Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 19:46, контрольная работа
Мнемоника — искусство запоминания.
Практическое задание.
Укажите какая из приведенных ситуаций подходит в качестве примеро сенсорной, кратковременной и долговременной памяти. Обоснуйте ответ.
А. Женщина узнает человека, которого встретила на вечеринке.
Б. Ребенок ощущает на своем лице дуновение ветерка.
В. Пожилой человек вспоминает свое детство.
Г.
Официант в «Макдональде» принимает
заказ на три гамбургера, две порции
картофеля-фри, пять молочных коктейля.
Память для человека очень важна. Да, вы и сами об этом знаете и много раз в этом убеждались. Стоит только лишь что-то забыть, как начинаются проблемы. Но существует такая наука, как мнемоника. Что же она означает и когда она появилась?
Искусство запоминания, «мнемоника», появилось еще в Древней Греции. Ее зарождение связывают с именем древнегреческого поэта Симонида, жившего в V веке до н. э.
Память для человека очень важна. Да, вы и сами об этом знаете и много раз в этом убеждались. Стоит только лишь что-то забыть, как начинаются проблемы. Но существует такая наука, как мнемоника. Что же она означает и когда она появилась?
Искусство запоминания, «мнемоника», появилось еще в Древней Греции. Ее зарождение связывают с именем древнегреческого поэта Симонида, жившего в V веке до н. э.
Согласно
легенде, Симонид как-то пришел к
выводу, что по месту, на котором
находился ранее человек, можно
вспомнить его образ, воспроизвести
имя и даже характер. Как следует
из легенды, этому выводу предшествовало
одно событие. Однажды Симонид был
в гостях. Внезапно его вызвали
по неотложному делу. Едва он переступил
за порог, как началось землетрясение,
дом был разрушен, а все гости
погибли под обломками. Родственники
не могли опознать своих близких.
Тогда Симонид представил себе картину
пира, и в памяти его ожили все
погибшие. Он вспомнил, где кто сидел,
и уверенно указал, кому какие останки
принадлежат. С тех пор все, что
требовалось запомнить
Для начала попробуем запомнить десять простых слов: глаз, рукава, дожди, Мцыри, зять, шест, день, фобия, веха, чаща.
Вы прочли эти слова. Теперь отведите взгляд от текста и постарайтесь воспроизвести все слова по порядку. Если вам не удалось, прочтите слова снова. Так повторите несколько раз, Вы почувствуете, что это не так-то уж и легко, как кажется. А что если надо запомнить 20 или даже 50 слов? Здесь нам окажет существенную помощью мнемоника. Применяя мнемонические правила, мы вполне свободно можем оперировать сотней слов: называть слова по порядку и указывать места их расположения.
Если проговорить эту цепь цифр и слов хотя бы один раз, то она сразу же запомнится. Попробуем: раз-глаз; два-рукава; три-дожди; и т. д. Запомнили слова в паре с цифрами. Вычлененные пары (цифры и слово) назовем ассоциативными рядами. Это есть фундамент для запоминания любых словарных единиц.
Теперь возьмем для запоминания другой десяток слов: линейка, часы, сосна, картина, кустарник, дорога, заяц, сосед, гитара, дом.
Каждое слов, чтобы его запомнить, включайте в предложение с ключевым ассоциативным рядом.
Например, со словом
«линейка» можно построить
Теперь отведите взгляд от текста и скажите,
какое слово было шестым номером, а какое
восьмым… Вы сделаете это без ошибок.
Проверьте себя: каким номером по порядку
было названо слово «кустарник»? Для того
чтобы почувствовать уверенность в овладении
этим приемом, потренируйтесь еще над
десятком слов.
А что, если постараться
запомнить таким же образом не
десять, а тридцать, сорок или
даже пятьдесят слов. Используя данный
метод, вы можете запоминать практически
неограниченное количество слов и отдельных
объектов, но для этого необходимо
подготовить соответствующее
Автор: И. Д. Ладанов
В Древней Греции и Риме ораторы могли долго выступать, абсолютно не пользуясь записями. Как им это удавалось? С помощью мнемоники(с греческого – искусство запоминания). Это слово определяется как система приемов, помогающих надолго запомнить информацию и, когда нужно, извлечь ее из памяти.
Древнегреческие
ораторы использовали так называемый
метод местоположений, впервые описанный
в 477 году до н. э. греческим поэтом Симонидом.
Эта техника сочетает в себе принципы
упорядоченности и наглядности,
а также ассоциаций с чем-то очень
знакомым, например с предметами, встречающимися
на пути или расположенными в собственной
комнате. Используя эту технику,
человек словно отправляется в воображаемую
прогулку, связывая определенный кусочек
информации с тем или иным предметом.
Когда понадобится что-то вспомнить,
достаточно просто мысленно пройтись
по этому пути вновь.
Энциклопедический
словарь дает следующее определение
мнемоники: мнемоника — от греч.
mnemonikon — искусство запоминания,
означает совокупность приемов и
способов, облегчающих запоминание
и увеличивающих объем памяти путем
образования искусственных ассоциаций.
Мнемоника известна с давних времен и
насчитывает как минимум две тысячи лет.
Считается, что термин «мнемоника» введен
Пифагором Самосским в 6 веке до н. э. Первый
сохранившийся труд по мнемонике приписывают
Цицерону. Мнемонику изучал, разрабатывал
и преподавал Джордано Бруно: ею интересовался
Аристотель и обучал этому искусству своего
ученика Александра Македонского. Феноменальной
памятью, основанной на мнемонике, обладали
Юлий Цезарь и Наполеон Бонапарт. Может
быть, мнемотехникой увлекались только
в далеком прошлом, а в наше время интерес
к ней пропал? Ничего подобного. Доминик
о'Брайен из Великобритании запомнил последовательность
карт в 40 различных колодах лишь с одной
ошибкой. Причем каждая карта была показана
ему только один раз. Рекорд установлен
им 26 ноября 1993 года в студии «Би-би-си»
в Элстри (Великобритания). 25 марта 1994 года
на презентации мировых рекордов Гиннеса
Доминик запомнил последовательность
карт в одной колоде за 43, 59 секунды (продемонстрировав
скорость запоминания 0, 84 секунды на одну
карту). Двадцатитрехлетний индиец С. Махедеван,
студент-психолог из города Мангалур,
установил мировой рекорд памяти в запоминании
цифровой информации. За три часа и тридцать
девять минут он запомнил и повторил наизусть
31811 цифр. Прежний рекорд составлял 28013
цифр за 9 часов 14 минут. Если предположить,
что запоминание цифр осуществлялось
на основе деления ряда на трехзначные,
числа-образы, то в первом случае скорость
запоминания составила 1, 2 секунды, а во
втором — 3, 6 секунды на один зрительный
образ, в котором закодированы сразу три
цифры. Как видите, интерес к мнемонике
в настоящее время не угас. Более того,
виды мнемонической техники запоминания
постоянно совершенствуются на основе
новых представлений о механизмах памяти
человека. Сейчас феноменальная память
из разряда чудес переходит в разряд обыкновенных,
доступных каждому навыков запоминания,
которые можно сформировать, как и любые
другие навыки.
Мнемоника
(от греч. μνημη
- память). - Под название М. или мнемотехни
adage - а даже =
поговорка
herbe - герб = трава
demi - где мы = половина
и т. д.
Для того, чтобы запомнить ряд имен, нужно составить из их начальных букв или слогов одно или несколько слов. Чтобы запомнить, напр., имена 9 муз, берутся начальные буквы, которые вместе составляют tum pekket, и по первой букве затем припоминается самое имя. Для запоминания чисел цифры заменяют буквами, а для того, чтобы легче было припомнить их числовое значение, берут слово, напр. т-р-у-д-о-л-ю-б-и-e, и сообразно с расположением в нем букв заменяют ими числовые величины: 1 = т, 2 = р, 3 = у, 4 = д, 5 = о, 6 = л, 7 = ю, п, 8 = б, 9 = i, и, 0 = е, ять, э. Если надо запомнить большое число, то составляется целая фраза из слов, начинающихся соответствующими буквами. Вообще необходимо заметить, что каждый человек создает для себя особенные мнемонические приемы. Истинный метод М. индивидуален; насколько в отдельных случаях остроумные мнемонические приемы могут быть уместны и даже полезны, настолько же стремление превратить М. в науку или искусство не имеет под собой никакой почвы.
Литература
(кроме соч., упомянутых выше): Raphael Hellbach,
"Die Kunst des vorz üglichen Gedä chtnisses" (2 изд.);
Dr. Ewald Hartenbach, "Die Kunst ein vorz ügliches Gedä chtniss
zu erlangen"; Дмитревский, "К вопросу о
школьной мнемонике" ("Русская школа", 1895, 7, 8); Chavanty, "Histoire de
la mn émonie, mnémonique ou mnémotechnie"; Weber-R umpe, "Mnemonische
Unterrichtsbriefe" (Бреславль, 1882); Derbal, "Empirische Psychologie"
(4 изд., В., 1895); A. Gratacap. "Analyse des faits
de m é moire" (П., 1867). Компилятивная литература: Файнштейн, "Что такое мнемоника.
Искусство укрепления памяти"; Слоущ,
"Мнемотехника, или искусство укреплять
память"; Беркович, "Полный курс мнемотехники"
и др.
Эта учебная
дисциплина многим читателям не знакома,
хотя она известна уже более двух
с половиной тысячелетий. Древние
греки, прародители многих наук, изобрели
и искусство запоминания, которое
так и назвали. Энциклопедический
словарь дает следующее определение:
«Мнемотехника (или мнемоника) –
от греч. mnemonikon – искусство запоминания,
означает совокупность приемов и
способов, облегчающих запоминание
и увеличивающих объем памяти
путем образования