Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 11:31, контрольная работа
1. Концепции интеллекта и различные представления о его структуре.
I.Трехкомпонентная модель.
Теория тройственного интеллекта
должна описывать три его аспекта:
Мышление интуитивное - вид мышления, характеризующийся свернутостью, одномоментностью, протеканием без этапов. Это особая форма бессознательной деятельности мозга. Я.А. Пономарев показал, что в мыслительной деятельности осознается цель деятельности, а побочные действия не осознаются и протекают в форме интуиции.
Интуиция - способность находить быстро верное решение задачи и ориентироваться в сложных жизненных ситуациях, а также предвидеть ход событий.
А.С. Кармин, указывая на полилинейность творческого мышления, отмечает, что в данной системе одновременно сосуществуют и взаимодействуют различные мыслительные процессы, часть которых совершается неосознанно, другие осознаются, при этом выделяются операции, контролируемые сознанием и осуществляемые без него.
В исследованиях Л.В. Брушлинского, А.М. Матюшкина в качестве эффективного приема, используемого в продуктивном мышлении, выдвигается «анализ через синтез». На основе такого анализа, искомое свойство объекта выявляется при включении его в ту систему связей и отношений, где он наиболее ярко обнаруживает данное свойство. Здесь имеет место внезапное усмотрение пути решения – инсайт, «ага-переживание», зачастую возникающее тогда, когда человек не занят решением проблемы. На самом деле решение было подготовлено прошлым опытом, при этом большое значение имела предшествующая аналитико-синтетическая деятельность.
Рассматривая такие
О.К. Тихомиров в своих работах
отмечал, что интуитивное мышление
характеризуется быстротой
Многие зарубежные авторы не только не отрицают, но и подчеркивают важную роль интуитивного, подсознательного в решении творческой задачи.
По мнению Л. Куби, за креативность ответственны подсознательные процессы и лишь подсознание обладает необходимой для творческого мышления гибкостью, при этом подсознание противостоит ригидному бессознательному.
Язык – это универсальное для всех говорящих на нем людей (он приписывает язык только людям) система знаков, имеющих определенное значение, и правила оперирования ими.
Основные единицы языка
Фонемы – основные перцептивные единицы, из которых состоит речь.
Морфемы –наименьшие единицы языка, несущие в себе смысл.
слово - это минимальный элемент (единица) языка, который может быть использован автономно в устной или письменной речи.
Словосочетания (фразы) – это единицы, организующие слова в осмысленные группы в рамках предложения.
Предложение - слова и словосочетания объединяются в предложения в соответствии с правилами синтаксиса, которые устанавливают, какие элементы должны быть включены в предложение и в каком порядке они могут появляться.
Текстом рассматривается только такое сообщение, которое пространственно (оптически, акустически или каким-то другим способом) зафиксировано.При этом данная пространственная фиксация была не случайным явлением, а необходимым средством сознательной передачи информации автором или другими лицами. Текст обладает индивидуальностью и способностью создавать новые тексты. В работах Б.А.Успенского, С.Рапопорта выделены три уровня синтаксический, семиотический, прагматический логических связей текста, а следовательно, и три уровня семиотического анализа.
Речь (Рубинштейн)– это деятельность общения, осуществляемая посредством языка.
Вербальная речь для общения использует слова. Невербальная воспроизводит языковые символы - знаки с помощью жестов, мимики, поз тела, паралингвистических характеристик (интонация, пауза, громкость голоса и др.).
Устная речь - общение через озвучивание символов - знаков языка и восприятие их на слух. Письменная речь - общение через письменные тексты, через систему символов, изображенных на материальном носителе
Устная речь формируется посредством общения, письменная – посредством обучения.
Устная речь: предсознательное формирование фразы; письменная речь – сознательно!
Дактилъная (кинетическая) речь воспроизводит слова с помощью определенных конфигураций пальцев рук и движений губ. Используется как речевое средство людей, лишенных слуха и речи.
Внешняя обслуживает процессы делового и межличностного общения. Внутренняя речь связана непосредственно с бессознательными, автоматически протекающими процессами перевода мысли в слово и обратно. Эта речь обеспечивает прежде всего процессы мышления.
Внутренняя речь может выступать в нескольких формах:
- как процесс внутреннего проговаривания без озвучивания языковых символов («речь про себя», предна-значенная преимущественно для решения мыслительных задач в психологически сложных ситуациях), но при сохранении структуры внешней речи;
- как средство мышления со специфической структурой и специфическими единицами в виде кодов (образов, схем, предметов);
- как способ внутреннего
Функции речи
- сигнификативная (семантическая) функция – обозначающая функция.
-коммуникативная
-выразительная - заключается в том, что в процессе общения человек не только сообщает какое-то содержание, но и свое эмоционально-ценностное отношение к этому содержанию;
- функция воздействия (
Психодиагностическая функция речи состоит в определении личностных свойств, состояний и психических процессов индивида по параметрам речевого процесса.
Психотерапевтическая функция речи выражается в речевой поддержке индивида, нуждающегося в психологической помощи.
Выготский выделял:
- филогенез речевого мышления;
- онтогенез речевого мышления;
- актуалгенез речевого мышления
Филогенез речевого мышления или генетические корни мышления и речи
У животных звуки выражают состояние
У человека – организация деятельности
У мышления и у речи разные линии развития.
А о речевом мышлении мы можем говорить только у человека
Речевой онтогенез включает четыре периода:
- дословесный;
- осмысленного овладения речью;
- «освобожденной» речи;
- обучения языку.
Дословесный период (примерно до года). Этот период Ж. Пиаже назвал периодом сенсомоторных реакций. Основные вехи речевых возможностей ребенка здесь таковы:
- голосовые реакции
- прислушивание к звукам (реакция замирания, сосредоточения при тактильном или голосовом контакте);
- зачатки лепета и бессознательных улыбок, еще не несущих в себе функций речи;
- реакция поиска глазами
- «комплекс оживления» в форме радостного возбуждения на приближение взрослого;
- «гуление» и лепет (5-8 мес.) в зрелой форме (многократное повторение одних и тех же идентичных слогов типа «ба-ба-ба-ма-па-ба...»);
- дословесное «младенческое пение» с различной внешней эмоциональной окраской;
- двигательная поисковая реакция на вопросы типа «где мама?» (конец первого года жизни);
- первые слова, мало похожие
на слова взрослых и
- подражание звукам, произносимым
взрослыми, и быстрое
Период осмысленного овладения речью (1-3 года). Ключевые моменты данного периода:
- «нянечкины слова», или слова-предложения, близкие к лепету звукокомплексы, сходные у детей всех народов планеты, похожие на однословные предложения («ам-ам», «бай-бай», «ку-ку»), но связанные исключительно с действиями ребенка;
- двух-трехсловные предложения «телеграфного стиля» ( «дай еще»);
- овладение правильным
Период «освобожденной речи» (3 года - 6 лет). Главная особенность этого периода заключается в том, что ребенок перестает увязывать свои слова только лишь со своими действиями и манипуляциями с предметами. Он может отвлечься от конкретной те-кущей ситуации. Характерными явлениями этого периода являются:
- развитие способности самому составлять небольшие рассказы, фантазировать под влиянием общения со взрослыми, прослушивания сказок;
- заимствование новых слов, даже если их смысл для ребенка совершенно недоступен (в том числе бранных слов);
- детское словотворчество (например, сокращенное «маг» - магазин);
- освоение сложноподчиненных предложений через слова «если», «потому что» и др. (4 года - 5 лет);
- освоение фонетики языка (
- «эгоцентрическая речь», или «думание» вслух, озвученная речь, обращенная к самому себе (наблюдается во время индивидуальной игры, рисования и т.п.).
Период обучения языку (школьные годы). Целенаправленное и систематическое изучение родного языка в школе обеспечивает овладение ребенком широкого круга понятий, обогащает его словарный запас. Речь становится инструментом социального взаимодействия в повседневной жизни.
Нарушения речевых функций могут касаться актов произношения речи, искажений ее смысловых компонентов, а также полной или частичной потери речи.
При анализе соотношения языка с мышлением в широком смысле, с сознательным представлением человеком окружающей действительности возникает одна из наиболее интересных фундаментальных научных проблем. Эта проблема, поставленная в ряде конкретных межкультурных исследований познавательных процессов, нашла свое первое решение в гипотезе лингвистической относительности (Э. Сепир, Г.Л. Уорф). Они выдвинули теорию о прямой связи языков с мышлением и образом жизни целых народов. На богатом фактическом материале, полученном в результате наблюдений за языком, речью и поведением индейцев Северной Америки, был сделан вывод о том, что языки формируют представление о мире, образ мира (языковую картину мира) и образ адекватных действий. Если, предположим, в языке индейского племени навахо очень много глаголов и глагольных образований и очень мало существительных, обозначающих конкретные объекты, это племя можно отнести к числу очень подвижных, ведущих бродячий образ жизни, меняющих условия обитания. Согласно этой гипотезе, существует взаимозависимость между структурной организацией языка (его лексикой, грамматикой, синтаксисом, семантикой) и тем, как человек - носитель данного языка, принадлежащий к определенной культуре, представляет, познает и объясняет мир. В современной психологии и психолингвистике эту гипотезу нельзя считать доказанной, хотя она имеет ряд убедительных эмпирических подтверждений в различных культурах и, главное, стимулирует исследователей к детальному изучению взаимосвязи языка и сознания. При этом и подтверждения, и опровержения гипотезы выводят указанную проблему в более широкий контекст. Существенным оказывается вопрос об общей детерминации как структуры языка, так и представления мира особенностями общественной жизни и деятельности людей в конкретных исторических условиях.
Слово - единица речи.
Значение слова— предметное содержание слова, содержание сообщения слова. Слово как единица языка имеет две стороны - внешнюю звуковую (фонетическая) и внутреннюю смысловую (семантическую). Слово является носителем информации, оно всегда соотносится с обозначаемыми им определенными предметами и явлениями действительности. Эта информация и есть значение слова.
Связывающим звеном между языком и речью выступает значение слова. Оно выражается как в единицах языка, так и в единицах речи.
Речь вместе с тем несет в себе определенный смысл, характеризующий личность того человека, который ею пользуется. Смысл в отличие от значения выражается в тех сугубо личных мыслях, чувствах, образах, ассоциациях, которые данное слово вызывает именно у этого человека. Смыслы одних и тех же слов для разных людей различны, хотя языковые значения могут быть одинаковыми.