Контрольная работа по «Психологии»

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 18:32, контрольная работа

Описание работы

Воображение – особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Воображение – познавательный процесс, который состоит из создания новых образов, на основе которых возникают новые действия и предметы. Специфика этой формы психического процесса состоит в том, что воображение, вероятно, характерно только для человека и странным образом связано с деятельностью организма, будучи в то же самое время самым «психическим» из всех психических процессов и состояний.

Содержание

Влияние сказок и рассказов на развитие воображения у дошкольников.

1.Общая характеристика воображения. ………………………………………………....3

1.1.Виды воображения. …………………………………………………………………3

1.2.Функции воображения. ……………………………………………………………..4

1.3. Воображение (фантазия) в психологии. Психологический анализ продуктов и механизмов воображения. ……………………………………………………………………………………….5

2.Развитие воображения у дошкольников. ……………………………………………...7

2.1.Развитие воображения в раннем детстве. …………………………………………7

2.2.Развитие воображения в дошкольном возрасте. ………………………………….8

2.3.Роль обучения в развитии воображения. ………………………………………...10

3.Особенности воображения у детей конкретной возрастной группы. ……………...11

4.Использование сказок и рассказов для развития воображения у детей. …………...13

5.Заключение. ……………………………………………………………………………15

6.Литература. …………………………………………………………………………….16

Работа содержит 1 файл

Психология.doc

— 165.00 Кб (Скачать)
 

Педагогический  колледж №2 г. Оренбурга.

Отделение заочного обучения.

Специальность 050704 “Дошкольное образование” 
 
 

Контрольная работа.

По предмету «Психология».

Студентки третьего курса

Даниловой Анны Антониновны 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Домашний адрес:                                            

Г.Оренбург, ул. Куйбышева 13а.

Тел:89083248279. 

Дата  отправления:15.12.08.

Дата  получения……………

Оценка……………………..

Подпись……………………

       

Содержание:

Влияние сказок и рассказов на развитие воображения  у дошкольников.

1.Общая характеристика воображения. ………………………………………………....3

   1.1.Виды воображения. …………………………………………………………………3

   1.2.Функции воображения. ……………………………………………………………..4

   1.3. Воображение (фантазия) в психологии. Психологический анализ продуктов и механизмов            воображения. ……………………………………………………………………………………….5

2.Развитие  воображения у дошкольников. ……………………………………………...7

   2.1.Развитие воображения в раннем детстве. …………………………………………7

   2.2.Развитие воображения в дошкольном возрасте. ………………………………….8

   2.3.Роль обучения в развитии воображения. ………………………………………...10

3.Особенности  воображения у детей конкретной возрастной группы. ……………...11

4.Использование  сказок и рассказов для развития воображения у детей. …………...13

5.Заключение. ……………………………………………………………………………15

6.Литература. …………………………………………………………………………….16 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Влияние сказок и рассказов на воображение  у дошкольников.

1.Общая  характеристика воображения.

     Воображение – особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Воображение – познавательный процесс, который состоит из создания новых образов, на основе которых возникают новые действия и предметы. Специфика этой формы психического процесса состоит в том, что воображение, вероятно, характерно только для человека и странным образом связано с деятельностью организма, будучи в то же самое время самым «психическим» из всех психических процессов и состояний. Последнее означает, что ни  в одном другом, кроме воображения, не проявляется идеальный и загадочный характер психики. Можно предполагать, что именно воображение, желание его понять и объяснить привлекло внимание к психическим явлениям в древности, поддерживало и продолжает его стимулировать в наши дни.

     Благодаря воображению человек  творит, разумно планирует свою  деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей, а какое значение эта культура имеет для психического развития и совершенствования вида «гомосапиенс», мы уже достаточно хорошо знаем. Обладая богатым воображением, человек может «жить» в разном времени, что не может себе позволить никакое другое живое существо в мире. Прошлое зафиксировано в образах памяти, произвольно воскрешаемых усилием воли, будущее представлено в мечтах и фантазиях.

      Воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий.

     Если воображение рисует сознанию  такие картины, которым ничего  или мало что соответствует  в действительности, то оно носит  название фантазии. Если, кроме того, воображение нацелено на будущее, его именуют мечтой.

1.1.Виды  воображения.

     Воображение может быть четырех  основных видов: активное, пассивное,  продуктивное и репродуктивное. Активное воображение характеризуется  тем, что, пользуясь им, человек  по собственному желанию, усилием  воли вызывает у себя соответствующие образы. Образы пассивного воображения возникают спонтанно, помимо воли и желания человека. Продуктивное воображение отличается тем, что в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Но при этом в образе она все же творчески преобразуется. В репродуктивном воображении ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.

     С феноменом воображения в  практической деятельности людей,  прежде всего, связан процесс  художественного творчества. Так  с репродуктивным воображением  может быть соотнесено направление  в искусстве, называемое натурализмом, а также отчасти реализм.

     Источником любого направления  в искусстве может быть только  жизнь, она же выступает в  качестве первичной базы для  фантазии. Но никакая фантазия  не способна изобрести нечто  такое, что человеку не было  бы известно. В связи с этим именно реальность становится основой творчества. Но она пропускается через продуктивное воображение творцов, они по-новому ее конструируют, пользуясь светом, цветом, наполняя свои произведения вибрацией воздуха (импрессионизм), прибегая к точечному изображению предметов (пуантилизм в живописи и музыке), разлагая объективный мир на геометрические фигуры (кубизм) и т.д.

     С репродуктивным воображением  в искусстве мы встречаемся  и в тех случаях, когда воссоздание  действительности реалистическим  методом художника не устраивает. Его мир – фантасмагория, за которой – вполне очевидные реалии (М.Булгаков «Мастер и Маргарита»).

     Чаще всего творческий процесс  в искусстве  связан с активным  воображением: прежде чем запечатлеть  какой-либо образ на бумаге, холсте или нотном листе, художник создает его в своем воображении, прилагая к этому сознательные волевые усилия. Нередко активное воображение настолько захватывает творца, что он утрачивает связь со своим временем, своим «я», «вживаясь» в создаваемый им образ.

     Реже импульсом творческого процесса  становится пассивное воображение,  так как «спонтанные», независимые  от воли художника образы являются  продуктом подсознательной работы  творца, скрытой от него самого. Кроме того, творческий процесс,  начинаясь, как правило, с волевого усилия, т.е. с акта воображения, постепенно настолько захватывает автора, что воображение становится спонтанным, и уже не он творит образы, а образы владеют и управляют художником, и он подчиняется их логике.

     Есть и другие виды воображения. Это – сновидения, галлюцинации, грезы и мечты. Сновидения можно отнести к разряду пассивных и непроизвольных форм воображения. Подлинная их роль в жизни человека до сих пор не установлена, хотя известно, что в сновидениях человека находят выражение и удовлетворение многие жизненно важные потребности, которые в силу ряда причин не могут получить реализации в жизни.

     Галлюцинациями называют фантастические  видения, не имеющие, по-видимому, почти никакой связи с окружающей  человека действительностью. Обычно они – результат тех или иных нарушений психики или работы организма – сопровождают многие болезненные состояния.

     Грезы в отличие от галлюцинаций  – это вполне нормальное психическое  состояние, представляющее собой  фантазию, связанную с желанием, чаще всего несколько идеализируемым будущим. Мечта от грезы отличается тем, что она несколько более реалистична и в большей степени связана с действительностью, т.е. в принципе осуществима. Грезы и мечты у человека занимают довольно большую часть времени, особенно в юности. Для большинства людей мечты являются приятными думами о будущем. У некоторых встречаются и тревожные видения порождающие чувство беспокойства, вины, агрессивности.

1.2.Функции  воображения.

     Разум человека функционирует  постоянно. Когда в мозг человека не поступает новая информация, и он не решает никаких проблем, начинает работать воображение. Установлено, что человек по своему желанию не в состоянии прекратить поток мыслей, остановить воображение.

     В жизни человека воображение выполняет ряд специфических функций. Первая из них состоит в том, чтобы представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена. Вторая функция воображения состоит в регулировании эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность. Данная жизненно важная функция особенно подчеркивается и разрабатывается в психоанализе. Третья функция воображения связана с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций. С помощью искусно вызываемых образов человек может обращать внимание на нужные события. Посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями. Четвертая функция воображения состоит в формировании внутреннего плана действий – способности выполнять их в уме, манипулируя образами. Наконец, пятая функция – это планирование и программирование деятельности, составление таких программ, оценка их правильности, процесса реализации.

    С помощью воображения мы можем управлять многими психофизиологическими состояниями организма, настраивать его на предстоящую деятельность. Известны факты, свидетельствующие о том, что с помощью воображения, чисто волевым путем человек может влиять на органические процессы: изменять ритмику дыхания, частоту пульса, кровяное давление, температуру тела. Данные факты лежат в основе аутотренинга, широко используемого для саморегуляции.

1.3.Воображение  (фантазия) в психологии.

Психологический анализ продуктов и механизмов воображения.

     Образы фантазии никогда не  бывают совершенно оторванными от реальности, не имеющими с ней ничего общего. Замечено, что если любой продукт фантазии разложить на составляющие его элементы, то среди них трудно отыскать нечто такое, чего в действительности не существовало.

 Существуют  индивидуальные, типологические особенности воображения, связанные со спецификой памяти, восприятия и мышления человека. У одних людей может преобладать конкретное, образное восприятие мира, которое внутренне выступает в богатстве и разнообразии их фантазии. Про таких индивидов говорят, что они обладают художественным типом мышления. По предположению, он физиологически связан с доминированием правого полушария мозга. У других отмечается большая склонность к оперированию абстрактными символами, понятиями (люди с доминирующим левым полушарием мозга).

     Воображение человека выступает  как отражение свойств его  личности, его психологического  состояния в данный момент  времени. Известно, что продукт  творчества, его содержание и  форма хорошо отражают личность  творца. Данный факт нашел широкое применение в психологии, особенно в сознании психодиагностических личностных методик. Личностные тесты проективные типа (Тематический апперцептивный тест – ТАТ, тест Роршаха и др.) основаны на так называемом механизме проекции, согласно которому человек в своем воображении склонен приписывать другим людям свои личностные качества и состояния. Проводя по специальной системе содержательный анализ продуктов фантазии испытуемых, психолог на его основе судит о личности человека, кому эти продукты пренадлежат.

     Воображение представляет собой  одно из субъективно самых  ярких психических явлений, где  качество психического как идеального  проявляется наиболее отчетливо.  В этом плане воображение кажется  совершенной противоположностью  органическому как материальному. И тем удивительнее факты, говорящие о том, что воображение и органические процессы тесным образом взаимосвязаны. Рассмотрим некоторые из этих фактов поподробнее.

     У людей с достаточно богатой  фантазией в результате сильно  развитого воображения могут изменяться органические процессы, например, появляться признаки, которые обычно сопровождают те или иные эмоции (учащение пульса, сбои в дыхании, повышение кровяного давления, выделение пота и т.п.). Они имеют место тогда, когда человек представляет себе какую-либо ситуацию, например несущую в себе угрозу для него. Неуемная фантазия у особенно чувствительных, эмоционально неуравновешенных людей может даже вызывать некоторые виды заболеваний, в том числе и такие серьезные, как сердечно-сосудистые желудочно-кишечные.

Информация о работе Контрольная работа по «Психологии»