Контрольная работа по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 19:46, контрольная работа

Описание работы

Мнемоника — искусство запоминания.
Практическое задание.

Работа содержит 1 файл

Мнемоника.docx

— 59.84 Кб (Скачать)

Качество запоминания, которое дает мнемотехника, можно  сравнить с перемещением по папкам в компьютере. Но, к сожалению, в  каждой "мнемонической папочке" может быть записано не так много  информации - от одного до нескольких десятков телефонных номеров, например. Запомненные  сведения могут быть воспроизведены как в прямом, так и в обратном порядке, а также выборочно, без  перебора всей имеющейся в памяти информации.

Длительность  сохранения информации в памяти полностью  контролируется. Можно запомнить  сведения всего лишь на один час, а  можно сохранить на всю жизнь. Запомненные сведения можно сознательно  стирать из своего мозга, путем запоминания  на их места новых сведений.

Если раньше психологи пытались сравнивать память человека с памятью технических  устройств, то в последнее время  наблюдается совершенно противоположное. Создатели современных компьютеров  и программного обеспечения черпают  свои идеи из учебников нейрофизиологии. В результате компьютеры становятся все умнее и умнее. Ярким примером этого процесса может служить  хорошо известная программа распознавания  текстов FineReader, в которую заложены принципы работы зрительной анализаторной  системы человека.

Можно сделать  прогноз, что в самое ближайшее  время будут созданы нейропрограммы, моделирующие ассоциативную память человека, на основе которых компьютеры будут иметь неограниченную емкость  памяти и научаться думать. Потому что механизмы ассоциативной  памяти одновременно являются и основными  механизмами мыслительных процессов  у человека.

Компьютерные  технологии открыли для нас неограниченный доступ к информации. Можно купить CD-диск с несколькими тысячами фотографий. На одном диске умещается 15 тысяч  литературных произведений. Книжные  магазины буквально завалены книгами. НО… возможности мозга остаются на прежнем уровне и слишком много  людей не способны взять эту информацию. Не потому что нет денег, а потому что люди не умеют работать с информацией, не умеют быстро читать, не умеют  запоминать. В последнее время  наблюдается катастрофический разрыв между стремительным ростом высоких  технологий и прежней «впитываемостью» информации мозгом человека.

Мнемотехника  значительно повысит вашу обучаемость  любым дисциплинам и даст вам  возможность не отставать от технического прогресса.

Итак, что же такое современная мнемотехника?

Это возможность  накапливать в памяти большое  количество точной информации. Это  экономия времени при запоминании  – процесс запоминания полностью  контролируется. Это сохранение запомненных  сведений в памяти – то, что вы запомнили, вам больше не придется учить  заново. Это мощная тренировка внимания и мышления. Это реальный шанс быстро освоить несколько новых специальностей и стать профессионалом в своей  области. Это возможность пользоваться информацией: человек может применять  знания только тогда, когда они находятся  в голове. Это просто отличная гимнастика для мозга – мозг нужно тренировать, чтобы он не атрофировался.

Шерлок Холмс - известный интеллектуал - любил  говорить: «Самый совершенный в мире мозг ржавеет без дела».  
 

 Мнемоника (от греч. μνημη — память). — Под название Мнемоника или мнемотехники подводятся различного рода приемы, способствующие искусственному запоминанию возможно большего числа представлений. Издавна делались попытки найти способы, которые облегчали бы запоминание. Уже древние народы и дикари знали уже целый ряд приемов, дававших точки опоры для памяти. Древние норвежцы вырезывали на деревянных дощечках особые значки для запоминания календарных и метеорологических моментов; древние римляне делали значки на ногтях для запоминания праздников и пр.; в наше время татуирование индейцев и других имеет мнемонический характер, как и столь часто употребляемые узелки, зарубинки и пр. В детских садах пользуются песнями для того, чтобы выучить детей грамматическим и арифметическим правилам и пр. Геродот находил зачатки мнемоники как искусства у египтян; но гораздо вероятнее, что мнемоника получила свое начало у греков. Основателем ее одни называют Пифагора, другие — Симонида. Гиппий, Теодект, Хармид и Метродор Сцепсий разрабатывали мнемонические приемы и в искусстве запоминания доходили до виртуозности. У греков мнемонику переняли и римляне. Цицерон и Квинтилиан интересовались Мнемоника, изучали ее и даже рекомендовали своим ученикам, но не останавливались на ней настолько, чтобы заняться ее разработкой или усовершенствованием. Все вышеупомянутые древние авторы, занимавшиеся Мнемоника, пользовались так назыв. топологическим методом, состоявшим в том, что какие-либо существующие или воображаемые места (корабли, комнаты и пр.) разделялись на 50—100 и более квадратов, или мест запоминания, причем с каждым из таких мест связывалось представление о каком-либо предмете. Метродор для мнемонических целей воспользовался 12 знаками зодиака, подразделив их на 360 мест, и т. д. В Средние века Мнемоника была совершенно заброшена; в VIII в. Алкуин в своей риторике писал, что ему ничего не известно относительно каких-либо методов, которые способствовали бы укреплению памяти. Только в ХIII ст. Рожер Бекон написал обстоятельное сочинение, трактующее об искусстве запоминания; оно хранится в рукописи в Оксфордском унив. Раймонд Люллий, Джордано Бруно, Винкельман и др., в период с XIII по XVIII ст., были усовершенствователями и пропагандистами Мнемоника, которая, однако, не пускала глубоких корней. Из мнемонистов текущего столетия пользовался успехом священник из Белиц (вблизи Эйленбурга) Кестнер; он применял метод древних к изучению языков и сам отличался замечательно развитой памятью; написал "Mnemonik od. System der Ged ä chtnisskunst der Alten" (Лпц., 1804). Наибольшей популярности достиг барон Аретин, библиотекарь Национальной библиотеки в Мюнхене. Он написал ряд книг по Мнемоника и ввел на место древних мест запоминания буквы, комбинации которых должны были вызывать представление о предмете, подлежащем запоминанию. Он написал: "Systematische Anleitung zur Theorie u. Praxis der M." (Зульцбах, 1810). В 20-х годах большим успехом пользовался француз Эме Пари, предложивший метод рефлексов. Его книжка "Principes et applications diverses de la mn é motechnie" в короткое время выдержала ряд изданий. Пари превращал числа в слова, вводя на место цифр согласные. Сам он обладал сильно развитой памятью. Поляк Язвинский и польский генерал Иосиф Бем, а также венгерец гр. Майлат не внесли ничего нового в Мнемоника, но пропагандировали ее между своими соотечественниками. Датчанин Карл Отто, отчасти под псевдонимом Ревентлов, отчасти под своим именем, составил лексикон, руководство и пр. по Мнемоника Под его влиянием многие увлекались Мнемоника, и она была даже введена во многих средних учебных заведениях. Его метод был основан на том, что наиболее легко и прочно запоминается все превратившееся в мысль и перешедшее в сознание, вследствие чего числа и слова были превращаемы им в целые фразы. Соч. его: "Lehrbuch der Mnemotechnik" (2 изд., Штутгарт, 1847) и "W ö rterbuch der M." (ib., 1844). Коте различал, наряду с местной, или топической, Мнемоника древних и рефлекторной Мнемоника, еще Мнемоника общую, основателем которой он был; последняя превращает все подлежащее запоминанию в образы. Соч. его: "Lehrbuch der M." (2 изд., Гамбург, 1852), "Katechismus d. Ged ä chtnisskunst" (6 изд., 1887). Россия до последнего времени не знала у себя мнемонистов, хотя в период увлечения Мнемоника на Западе ею интересовались отчасти и у нас, напр. проф. Деллен (в Киеве), написавший "Kurzgefasste Geschichte und heutiger Standpunkt der Moemonik". В последнее время на книжном рынке появился ряд бездарных и безграмотных книжек по Мнемоника Для изучения, напр., иностранных языков предлагается отыскать русское слово, одинаково звучащее с иностранным, запомнить последнее и потом уже заучить его значение; так, французские слова:

adage —  а даже = поговорка

herbe —  герб = трава

demi —  где мы = половина и т. д.

Для того, чтобы запомнить ряд имен, нужно  составить из их начальных букв или  слогов одно или несколько слов. Чтобы запомнить, напр., имена 9 муз, берутся начальные буквы, которые  вместе составляют tum pekket, и по первой букве затем припоминается самое  имя. Для запоминания чисел цифры  заменяют буквами, а для того, чтобы  легче было припомнить их числовое значение, берут слово, напр. т-р-у-д-о-л-ю-б-и-e, и сообразно с расположением  в нем букв заменяют ими числовые величины: 1 = т, 2 = р, 3 = у, 4 = д, 5 = о, 6 = л, 7 = ю, п, 8 = б, 9 = i, и, 0 = е, ять, э. Если надо запомнить  большое число, то составляется целая  фраза из слов, начинающихся соответствующими буквами. Вообще необходимо заметить, что каждый человек создает для себя особенные мнемонические приемы. Истинный метод Мнемоника индивидуален; насколько в отдельных случаях остроумные мнемонические приемы могут быть уместны и даже полезны, настолько же стремление превратить Мнемоника в науку или искусство не имеет под собой никакой почвы.

Литература (кроме соч., упомянутых выше): Raphael Hellbach, "Die Kunst des vorz üglichen Gedä chtnisses" (2 изд.); Dr. Ewald Hartenbach, "Die Kunst ein vorz ügliches Gedä chtniss zu erlangen"; Дмитревский, "К вопросу о школьной мнемонике" ("Русская школа", 1895, 7, 8); Chavanty, "Histoire de la mn émonie, mnémonique ou mnémotechnie"; Weber-R umpe, "Mnemonische Unterrichtsbriefe" (Бреславль, 1882); Derbal, "Empirische Psychologie" (4 изд., В., 1895); A. Gratacap. "Analyse des faits de m é moire" (П., 1867). Компилятивная литература: Файнштейн, "Что такое мнемоника. Искусство укрепления памяти"; Слоущ, "Мнемотехника, или искусство укреплять память"; Беркович, "Полный курс мнемотехники" и др. 

Информация о работе Контрольная работа по "Психологии"