Контрольная работа по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 19:46, контрольная работа

Описание работы

Мнемоника — искусство запоминания.
Практическое задание.

Работа содержит 1 файл

Мнемоника.docx

— 59.84 Кб (Скачать)

Наверное, очень  мало таких людей, которые бы не знали, для чего существует словосочетание: «Каждый Охотник Желает Знать, Где  Сидит Фазан». Эта фраза легко  «воссоздает» порядок цветов в солнечном  спектре. Первая буква слова обозначает цвет: Красный, Оранжевый, Желтый, Зеленый, Голубой, Синий, Фиолетовый. А ведь такой  подход к запоминанию – это  тоже прием мнемотехники. Рассмотрим еще несколько способов, помогающих школьникам запечатлеть в памяти сложный материал.  

Российский флаг имеет такую же расцветку, как  и флаги Франции и Голландии. Все отличие – порядок расположения цветов, что зачастую просто забывается. А вот заполнить «ключ» абсолютно  несложно: «БейСиК сверху вниз». Теперь легко представить порядок: Белый, Синий, Красный.

Длинный ряд  чисел знака «пи» (отношение длины  окружности к диаметру: 3,1415926…) легко  «вычислить», выучив такую «шифровку»: «Это я знаю и помню прекрасно, но многие знаки мне лишни, напрасны». Поставьте теперь вместо каждого  слова число букв в нем, и всё…  

У химиков существует довольно много рифмованных «узелков»  для памяти:

«Химик, запомни  как оду:

Лей кислоту  в воду!»

«Фенолфталеиновый

в щелочах –  малиновый»;

«Алюминий, ферум, хром –

Их валентность  равна трём».

Одна из легенд о знаменитом медике Авиценне гласит, что он придумал не только само блюдо  – плов, но и «зашифровал» рецепт в его название – «палов ош»: Пиез – лук, Аез – морковь, Лахм –  мясо, Олио – жир, Вет – соль, Об – вода, Шалы – рис.

Один греческий  оратор перед выступлением покупал  букет цветов и по пути их щедро  раздаривал. Однако он вовсе не стремился  доставлять радость людям, получившим подарок. Таким был его метод  запоминания… Мысленно готовя речь, оратор устанавливал порядок будущего изложения. Наиболее важные моменты выступления  он «привязывал» к ориентирам, каковыми являлись дары цветов. Выступая с речью, оратор просто вспоминал свой маршрут  – и нужные фразы сами «всплывали»  в памяти… 

В мнемонике  существует много способов, позволяющих  точно запоминать большие объемы смысловой информации. Её поклонники поражают своими способностями. Например, основатель отечественной школы  нейропсихологии А.Р. Лурия мог  с одного взгляда запомнить несколько  рядов цифр, состоявших из 100 и более  знаков. 25 марта 1994 года на презентации  мировых рекордов Гиннеса Доминик  О*Брайен запомнил последовательность 52–х карт в одной колоде за 43,59 секунды, продемонстрировав скорость запоминания: 0,84 секунды на одну карту. Индийский  студент-психолог установил рекорд памяти в запоминании цифровой информации. За три часа и тридцать девять минут  он запомнил, а затем повторил 31811 цифр. Скорость запоминания в данном случае составила: 2,42 секунды на один знак.

В чем же «кроется»  секрет «суперпамяти»? Всё дело в  том, что сознание обменивается информацией  с подсознанием языком образов. Когда  человек мысленно соединяет несколько  образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. При припоминании одного из образов  этой ассоциации мозг воспроизводит  все остальные. Остается лишь добавить к сказанному то, что люди различаются  между собой видом запоминаемых образов. Нейролингвистика (НЛП) выделяет три системы восприятия: визуальная (восприятие посредством зрительных образов); аудиальная (восприятие посредством  слуховых впечатлений); кинестетическая (восприятие посредством ощущений). Каждый человек обладает всеми тремя  модальностями, но максимально использует все-таки только одну. Именно по этой причине  многие люди просто не понимают друг друга, однако о НЛП поговорим когда-нибудь отдельно.  
 
 

 Глава третья. Что такое мнемоника

История мнемоники. - Система, пользующаяся локальною памятью. - Запоминание при помощи мнемонических  приемов: чисел в хронологии, статистики и т.п., запоминание бессвязных имен, слов и т.п. - Запоминание больших  чисел. - Примеры из лекций г. Файнштейна.

Теперь мы перейдем к искусству запоминания, которое  называется мнемоникой или мнемотехникой. Главная задача этого искусства  заключается в том, чтобы указать  способы для запоминания в  короткое время такого большого числа  данных, которое без каких-либо вспомогательных  приемов было бы очень затруднительно, а иногда и совсем невозможно запомнить.

Учителя мнемоники, однако, задаются гораздо более широкими задачами: по их мнению, благодаря этому  искусству, можно "приобрести превосходную память". Приобретя хорошую память, мы можем все запоминать с большою  легкостью. Но между той и этой задачей есть большая разница: первое вполне возможно, второе же невозможно.

Искусство это  очень давнего происхождения. Одни говорят, что оно было известно на востоке, другие действительным изобретателем  этого искусства считают греческого поэта Симонида (умер в 469 году до Рождества  Христова). Об изобретении его рассказывают следующее. Симонида пригласили к одному богатому человеку на пир. Когда гости  уже сидели за столом, Симониду доложили, что пришли два молодых человека, которые желают его видеть. Он тотчас же встал из-за стола и вышел, но никого не нашел. В то время, как он вышел, комната, в которой происходило  пиршество, провалилась, и все в  ней находившиеся были убиты. Тем, которые  желали похоронить своих погибших родственников  и друзей, не представлялось никакой  возможности узнать их обезображенные трупы. Тогда Симонид старался вспомнить, в каком порядке сидели пирующие за столом, и по месту, ими занимаемому, он мог определить каждый труп. Это  подало ему повод к открытию того закона, что по месту можно вспомнить  образ известного лица, а это привело  его к открытию способа запоминания, о котором я скажу ниже.

В числе других искусств, которые софисты предлагали юношеству, были и мнемоника. Разумеется, для греков в этом искусстве было весьма много привлекательного, потому что процветавшее в то время ораторское искусство требовало обширного  запоминания. Надо заметить, что ни один оратор греческий или римский  не выступал перед публикой с конспектом в руках, а это, конечно, делало необходимым  отыскание искусственных приемов  запоминания. И действительно, мы видим, что впоследствии мнемоника постоянно  связывается с "риторикой".

В сочинениях Цицерона и Квинтилиана мы находим изложение  мнемонической системы (существует мнение, что во времена Цицерона существовала целая мнемотехническая литература), которая потом почти  дословно повторялась средневековыми учеными, а также в 19 столетии.

Многие знаменитые средневековые и позднейшие ученые предлагали научить этому искусству; между ними встречаем такие имена, как Раймонд Луллия и Джордано Бруно; разъезжая по разным городам  Европы, они предлагали эту, как они  называли, memoria technica. В средние века это искусство пользовалось также  большим успехом, и легко понять, почему. Нужно было знать наизусть чрезвычайно многое; для богословских споров, в то время особенно практиковавшихся, необходимо было знание наизусть целиком  мест из Священного Писания; требовалось  иногда указать точно, в какой  книге, главе, параграфе и пр. находится  известное место. Все эти трудности  возможно было обойти, только воспользовавшись мнемоникой.

Интерес к этому  искусству, можно сказать, никогда  не ослабевал, но особенно он оживляется в начале нынешнего столетия. Появляется целый ряд различных сочинений, предлагаются различные системы  мнемоники (были, например, система  польская, французская и т.п., - литература по этому предмету необыкновенно  велика. Далее автор перечисляет  десятки фамилий и книг).

Мнемотехнику  пробовали даже применять в школах (например, систему Рефентлова в 1840-х  годах). По заявлению лиц, бывших свидетелями  применения этой системы, результаты были неожиданны: дети усваивали правила  мнемоники с большим интересом  и применяли с таким успехом, что могли быстро запоминать хронологические  данные, цифры из географии, истории  и т.п.

Вот слова директора  одного учебного заведения:

1. Метода г.  Рефентлова совершенно сообразна  с природою памяти и как  бы скопирована с отправлений  этой духовной силы; она приводит  в порядок и под правила  то, что память делала бессознательно.

2. Изложение  методы удобопонятно даже для  детей, не достигших десятилетнего  возраста.

3. Метода эта  может быть употреблена с пользою  для удержания в памяти большого  количества имен, чисел, иностранных  слов и пр.

4. Полезна, как  занимающая духовные силы и  как приятное времяпрепровождение  для молодых людей. Дети очень  охотно принимались за эту  методу, и она укрепляла и оживляла  природную их память.

Все читанное и  слышанное нами об искусстве г. Рефентлова доказывает, что оно не есть действие сильной памяти от природы, но более  следствие его методы; и мы полагаем, что и лица, не одаренные большою  памятью, при надлежащем упражнении могут достигнуть тех же самых  результатов.

Опыты, показанные мнемотехником Кастильо во Франкфурте-на-Майне  в 1839 году и сообщенные очевидцами, вызывали всеобщее удивление. Он раздавал публике программу, в которой  заключались 20 тысяч самых трудно запоминаемых данных почти из всех наук, и на предлагаемые разными  лицами вопросы по этим наукам он воспроизводил  эти данные с величайшей точностью. Прочитав всего один раз числа, предложения  и проч., написанные публикой на отдельных  листках, он мог воспроизводить их все  и притом в каком бы порядке  это ни потребовалось от него.

Во внешней  истории мнемоники мы находим  моменты, показывающие, что этим искусством и прежде пользовались с целями спекулятивными. Одним из знаменитых мнемоников был  Ламберт Шенкель (родившийся около 1547 года). Он ездил долго время, обучая своему искусству, по Франции, Германии и Бельгии и обратил на себя общее внимание. Ученики его должны были давать клятву в том, что будут  держать в тайне его систему. Так как он не успевал бывать сам  везде, куда его требовали, то вместо себя он посылал своего ученика Мартина  Зоммера, с тем однако, чтобы тот  делился с ним заработанными  им деньгами, но Зоммер изменил своему учителю: он не только не хотел делиться с ним своими доходами, но еще  и разгласил его тайну книгой, напечатанной им в Венеции.

В действительности система Шенкеля заимствована у  древних, но сам он выдает ее за оригинальную и при изучении ей предлагает пользоваться волшебными средствами, потому что  естественными средствами нельзя совершать  того, что он совершает, благодаря  своему искусству.

Лаврентий Фриз, написавший книгу под заглавием "Краткое наставление о том, как можно удивительным образом  усилить память" (1525 год), в предисловии  говорит, что "в этой терновой ограде можно найти превосходную вещь, а  именно исправление натуральной  памяти, которая не поддается усилиям  даже самого упорного прилежания, и  таким образом получить, так сказать, шерсть с осла". Между прочим, автор  в своем сочинении поучает  нас тому, что память находится  в задней части головы, что на крепление памяти чрезвычайно благодетельно  действует употребление в пищу кур, канлупов, маленьких птичек, молодых  жареных зайцев, а для десерта - персиков, орехов, хорошего красного вина и пр. Другие говорили, что для  этой цели весьма полезно употреблять  в пищу медвежье сало, мозги петухов  и других птиц.

Еще в недавнее время, в 1836 году, вышла брошюра на немецком языке под заглавием "Искусство  приобрести такую счастливую память, чтобы быть в состоянии дословно воспроизводить все, что мы слышали  или читали". Эта брошюра из предосторожности продавалась заклеенною. На первой странице ее рассказывается история об одном старце, который  имел необыкновенную память. По смерти его, будто бы, нашли между его  бумагами рецепт для укрепления памяти; рецепт этот содержит в себе до 30 наркотических  медикаментов, которые должно истолочь и, всыпав в сосуд, настоять на вине, для чего этот состав должен три  недели простоять в печи. По истечение  этого срока нужно этим настоем  тщательно мыть утром и вечером  голову и преимущественно виски, после чего покажутся удивительные результаты.

Как я уже  сказал, мнемонических систем очень  много; в действительности же, как  самая древняя, так и новейшая очень мало отличаются друг от друга. Рассмотрим сущность только важнейших  из них. 
Некоторые системы пользуются той стороной нашей зрительной памяти, благодаря которой мы запоминаем места; этот вид памяти в психологии называется локальною памятью или памятью на места. Благодаря ей, мы можем живо запоминать виденные нами места и все то, что с ними связано (ассоциировано), как в указанном выше случае Симонид запомнил места, которые занимали пирующие, и их лица; и те и другие так тесно связались в его памяти, что ему нужно было вспомнить только места для того, чтобы вспомнить лица. Поэтому, если мы желаем что-нибудь запомнить, то мы можем его связать с известным местом; например, с общественным зданием, с каким-либо домом на известной улице или с обстановкой комнаты; когда мы вспоминаем эти места или предметы, то идеи, с ними ассоциированные, вслед за тем появляются в памяти. Цицерон, Квинтилиан и другие ученые древности рекомендовали этот способ запоминания.

В более поздних  системах, пользующихся тем же принципом, дело обстоит следующим образом: мы представляем в нашем воображении  известное число комнат и разделяем  стены и пол каждой комнаты  на девять равных частей или квадратов, по 3 в ряду. На полу комнаты находятся  единицы; на первой стене находятся  числа, состоящие из одного десятка  с единицами, на второй стене числа, состоящие из двух десятков с единицами, на третьей стене - из трех десятков с единицами, на четвертой - из четырех  десятков с единицами. Числа 10, 20, 30, 40 находятся на потолке над соответствующими стенами; 50 занимает середина потолка.

Таким образом, каждая комната доставляет приблизительно 50 мест, а дом, состоящий из 10 комнат, доставит 500 мест. Можно представить  в своем воображении ряд домов, улицу и даже целый город, как  это делали средневековые ученые, которые такие воображаемые города называли "мнемоническими".

Информация о работе Контрольная работа по "Психологии"