Физиологические реакции на психологические
состояния, связанные с воображением,
следует рассматривать как вполне
нормальное явление. Они способствуют
преднастройке организма на предстоящую
деятельность и тем самым облегчают
ее. Теми ил иными, осознаваемыми
или неоснаваемыми органическими изменениями
сопровождаются практически почти все
связанные с фантазией образы. Широко
известно явление, которое получило название
идеомоторный акт. Суть его состоит в том,
что отчетливое представление о каком-либо
движении вызывает у человека само это
движение, которое, как правило, не контролируется
ни органами чувств, ни сознанием. Если,
например, попросить человека подержать
на вытянутой руке, на весу нитку с грузом
и представить себе, как этот груз вращается,
то через некоторое время можно заметить,
что он и на самом деле начнет описывать
круги, совершать вращательные движения.
Непроизвольное проявление движений,
связанных с соответствующими
эмоциями (мимика, жесты, пантомимика),
широко используется людьми в невербальном
общении. Подсознательно замечая их, мы
судим об эмоциональных состояниях другого,
лучше понимаем его и выбираем правильные
реакции на его действия. Идеомоторным
актом помимо сферы повседневного общения
пользуются артисты эстрады, демонстрирующие
со сцены способность находить предметы,
спрятанные в зале (по улавливанию микродвижений
рук или глаз, производимых рядом с ними
находящимся человеком, знающим, где спрятан
соответствующий предмет), так называемые
«экстрасенсы», угадывающие мысли людей
по невольным производимым движениям.
Особый психологический интерес
вызывает связь сновидений с
органическими состояниями. Наш
мозг, как показывает исследования,
продолжает работать и во время
сна, вовлекая в свою деятельность
практически все органические структуры,
связанные с психологическими процессами:
восприятием, вниманием, памятью, мышлением
и речью. Но это обычно происходит на уровне
подсознания, на фоне тормозного влияния,
оказываемого ретикулярной формацией
на кору головного мозга человека. Факт
припоминания содержания сновидений с
несомненностью говорит нам о том, что
во сне активным образом работает память.
Люди, которые спят, психологически
не полностью изолированы от
восприятия окружающей действительности
и способны определенным образом
реагировать на нее. Во сне отчасти
сохраняется избирательность реакций.
Как уже было сказано выше,
сущность воображения заключается в способности
подмечать и выделять в предметах и явлениях
специфические признаки и свойства и переносить
их на другие предметы. Выделяют несколько
техник воображения.
Комбинирование – сочетание отдельных
элементов различных образов
предметов в новых, более или
менее необычных комбинациях.
Комбинирование – это творческий
синтез, а не простая сумма
уже известных элементов, это процесс
существенного преобразования элементов,
из которых строится образ.
Частный случай комбинирования
– агглютинация – способ создания
нового образа путем соединения,
склеивания совершенно разных
объектов или их свойств. Например,
кентавр, дракон, сфинкс.
Акцентирование – подчеркивание тех
или иных черт (например, образ великана).
Этот способ лежит в основе создания карикатур
и дружеских шаржей (умный – очень высокий
лоб, недостаток ума – низкий).
Акцентирование проявляется в нескольких
специфических действиях:
а)утрирование – намеренное подчеркивание
особенностей внешнего облика
человека;
б)преувеличение или приуменьшение
(Мальчик-с-пальчик, Дюймовочка);
в)типизация – обобщение и
эмоциональная насыщенность образа.
Это наиболее сложный путь создания образа
творческого воображения. (Обломов, Онегин,
Гамлет, Фауст).
Индивидуальные особенности воображения
определяются:
1)степенью легкости и трудности,
с какой человеку вообще дается
воображение;
2)характеристикой самого создаваемого
образа: нелепица или оригинальная
находка решения;
3)в какой области ярче, быстрее
происходит создание новых образов
(личностная направленность).
2.Развитие
воображения у дошкольников.
2.1.Развитие
воображения в раннем детстве.
Предпосылками воображения выступают
представления, которые появляются
на втором году жизни. Малыш
в возрасте около полутора
лет узнает изображение на
картинке. Он переживает бурные
положительные или отрицательные
эмоции в соответствии с содержанием
изображенного. Но дело в том, что рисунок
никогда не бывает точной копией зафиксированного
в прошлом опыте предмета. Он отражает
действительность обобщенно, выделяя
самое существенное в реальном объекте
и выступая его знаком. Воспринять изобразительный
знак помогает воображение. Оно достраивает
то, что не совсем соответствует имеющемуся
в памяти представлению. При этом узнавании
малыш не узнает ничего нового. Поэтому
воображение выступает как пассивный
процесс. Становление механизма представления,
воссоздания образов, а так же умения слушать
и откликаться на содержание сообщения
происходит через развитие понимания
речи взрослых.
На третьем году жизни в
действиях малыша наблюдается
отсроченное подражание увиденному,
что говорит о наличии достаточно
сложного представления, об умении действовать
на основе сформированного образа.
О первых проявлениях воображения
в 2,5-3 года свидетельствует умение
ребенка действовать в воображаемой
ситуации с воображаемыми предметами.
Первые подражательные игры, возникающие
на втором году жизни, еще не заключают
в себе элементы воображения. Если ребенок
«ест» пустой ложкой, то производимое
им действие определяется конкретной
ситуацией, в которую он включен в данный
момент. Он осваивает функцию предмета,
действие с ним и повторяет его.
Одной из причин возникновения
воображения является психологическая
дистанция между ребенком и
взрослым, ребенком и объектом
его желаний. В игре малыш
действует в условной воображаемой
ситуации, но как взрослый, поскольку
не может реально подражать всем привлекательным
действиям старших. В игре он отражает
действия взрослых, но обобщенно и условно.
Но именно эта игра помогает ребенку «включать»
воображение (ребенок действует с одним
предметом, а представляет на его месте
другой).
Мотив игрового действия лежит
не в получении реального продукта,
результата, следовательно, игровое
действие надо рассматривать
как воображаемую реализацию
нереализованных желаний.
Развитие начальных форм воображения
у ребенка раннего возраста связанно
с обобщенностью игровых действий и игровых
предметов, а также с тем, что в репертуар
игровых действий прочно входят замещения.
Они осмысленны, но имеют все же воспроизводящий,
а не творческий характер. Важнейшим фактором,
который обеспечивает возможность переноса
значения на другие предметы, является
речь. С ней связано дальнейшее развитие
замещения. Освоение речи приводит к тому,
что в игре появляются первые самостоятельные
замещения, которым ребенок сначала дает
реальные названия или игровые в сочетании
с реальными, а потом только игровые.
К концу раннего детства складывается
новый способ действия с предметами-заместителями,
полноценное использование замещений.
Дети четко видят сходство и различие
между обозначаемым и обозначающим, вводят
в игру собственные оригинальные замещения.
Их словесное обозначение перемещается
к началу игрового действия, что говорит
об осознании нового способа деятельности.
Выбор предметов-заместителей перестает
быть случайным.
Таким образом, в игровой деятельности
детей раннего возраста зарождаются творческие
элементы. Но воображение все же имеет
репродуктивный характер. На третьем году
жизни потребность в игровой деятельности
становится самостоятельной потребностью
ребенка, хотя нуждается в поддержке и
поощрении взрослого. Основным содержанием
игры в раннем детстве является развернутая
ориентировка в предметной стороне человеческой
деятельности. Эта ориентировка начинается
с подражания действиям взрослого и развивается
по пути самостоятельного творческого
построения образов действия с предметами,
пока еще с опорой на реальные объекты.
Следовательно, показателями развития
воображения в игре преддошкольников
являются разнообразие сюжетов,
действие в воображаемой ситуации,
самостоятельный выбор предмета-заместителя,
гибкость в изменении функции и названия
предметов, оригинальность замещения
игровых действий, критичность к замещениям
партнера.
Воображение в раннем возрасте
требует внешней опоры на предметы
и их признаки, оно связано
с внешними действиями, с оперированием
предметами, их обыгрыванием и в то же
время с речью, со словами, которые обозначают
действия и предметы.
Особенности развития воображения
в раннем возрасте:
- складываются его предпосылки,
представление и отсроченное
подражание;
- воображение появляется в игре,
когда возникает воображаемая
ситуация и игровое переименование
предметов;
- воображение функционирует только
с опорой на реальные предметы
и внешние действия с ними.
2.2.Развитие
воображения в дошкольном возрасте.
Воображение дошкольника отличается
от воображения взрослого, за
кажущимся его богатством скрывается
бедность, смутность, схематичность
и стереотипность образов. Ведь
в основе образов воображения
лежит перекомбинирование материала,
хранящегося в памяти. А у дошкольников
знаний и представлений еще недостаточно.
Видимое богатство воображения связано
с низкой критичностью детского мышления,
когда дети не знают, как бывает, а как
не бывает. Отсутствие такого знания –
недостаток и достоинство детского воображения.
Дошкольник не создает ничего
принципиально нового с точки
зрения общественной культуры. Характеристика
новизны образов имеет значение
только для самого ребенка:
было ли подобное в его собственном
опыте.
До достижения детьми 5-6 лет, почти
на протяжении всего дошкольного возраста,
у них отсутствует замысел или он крайне
неустойчив, легко разрушается. А подчас
замысел рождается только после действия.
Для взрослого мечта выступает как побудитель
к действию, а у ребенка комбинации образов
практически бесперспективны. Он фантазирует
ради того, чтобы фантазировать. Его привлекает
сам процесс комбинирования, создания
новых ситуаций, персонажей, событий, имеющий
яркую эмоциональную окрашенность.
На первых порах воображение
неразрывно связано с предметом, выполняющим
функцию внешней опоры. Так, в игре ребенок
3-4 лет не может вообразить действие с
предметом. Он не может переименовать
предмет, если не действует с ним. Он представляет
стул кораблем или кубик кастрюлькой,
когда действует с ними. Сам предмет-заместитель
должен иметь сходство с замещаемым предметом.
Именно игрушки и предметы-атрибуты наталкивают
малыша на тот или иной сюжет игры. Если
для младших дошкольников опорой в игре
выступают игрушки, то для средних и старших
– выполнение взятой на себя роли. Постепенно
воображение начинает опираться на
предметы, вовсе не похожие на замещаемые.
Так, старшие дошкольники в качестве игрового
материала используют природный (листья,
шишки, палки, камешки и пр.).
Особенно ярко проявляется роль
наглядной опоры в воссоздании
художественного текста. Таковой
служит иллюстрация, без которой
младший дошкольник не может
воссоздать описанные в сказке
события. У старших дошкольников
слова текста начинают вызывать образы
и без наглядной опоры. Но они все-таки
испытывают трудности в понимании внутреннего
смысла произведения. Для детей этого
возраста важна иллюстрация, наглядно
изображающая те действия и взаимоотношения
героев, в которых ярче всего обнаруживаются
их внутренние особенности и черты характера.
Постепенно необходимость во
внешних опорах отпадает. Происходит
интериоризация действий воображения
в двух планах. Во-первых, переход
к игровому действию с предметом,
которого в действительности нет.
Во-вторых, переход к игровому использованию
предмета, придание ему нового смысла
и представление действий с ним в уме,
без реального действия.
В 4-5 лет у детей возрастают
творческие проявления в деятельности,
прежде всего игре, ручном труде,
рассказывании и пересказе. В возрасте
пяти лет появляются мечты о будущем. Они
ситуативны, нередко неустойчивы, обусловлены
событиями, вызвавшими у детей эмоциональный
отклик.