Контрольная работа по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 11:31, контрольная работа

Описание работы

1. Концепции интеллекта и различные представления о его структуре.
I.Трехкомпонентная модель.
Теория тройственного интеллекта
должна описывать три его аспекта:

Работа содержит 1 файл

контрольная 2.doc

— 1.18 Мб (Скачать)

 

    1. Теория интеллекта Ж.Пиаже.

 

Теория развития интеллекта в детстве, предложенная Ж. Пиаже в рамках онтогенетического направления. Пиаже исходил из утверждения о том, что основные умственные операции имеют деятельностное происхождение. Поэтому не случайно теория развития мышления ребенка, предложенная Пиаже, получила название «операциональной». Операция, по мнению Пиаже, представляет собой внутреннее действие, продукт преобразования («интериоризации») внешнего предметного действия, скоординированного с другими действиями в единую систему, основными свойствами которой является обратимость (для каждой операции существует симметричная и противоположная операция). В развитии мыслительных операций у детей Пиаже выделял четыре стадии.

Первая стадия — сенсомоторного интеллекта. Она охватывает период жизни ребенка от одного года до двух лет и характеризуется развитием способности воспринимать и познавать предметы реального мира, составляющие окружение ребенка. Причем под познанием предметов предполагается осмысление их свойств и признаков.

К концу первой стадии ребенок становится субъектом, т. е. выделяет себя из окружающего  мира, осознает свое «Я». У него отмечаются первые признаки волевого управления своим поведением, и помимо познания предметов окружающего мира ребенок начинает познавать самого себя.

Вторая стадия — операционального мышления — относится к возрасту от двух до семи лет. Этот возраст, как известно, характеризуется развитием речи, поэтому активизируется процесс интериоризации внешних действий с предметами, формируются наглядные представления. В это время у ребенка наблюдается проявление эгоцентризма мышления, что выражается в трудности принятия позиции другого человека. В это же время наблюдается ошибочная классификация предметов из-за использования случайных или второстепенных признаков.

Третья стадия — стадия конкретных операций с предметами. Эта стадия начинается в возрасте семи-восьми лет и длится до 11-12 лет. В этот период, по мнению Пиаже, умственные операции становятся обратимыми.

Дети, достигшие этого уровня, уже  могут давать логические объяснения выполняемым действиям, способны переходить с одной точки зрения на другую, становятся более объективными в своих суждениях. По мнению Пиаже, в этом возрасте дети приходят к интуитивному пониманию двух важнейших логических принципов мышления.

В это же время у детей проявляется  способность, названная Пиаже сериацией. Суть данной способности заключается в возможности ранжировать предметы по какому-либо измеряемому признаку, например по весу, величине, громкости, яркости и др. Кроме того, в данный период у ребенка проявляется способность объединять предметы в классы и выделять подклассы.

Четвертая стадия — стадия формальных операций. Она охватывает период от 11-12 до 14-15 лет. При этом следует отметить, что развитие сформированных на данной стадии операций продолжается на протяжении всей жизни. На данной стадии развития у ребенка формируются способности выполнять операции в уме с использованием логических рассуждений и абстрактных понятий. При этом отдельные умственные операции превращаются в единую структуру целого.

 

    1. Изучение мышления в когнитивной психологии: информационный подход.

 

Когнитивная психология и концепция  интеллекта

При когнитивистском подходе интеллект  рассматривается как набор когнитивных  операций.

Операция — структурная единица  деятельности человека, соотносимая  с задачей и с предметными  условиями ее реализации.

Операции, при помощи которых человек  достигает своих целей, являются результатом овладения общественно выработанными способами действий.

предполагают, что уровень интеллекта человека определяется эффективностью и скоростью процессов обработки  информации.

Быстрота обработки  информации определяет уровень интеллекта: чем быстрее происходит обработка информации, тем быстрее решается тестовое задание и тем выше оказывается уровень интеллекта.

В качестве показателей процесса обработки  информации (в качестве компонентов  этого процесса) могут быть выбраны любые характеристики, которые могут косвенно свидетельствовать об этом процессе:

- время реакции, 

- мозговые ритмы, 

- различные физиологические реакции. 

В качестве основных компонентов интеллектуальной деятельности в исследованиях, проводящихся в контексте когнитивных теорий, используются различные скоростные характеристики.

 

В 1956 г. Ньюэл/Саймон 1-е попытки моделирования мышления - ЭВМ; попытки имитировать результаты  решения мыслительных задач человеком.

В своих первых экспериментах Ньюэл и Саймон дали испытуемым логические предложения разделенные на два списка - начала предложений и конец, т.е. исходные данные – S, требования - Р, а также варианты правил преобразования начальных предложений в конечные, которые получили название операторов, т.е. ряд средств решения проблемы - М. Экспериментаторы обобщали решения, и на материале этих обобщений установили, что есть какой-то надежный алгоритм решения данной задачи. Алгоритм – это оптимальная стратегия достижения результата, перебор всех возможных вариантов, гарантирующий в итоге успешное решение. Это чистый механизм имитации решения задачи. Однако, в творческих задачах оперировать понятием алгоритма крайне трудно (в качестве примеров творческих задач они брали деятельности творческие в обыденном смысле - шахматную игру и сочинение музыки). Они сразу же установили, что в шахматной игре невозможно действовать по алгоритму, и ввели понятие, благодаря которому и вошли в когнитивную психологию - понятие эвристического мышления. У них возник термин - эвристика - правило эффективного сокращения поиска вариантов решения, которое не гарантирует успешный результат. Отныне создание систем искусственного интеллекта стало называться эвристическим программированием. То есть в случае алгоритма позитивный результат гарантирован, но он очень долгий и сложный, а в эвристическом все происходит быстро, но ненадежно.         

По Тихомирову (1969) смысл информационной теории мышления Ньюэлла и Саймона (человеческое мышление на уровне обработки информации) таков:  сложные процессы мышления составляются из элементарных процессов манипулирования символами: прочтите символ, напишите символ, скопируйте символ, сотрите символ, сопоставьте два символа. Т.о., требование изучать мышление "на уровне элементарных информационных процессов" фактически расшифровывается как требование объяснить человеческое мышление исключительно в системе понятий, описывающих работу вычислительного устройства. По Тихомирову, функцию эвристики выполняют эмоции; эмоциональное решение задачи - "ага", "сейчас"... - движения глаз - нахождение решения

Исследование невербализованного операционального смысла.  Опыты Тихомирова и Телегиной: изучение функций движений глаз в мыслительной деятельности человека. Изучалась мыслительная деятельность шахматистов. Движения глаз регистрировались с помощью киносъемки. Единицей анализа зрительного поиска являлся каждый кадр пленки, т.е. изменения деятельности в каждые 0,04 с. Анализировали следующее: длительность отдельных фиксаций (индивидуальное и среднее время фиксации); траектории движений глаз (характер и тип движений с одного элемента на другой); установление взаимодействия между элементами, образующими определенные системы; частота исследования элементов, составляющих эти системы, видоизменение этих систем посредством включения одних элементов и исключения других. Невербализованный операциональный смысл – некое представление объекта (в данном случае, шахматной фигуры) в психологическом плане, момент свободы, многообразия вещи, когда она может быть всем.

 

13. Психология мышления и работы в области создания "искусственного интеллекта".

Искусственный интеллект

это научное направление, в рамках которого ставятся и решаются задачи аппаратного или программного моделирования  тех видов человеческой деятельности, которые традиционно считаются интеллектуальными.

Искусственный интеллект -

свойство интеллектуальных систем выполнять функции, например творческие, которые традиционно считаются  прерогативой человека.

Распознавание речи или отсканированного текста, решение вычислительно сложных задач за короткое время и многое другое - все это стало доступно благодаря развитию искусственного интеллекта.

Модель экспертных систем и содружество  искусственного  интеллекта и человека

 

А. Ньюэлл  и Х. Саймон (50е гг ХХ века) изучали проблему искусственного интеллекта, т.е работали над программой для компьютеров, которая могла бы выполнять функции  свойственные мышлению человека. Их работа, вместе с работами многочисленных последовавших в этом направлении ученых, привела к революции в научном изучении познания посредством теории, получившей известность под названием «Информационного подхода к развитию».

Многие теоретики информационного  подхода в качестве модели человеческого  мозга используют компьютер:

сходства

Компьютер

Интеллект человека

есть аппаратное обеспечение, сама машина и программное обеспечение , программы, которые руководят его  действиями

Также имеет «аппаратное обеспечение» - клетки и ткани мозга

«программное обеспечение» - усвоенные  в ходе научения  стратегии обработки  информации

Должен обрабатывать вводимые в  него данные, выполнять с ними определенные операции, запоминать информацию и  выдавать результаты

Должен избирательно направлять внимание и воспринимать информацию, устанавливать  связи, производить расчеты, любые  операции с исходной информацией.

Информация должна сохраняться  в памяти и извлекаться по запросу

Должен формироваться «выходной  сигнал» в виде реакций – слов и действий


 Различия

-внутренности компьютера отличаются от мозга человека

- хранение информации в компьютере в форме бит ( единицы, нули)

- компьютер обрабатыавет информацию  последовательно ( ЗА ЕДИНИЦУ ВРЕМЕНИ ОПРЕДЕЛЕННОЕ КОЛИЧЕСТВО ИНФОРМАЦИИ)

- Люди могут распределять внимание  и думать о нескольких вещах одновременно ( параллельное процессирование)

 

14. Воображение  и  его связь с другими психическими  процессами. 

 

Воображение (фантазия) — это психический процесс, который заключается в создании новых образов на основе данных прошлого опыта. Это способность представлять отсутствующий или реально существующий объект, удерживать его в сознании и мысленно им манипулировать. Воображение отражает реальный мир, но в новых, непривычных, неожиданных сочетаниях и связях. Оно отличается от образной памяти (представления), так как это принципиально новый образ, динамичный, и акт запоминания и сохранения при этом отсутствует. Воображение отличается от мышления, так как протекает в образной форме, а мышление в понятиях. Оно связано с мышлением, так как возникает в проблемной ситуации и представляет собой аналитико-синтетическую деятельность мозга (расчленяются старые объекты на части и объединяются в новый образ, например «русалка»).

Если исходные данные деятельности, задачи известны, то вступает мышление, а если данные с трудом поддаются анализу, то вступает воображение. Однако пути решения проблем с помощью воображения недостаточно точны, строги и в этом его ограниченность. Воображение следует отличать от галлюцинаций.

Галлюцинации (лат. hallutinatio - бред, видения) - расстройства восприятия, при которых кажущиеся образы возникают без реальных объектов, что, однако, не исключает возможность непроизвольного, опосредованного отражения в галлюцинации прежнего, жизненного опыта больного. Галлюцинации считаются классическими показателями психического расстройства.

ФУНКЦИИ

Воображение выполняет прежде познавательную функцию.

Благодаря воображению происходит концентрация внимания, памяти, мышления и окружающий мир познается глубже. Вторая функция - регулятивная. Она выражается: 1) в организации таких форм поведения, которых не было в опыте (вообразить прошлое, будущее); 2) в планировании и регуляции деятельности, предвосхищении (антиципации) результата труда до его начала, «перепрыгивая» через этап мышления и принятии решения при отсутствии полноты знаний; 3) в замещении деятельности; 4) в регуляции познавательных процессов. Третья функция - аффективная. Воображение участвует в регуляции эмоциональных состояний (усиливает эмоциональный тонус, повышает настроение, снимает напряжение), может «замещать» неудовлетворенные потребности.

Антиципация (лат. anticipatio - предугадывание событий). Способность предвидеть появление результатов действий до того, как они будут реально осуществлены или восприняты («опережающее отражение»), готовность к предстоящим событиям на основе прежнего жизненного опыта.

Воображение позволяет представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена. Воображение участвует  в регулировании эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность. Данная жизненно важная функция особенно подчеркивается и разрабатывается в психоанализе. Участвует в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций. С помощью искусно вызываемых образов человек может обращать внимание на нужные события. Посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями. Воображение участвует формировании внутреннего плана действий — способности выполнять их в уме, манипулируя образами.

С помощью воображения мы можем  управлять многими психофизиологическими состояниями организма, настраивать его на предстоящую деятельность. Известны факты, свидетельствующие о том, что с помощью воображения, чисто волевым путем человек может влиять на органические процессы: изменять ритмику дыхания, частоту пульса, кровяное давление, температуру тела. Данные факты лежат в основе аутотренинга, широко используемого для саморегуляции.

 

 

 

15.  Виды воображения и специфика творческого воображения.

Воображение активное - характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы.

Воображение пассивное - протекает у человека спонтанно, без заранее поставленной цели, помимо его воли и желания.

Информация о работе Контрольная работа по "Психологии"