Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 20:41, контрольная работа
Понятие "конфликт" характеризуется исключительной широтой содержания и употребляется в разнообразных значениях. Самым общим образом конфликт можно определить как "предельное обострение противоречий". Психологи также подчеркивают, что такое трудно разрешимое противоречие связано с острыми эмоциональными переживаниями.
1. Конфликты. Понятие, причины, пути предупреждения и разрешения конфликтов в трудовом коллективе. Стили поведения в конфликте. Определите свой преобладающий стиль.……………………………….……3
2. Правила обращения, приветствия, знакомства
(в деловом общении)…………………………………………
Виды
выхода из конфликта
Попытаемся дать характеристику типов исхода из конфликтной ситуациях.
Первый - уход от разрешения возникшего противоречия, когда одна из сторон, к которой предъявлено "обвинение", переводит тему разговора в другое русло. При этом "обвиняемый" ссылается на недостаток времени, несвоевременность спора, и "оставляет поле брани".
Уход как вариант исхода конфликта более всего свойственен для "мыслителя", который не всегда сразу готов к разрешению сложной ситуации. Ему необходимо время для продумывания причин и способов решения конфликтной задачи. Такой тип разрешения использует и "практик", добавляя при этом элемент взаимности обвинения. Но в общем "практику" более свойственна активность позиции, поэтому она чаще всего избирается в межличностных противоречиях.
Тактика ухода нередко обнаруживается у "собеседника", что объясняется основным его свойством - "сотрудничество при любых обстоятельствах". "Собеседник" лучше других понимает ситуацию взаимодействия. Он также более податлив в отношениях и общении, предпочитает уход от конфликта, нежели конфронтацию, и тем более принуждение.
Второй вариант исхода - сглаживание, когда одна из сторон либо оправдывает себя, либо соглашается с претензией, но только в данный момент. Оправдание себя полностью не решает конфликта и даже может усугублять его, так как внутреннее, мысленное противоречие усиливается.
Этот прием чаще всего использует "собеседник", так как для него предпочтителен любой, даже самый плохой, неустойчивый мир, чем самая "хорошая война". Конечно, это не означает, что он не может использовать прием принуждения ради сохранения взаимоотношений, но с целью устранения, а не усугубления противоречий.
Третий
тип - компромисс. Под ним понимается
открытое обсуждение мнений, направленных
на поиск наиболее удобного для обеих
сторон решения. В этом случае партнеры
выставляют аргументы в свою и
в чужую пользу, не откладывают
решения на потом и не принуждают
в одностороннем порядке к
одному возможному варианту. Преимущество
этого исхода во взаимности равности
прав и обязанностей и легализации
(открытости) претензий. Компромисс при
соблюдении правил поведения в конфликте
действительно снимает
Четвертый
вариант - неблагоприятный и
Пятый вариант - самый неблагоприятный - принуждение. Это тактика прямолинейного навязывания того варианта исхода противоречия, который устраивает его инициатора. Например, начальник отдела, пользуясь своим административным правом, запрещает разговаривать по телефону по личным вопросам. Он будто бы и прав, но так ли уж универсально его право? Чаще всего к принуждению прибегает "практик" уверенный в своем абсолютном влиянии и власти над партнером. Конечно, такой вариант возможен между "собеседником" и "мыслителем", но совершенно исключается в отношениях двух "практиков". Обвиняемый "практик" скорее всего, использует в этом случае конфронтацию и только в крайнем случае уход, но только для того, чтобы "взять реванш" в другой раз".
Этот
исход конфликта в некотором
смысле действительно быстро решает
и решительно устраняет причины
недовольства инициатора. Но он самый
неблагоприятный для сохранения
отношений. И если в экстремальных
условиях, в официальных отношениях
военнослужащих, регламентированных четкой
системой прав и обязанностей, он отчасти
оправдан, то в системе современных
личных, родственных, супружеских отношений
он все больше изживает себя.
Предупреждение
конфликтов.
Тот, кто первым скомандует себе: "Стоп! Никакой грубости и бестактности !", тот предотвращает ссору. Это называется "взять себя в руки". Мастеру часто приходится сталкиваться с подобной ситуацией.
Разобраться
в причинах и источниках конфликта
любому человеку может помочь совет
старшего, более опытного товарища,
вышестоящего руководителя. Но главное,
не спешить объективировать
Лучше видеть добрые намерения в каждой из конфликтующих сторон. Если же видеть их только с одной стороны, то другая будет обречена на роль ябедника.
Чтобы ликвидировать конфликт, не нужно торопиться сказать что-то резкое, оскорбляющее или угрожающее. В такой ситуации психологи советуют, прежде всего, избавиться от внутреннего беспокойства или волнения. Растревоженное чувство - плохой советчик разуму. Для того чтобы хорошо овладеть собой в конфликтной ситуации, полезно сделать паузу в разговоре, глубоко вздохнуть, встать, пройтись, либо перевести разговор на другую тему, либо перенести его на другое время.
С целью овладения собственной речью, эмоциями и поведением в конфликтной ситуации могут быть полезны приемы аутогенной тренировки, сознательной концентрации волевого усилия на мысли о необходимости быть спокойным, быть выдержанным, быть доброжелательным. Для начала следует нащупать у себя пульс, подсчитать его удары, сконцентрировать волю, произнося про себя нужные слова-команды. Если периодически применять этот прием, можно избавиться от лишнего напряжения в конфликтных ситуациях.
Чтобы легче найти индивидуальный подход в разрешении конфликта, полезно определить возможный тип взаимной реакции конфликтующих, Здесь полезно вспомнить о темпераментах. Холерик отличается повышенной возбудимостью, меланхолик - наоборот. Но зато последний дольше помнит и переживает обиду. Флегматик труднодоступен для убеждения, сангвиник легко успокаивается, но ему также бывает трудно сдерживать свои чувства.
Одним
из эффективных средств
Лучшие
способы разрешения конфликтов - постоянная
забота о совершенствовании условий
труда, своевременная
Стили
поведения в конфликте
Когда
человек находится в
Относительно
общения между людьми стиль —
это манера вести себя, совокупность
характерных приемов, отличающих образ
действий, т. е. способ преодоления конфликтного
противостояния, решения проблемы,
приведшей к конфликту.
Стиль 1. Уклонение
Такой стиль поведения обычно выбирают в тех случаях, когда:
Уклонение
бывает вполне оправданным в условиях
межличностного конфликта, возникающего
по причинам субъективного, эмоционального
порядка. Этот стиль чаще всего используют
реалисты по натуре. Люди такого склада,
как правило, трезво оценивают преимущества
и слабости позиций конфликтующих
сторон. Даже будучи задетыми за живое,
они остерегаются безоглядного ввязывания
в «драку», не спешат принимать вызова
на обострение столкновения, понимая,
что нередко единственным средством
выигрыша в межличностном споре
оказывается уклонение от участия
в нем. Иное дело, если конфликт возник
на объективной основе. В такой
ситуации уклонение и нейтралитет
могут оказаться
Стиль 2. Приспособление
Обычно
приспособлению дают выход в тех
ситуациях, когда:
Приспособление
применимо при любом типе конфликтов.
Но, пожалуй, этот стиль поведения
наиболее подходит к конфликтам организационного
характера, в частности, по иерархической
вертикали: нижестоящий — вышестоящий,
подчиненный — начальник и
т. д. В таких ситуациях бывает
крайне необходимо дорожить поддержанием
взаимопонимания, дружественного расположения
и атмосферы делового сотрудничества,
не давать простора запальчивой полемике,
выражению гнева и тем более
угроз, быть постоянно готовым поступиться
собственными предпочтениями, если они
способны нанести урон интересам
и правам оппонента. Разумеется, стиль
приспособления, выбранный в качестве
образца конфликтного поведения, может
оказаться и малоэффективным. Он
вовсе не приемлем в ситуациях, когда
субъекты конфликта охвачены чувством
обиды и раздражения, не хотят
отвечать друг другу доброжелательной
взаимностью, а их интересы и цели
не поддаются сглаживанию и
Стиль 3. Конкуренция
Как
правило, конкуренцию (или конфронтацию,
противоборство) избирают в тех ситуациях,
когда: