Контрольная работа по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 19:46, контрольная работа

Описание работы

Мнемоника — искусство запоминания.
Практическое задание.

Работа содержит 1 файл

Мнемоника.docx

— 59.84 Кб (Скачать)
 
     
  1. Мнемоника — искусство запоминания.
  2. Практическое задание.

     Укажите какая из приведенных ситуаций подходит в качестве примеро сенсорной, кратковременной  и долговременной памяти. Обоснуйте  ответ.

     А. Женщина  узнает человека, которого встретила на вечеринке.

     Б.  Ребенок ощущает на своем лице дуновение ветерка.

     В.  Пожилой человек вспоминает свое детство.

     Г.  Официант в «Макдональде» принимает  заказ на три гамбургера, две порции картофеля-фри, пять молочных коктейля. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Память  для человека очень важна. Да, вы и сами об этом знаете и много  раз в этом убеждались. Стоит только лишь что-то забыть, как начинаются проблемы. Но существует такая наука, как мнемоника. Что же она означает и когда она появилась?

     Искусство запоминания, «мнемоника», появилось  еще в Древней Греции. Ее зарождение связывают с именем древнегреческого поэта Симонида, жившего в V веке до н. э.

     Память  для человека очень важна. Да, вы и сами об этом знаете и много  раз в этом убеждались. Стоит только лишь что-то забыть, как начинаются проблемы. Но существует такая наука, как мнемоника. Что же она означает и когда она появилась?

Искусство запоминания, «мнемоника», появилось еще в  Древней Греции. Ее зарождение связывают  с именем древнегреческого поэта  Симонида, жившего в V веке до н. э.

Согласно  легенде, Симонид как-то пришел к  выводу, что по месту, на котором  находился ранее человек, можно  вспомнить его образ, воспроизвести  имя и даже характер. Как следует  из легенды, этому выводу предшествовало одно событие. Однажды Симонид был  в гостях. Внезапно его вызвали  по неотложному делу. Едва он переступил за порог, как началось землетрясение, дом был разрушен, а все гости  погибли под обломками. Родственники не могли опознать своих близких. Тогда Симонид представил себе картину  пира, и в памяти его ожили все  погибшие. Он вспомнил, где кто сидел, и уверенно указал, кому какие останки  принадлежат. С тех пор все, что  требовалось запомнить мысленно, помещали в отдельные углы здания и по мере надобности оттуда извлекали.

  • Запоминание отдельных смысловых  единиц
  • Для начала попробуем  запомнить десять простых слов: глаз, рукава, дожди, Мцыри, зять, шест, день, фобия, веха, чаща.

    Вы прочли эти  слова. Теперь отведите взгляд от текста и постарайтесь воспроизвести все  слова по порядку. Если вам не удалось, прочтите слова снова. Так повторите  несколько раз, Вы почувствуете, что  это не так-то уж и легко, как кажется. А что если надо запомнить 20 или  даже 50 слов? Здесь нам окажет существенную помощью мнемоника. Применяя мнемонические  правила, мы вполне свободно можем оперировать  сотней слов: называть слова по порядку  и указывать места их расположения.

    • 1 (раз) — глаз
    • 2 — рукава
    • 3 — дожди
    • 4 — Мцыри
    • 5 — зять
    • 6 — шесть
    • 7 — пень
    • 8 — фобия
    • 9 — веха
    • 10 — чаща

    Если проговорить  эту цепь цифр и слов хотя бы один раз, то она сразу же запомнится. Попробуем: раз-глаз; два-рукава; три-дожди; и т. д. Запомнили слова в паре с цифрами. Вычлененные пары (цифры  и слово) назовем ассоциативными рядами. Это есть фундамент для  запоминания любых словарных  единиц.

    Теперь возьмем  для запоминания другой десяток  слов: линейка, часы, сосна, картина, кустарник, дорога, заяц, сосед, гитара, дом.

    Каждое слов, чтобы его запомнить, включайте  в предложение с ключевым ассоциативным  рядом.

    Например, со словом «линейка» можно построить фразу: «Глаз направлен на линейку». Слово  «часы»: «Я достаю часы из рукава». Проделайте подобное с остальными словами: сосна, картина, кустарник и т.д. Примите  во внимание, что, чем необычнее будет  построена фраза, тем крепче ассоциация. 
    Теперь отведите взгляд от текста и скажите, какое слово было шестым номером, а какое восьмым… Вы сделаете это без ошибок. Проверьте себя: каким номером по порядку было названо слово «кустарник»? Для того чтобы почувствовать уверенность в овладении этим приемом, потренируйтесь еще над десятком слов.

    А что, если постараться  запомнить таким же образом не десять, а тридцать, сорок или  даже пятьдесят слов. Используя данный метод, вы можете запоминать практически  неограниченное количество слов и отдельных  объектов, но для этого необходимо подготовить соответствующее количество ключевых слов.

    Автор: И. Д. Ладанов 

         В Древней  Греции и Риме ораторы могли долго  выступать, абсолютно не пользуясь  записями. Как им это удавалось? С  помощью мнемоники(с греческого – искусство запоминания). Это  слово определяется как система  приемов, помогающих надолго запомнить  информацию и, когда нужно, извлечь  ее из памяти.

         Древнегреческие ораторы использовали так называемый метод местоположений, впервые описанный  в 477 году до н. э. греческим поэтом Симонидом. Эта техника сочетает в себе принципы упорядоченности и наглядности, а также ассоциаций с чем-то очень  знакомым, например с предметами, встречающимися на пути или расположенными в собственной  комнате. Используя эту технику, человек словно отправляется в воображаемую прогулку, связывая определенный кусочек  информации с тем или иным предметом. Когда понадобится что-то вспомнить, достаточно просто мысленно пройтись по этому пути вновь. 
     

         Энциклопедический словарь дает следующее определение  мнемоники: мнемоника — от греч. mnemonikon — искусство запоминания, означает совокупность приемов и  способов, облегчающих запоминание  и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций. Мнемоника известна с давних времен и насчитывает как минимум две тысячи лет. Считается, что термин «мнемоника» введен Пифагором Самосским в 6 веке до н. э. Первый сохранившийся труд по мнемонике приписывают Цицерону. Мнемонику изучал, разрабатывал и преподавал Джордано Бруно: ею интересовался Аристотель и обучал этому искусству своего ученика Александра Македонского. Феноменальной памятью, основанной на мнемонике, обладали Юлий Цезарь и Наполеон Бонапарт. Может быть, мнемотехникой увлекались только в далеком прошлом, а в наше время интерес к ней пропал? Ничего подобного. Доминик о'Брайен из Великобритании запомнил последовательность карт в 40 различных колодах лишь с одной ошибкой. Причем каждая карта была показана ему только один раз. Рекорд установлен им 26 ноября 1993 года в студии «Би-би-си» в Элстри (Великобритания). 25 марта 1994 года на презентации мировых рекордов Гиннеса Доминик запомнил последовательность карт в одной колоде за 43, 59 секунды (продемонстрировав скорость запоминания 0, 84 секунды на одну карту). Двадцатитрехлетний индиец С. Махедеван, студент-психолог из города Мангалур, установил мировой рекорд памяти в запоминании цифровой информации. За три часа и тридцать девять минут он запомнил и повторил наизусть 31811 цифр. Прежний рекорд составлял 28013 цифр за 9 часов 14 минут. Если предположить, что запоминание цифр осуществлялось на основе деления ряда на трехзначные, числа-образы, то в первом случае скорость запоминания составила 1, 2 секунды, а во втором — 3, 6 секунды на один зрительный образ, в котором закодированы сразу три цифры. Как видите, интерес к мнемонике в настоящее время не угас. Более того, виды мнемонической техники запоминания постоянно совершенствуются на основе новых представлений о механизмах памяти человека. Сейчас феноменальная память из разряда чудес переходит в разряд обыкновенных, доступных каждому навыков запоминания, которые можно сформировать, как и любые другие навыки.  

     Мнемоника

    (от греч. μνημη  - память). - Под название М. или мнемотехники подводятся различного рода приемы, способствующие искусственному запоминанию возможно большего числа представлений. Издавна делались попытки найти способы, которые облегчали бы запоминание. Уже древние народы и дикари знали уже целый ряд приемов, дававших точки опоры для памяти. Древние норвежцы вырезывали на деревянных дощечках особые значки для запоминания календарных и метеорологических моментов; древние римляне делали значки на ногтях для запоминания праздников и пр.; в наше время татуирование индейцев и других имеет мнемонический характер, как и столь часто употребляемые узелки, зарубинки и пр. В детских садах пользуются песнями для того, чтобы выучить детей грамматическим и арифметическим правилам и пр. Геродот находил зачатки мнемоники как искусства у египтян; но гораздо вероятнее, что мнемоника получила свое начало у греков. Основателем ее одни называют Пифагора, другие - Симонида. Гиппий, Теодект, Хармид и Метродор Сцепсий разрабатывали мнемонические приемы и в искусстве запоминания доходили до виртуозности. У греков мнемонику переняли и римляне. Цицерон и Квинтилиан интересовались М., изучали ее и даже рекомендовали своим ученикам, но не останавливались на ней настолько, чтобы заняться ее разработкой или усовершенствованием. Все вышеупомянутые древние авторы, занимавшиеся М., пользовались так назыв. топологическим методом, состоявшим в том, что какие-либо существующие или воображаемые места (корабли, комнаты и пр.) разделялись на 50-100 и более квадратов, или мест запоминания, причем с каждым из таких мест связывалось представление о каком-либо предмете. Метродор для мнемонических целей воспользовался 12 знаками зодиака, подразделив их на 360 мест, и т. д. В Средние века М. была совершенно заброшена; в VIII в. Алкуин в своей риторике писал, что ему ничего не известно относительно каких-либо методов, которые способствовали бы укреплению памяти. Только в ХIII ст. Рожер Бекон написал обстоятельное сочинение, трактующее об искусстве запоминания; оно хранится в рукописи в Оксфордском унив. Раймонд Люллий, Джордано Бруно, Винкельман и др., в период с XIII по XVIII ст., были усовершенствователями и пропагандистами М., которая, однако, не пускала глубоких корней. Из мнемонистов текущего столетия пользовался успехом священник из Белиц (вблизи Эйленбурга) Кестнер; он применял метод древних к изучению языков и сам отличался замечательно развитой памятью; написал "Mnemonik od. System der Ged ä chtnisskunst der Alten" (Лпц., 1804). Наибольшей популярности достиг барон Аретин, библиотекарь Национальной библиотеки в Мюнхене. Он написал ряд книг по М. и ввел на место древних мест запоминания буквы, комбинации которых должны были вызывать представление о предмете, подлежащем запоминанию. Он написал: "Systematische Anleitung zur Theorie u. Praxis der M." (Зульцбах, 1810). В 20-х годах большим успехом пользовался француз Эме Пари, предложивший метод рефлексов. Его книжка "Principes et applications diverses de la mn é motechnie" в короткое время выдержала ряд изданий. Пари превращал числа в слова, вводя на место цифр согласные. Сам он обладал сильно развитой памятью. Поляк Язвинский и польский генерал Иосиф Бем, а также венгерец гр. Майлат не внесли ничего нового в М., но пропагандировали ее между своими соотечественниками. Датчанин Карл Отто, отчасти под псевдонимом Ревентлов, отчасти под своим именем, составил лексикон, руководство и пр. по М. Под его влиянием многие увлекались М., и она была даже введена во многих средних учебных заведениях. Его метод был основан на том, что наиболее легко и прочно запоминается все превратившееся в мысль и перешедшее в сознание, вследствие чего числа и слова были превращаемы им в целые фразы. Соч. его: "Lehrbuch der Mnemotechnik" (2 изд., Штутгарт, 1847) и "W ö rterbuch der M." (ib., 1844). Коте различал, наряду с местной, или топической, М. древних и рефлекторной М., еще М. общую, основателем которой он был; последняя превращает все подлежащее запоминанию в образы. Соч. его: "Lehrbuch der M." (2 изд., Гамбург, 1852), "Katechismus d. Ged ä chtnisskunst" (6 изд., 1887). Россия до последнего времени не знала у себя мнемонистов, хотя в период увлечения М. на Западе ею интересовались отчасти и у нас, напр. проф. Деллен (в Киеве), написавший "Kurzgefasste Geschichte und heutiger Standpunkt der Moemonik". В последнее время на книжном рынке появился ряд бездарных и безграмотных книжек по М. Для изучения, напр., иностранных языков предлагается отыскать русское слово, одинаково звучащее с иностранным, запомнить последнее и потом уже заучить его значение; так, французские слова:  

    adage - а даже = поговорка  

    herbe - герб = трава  

    demi - где мы = половина  и т. д.  

    Для того, чтобы  запомнить ряд имен, нужно составить  из их начальных букв или слогов одно или несколько слов. Чтобы  запомнить, напр., имена 9 муз, берутся  начальные буквы, которые вместе составляют tum pekket, и по первой букве  затем припоминается самое имя. Для запоминания чисел цифры  заменяют буквами, а для того, чтобы  легче было припомнить их числовое значение, берут слово, напр. т-р-у-д-о-л-ю-б-и-e, и сообразно с расположением  в нем букв заменяют ими числовые величины: 1 = т, 2 = р, 3 = у, 4 = д, 5 = о, 6 = л, 7 = ю, п, 8 = б, 9 = i, и, 0 = е, ять, э. Если надо запомнить большое число, то составляется целая фраза из слов, начинающихся соответствующими буквами. Вообще необходимо заметить, что каждый человек создает для себя особенные мнемонические приемы. Истинный метод М. индивидуален; насколько в отдельных случаях остроумные мнемонические приемы могут быть уместны и даже полезны, настолько же стремление превратить М. в науку или искусство не имеет под собой никакой почвы.

    Литература (кроме соч., упомянутых выше): Raphael Hellbach, "Die Kunst des vorz üglichen Gedä chtnisses" (2 изд.); Dr. Ewald Hartenbach, "Die Kunst ein vorz ügliches Gedä chtniss zu erlangen"; Дмитревский, "К вопросу о школьной мнемонике" ("Русская школа", 1895, 7, 8); Chavanty, "Histoire de la mn émonie, mnémonique ou mnémotechnie"; Weber-R umpe, "Mnemonische Unterrichtsbriefe" (Бреславль, 1882); Derbal, "Empirische Psychologie" (4 изд., В., 1895); A. Gratacap. "Analyse des faits de m é moire" (П., 1867). Компилятивная литература: Файнштейн, "Что такое мнемоника. Искусство укрепления памяти"; Слоущ, "Мнемотехника, или искусство укреплять память"; Беркович, "Полный курс мнемотехники" и др.  
     
     

     Эта учебная  дисциплина многим читателям не знакома, хотя она известна уже более двух с половиной тысячелетий. Древние  греки, прародители многих наук, изобрели и искусство запоминания, которое  так и назвали. Энциклопедический  словарь дает следующее определение: «Мнемотехника (или мнемоника) –  от греч. mnemonikon – искусство запоминания, означает совокупность приемов и  способов, облегчающих запоминание  и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных  ассоциаций». «Отцом» мнемоники  считается античный скептик Симонид (ок. 558-468 гг. до н.э.) Легенда гласит: однажды Симонид был на пиру, но дела заставили его покинуть круг друзей задолго до завершения пиршества, где от вспыхнувшего пожара рухнули стены здания и погребли веселящихся. Трупы были так обезображены, что опознать тела не представлялось возможным. Симонид точно указал, кто на каком месте сидел, в результате чего опознание было произведено. Из этого случая Симонид вывел заключение: «В основу науки о памяти следует положить идею порядка». Считается, что сам термин «мнемоника» введен Пифагором Самосским. Первый сохранившийся труд по мнемотехнике приписывают Цицерону. Мнемоникой владели многие люди, чьи имена связаны с огромным потенциалом знаний. Некоторые из них: Джордано Бруно, Аристотель, Александ Македонский, Юлий Цезарь, Сенека, Августин, Альберт Великий, Ромберх, Лейбниц, Декарт. После изобретения книгопечатания Гутенбергом в 1445 году интерес к мнемонике значительно ослаб. Однако сегодня, в эпоху информационных технологий, искусство запоминания вновь завоевывает внимание человечества. Быть может когда – нибудь именно мнемотехника станет основной учебной дисциплиной в российских школах, ведь наук – много, а память так «коротка». Единственная сложность – учителям самим необходимо учиться…

    Информация о работе Контрольная работа по "Психологии"