я  стараюсь убедить другого достичь  компромисса. 

   25.

   а) Я пытаюсь убедить другого в своей правоте

   б) Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к аргументам другого 

   26.

   а) Я  обычно предлагаю среднюю позицию.

   б) Я почти всегда стремлюсь соблюсти интересы каждого из нас. 

   27.

   а) Зачастую, я стараюсь избежать спора.

   б) Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем. 

   28.

   а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

   б) Улаживая ситуацию, я, как правило, стараюсь найти  у собеседника поддержку. 

   29.

   а) Я  предлагаю среднюю позицию.

   б) Думаю, не всегда стоит волноваться из-за возникающих разногласий. 

   30.

Информация о работе Контрольная работа по "Психология"