Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 19:46, контрольная работа
Мнемоника — искусство запоминания.
Практическое задание.
Качество запоминания, которое дает мнемотехника, можно сравнить с перемещением по папкам в компьютере. Но, к сожалению, в каждой "мнемонической папочке" может быть записано не так много информации - от одного до нескольких десятков телефонных номеров, например. Запомненные сведения могут быть воспроизведены как в прямом, так и в обратном порядке, а также выборочно, без перебора всей имеющейся в памяти информации.
Длительность сохранения информации в памяти полностью контролируется. Можно запомнить сведения всего лишь на один час, а можно сохранить на всю жизнь. Запомненные сведения можно сознательно стирать из своего мозга, путем запоминания на их места новых сведений.
Если раньше
психологи пытались сравнивать память
человека с памятью технических
устройств, то в последнее время
наблюдается совершенно противоположное.
Создатели современных
Можно сделать
прогноз, что в самое ближайшее
время будут созданы
Компьютерные технологии открыли для нас неограниченный доступ к информации. Можно купить CD-диск с несколькими тысячами фотографий. На одном диске умещается 15 тысяч литературных произведений. Книжные магазины буквально завалены книгами. НО… возможности мозга остаются на прежнем уровне и слишком много людей не способны взять эту информацию. Не потому что нет денег, а потому что люди не умеют работать с информацией, не умеют быстро читать, не умеют запоминать. В последнее время наблюдается катастрофический разрыв между стремительным ростом высоких технологий и прежней «впитываемостью» информации мозгом человека.
Мнемотехника значительно повысит вашу обучаемость любым дисциплинам и даст вам возможность не отставать от технического прогресса.
Итак, что же
такое современная
Это возможность
накапливать в памяти большое
количество точной информации. Это
экономия времени при запоминании
– процесс запоминания
Шерлок Холмс
- известный интеллектуал - любил
говорить: «Самый совершенный в мире
мозг ржавеет без дела».
Мнемоника (от греч. μνημη — память). — Под название Мнемоника или мнемотехники подводятся различного рода приемы, способствующие искусственному запоминанию возможно большего числа представлений. Издавна делались попытки найти способы, которые облегчали бы запоминание. Уже древние народы и дикари знали уже целый ряд приемов, дававших точки опоры для памяти. Древние норвежцы вырезывали на деревянных дощечках особые значки для запоминания календарных и метеорологических моментов; древние римляне делали значки на ногтях для запоминания праздников и пр.; в наше время татуирование индейцев и других имеет мнемонический характер, как и столь часто употребляемые узелки, зарубинки и пр. В детских садах пользуются песнями для того, чтобы выучить детей грамматическим и арифметическим правилам и пр. Геродот находил зачатки мнемоники как искусства у египтян; но гораздо вероятнее, что мнемоника получила свое начало у греков. Основателем ее одни называют Пифагора, другие — Симонида. Гиппий, Теодект, Хармид и Метродор Сцепсий разрабатывали мнемонические приемы и в искусстве запоминания доходили до виртуозности. У греков мнемонику переняли и римляне. Цицерон и Квинтилиан интересовались Мнемоника, изучали ее и даже рекомендовали своим ученикам, но не останавливались на ней настолько, чтобы заняться ее разработкой или усовершенствованием. Все вышеупомянутые древние авторы, занимавшиеся Мнемоника, пользовались так назыв. топологическим методом, состоявшим в том, что какие-либо существующие или воображаемые места (корабли, комнаты и пр.) разделялись на 50—100 и более квадратов, или мест запоминания, причем с каждым из таких мест связывалось представление о каком-либо предмете. Метродор для мнемонических целей воспользовался 12 знаками зодиака, подразделив их на 360 мест, и т. д. В Средние века Мнемоника была совершенно заброшена; в VIII в. Алкуин в своей риторике писал, что ему ничего не известно относительно каких-либо методов, которые способствовали бы укреплению памяти. Только в ХIII ст. Рожер Бекон написал обстоятельное сочинение, трактующее об искусстве запоминания; оно хранится в рукописи в Оксфордском унив. Раймонд Люллий, Джордано Бруно, Винкельман и др., в период с XIII по XVIII ст., были усовершенствователями и пропагандистами Мнемоника, которая, однако, не пускала глубоких корней. Из мнемонистов текущего столетия пользовался успехом священник из Белиц (вблизи Эйленбурга) Кестнер; он применял метод древних к изучению языков и сам отличался замечательно развитой памятью; написал "Mnemonik od. System der Ged ä chtnisskunst der Alten" (Лпц., 1804). Наибольшей популярности достиг барон Аретин, библиотекарь Национальной библиотеки в Мюнхене. Он написал ряд книг по Мнемоника и ввел на место древних мест запоминания буквы, комбинации которых должны были вызывать представление о предмете, подлежащем запоминанию. Он написал: "Systematische Anleitung zur Theorie u. Praxis der M." (Зульцбах, 1810). В 20-х годах большим успехом пользовался француз Эме Пари, предложивший метод рефлексов. Его книжка "Principes et applications diverses de la mn é motechnie" в короткое время выдержала ряд изданий. Пари превращал числа в слова, вводя на место цифр согласные. Сам он обладал сильно развитой памятью. Поляк Язвинский и польский генерал Иосиф Бем, а также венгерец гр. Майлат не внесли ничего нового в Мнемоника, но пропагандировали ее между своими соотечественниками. Датчанин Карл Отто, отчасти под псевдонимом Ревентлов, отчасти под своим именем, составил лексикон, руководство и пр. по Мнемоника Под его влиянием многие увлекались Мнемоника, и она была даже введена во многих средних учебных заведениях. Его метод был основан на том, что наиболее легко и прочно запоминается все превратившееся в мысль и перешедшее в сознание, вследствие чего числа и слова были превращаемы им в целые фразы. Соч. его: "Lehrbuch der Mnemotechnik" (2 изд., Штутгарт, 1847) и "W ö rterbuch der M." (ib., 1844). Коте различал, наряду с местной, или топической, Мнемоника древних и рефлекторной Мнемоника, еще Мнемоника общую, основателем которой он был; последняя превращает все подлежащее запоминанию в образы. Соч. его: "Lehrbuch der M." (2 изд., Гамбург, 1852), "Katechismus d. Ged ä chtnisskunst" (6 изд., 1887). Россия до последнего времени не знала у себя мнемонистов, хотя в период увлечения Мнемоника на Западе ею интересовались отчасти и у нас, напр. проф. Деллен (в Киеве), написавший "Kurzgefasste Geschichte und heutiger Standpunkt der Moemonik". В последнее время на книжном рынке появился ряд бездарных и безграмотных книжек по Мнемоника Для изучения, напр., иностранных языков предлагается отыскать русское слово, одинаково звучащее с иностранным, запомнить последнее и потом уже заучить его значение; так, французские слова:
adage — а даже = поговорка
herbe — герб = трава
demi — где мы = половина и т. д.
Для того,
чтобы запомнить ряд имен, нужно
составить из их начальных букв или
слогов одно или несколько слов.
Чтобы запомнить, напр., имена 9 муз,
берутся начальные буквы, которые
вместе составляют tum pekket, и по первой
букве затем припоминается
Литература
(кроме соч., упомянутых выше): Raphael Hellbach,
"Die Kunst des vorz üglichen Gedä chtnisses" (2 изд.);
Dr. Ewald Hartenbach, "Die Kunst ein vorz ügliches Gedä chtniss
zu erlangen"; Дмитревский, "К вопросу о школьной
мнемонике" ("Русская школа", 1895,
7, 8); Chavanty, "Histoire de la mn émonie, mnémonique ou mnémotechnie";
Weber-R umpe, "Mnemonische Unterrichtsbriefe" (Бреславль,
1882); Derbal, "Empirische Psychologie" (4 изд., В., 1895);
A. Gratacap. "Analyse des faits de m é moire" (П., 1867).
Компилятивная литература: Файнштейн,
"Что такое мнемоника. Искусство укрепления памяти";
Слоущ, "Мнемотехника, или искусство
укреплять память"; Беркович, "Полный
курс мнемотехники" и др.