Контрольная работа по «Психологии»

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 18:32, контрольная работа

Описание работы

Воображение – особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Воображение – познавательный процесс, который состоит из создания новых образов, на основе которых возникают новые действия и предметы. Специфика этой формы психического процесса состоит в том, что воображение, вероятно, характерно только для человека и странным образом связано с деятельностью организма, будучи в то же самое время самым «психическим» из всех психических процессов и состояний.

Содержание

Влияние сказок и рассказов на развитие воображения у дошкольников.

1.Общая характеристика воображения. ………………………………………………....3

1.1.Виды воображения. …………………………………………………………………3

1.2.Функции воображения. ……………………………………………………………..4

1.3. Воображение (фантазия) в психологии. Психологический анализ продуктов и механизмов воображения. ……………………………………………………………………………………….5

2.Развитие воображения у дошкольников. ……………………………………………...7

2.1.Развитие воображения в раннем детстве. …………………………………………7

2.2.Развитие воображения в дошкольном возрасте. ………………………………….8

2.3.Роль обучения в развитии воображения. ………………………………………...10

3.Особенности воображения у детей конкретной возрастной группы. ……………...11

4.Использование сказок и рассказов для развития воображения у детей. …………...13

5.Заключение. ……………………………………………………………………………15

6.Литература. …………………………………………………………………………….16

Работа содержит 1 файл

Психология.doc

— 165.00 Кб (Скачать)

     Таким образом, воображение превращается  в особую интеллектуальную деятельность, направленную на преобразование окружающего мира. Опорой для создания образа теперь служит не только реальный объект, но и представления, выраженные в слове. Начинается бурный рост словесных форм воображения, тесно связанных с развитием речи, мышления, когда ребенок сочиняет сказки, перевертыши, продолжающиеся истории.

     Воображение ребенка остается  в основном непроизвольным. Предметом  фантазии становится то, что сильно  взволновало, увлекло, поразило  его (сказка, игрушка, мультфильм). В 5-7 лет внешняя опора подсказывает замысел, и ребенок произвольно планирует его реализацию и подбирает необходимые средства.

     У детей до 5 лет создание новых  образов протекает непреднамеренно.  Поэтому, несмотря на то, что они с удовольствием фантазируют, часто в ответ на просьбу взрослого: «Нарисуй, что хочешь» - или: «Придумай сказку» - отвечают отказом. Отказы объясняются тем, что малыши еще не умеют руководить деятельностью воображения.

      О возрастании целенаправленности  воображения на протяжении дошкольного детства можно сделать вывод по увеличению продолжительности игры детей на одну и ту же тему, а также по устойчивости ролей. Младшие дошкольники играют 10-15 минут. Внешние факторы приводят к появлению побочных линий в сюжете, и первоначальный замысел теряется. Они забывают переименование предметов и начинают их использовать в соответствии с реальными функциями. В4-5 лет игра длится 40-50 минут, а в 5-6 лет дети могут увлеченно играть несколько часов и даже дней. У старших дошкольников игровые замыслы относительно устойчивы, и дети часто осуществляют их до конца.

     С возможностью планирования  прямо связано умение создавать  целостные произведения. У детей  3-4 лет наблюдаются лишь элементы  предварительного планирования  игры или продуктивных видов  деятельности. В 4-5 лет возникает ступенчатое планирование. План – это цепочка образов, отражающая основное содержание деятельности. Старшие школьники способны фантазировать произвольно, заранее до начала деятельности планируя процесс воплощения замысла. Они намечают план достижения цели, предварительно отбирают и готовят необходимое оборудование.

     Целенаправленное развитие воображения  у детей сначала происходит  под влиянием взрослых, которые  побуждают их произвольно создавать  образы. А затем дети самостоятельно представляют замыслы и план по их реализации. Включение слова в процесс воображения делает его осознанным, произвольным. Дошкольник может в уме проигрывать предполагаемые действия, рассматривать их последствия, понимая логику развития ситуации, анализировать проблему с разных точек зрения.

     Воображение возникает в ситуациях  неопределенности, когда дошкольник  затрудняется найти в своем  опыте объяснение какому-либо  факту действительности. Такая ситуация  роднит воображение и мышление. Мышление обеспечивает избирательность в преобразовании впечатления, а воображение дополняет, конкретизирует процессы мыслительного решения задач, позволяет преодолеть стереотипы. И решение интеллектуальных проблем становится творческим процессом.

     Особенности развития воображения в дошкольном возрасте:

     - воображение приобретает произвольный  характер, предполагая создание  замысла, его планирование и  реализацию;

     - оно становится особой деятельностью,  превращаясь в фантазирование;

     - ребенок осваивает приемы и средства создания образов;

     - воображение переходит во внутренний  план, отпадает необходимость в  наглядной опоре для создания  образов.

2.3.Роль обучения в развитии воображения.

     Именно взрослый закладывает  у ребенка механизмы воображения.  И только в общении с ним ребенок осваивает общественно выработанные и фиксированные в культуре средства создания новых образов: сначала действие, а позднее – речь.

     На втором году жизни главным  средством развития воображения  является включение ребенка в  мнимые ситуации, на которых основаны забавы, розыгрыши. Малыша катают на коленях, делают вид, что роняют. Создать мнимую ситуацию взрослому помогают произведения литературы и фольклора, игрушки, которые они включают в бытовые процессы. В мнимых ситуациях малыш участвует сначала с помощью реальных действий, а потом условных. Взрослый учит сопровождать условным действием стихи, сказки, песенки. Взрослый учит его имитировать действия людей и животных. Постепенно малыш приобретает большую самостоятельность в создании мнимых ситуаций и включает в них собственную речь.

     Подобные ситуации интересны и для ребенка третьего года жизни, они оказывают положительное влияние на становление его воображения. Но основным в руководстве этим процессом становится обучение детей использованию предметов-заместителей в игре и построению воображаемой ситуации. Для развития замещений необходимо, чтобы ребенок освоил функцию предмета. Только достаточно знакомое действие ребенок переносит в другую ситуацию, в том числе и воображаемую.

     Игровая деятельность дошкольника  является мощным стимулом воображения.  Выполнение роли, развитие сюжета  побуждает ребенка перекомбинировать  известные события, создавать  их новые сочетания, дополнять  и преобразовывать собственные  впечатления. Малыш, перевоплощаясь в разных персонажей, особенно в режиссерской игре, имеет возможность посмотреть на ситуацию с разных точек зрения.

     Важным моментом в развитии  воображения ребенка служит такая  организация предметной среды,  которая включает наряду со  знакомыми предметами с закрепленными функциями предметы неспецифические, полуфункциональные: бросовый материал (коробки, катушки, обрывки ткани, бумаги) и природный материал (шишки, веточки, желуди). Действуя с ними, наделяя их разным значением в разных ситуациях, используя вариативно, ребенок интенсивно осваивает замещение.

      Развитие воображения тесно связано  с освоением законов родного  языка. Слово дает возможность  ребенку представить и преобразовать  предмет в его отсутствие.

     Следует помнить и о том, что основу для воображения создают разнообразные, богатые представления, собственный опыт дошкольника. Задача взрослого состоит в том, чтобы научить ребенка способам и средствам преобразования, развивать его комбинаторные способности. Освоение способов создания образов происходит при разрыве реальных связей, путем включения объектов в несвойственные им ситуации, наделения несвойственными функциями и соединения разнородных объектов в новый образ.

     Важно научить ребенка формулировать  различные по степени сложности замыслы и реализовать их, прежде всего в продуктивных видах деятельности. Предварительная формулировка их в развернутой речи с указанием не только того, что будет сделано, но и как, придает процессу создания новых образов целенаправленный характер, а творческая деятельность получает идейный стержень.

     Формирование критичности мышления («Так  бывает или нет?») тоже вносит свой вклад  в развитие воображения, определяя критическое отношение и к образам своей фантазии.

     Руководство воображением требует от взрослого создания проблемных ситуаций, которые не имеют однозначного решения и ситуаций, когда средства и решения не определены. Е.Е.Кравцова показала, как меняется позиция взрослого в общении с ребенком в целях развития воображения. В младшем дошкольном возрасте целесообразно занять позицию незнающего, неумелого, чтобы с помощью реплик и вопросов к ребенку расшатать шаблоны, показать, что одна и та же задача может решаться по-разному. В 4-5 лет стимулом является соревнование со сверстником, которым руководит взрослый: «Кто придумает интереснее?», «Кто придумает иначе, чем у товарища?». А для старшего дошкольника следует создать такие условия, чтобы он сам встал в обучающую позицию, особенно в отношении младших детей, рассказывая им сказки, показывая инсценировки, организуя игры. 

чего  общего.Замечено, что если любой  продукт фантазииы: изменят3.Особенности воображения у детей конкретной возрастной группы.

     Для определения особенностей  воображения у детей конкретной  возрастной группы проводился эксперимент. В нем принимали участие 10 детей в возрасте 5-6 лет. Выбраны два метода диагностики воображения: «Нарисуй что-нибудь» и «Придумай игру».

1.«Нарисуй  что-нибудь».

     Детям раздали листки бумаги, наборы фломастеров и предложили придумать и нарисовать что-либо необычное. На выполнение задания отводилось 4 мин. Далее оценивалось качество рисунка по приведенным ниже критериям, и на основе такой оценки делался вывод об особенностях воображения детей.

Оценка  результатов.

     Оценка рисунка ребенка производится  в баллах по следующим критериям:

10 баллов  – ребенок за отведенное время  придумал и нарисовал нечто  оригинальное, необычное, явно свидетельствующее  о незаурядной фантазии, о богатом  воображении. Рисунок оказывает большое впечатление на зрителя, его образы и детали тщательно проработаны.

8-9 баллов  – ребенок придумал и нарисовал  что-то достаточно оригинальное, с фантазией, эмоциональное и  красочное, хотя изображение не является совершенно новым. Детали картины проработаны неплохо.

5-7 баллов  – ребенок придумал и нарисовал  нечто такое, что в целом  является не новым, но несет  в себе явные элементы творческой  фантазии и оказывает на зрителя  определенное эмоциональное впечатление.  Детали и образы рисунка проработаны средне.

3-4 балла  – ребенок нарисовал нечто  очень простое, неоригинальное, причем  на рисунке слабо просматривается  фантазия и не очень хорошо  проработаны детали.

0-2 балла  – За отведенное время ребенок  так и не сумел ничего придумать  и нарисовал лишь отдельные штрихи и линии.

Выводы  об уровне развития.

10 баллов  – очень высокий.

8-9 баллов  – высокий.

5-7 баллов  – средний.

3-4 балла  – низкий.

0-2 балла  – очень низкий.

Выводы  об уровне развития группы детей.

     Из десяти человек 10 баллов  получил лишь один ребенок, 8-9 баллов получили три ребенка, 5-7 баллов – пять детей и один ребенок – 3 балла. Отсюда следует, что развитие воображения у данной группы детей на среднем уровне.

2.«Придумай  игру».

     Дети получают задание за пять  мин. придумать какую-либо игру и подробно рассказать о ней, отвечая на следующие вопросы экспериментатора:

1.Как  называется игра?

2.В чем  она состоит?

3.Сколько  человек необходимо для игры?

4.Каие  роли получают участники в  игре?

5.Как  будет проходить игра?

6.Каковы  правила игры?

7.Чем  должна закончиться игра?

8.Как  будут оцениваться результаты  игры и успехи отдельных участников?

Оценка  результатов.

     В ответах ребенка должна оцениваться  не речь, а содержание придуманной  игры. В этой связи, спрашивая  ребенка, необходимо помогать ему – постоянно задавать наводящие вопросы, которые, однако, не должны подсказывать ответ.

     Критерии оценки содержания придуманной  ребенком игры в данной методике  следующие:

1.Оригинальность  и новизна.

2.Продуманность  условий.

3.Наличие  в игре различных ролей для разных его участников.

4.Наличие  в игре определенных правил.

5.Точность  критериев оценки успешности  проведения игры.

     По каждому из этих критериев  придуманная ребенком игра может  оцениваться от 0 до 2 баллов. Оценка  в 0 баллов означает полное отсутствие в игре любого из пяти перечисленных выше признаков (по каждому из них в баллах игра оценивается отдельно). 1 балл – наличие, но слабая выраженность в игре данного признака. 2 балла – присутствие и отчетливая выраженность в игре соответствующего признака.

     По всем этим критериям и  признакам придуманная ребенком  игра в сумме может получить  от 0 до 10 баллов. И на основе общего  числа полученных баллов делается  вывод об уровне развития фантазии.

Информация о работе Контрольная работа по «Психологии»