Контрольная работа по «Психологии»

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 18:32, контрольная работа

Описание работы

Воображение – особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Воображение – познавательный процесс, который состоит из создания новых образов, на основе которых возникают новые действия и предметы. Специфика этой формы психического процесса состоит в том, что воображение, вероятно, характерно только для человека и странным образом связано с деятельностью организма, будучи в то же самое время самым «психическим» из всех психических процессов и состояний.

Содержание

Влияние сказок и рассказов на развитие воображения у дошкольников.

1.Общая характеристика воображения. ………………………………………………....3

1.1.Виды воображения. …………………………………………………………………3

1.2.Функции воображения. ……………………………………………………………..4

1.3. Воображение (фантазия) в психологии. Психологический анализ продуктов и механизмов воображения. ……………………………………………………………………………………….5

2.Развитие воображения у дошкольников. ……………………………………………...7

2.1.Развитие воображения в раннем детстве. …………………………………………7

2.2.Развитие воображения в дошкольном возрасте. ………………………………….8

2.3.Роль обучения в развитии воображения. ………………………………………...10

3.Особенности воображения у детей конкретной возрастной группы. ……………...11

4.Использование сказок и рассказов для развития воображения у детей. …………...13

5.Заключение. ……………………………………………………………………………15

6.Литература. …………………………………………………………………………….16

Работа содержит 1 файл

Психология.doc

— 165.00 Кб (Скачать)

Выводы  об уровне развития.

10 баллов  – очень высокий.

8-9 баллов  – высокий.

6-7 баллов  – средний.

4-5 баллов  – низкий.

0-3 баллов  – очень низкий.

Выводы  об уровне развития группы детей.

     Это задание, в отличие от первого при выполнении вызвало у детей больше трудностей. И все же почти все справились с заданием. Из десяти испытуемых один ребенок не смог справиться с заданием и получил 3 балла. Шестеро детей получили  6-7 баллов и трое – 8-9 баллов. Развитие воображения в данной группе детей на среднем уровне. 
 

4. Использование  сказок и рассказов для развития воображения у детей.

     Фантазия, как и другие психические  функции, претерпевает изменения  с возрастом ребенка. Младший  дошкольник, у которого только  начинает развиваться воображение,  отличается пассивной формой. Он  с большим интересом слушает сказки и затем представляет их образы как реально существующие явления. То есть воображение некритически компенсирует недостаток жизненного опыта и практического мышления имплантированием описанных сказочных образов в реальную жизнь ребенка. Именно поэтому он легко верит в то, что наряженный актер - это настоящий Дед Мороз или Баба Яга, боится злого волшебника или волка на экране телевизора, плачет от жалости к Дюймовочке, слушая сказку. Например, слушая сказку «Сорока-воровка», двухлетний мальчик настолько ярко представил себе всё содержание этой истории, что его охватывает жалость к пятому, обиженному пальцу, обделённому «сорокой». Желая несколько поправить допущенную несправедливость, он по окончании сказки заявляет: «А мама его тоже накормила».

     Эти примеры показывают, что уже в преддошкольном возрасте у ребёнка наряду с образами памяти начинают возникать образы воображения.

     Однако на первых порах своего развития воображение оказывается очень слабым и бедным по своему содержанию. Ребёнок в своём воображении ещё очень связан воспринимаемыми в данный момент обстоятельствами и ограниченным запасом своего небольшого личного опыта.

     Так, дети полутора-двух лет ещё неспособны слушать рассказ о сколько-нибудь отдалённых вещах и событиях, но они с удовольствием выслушивают потешки,  пестушки или маленькие истории, напоминающие сцены из их собственной жизни, недавно ими пережитые.

     Воображение развивается не само собой, а требует определённых условий и, прежде всего организации правильной воспитательной работы. При отсутствии правильного педагогического руководства развитие воображения сильно задерживается или же начинает идти в нежелательном направлении. 
Гончаров прекрасно описал в «Обломове», какой извращённый характер приобретает воображение у ребёнка, которого воспитывают вдали от реальной жизни, оберегают от «всего, что существует на самом деле», знакомят лишь с миром сказочных вымыслов и фантазий.

     В результате «населилось воображение мальчика странными призраками; боязнь и тоска засели надолго, может быть навсегда, в душу. Он печально озирается вокруг и всё видит в жизни вред, беду, всё мечтает о той волшебной стороне, где нет зла, хлопот, печалей, где живёт Милитриса Кирбитьевна, где так хорошо кормят и одевают даром».

     Так начинает складываться, благодаря неправильному воспитанию, тип бездеятельного фантазёра, бесплодного мечтателя.

     Воспитывая детское воображение, необходимо добиваться, чтобы оно было связано с жизнью, чтобы оно было творческим отображением нашей действительности.

Народная  педагогика.

     Слушание речи-рассказа является одним из факторов, побуждающих ребенка выходить за пределы наглядно-данного в область воображаемого. 
А.В. Запорожец подчеркивает: «Слушание сказки… имеет важнейшее значение для формирования… внутренней психической активности, без которой невозможна никакая творческая деятельность».

     Л.С. Славина показала, что слушание рассказов детьми опирается вначале на восприятие, затем на репродукцию опыта и, наконец, на воображение, на умение «представить себе сообщаемое». Понимание такой речи «…взрослого, которая не имеет опоры в ситуации, данной в восприятии или в воспоминании ребенка, является… наиболее важным этапом в развитии речи 2-х и 3-летнего ребенка». Умение воссоздать ситуацию, изложенную в речи, раз сложившись, остается приобретением ребенка и помогает понять другие рассказы.

     Такое умение, по данным Л.С.Славиной, складывается к 
2,5 годам. Автор подчеркивает, что развитие понимания речи находится в прямой зависимости от того, как часто рассказывают детям без картинки, т.е. без опоры на восприятие. На первый взгляд, возникает замкнутый круг: рассказы понимаются на основе воображения, воображение же складывается в процессе слушания рассказов. Методика воспитания детей раннего возраста решает этот вопрос эмпирически, рекомендует рассказы без показа для детей второго года жизни.

     Однако представления об услышанном в рассказе не могут возникнуть от простого повторения рассказа. Представление связано с действием и возникает как отражение реального действия. Образ создается как функциональная модель предмета. Правомерно предположить, что в формировании представлений о содержании рассказа ведущую роль должны сыграть действия ребенка как база формирующегося процесса воображения.

     Народная педагогика почти не использует иллюстрации, поскольку народное творчество устное. Руки ребенка в руках взрослого изображают действия персонажей рассказа. В условиях интимно-эмоционального общения ограничение движений происходит естественно, без принуждения и не вызывает отрицательных эмоций. В тоже время это создает сосредоточенность, необходимую для слушания речи-рассказа.

В традициях  народной педагогики можно выделить определенную систему приемов развития воображения в процессе слушания рассказов: вначале - изображение действий в руках взрослого, затем по образцу взрослого, впоследствии - заторможенность движений и мысленное содействие, личностное включение в сюжет.

Названные приемы были использованы в экспериментальной  работе.

Пример  занятий:

Тема: рассказывание по тексту Е.Ю. Шабад «Лесенка». Программное содержание: учить детей внимательно слушать взрослого и воспроизводить условные действия в соответствии с текстом, вызывать звукоподражание и активную речь.

Занятие 1. Воспитатель рассказывает текст  с показом картонных фигур в действии. Используются лесенка, девочка, мальчик, мама, петух, кошка, собака. При повторе показывает действия без фигурок: «…И замахал крыльями — вот так». Поощряются аналогичные действия детей.

Занятие 2. Рассказ без иллюстраций с  показом действий персонажей. 
При повторе побуждает детей изображать действия персонажей: «Покажи, как петух замахал крыльями на лесенке?.. Как громко запел?.. Как кошка язычком облизывается?.. Как она мурлычет?.. Как пес хвостом по ступенькам стучал?.. Как он на кошку рычит?.. Как Боря ножками болтает?..» и т.д.

Занятие 3. Рассказ без показа, но с вопросами  детям, побуждающими сопровождать события  действиями: «Сел петух и замахал крыльями… Как он замахал?» При повторе дети отвечают словами и действием: «На вторую ступеньку сел кто?.. и стал что делать?..»

Занятие 4. Рассказ без показа. При повторе  дети договаривают фразы. 
После занятий в распоряжении детей лесенка, им подсказывают обыгрывание элементов сюжета: «Вон кошечка на лесенку идет, посади ее, вон как она облизывается…»

Экспериментальная работа подтвердила, что слушание рассказов  является эффективным средством  развития воображения у детей  от полутора лет до 2-х лет в  период становления активной речи. В основе методики должно быть действие «Покажи, как» — условное воссоздание действий персонажей.

Использование приемов народной педагогики позволяет  подойти к решению многоплановой  задачи развития воображения, понимания  речи и умения слушать.

5.Заключение.

     Таким образом, значение функции воображения в психическом развитии велико. Однако фантазия, как и любая форма психического отражения, должна иметь позитивное направление развития. Она должна способствовать лучшему познанию окружающего мира, самораскрытию и самосовершенствованию личности, а не перерастать в пассивную мечтательность, замену реальной жизни грезами. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

6.Литература:

  1. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. – М.: Знание, 1986. – 96 с.
  2. Крутецкий В.А. Психология: Учебник для учащихся педагогических училищ. – М.: Просвещение, 1980. – 352 с., ил.
  3. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 2 кн. Кн.1. Общие основы психологии. – М.: Просвещение: Владос, 1994. – 576 с.
  4. Психология: учебник для студ. сред. проф. учеб. Заведений/ И.В.Дубровина, Е.Е.Данилова, А.М.Прихожан; под. ред. И.В.Дубровиной. – 6-е изд., стер. – М.: Академия, 2007. – 464 с.
  5. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 240с.
  6. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 4-е изд., стереотип. – М.: Академия, 1999. - 336с.

Информация о работе Контрольная работа по «Психологии»