Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 18:32, контрольная работа
Воображение – особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Воображение – познавательный процесс, который состоит из создания новых образов, на основе которых возникают новые действия и предметы. Специфика этой формы психического процесса состоит в том, что воображение, вероятно, характерно только для человека и странным образом связано с деятельностью организма, будучи в то же самое время самым «психическим» из всех психических процессов и состояний.
Влияние сказок и рассказов на развитие воображения у дошкольников.
1.Общая характеристика воображения. ………………………………………………....3
1.1.Виды воображения. …………………………………………………………………3
1.2.Функции воображения. ……………………………………………………………..4
1.3. Воображение (фантазия) в психологии. Психологический анализ продуктов и механизмов воображения. ……………………………………………………………………………………….5
2.Развитие воображения у дошкольников. ……………………………………………...7
2.1.Развитие воображения в раннем детстве. …………………………………………7
2.2.Развитие воображения в дошкольном возрасте. ………………………………….8
2.3.Роль обучения в развитии воображения. ………………………………………...10
3.Особенности воображения у детей конкретной возрастной группы. ……………...11
4.Использование сказок и рассказов для развития воображения у детей. …………...13
5.Заключение. ……………………………………………………………………………15
6.Литература. …………………………………………………………………………….16
Педагогический колледж №2 г. Оренбурга.
Отделение заочного обучения.
Специальность
050704 “Дошкольное образование”
Контрольная работа.
По предмету «Психология».
Студентки третьего курса
Даниловой
Анны Антониновны
Домашний адрес:
Г.Оренбург, ул. Куйбышева 13а.
Тел:89083248279.
Дата отправления:15.12.08.
Дата получения……………
Оценка……………………..
Подпись……………………
Содержание:
Влияние сказок и рассказов на развитие воображения у дошкольников.
1.Общая характеристика воображения. ………………………………………………....3
1.1.Виды воображения. …………………………………………………………………3
1.2.Функции воображения. ……………………………………………………………..4
1.3. Воображение (фантазия) в психологии.
Психологический анализ продуктов и механизмов
воображения. ………………………………………………………………………………
2.Развитие воображения у дошкольников. ……………………………………………...7
2.1.Развитие воображения в раннем детстве. …………………………………………7
2.2.Развитие воображения в дошкольном возрасте. ………………………………….8
2.3.Роль обучения в развитии воображения. ………………………………………...10
3.Особенности воображения у детей конкретной возрастной группы. ……………...11
4.Использование
сказок и рассказов для
5.Заключение.
……………………………………………………………………………
6.Литература.
…………………………………………………………………………….
Влияние сказок и рассказов на воображение у дошкольников.
1.Общая характеристика воображения.
Воображение – особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Воображение – познавательный процесс, который состоит из создания новых образов, на основе которых возникают новые действия и предметы. Специфика этой формы психического процесса состоит в том, что воображение, вероятно, характерно только для человека и странным образом связано с деятельностью организма, будучи в то же самое время самым «психическим» из всех психических процессов и состояний. Последнее означает, что ни в одном другом, кроме воображения, не проявляется идеальный и загадочный характер психики. Можно предполагать, что именно воображение, желание его понять и объяснить привлекло внимание к психическим явлениям в древности, поддерживало и продолжает его стимулировать в наши дни.
Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей, а какое значение эта культура имеет для психического развития и совершенствования вида «гомосапиенс», мы уже достаточно хорошо знаем. Обладая богатым воображением, человек может «жить» в разном времени, что не может себе позволить никакое другое живое существо в мире. Прошлое зафиксировано в образах памяти, произвольно воскрешаемых усилием воли, будущее представлено в мечтах и фантазиях.
Воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий.
Если воображение рисует
1.1.Виды воображения.
Воображение может быть
С феноменом воображения в
практической деятельности
Источником любого направления в искусстве может быть только жизнь, она же выступает в качестве первичной базы для фантазии. Но никакая фантазия не способна изобрести нечто такое, что человеку не было бы известно. В связи с этим именно реальность становится основой творчества. Но она пропускается через продуктивное воображение творцов, они по-новому ее конструируют, пользуясь светом, цветом, наполняя свои произведения вибрацией воздуха (импрессионизм), прибегая к точечному изображению предметов (пуантилизм в живописи и музыке), разлагая объективный мир на геометрические фигуры (кубизм) и т.д.
С репродуктивным воображением
в искусстве мы встречаемся
и в тех случаях, когда
Чаще всего творческий процесс
в искусстве связан с
Реже импульсом творческого
Есть и другие виды воображения. Это – сновидения, галлюцинации, грезы и мечты. Сновидения можно отнести к разряду пассивных и непроизвольных форм воображения. Подлинная их роль в жизни человека до сих пор не установлена, хотя известно, что в сновидениях человека находят выражение и удовлетворение многие жизненно важные потребности, которые в силу ряда причин не могут получить реализации в жизни.
Галлюцинациями называют
Грезы в отличие от
1.2.Функции воображения.
Разум человека функционирует постоянно. Когда в мозг человека не поступает новая информация, и он не решает никаких проблем, начинает работать воображение. Установлено, что человек по своему желанию не в состоянии прекратить поток мыслей, остановить воображение.
В жизни человека воображение выполняет ряд специфических функций. Первая из них состоит в том, чтобы представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена. Вторая функция воображения состоит в регулировании эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность. Данная жизненно важная функция особенно подчеркивается и разрабатывается в психоанализе. Третья функция воображения связана с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций. С помощью искусно вызываемых образов человек может обращать внимание на нужные события. Посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями. Четвертая функция воображения состоит в формировании внутреннего плана действий – способности выполнять их в уме, манипулируя образами. Наконец, пятая функция – это планирование и программирование деятельности, составление таких программ, оценка их правильности, процесса реализации.
С помощью воображения мы можем управлять многими психофизиологическими состояниями организма, настраивать его на предстоящую деятельность. Известны факты, свидетельствующие о том, что с помощью воображения, чисто волевым путем человек может влиять на органические процессы: изменять ритмику дыхания, частоту пульса, кровяное давление, температуру тела. Данные факты лежат в основе аутотренинга, широко используемого для саморегуляции.
1.3.Воображение (фантазия) в психологии.
Психологический анализ продуктов и механизмов воображения.
Образы фантазии никогда не бывают совершенно оторванными от реальности, не имеющими с ней ничего общего. Замечено, что если любой продукт фантазии разложить на составляющие его элементы, то среди них трудно отыскать нечто такое, чего в действительности не существовало.
Существуют индивидуальные, типологические особенности воображения, связанные со спецификой памяти, восприятия и мышления человека. У одних людей может преобладать конкретное, образное восприятие мира, которое внутренне выступает в богатстве и разнообразии их фантазии. Про таких индивидов говорят, что они обладают художественным типом мышления. По предположению, он физиологически связан с доминированием правого полушария мозга. У других отмечается большая склонность к оперированию абстрактными символами, понятиями (люди с доминирующим левым полушарием мозга).
Воображение человека
Воображение представляет
У людей с достаточно богатой фантазией в результате сильно развитого воображения могут изменяться органические процессы, например, появляться признаки, которые обычно сопровождают те или иные эмоции (учащение пульса, сбои в дыхании, повышение кровяного давления, выделение пота и т.п.). Они имеют место тогда, когда человек представляет себе какую-либо ситуацию, например несущую в себе угрозу для него. Неуемная фантазия у особенно чувствительных, эмоционально неуравновешенных людей может даже вызывать некоторые виды заболеваний, в том числе и такие серьезные, как сердечно-сосудистые желудочно-кишечные.