Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 18:32, контрольная работа
Воображение – особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Воображение – познавательный процесс, который состоит из создания новых образов, на основе которых возникают новые действия и предметы. Специфика этой формы психического процесса состоит в том, что воображение, вероятно, характерно только для человека и странным образом связано с деятельностью организма, будучи в то же самое время самым «психическим» из всех психических процессов и состояний.
Влияние сказок и рассказов на развитие воображения у дошкольников.
1.Общая характеристика воображения. ………………………………………………....3
1.1.Виды воображения. …………………………………………………………………3
1.2.Функции воображения. ……………………………………………………………..4
1.3. Воображение (фантазия) в психологии. Психологический анализ продуктов и механизмов воображения. ……………………………………………………………………………………….5
2.Развитие воображения у дошкольников. ……………………………………………...7
2.1.Развитие воображения в раннем детстве. …………………………………………7
2.2.Развитие воображения в дошкольном возрасте. ………………………………….8
2.3.Роль обучения в развитии воображения. ………………………………………...10
3.Особенности воображения у детей конкретной возрастной группы. ……………...11
4.Использование сказок и рассказов для развития воображения у детей. …………...13
5.Заключение. ……………………………………………………………………………15
6.Литература. …………………………………………………………………………….16
Таким образом, воображение
Воображение ребенка остается
в основном непроизвольным. Предметом
фантазии становится то, что сильно
взволновало, увлекло,
У детей до 5 лет создание новых
образов протекает
О возрастании
С возможностью планирования
прямо связано умение
Целенаправленное развитие
Воображение возникает в
Особенности развития воображения в дошкольном возрасте:
- воображение приобретает
- оно становится особой
- ребенок осваивает приемы и средства создания образов;
- воображение переходит во
2.3.Роль обучения в развитии воображения.
Именно взрослый закладывает
у ребенка механизмы
На втором году жизни главным
средством развития
Подобные ситуации интересны и для ребенка третьего года жизни, они оказывают положительное влияние на становление его воображения. Но основным в руководстве этим процессом становится обучение детей использованию предметов-заместителей в игре и построению воображаемой ситуации. Для развития замещений необходимо, чтобы ребенок освоил функцию предмета. Только достаточно знакомое действие ребенок переносит в другую ситуацию, в том числе и воображаемую.
Игровая деятельность
Важным моментом в развитии
воображения ребенка служит
Развитие воображения тесно
Следует помнить и о том, что основу для воображения создают разнообразные, богатые представления, собственный опыт дошкольника. Задача взрослого состоит в том, чтобы научить ребенка способам и средствам преобразования, развивать его комбинаторные способности. Освоение способов создания образов происходит при разрыве реальных связей, путем включения объектов в несвойственные им ситуации, наделения несвойственными функциями и соединения разнородных объектов в новый образ.
Важно научить ребенка
Формирование критичности мышления («Так бывает или нет?») тоже вносит свой вклад в развитие воображения, определяя критическое отношение и к образам своей фантазии.
Руководство воображением требует
от взрослого создания проблемных ситуаций,
которые не имеют однозначного решения
и ситуаций, когда средства и решения не
определены. Е.Е.Кравцова показала, как
меняется позиция взрослого в общении
с ребенком в целях развития воображения.
В младшем дошкольном возрасте целесообразно
занять позицию незнающего, неумелого,
чтобы с помощью реплик и вопросов к ребенку
расшатать шаблоны, показать, что одна
и та же задача может решаться по-разному.
В 4-5 лет стимулом является соревнование
со сверстником, которым руководит взрослый:
«Кто придумает интереснее?», «Кто придумает
иначе, чем у товарища?». А для старшего
дошкольника следует создать такие условия,
чтобы он сам встал в обучающую позицию,
особенно в отношении младших детей, рассказывая
им сказки, показывая инсценировки, организуя
игры.
чего общего.Замечено, что если любой продукт фантазииы: изменят3.Особенности воображения у детей конкретной возрастной группы.
Для определения особенностей
воображения у детей
1.«Нарисуй что-нибудь».
Детям раздали листки бумаги, наборы фломастеров и предложили придумать и нарисовать что-либо необычное. На выполнение задания отводилось 4 мин. Далее оценивалось качество рисунка по приведенным ниже критериям, и на основе такой оценки делался вывод об особенностях воображения детей.
Оценка результатов.
Оценка рисунка ребенка
10 баллов
– ребенок за отведенное время
придумал и нарисовал нечто
оригинальное, необычное, явно
8-9 баллов
– ребенок придумал и
5-7 баллов
– ребенок придумал и
3-4 балла
– ребенок нарисовал нечто
очень простое, неоригинальное, причем
на рисунке слабо
0-2 балла
– За отведенное время ребенок
так и не сумел ничего
Выводы об уровне развития.
10 баллов – очень высокий.
8-9 баллов – высокий.
5-7 баллов – средний.
3-4 балла – низкий.
0-2 балла – очень низкий.
Выводы об уровне развития группы детей.
Из десяти человек 10 баллов получил лишь один ребенок, 8-9 баллов получили три ребенка, 5-7 баллов – пять детей и один ребенок – 3 балла. Отсюда следует, что развитие воображения у данной группы детей на среднем уровне.
2.«Придумай игру».
Дети получают задание за пять мин. придумать какую-либо игру и подробно рассказать о ней, отвечая на следующие вопросы экспериментатора:
1.Как называется игра?
2.В чем она состоит?
3.Сколько человек необходимо для игры?
4.Каие роли получают участники в игре?
5.Как будет проходить игра?
6.Каковы правила игры?
7.Чем должна закончиться игра?
8.Как
будут оцениваться результаты
игры и успехи отдельных
Оценка результатов.
В ответах ребенка должна
Критерии оценки содержания
1.Оригинальность и новизна.
2.Продуманность условий.
3.Наличие в игре различных ролей для разных его участников.
4.Наличие в игре определенных правил.
5.Точность критериев оценки успешности проведения игры.
По каждому из этих критериев
придуманная ребенком игра
По всем этим критериям и
признакам придуманная