Контрольная работа по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 11:31, контрольная работа

Описание работы

1. Концепции интеллекта и различные представления о его структуре.
I.Трехкомпонентная модель.
Теория тройственного интеллекта
должна описывать три его аспекта:

Работа содержит 1 файл

контрольная 2.doc

— 1.18 Мб (Скачать)

 

  1. Интуитивное мышление.

Мышление интуитивное - вид мышления, характеризующийся свернутостью, одномоментностью, протеканием без этапов. Это особая форма бессознательной деятельности мозга. Я.А. Пономарев показал, что в мыслительной деятельности осознается цель деятельности, а побочные действия не осознаются и протекают в форме интуиции.

Интуиция - способность находить быстро верное решение задачи и ориентироваться в сложных жизненных ситуациях, а также предвидеть ход событий.

А.С. Кармин, указывая на полилинейность творческого мышления, отмечает, что  в данной системе одновременно сосуществуют и взаимодействуют различные мыслительные процессы, часть которых совершается неосознанно, другие осознаются, при этом выделяются операции, контролируемые сознанием и осуществляемые без него.

В исследованиях Л.В. Брушлинского, А.М. Матюшкина в качестве эффективного приема, используемого в продуктивном мышлении, выдвигается «анализ через синтез». На основе такого анализа, искомое свойство объекта выявляется при включении его в ту систему связей и отношений, где он наиболее ярко обнаруживает данное свойство. Здесь имеет место внезапное усмотрение пути решения – инсайт, «ага-переживание», зачастую возникающее тогда, когда человек не занят решением проблемы. На самом деле решение было подготовлено прошлым опытом, при этом большое значение имела предшествующая аналитико-синтетическая деятельность.

Рассматривая такие специфические  проявления продуктивного мышления как «инсайт», «интуиция», «ага-переживание», А.И. Савенков указывает, что такие  явления часто возникают тогда, когда человек не занят непосредственно  решением проблемы. Однако, с точки зрения автора, способность к данному мыслительному действию в первую очередь зависит от индивидуальных способностей решающего, таких характеристик мышления как гибкость, беглость, оригинальность. Анализируя различные взгляды на данные явления, исследователь считает, что наиболее характерной особенностью  продуктивного мышления являются его неосознаваемые компоненты: инсайт и интуиция.

О.К. Тихомиров в своих работах  отмечал, что интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным. Об этом же писал и Б.М. Теплов, который считал, что «интуитивное умозаключение – это всегда сокращенное умозаключение, но сокращенное не столько за счет полного выпадения тех или иных звеньев, сколько за счет того, что эти звенья проносятся более или менее бессознательно».

Многие зарубежные авторы не только не отрицают, но и подчеркивают важную роль интуитивного, подсознательного в решении творческой задачи.

По мнению Л. Куби, за креативность ответственны подсознательные процессы и лишь подсознание обладает необходимой для творческого мышления гибкостью, при этом подсознание противостоит ригидному бессознательному.

 

  1. Язык, речь и мышление.

 

Язык – это универсальное для всех говорящих на нем людей (он приписывает язык только людям) система знаков, имеющих определенное значение, и правила оперирования ими.

  • это строго нормализованная система средств общения,
  • система символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющих для людей определенное значение и смысл.
  • В языке зафиксирована основная логика человеческой деятельности.
  • В индивидуальном развитии, язык – это средство общения, мышления и самоанализа.

Основные единицы  языка

Фонемы – основные перцептивные единицы, из которых состоит речь.

Морфемы –наименьшие единицы языка, несущие в себе смысл.

     слово - это минимальный элемент (единица) языка, который может быть использован автономно в устной или письменной речи.

Словосочетания (фразы) – это единицы, организующие слова в осмысленные группы в рамках предложения.

Предложение - слова и словосочетания объединяются в предложения в соответствии с правилами синтаксиса, которые устанавливают, какие элементы должны быть включены в предложение и в каком порядке они могут появляться.

Текстом рассматривается только такое сообщение, которое пространственно (оптически, акустически или каким-то другим способом) зафиксировано.При этом данная пространственная фиксация была не случайным явлением, а необходимым средством сознательной передачи информации автором или другими лицами. Текст обладает индивидуальностью и способностью создавать новые тексты. В работах Б.А.Успенского, С.Рапопорта выделены три уровня синтаксический, семиотический, прагматический логических связей текста, а следовательно, и три уровня семиотического анализа.

      Речь (Рубинштейн)– это деятельность общения, осуществляемая посредством языка.

 

 

 

 

 

Вербальная речь для общения использует слова. Невербальная воспроизводит языковые символы - знаки с помощью жестов, мимики, поз тела, паралингвистических характеристик (интонация, пауза, громкость голоса и др.).

Устная речь - общение через озвучивание символов - знаков языка и восприятие их на слух. Письменная речь - общение через письменные тексты, через систему символов, изображенных на материальном носителе

Устная речь формируется  посредством общения, письменная –  посредством обучения.

Устная речь: предсознательное формирование фразы; письменная речь –  сознательно!

Дактилъная (кинетическая) речь воспроизводит слова с помощью определенных конфигураций пальцев рук и движений губ. Используется как речевое средство людей, лишенных слуха и речи.

Внешняя обслуживает процессы делового и межличностного общения. Внутренняя речь связана непосредственно с бессознательными, автоматически протекающими процессами перевода мысли в слово и обратно. Эта речь обеспечивает прежде всего процессы мышления.

 

Внутренняя речь может  выступать в нескольких формах:

- как процесс внутреннего проговаривания без озвучивания языковых символов («речь про себя», предна-значенная преимущественно для решения мыслительных задач в психологически сложных ситуациях), но при сохранении структуры внешней речи;

- как средство мышления со специфической структурой и специфическими единицами в виде кодов (образов, схем, предметов);

- как способ внутреннего программирования  замыслов речевых высказываний  индивида.

Функции речи

- сигнификативная (семантическая) функция – обозначающая функция.

-коммуникативная

-выразительная - заключается в том, что в процессе общения человек не только сообщает какое-то содержание, но и свое эмоционально-ценностное отношение к этому содержанию;

- функция воздействия (побудительная)

 

 

Психодиагностическая  функция речи состоит в определении личностных свойств, состояний и психических процессов индивида по параметрам речевого процесса.

Психотерапевтическая  функция речи выражается в речевой поддержке индивида, нуждающегося в психологической помощи.

 

Выготский выделял:

- филогенез речевого мышления;

- онтогенез речевого мышления;

- актуалгенез речевого мышления

Филогенез речевого мышления или генетические корни мышления и речи

У животных звуки выражают состояние

У человека – организация деятельности

У мышления и у речи разные линии  развития.

А о речевом мышлении мы можем  говорить только у человека

 

Речевой онтогенез включает четыре периода:

- дословесный; 

- осмысленного овладения речью; 

- «освобожденной» речи;

- обучения языку. 

 

Дословесный период (примерно до года). Этот период Ж. Пиаже назвал периодом сенсомоторных реакций. Основные вехи речевых возможностей ребенка здесь таковы:

- голосовые реакции новорожденных  (первый крик, хныканье, частый плач);

- прислушивание к звукам (реакция замирания, сосредоточения при тактильном или голосовом контакте);

- зачатки лепета и бессознательных улыбок, еще не несущих в себе функций речи;

- реакция поиска глазами говорящего  взрослого как первые признаки  речевого общения (2-3 мес.);

- «комплекс оживления» в форме радостного возбуждения на приближение взрослого;

- «гуление» и лепет (5-8 мес.) в зрелой форме (многократное повторение одних и тех же идентичных слогов типа «ба-ба-ба-ма-па-ба...»);

- дословесное «младенческое пение» с различной внешней эмоциональной окраской;

- двигательная поисковая реакция на вопросы типа «где мама?» (конец первого года жизни);

- первые слова, мало похожие  на слова взрослых и направленные  к ним; 

- подражание звукам, произносимым  взрослыми, и быстрое накопление  словарного запаса (до полусотни  слов к 12-14 мес.).

Период осмысленного овладения речью (1-3 года). Ключевые моменты данного периода:

- «нянечкины слова», или слова-предложения, близкие к лепету звукокомплексы, сходные у детей всех народов планеты, похожие на однословные предложения («ам-ам», «бай-бай», «ку-ку»), но связанные исключительно с действиями ребенка;

- двух-трехсловные предложения  «телеграфного стиля» ( «дай еще»);

- овладение правильным произношением  большинства звуков языка. 

Период «освобожденной речи» (3 года - 6 лет). Главная особенность этого периода заключается в том, что ребенок перестает увязывать свои слова только лишь со своими действиями и манипуляциями с предметами. Он может отвлечься от конкретной те-кущей ситуации. Характерными явлениями этого периода являются:

- развитие способности самому  составлять небольшие рассказы, фантазировать под влиянием общения со взрослыми, прослушивания сказок;

- заимствование новых слов, даже  если их смысл для ребенка  совершенно недоступен (в том  числе бранных слов);

- детское словотворчество (например, сокращенное «маг» - магазин);

- освоение сложноподчиненных предложений через слова «если», «потому что» и др. (4 года - 5 лет);

- освоение фонетики языка (примерно 6 лет) с явным отставанием его  семантического содержания (употребление  слов не по их прямому назначению);

- «эгоцентрическая речь», или «думание» вслух, озвученная речь, обращенная к самому себе (наблюдается во время индивидуальной игры, рисования и т.п.).

Период обучения языку (школьные годы). Целенаправленное и систематическое изучение родного языка в школе обеспечивает овладение ребенком широкого круга понятий, обогащает его словарный запас. Речь становится инструментом социального взаимодействия в повседневной жизни.

Нарушения речевых функций могут касаться актов произношения речи, искажений  ее смысловых компонентов, а также  полной или частичной потери речи.

 

 

 

  1. Соотношение структуры языка и сознания. Гипотеза лингвистической относительности.

 

 При анализе соотношения языка с мышлением в широком смысле, с сознательным представлением человеком окружающей действительности возникает одна из наиболее интересных фундаментальных научных проблем. Эта проблема, поставленная в ряде конкретных межкультурных исследований познавательных процессов, нашла свое первое решение в гипотезе лингвистической относительности (Э. Сепир, Г.Л. Уорф). Они выдвинули теорию о прямой связи языков с мышлением и образом жизни целых народов. На богатом фактическом материале, полученном в результате наблюдений за языком, речью и поведением индейцев Северной Америки, был сделан вывод о том, что языки формируют представление о мире, образ мира (языковую картину мира) и образ адекватных действий. Если, предположим, в языке индейского племени навахо очень много глаголов и глагольных образований и очень мало существительных, обозначающих конкретные объекты, это племя можно отнести к числу очень подвижных, ведущих бродячий образ жизни, меняющих условия обитания. Согласно этой гипотезе, существует взаимозависимость между структурной организацией языка (его лексикой, грамматикой, синтаксисом, семантикой) и тем, как человек - носитель данного языка, принадлежащий к определенной культуре, представляет, познает и объясняет мир. В современной психологии и психолингвистике эту гипотезу нельзя считать доказанной, хотя она имеет ряд убедительных эмпирических подтверждений в различных культурах и, главное, стимулирует исследователей к детальному изучению взаимосвязи языка и сознания. При этом и подтверждения, и опровержения гипотезы выводят указанную проблему в более широкий контекст. Существенным оказывается вопрос об общей детерминации как структуры языка, так и представления мира особенностями общественной жизни и деятельности людей в конкретных исторических условиях.

 

  1. Значение слова как единица анализа речевого мышления.

Слово - единица речи.

Значение слова— предметное содержание слова, содержание сообщения слова. Слово как единица языка имеет две стороны - внешнюю звуковую (фонетическая) и внутреннюю смысловую (семантическую). Слово является носителем информации, оно всегда соотносится с обозначаемыми им определенными предметами и явлениями действительности. Эта информация и есть значение слова.

Связывающим звеном между  языком и речью выступает значение слова. Оно выражается как в единицах языка, так и в единицах речи.

Речь вместе с тем  несет в себе определенный смысл, характеризующий личность того человека, который ею пользуется. Смысл в отличие от значения выражается в тех сугубо личных мыслях, чувствах, образах, ассоциациях, которые данное слово вызывает именно у этого человека. Смыслы одних и тех же слов для разных людей различны, хотя языковые значения могут быть одинаковыми.

Информация о работе Контрольная работа по "Психологии"