Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 19:46, контрольная работа
Мнемоника — искусство запоминания.
Практическое задание.
Теперь, имея в
своем распоряжении такое количество
мест, мы поступаем следующим образом.
Для каждого места мы придумываем отдельное
изображение, которое мы и помещаем в данном
месте. В 10-ом месте, например, находится
изображение корабля, в 30-м месте изображение
лошади и т.п. Словом, каждое место должно
иметь соответствующее ему изображение.
Мы должны самым тщательным образом запомнить, какому месту, какое именно изображение соответствует так, чтобы мы могли мгновенно определить, на каком месте, например, находится изображение ножниц, или какое изображение находится в 8 доме, в первой комнате на пятом месте. Если мы это усвоили как следует, то мы можем запоминать хронологические данные следующим образом.
Например, нам
нужно запомнить, что Генрих Птицелов
вступил на престол в 919 году. Заменим
сперва имя Генриха Птицелова
каким-нибудь таким понятием или
символом, который напоминал бы нам
его имя; возьмем, например, слово "клетка".
Так как нам нужно запомнить
число 919, то мы перенесемся к 919-му месту.
Если в каждой комнате 50 мест, то 919-ое
место придется в 18-ой комнате на
первой стене справа внизу; там мы
найдем изображение верблюда; теперь
нам следует символ "клетка"
связать в нашей мысли с
изображением "верблюда". Если связь
эта сделается достаточно прочной,
то мы, вспоминая "клетку" (символ
Генриха Птицелова), вспомним и верблюда,
а мы знаем, что верблюд находится
на 919 месте. Таким образом, нам не
трудно вспомнить год восшествия
на престол Генриха Птицелова. Или
вот другой пример. Положим, мы желаем
запечатлеть в нашей памяти год
изобретения книгопечатания. Мы должны
для этого подобрать какой-
Этим же способом
мы можем запомнить содержание какой-нибудь
речи. Для этого мы речь делим
на известное число частей; для
каждой части придумываем какой-нибудь
символ и затем каждый из этих символов
мы по порядку соединяем с
Говорят, что при помощи этого метода можно приобрести способность воспроизводить огромное число бессвязных идей и слов, после того как мы один раз услышим их.
Этой системой запоминания в широкой мере пользовались в средние века. В те времена ученые строили в мысли целые "мнемонические" города с многочисленными улицами, площадями и домами; посредством продолжительного размышления эти искусники доходили до того, что в своем мысленном городе чувствовали себя совершенно как дома. Число домов, улиц, величина домов, разделение их на известное число комнат было заранее определено; то же самое было и с внутренним устройством домов, украшением стен и ниш, наполнением комнат определенными вещами. В те времена это, разумеется, было не трудно, потому что наука имела известную законченность, она не двигалась вперед; поэтому всю энциклопедию знаний легко можно было уложить в известные рамки, что и делалось средневековыми учеными, когда они только что указанным способом старались запомнить содержание той или другой науки посредством мысленных городов, улиц, домов, комнат и т.д.
Что сказать
о пригодности этой системы для
запоминания? Всякий сразу может
видеть, что она очень искусственна,
и что иногда, может быть, просто
запомнить какое-нибудь хронологическое
данное значительно легче, чем при
помощи вспомогательных приемов, предлагаемых
этой системой. Да и самый способ
замены имен символами содержит в
себе очень много произвольного,
а потому и затруднительного для
запоминания. В самом деле, мы "книгопечатание"
можем символизировать не только
"книгой", но и Иоанном Гутенбергом
и пр., и как запомнить, что тот
или другой факт мы символизировали
так или иначе: ведь мы посредством
книги можем символизировать
и "книжную торговлю", и "просвещение"
и т.п. Наконец, есть такие понятия,
для которых и символы
Только что рассмотренная нами система пользуется локальной памятью. Другая система пользуется словесной памятью. Вот как она применяется, например, в запоминании чисел.
(Изобретение
ниже излагаемой системы
Так как цифры очень трудно запомнить, то мы должны превратить их в слова, а для этого мы вместо каждой цифры употребляем соответствующую ей букву, как это обозначается на следующей таблице.
0 - ло
1 - рф
2 - нц
3 - змж
4 - чк
5 - пб
6 - шщт
7 - сгх
8 - в
9 - д
Соответствие между буквами и цифрами очень не трудно помнить.
Этой системой предлагают воспользоваться для запоминания следующим образом.
Положим, мы желаем запомнить год крещения Владимира - 988. Вместо цифр 988 подставляем соответствующие им буквы, получим д-в-в. Теперь нам следует между этими буквами вставить какие-нибудь другие буквы так, чтобы получились слова, имеющие смысл, напоминающие нам указанное событие. Вставив буквы указанным способом, получим следующие слова: дав веру; а эти слова напоминают нам событие крещения Владимира, потому что "дав веру" христианскую, он заслужил название равноапостольного.
Год сражения при Калке 1240 обозначается буквами н к л (единица при запоминании отбрасывается). Вставляя буквы, мы получим слово "накликали". Это имеет вот какое отношение к сражению при Калке: "русские, убив послов монгольских, накликали сами на себя беду".
Год Куликовской битвы 1380 изображается буквами з в л. Из этих букв получаем слово "завалено". "Поле Куликовское было завалено трупами".
Точно таким же образом предлагают запоминать цифры и в других науках, например, в географии. Положим, мы желаем заметить, что площадь Азии занимает 870 тысяч кв. миль; вместо 870 получаем буквы в с л; из этого вышеупомянутым способом образуем слова "все люди". "Азия есть колыбель всего рода человеческого (всех людей).
Высота горы
Чиборазо 20 тысяч футов. 20 изображается
буквами н л; из этих букв получается
слово "нельзя" (Нельзя взойти на
гору Чимборазо, потому что она крута).
Арарат имеет 16 тысяч футов. 16 изображается
буквами р ш; получается слово решено.
(Решено, что ковчег остановился на ней).
В химии применение
этой методы таково: положим, нам нужно
запомнить удельный вест ртути 13,5; 13,5
= р з б = "разбегается"; удельный
вес мышьяка = 5,77 = п с с = "опасайся"
или б г г = "убегай его".
В законоведении - содержание статьи 947
выражается буквами д б г = "До беглых
людей, зашедших из других губерний в Новороссийский
край". (Содержание указанной статьи).
Этим же способом
можно запоминать, разумеется, цифры
во всяких других науках.
В мнемонических системах, пользующихся
словесной памятью, рекомендуются следующие
приемы, посредством которых мы можем
запомнить ряд имен.
Вместо имен, если они неудобозапоминаемы, мы выбираем слова или имена, которые звучат одинаково и срединяем их между собою. Например, нам нужно запомнить имена семи греческих мудрецов" Солон, Периандр, Хилон, Питтак, Биас, Клеоблул. Мы ставим вместо Периандра - Перу, вместо Хилон - Чили, вместо Питтак - пятак, вместо Биас - пиво, вместо Клеобул - клевер и затем составляем такую фразу: "Солон стоит левой ногой на карте Перу, а правой на карте Чили, в правой руке держит медный пятак, а в левой бутылку пива и смотрит на поле клевера (Гартенбах, ук. соч., 101).
Для запоминания имен предлагается еще один способ. Для этого, как, например, в данном случае, берутся только первые слоги имен: Пер (Периандр), Пи (Питтак), Та (Талес), Со (Солон), Би (Биас), Хи (Хилон), Кле (Клеобуль). Из этих слогов составится отдельное слово - Перпитасобихикле, посредством которого мы можем воспроизвести все данные имена. Или же из этих первых слогов составляют целую фразу.
Чтобы запомнить бессвязные представления, нужно, по правилам мнемоники, такие представления выражать характерными словами и затем приводить их связь. Например, семь чудес древнего мира были: висячие сады царицы Семирамиды в Вавилоне, египетские пирамиды, статуя Зевса Олимпийского в Элладе, изваянная Фидием, храм Дианы в Эфесе, колос Родосский, маяк на острове Фарос близ Александрии и мавзолей, построенный царицей Артемизией своему супругу Мавзолу. Для запоминания всего этого строится такая фраза: "Мы видим в саду пирамиду, на вершине которой находится статуя; внутренность этой пирамиды похожа на храм; вход стережет медный великан колос, пустая голова которого служит маяком и немногим меньше мавзолея.
Этим же способом
предлагают пользоваться для того,
чтобы запомнить целый ряд
анекдотов или рассказов; для
этого нужно взять из каждого
рассказа одно слово или фразу, характерную
для данного рассказа, затем эти
отдельные слова связать
Есть в мнемонике приём, при помощи которого можно запоминать очень большие числа. При помощи этого приема можно запоминать числа, состоящие из ста и больше цифр. Для тех, кто не знает, как это необыкновенно просто достигается, мнемотехническое искусство кажется чудесным. Прием заключается в следующем.
Для запоминания больших чисел раз навсегда составляется таблица, которая выучивается наизусть. Таблица эта составляется таким образом, что каждому однозначному или двузначному числу до 99 соответствует определенное слово.
Раз для читателя ясно, каким образом составляется такая таблица, то для него тотчас сделается ясным, каким образом им можно воспользоваться для запоминания больших чисел.
Предположим, что в указанной таблице числу 17 соответствует слово "доска", числу 21 - "утка", числу 52 - "сабля", числу 56 - "железо". Предположим теперь, что мы желаем запомнить 17215256. Для этого мы, посредством запятой, разделим его на грани справа налево; тогда мы получим следующие числа: 17 - 21 - 52 - 56. Но мы уже знаем, что этим числам соответствуют слова: доска, утка, сабля, железо. Вместо того чтобы запоминать числа, мы постараемся запомнить ряд слов. Это ведь гораздо легче. А чтобы запомнить ряд слов, нам нужно составить из этого ряда бессвязных слов фразу, которая бы имела известный смысл. Фраза эта будет, например, следующая: "На доске сидит утка, которую пронзили саблей, потому что другого железа для этой цели не оказалось". Запомнив такую фразу и зная по заранее составленной таблице, что слову доска соответствует число 17, слову утка - число 21, и т.д., мы можем тотчас по отдельным словам воспроизвести все число. При помощи таких приемов можно даже запомнить Людольфово число, состоящее, как известно, из 126 цифр.
Кроме вышеуказанных приемов запоминания слов и выражений, не связанных друг с другом, есть еще один прием, который считается новым, но который, на мой взгляд, ничего существенно нового не содержит. Он состоит в следующем.
Положим, нам
нужно запомнить два слова: перо
и нос, логически друг с другом
не связанных. Прежние мнемотехники
для этой цели составили бы фразу,
которая содержала бы слова: "перо"
и "нос". По всей вероятности, они
составили бы фразу: "на носу находится
перо" или что-нибудь в этом роде.
По новой системе вставляются
следующие слова: чернила, чернильный
флакон, флакон с нюхательным спиртом.
Ассоциативная связь легко