Контрольная работа по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 19:46, контрольная работа

Описание работы

Мнемоника — искусство запоминания.
Практическое задание.

Работа содержит 1 файл

Мнемоника.docx

— 59.84 Кб (Скачать)

Читатель легко  может видеть, что в этом собственно нет ничего нового. Ведь основной принцип  мнемотехники в том и заключается, чтобы делать какие-нибудь вставки, которые устанавливали бы ассоциативную  связь между словами, между которыми, в действительности, такой связи  нет, а вставим ли мы одно слово  или три, как в данном случае, это  не составляет никакого существенного  различия. Эти побочные ассоциации здесь, как и прежде только затрудняют запоминание.

Чтобы читатель мог убедиться в этом, возьмем  способ запоминания, по этой системе, президентов  Соединенных Штатов: Washington, Adams, Thomas Jefferson и т.д. Мы рассмотрим только имя  первых двух президентов. Для этого  нужно запомнить следующий ряд  слов, находящихся друг с другом в ассоциативной связи:

President 
dentist 
draw 
To give up 
self-sacrifice 
Washington 
morning wash 
wedding morning 
wedding bouquet 
Garden 
Eden 
Adams

Для тех, кто  не знает английского языка, я  покажу, какая существует связь между  этими словами. President (президент) в  окончании имеет dent, которое вследствие ассоциации по сходству вызывает dentist (дантист). 
Dentist вследствие ассоциации по смежности вызывает drow (тянуть, рвать зубы, дергать с употреблением усилия).

Drow вызывает to give up (отказаться), вследствие ассоциации  по контрасту, потому что дергать  значит употреблять физическую  силу, преодолевать известное сопротивление;  отказаться - значит не употреблять  усилия, не оказывать никакого  сопротивления.

To give up вызывает  вследствие ассоциации по сходству self-sacrifici (самопожертвование - известный  исторический факт из жизни  Вашингтона).

Self-sqcrifice вызывает  по ассоциации Washington, как абстрактное  определение человека, известного  под именем Washington.

Washington вызывает  вследствие ассоциации по сходству (звуковому) morning wash (утреннее умывание). Morning wash вызывает wedding morning (свадебное  утро) вследствие ассоциации по  сходству (одно общее слово).

Wedding morning вызывает Wedding bouquet (свадебный букет - событие,  имеющее отношение к жизни  следующего президента Адамса), вследствие  ассоциации по сходству. Wedding bouquet вызывает Garden (сад), вследствие ассоциации  по смежности Garden вызывает Eden - по-русски  Эдем (связь рода и вида); Eden вызывает Adams (Адам) вследствие ассоциации  по смежности. Adam - второй президент  и т.д.

Такой же прием  и для запоминания остальных  президентов.

Этот же способ употребляется и для запоминания  иностранных слов…

…Мне остается, чтобы довершить обзор мнемонических  систем, упомянуть и о системе  г. Файнштейна. О ней я, собственно, мог бы совершенно умолчать, потому что в ней не содержится ничего такого, чего не было бы в самых распространенных книжках по мнемонике, но я считаю нужным упомянуть и о ней, во-первых, потому, что с именем г. Файнштейна у современного русского читателя вызывается представление о мнемонике, во-вторых, потому, что в его руках мнемоника  приняла ту каррикатурную форму, которая дает возможность читателю дать должную оценку самому этому  искусству.

"Посредством  моего метода, - говорит г. Файнштейн, - основанного на законах физиологии, логики, психологии и педагогики, память возвращается потерявшим  ее, делается хорошей у имеющих  плохую и лучшей - у обладающих  хорошей".

"Моя система  содействует развитию даже самой  слабой памяти, доводя ее до  возможно высокой степени совершенства" и т.д.

Для того чтобы  запомнить ряд таких слов, как  лед, лен, лес, лужа, лапа, лом, лук, лев, лира, тюль, по системе г. Файнштейна нужно представить следующую  картину: "Зима… Кругом снег. Перед  вами слева тянется длинная река, покрытая льдом, тут же лежит очень  много льна, который соединяется  с ближайшим лесом. В лесу видна  большая лужа, в которой вы замечаете  громадную лапу, и на ней лежит  тяжелый лом; к лому привязан большой  лук, который находится в зубах  льва, на спине которого почему-то привязана  лира, обвешанная тюлем.

Для того чтобы  запомнить имена русский князей по-порядку "Рюрик, Олег, Игорь, Ольга, Святослав, Владимир Святой, Ярослав  Мудрый, Владимир Мономах, Мстислав, Изяслав", по методе г. Файнштейна нужно поступить  следующим образом. Нужно предварительно заучить 10 слов, имеющих звуковое сходство с этими именами. Вот эти слова: "рука, олень, угорь, ольха, слава, святой, ярус, мягко, месть, ясли".

Для запоминания  этих десяти бессвязных слов, необходимо сделать соответствующие вставки. Именно:

1) рука…  нога… быстрые ноги… олень 
2) олень… лес… змея… угорь 
3) угорь… гора… высоко… дерево… ольха 
4) ольха… лихо… лихое слово… слава 
5) слава… молитва… священник… святой 
6) святой… храм… ярус 
7) ярус… кресло… мягко 
8) мягко… жестокость… месть 
9) месть… зверское чувство… животное… лошадь… ясли

Изучив эти 10 слов, их следует связать с именами  князей следующим образом:

1) Рука = ру--рю--Рюрик. 
2) Олень = Олег. 
3) Угорь = Игорь. 
4) Ольха = Ольга. 
5) Слава = Святослав. 
6) Святой = Владимир Святой. 
7) Ярус = Ярослав Мудрый. 
8) Мягко = Владимир Мономах. 
9) Месть = Мстислав. 
10) Ясли = Изяслав.

Вот, например, по системе г. Файнштейна, как можно  было бы запомнить стихотворение  Пушкина "Цыгане".

Над лесистыми  брегами 
В час вечерней тишины 
Шум и песни под шатрами, 
И огни разложены. 
Здравствуй счастливое племя! 
Узнаю твои костры! 
Я бы сам в иное время 
Провожал сии шатры. 
Завтра с первым лучами 
Ваш исчезнет вольный след, 
Вы уйдете, но за вами 
Не пойдет уж ваш поэт. 
Он бродящие ночлеги 
И проказы старины 
Позабыл для сельской неги 
И домашней тишины.

Чтобы запомнить  это стихотворение по методе г. Файнштейна, нужно одно слово каждого стиха  связать с одним словом следующего стиха, но таким же образом, как это  мы видели выше, именно, вставляя какие-нибудь слова, которые устанавливали бы ассоциативную связь. Как это  в данном случае делается, читатель сейчас сам увидит.

"Тут мы  прибегаем к помощи воображения,  говорит г. Файнштейн. Мы представляем  себе, что "цыгане находятся

Над лесистыми брегами 
которые особенно приятны для нас

В час вечерней тишины 
тишине противополагается шум:

Шум и песни под  шатрами 
в последних горят маленькие свечки, огонь которых чуть-чуть виден

И огни разложены 
в слове разложены слышится звук "жены"; жена и муж, представители племени:

Здравствуй  счастливое племя! 
племя звучит как пламя, которое особенно видно в кострах:

Узнаю твои костры, 
в которых блестит огонь; противоположность огню вода в море, где находятся рыбы, и между ними сом-сам:

Я бы сам в иное время 
Каждый желает весело проводить время

Провожал  сии шатры 
Шатры обыкновенно без крыш, на крыше часто находятся птицы, имеющие перья-первый

Завтра  с первыми лучами 
Луч исчезает быстро

Ваш исчезнет вольный  след 
Следы образуются ногами, которыми мы ходим,

Вы  уйдете 
Уйдет - пойдет

Но  за вами не пойдет уж ваш поэт 
У поэта быстро летают мысли, а у обыкновенного человека они как бы блуждают, бродят

Он  бродящие ночлеги 
Ночлег для солдат обыкновенно назначается по приказу командира, приказы-проказы

И проказы старины 
Старое многие забывают

Позабыл для сельской неги 
Нежным делается тот, кто не делает частых движений и сидит постоянно дома, где иногда бывает тихо

И домашней тишины…

Я не стану загромождать своей книги дальнейшими цитатами из лекций г.Файнштейна (Цитируется по лекциям г. Файнштейна, напечатанным посредством умножительного аппарата, так называемого циклостиля) ибо  и все остальное в его курсе  все в том же роде, но не могу воздержаться от замечания, что когда я познакомился с тем, как по его методе следует  изучать такие прекрасные стихотворения, как только что приведенное, то я  вспомнил отзыв одного писателя о  значении мнемоники. По его мнению, "мозг сумасшедшего, должно быть, не имеет такого ужасного вида, как  мозг человека, постоянно занимающегося  мнемоникой. Вероятно, этот писатель имел ввиду именно мозги тех людей, которые изучают что-либо при  помощи мнемонических приемов, вроде  приемов г. Файнштейна.

Вот в существенных чертах содержание мнемотехнического  искусства. При помощи его дается возможность запоминать ряд бессвязных слов, запоминать хронологию и вообще числовые данные в различных областях. Этим вполне исчерпывается содержание мнемотехники, причем система одного мнемотехника или совсем не отличается от системы другого или, если отличается, то очень несущественными чертами.

Несмотря на это, от времени до времени являются учителя мнемоники, которые уверяют, что их система отличается от всех предшествующих, что она вполне оригинальна  и приводит к необыкновенным результатам. 
Так, например, в настоящее время есть три учителя мнемоники, из которых два за очень большую плату, а один за умеренную "укрепляют" память своих учеников. Это именно Лойзетт в Лондоне, Пельман в Мюнхене и г. Файнштейн в Одессе. (Лойзетт взимает за свой курс 5 гиней или 105 марок (около 50 рублей), г. Файнштейн берет за свой "полный курс изощрения и укрепления памяти" 50 рублей. Пельман довольствуется более скромным гонораром: он берет всего 20 марок (около 9 рублей). 
 
 

 

  • Что такое мнемотехника?
  • В.Козаренко

    Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и  тоже – техника запоминания. Они  происходят от греческого «mnemonikon» - искусство  запоминания. Считается, что это  слово придумал Пифагор Самосский (6 век до н.э.).

    Искусство запоминания  названо словом «mnemonikon» по имени  древнегреческой богини памяти Мнемозины  – матери девяти муз.

    Первые сохранившиеся  работы по мнемотехнике датируются примерно 86-82 гг. до н.э., и принадлежат перу Цицерона и Квинтилиана (см. рубрику  «История мнемотехники»).

    Современный энциклопедический  словарь дает следующие определения  мнемотехники.

    МНЕМОНИКА –  искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих  запоминание и увеличивающих  объем памяти путем образования  искусственных ассоциаций.

    МНЕМОТЕХНИКА: 1) то же, что мнемоника; 2) цирковой и  эстрадный номер, основанный на искусстве  запоминания («отгадывание» чисел, предметов, дат и имен). Исполняется  двумя артистами при помощи специально разработанного кода.

    Можно дать и  третье определение мнемотехники, которое  наиболее точно отображает современную  мнемотехнику.

    МНЕМОТЕХНИКА  – это система внутреннего  письма, позволяющая последовательно  записывать в мозг информацию, преобразованную  в комбинации зрительных образов.

    Мнемотехника  использует естественные механизмы  памяти мозга и позволяет полностью  контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.

    Первоначально мнемотехника возникла как неотъемлемая часть риторики (ораторского искусства) и предназначалась для запоминания  длинных речей. Современная мнемотехника значительно продвинулась как в  теоретическом, так и в техническом  плане и делает возможным не только фиксацию в памяти последовательности текстового материала, но и позволяет  безошибочно запоминанать любую  точную информацию, которая традиционно  считается незапоминаемой: списки телефонных номеров, хронологические таблицы, разнообразные числовые таблицы, анкетные данные, сложные учебные тексты, содержащие большое количество терминологии и числовых сведений и т.п.

    Овладение мнемотехникой  – это овладение инструментальным навыком. Обучение мнемотехнике можно сравнить с обучением машинописи, стенографии. Очевидно, что для формирования навыка необходимо выполнять упражнения. Без упражнений освоить мнемотехнику нельзя. После формирования навыка запоминания человек может пользоваться этим навыком, а может и не пользоваться. Сама по себе информация запоминаться не будет. Для запоминания каждый раз придется применять сформированный навык запоминания – последовательность определенных мыслительных действий, ведущих к фиксации информации в мозге.

    Информация о работе Контрольная работа по "Психологии"