Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 16:53, контрольная работа
Большую роль играет и то, каким путем получено то или иное знание. Лев Семенович Выготский (1896-1934) выразил это в следующей лаконичной формуле: факты, полученные с помощью разных познавательных принципов, суть разные факты. Существует определенная обусловленность получаемых в эмпирическом исследовании фактов имевшейся до данного эмпирического исследования его схемой, выдвинутыми гипотезами, предварительными знаниями об изучаемой реальности и т.п.
Введение……………………………………………………………………...……………….……..3
Общая характеристика методов научной психологии……………….………………………......4
Метод наблюдения. Его сущность, классификация, достоинства и недостатки……………..…6
Метод эксперимента: сущность, классификация, достоинства и недостатки. Тесты……….…….…….…….…….…….…….…….……...………….….…….…………………14
Метод опроса и беседы. Анализ продуктов деятельности…………………………………….…….…….…………..…………………………25
Заключение…………………………………………………………………………………………29
Список использованной литературы……………….………………………………………………………………………...30
Лабораторный эксперимент ставят в тех случаях, когда исследователю необходимо обеспе-
чить максимально возможный контроль
над независимой переменной и дополнительными переменными.
Дополнительными переменными
Достоинста и недостатки метода эксперимента
Эксперимент - один из самых уважаемых методов научного исследования, но он имеет как свои плюсы, так и свои минусы. Он надежен, но громоздок, он производит впечатление, но не всегда этичен.
Можно выделить следующие основные преимущества, которыми обладает метод эксперимента в психологических исследованиях:
1. Возможность выбрать момент начала события
2. Повторяемость изучаемого события
3. Изменяемость результатов путём сознательного манипулирования независимыми переменными
Недостатки, которыми обладает метод эксперимента в психологических исследованиях:
1. Сторонники неприемлемости экспериментального метода в психологии опираются на следующие положения:
2. Субъект-субъектное отношение нарушает научные правила
3. Психика обладает свойством спонтанности
4. Психика слишком непостоянна
5. Психика слишком уникальна
6. Психика — слишком сложный объект исследования
И др.
Тест (тестирование)
Тест (англ. test — проба, испытание, исследование) экспериментальный метод в психологии и педагогике, стандартизированные задания, позволяющие измерить психофизиологические и личностные характеристики, а также знания, умения и навыки испытуемого.
Тесты начали применяться в 1864 году Дж. Фишером в Великобритании для проверки знаний учащихся. Теоретические основы тестирования были разработаны английским психологом Ф. Гальтоном в 1883 году: применение серии одинаковых испытаний к большому числу индивидов, статистической обработке результатов, выделение эталонов оценки.
Термин "тест" впервые ввёл американский психолог Дж. Кеттел в 1890 году. Предложенная им серия из 50 тестов фактически представляла программу определения примитивных психофизиологических характеристик: базирующихся на наиболее разработанных в то время психологических экспериментах (например, измерение силы правой и левой рук посредством динамометра, скорости реакции на звук, и т.д.)
Французский психолог А. Бине применил принципы тестологических исследований к высшим психическим функциям человека: в его серию тестов (1891) вошли задания на испытание памяти, типа представления, внимания, эстетические и этические чувства и т.д.
Первый стандартизированный педагогический тест был составлен американским психологом Э. Торнодайком. Развитие тестирования было одной из причин, обусловивших проникновение в психологию и педагогику математических методов.
Американский психолог К. Спирмен разработал основные методы корреляционного анализа для стандартизации тестов и объективного измерения тестологических исследований. Статистические методы Спирмена — применение факторного анализа — сыграли большую роль в дальнейшем развитии тестирования.
Значительное распространение тестирование
получило в психотехнике для профессионального
отбора. Интенсивное развитие психотехники
приходится на время 1-й мировой войны 1914-1918
года, когда первоочередными стали вопросы
Наибольшее развитие тестологического исследования получили в США (например, за время 2-й мировой войны с 1939 по 45 год при мобилизации в армию было тестировано около 20 миллионов человек). В России составление и применение тестов относится к 20-м годам прошлого века, в 1926 году была опубликована первая серия тестов для школ.
С конца прошлого века эксперимент стал применяться и в исследовании высших умственных процессов (суждения, умозаключения, мышления), хотя раньше неоднократно высказывалось убеждение, что эксперимент может применяться только к элементарным психическим процессам.
Для чего нужны психологические тесты? Чтобы выяснить, что испытуемый может, а какие задачи пока решить не в состоянии. Для этого в тест вводится определенное содержание в отношении тех знаний и умений, которые будут изучаться.
Составление тестов строится по единой схеме: определение целей тестирования, составление тестов в черновом виде, апробация тестов на репрезентативной выборке испытуемых и исправление недостатков, разработка шкалы измерений (на основе качественных соображений и статистической обработки результатов) и правил интерпретации результатов.
Качество тестов определяется по таким характеристикам, как надёжность, валидность (соответствие полученных результатов цели тестирования), дифференцирующая сила заданий и др.
Валидность теста — это его психометрическая характеристика, действительная способность теста измерять ту психологическую характеристику, для диагностики которой он заявлен и указывает на степень соответствия получаемой информации диагностируемому психическому свойству.
Количественно валидность теста может
выражаться через корреляции результатов,
полученных с его помощью, с другими показателями,
например, с успешностью выполнения соответствующей
деятельности. Совокупность характеристик
валидности теста, полученных экспериментально-
Практическое использование тестирования
связано главным образом с
Виды тестов
Различают тесты вербальные и невербальные, это зависит от того, представлен или нет в тесте речевой компонент. Так, тест на словарный запас — вербальный, невербальный — тест, требующий определенных действий в качестве ответа.
Групповые и индивидуальные тесты отличаются тем, что при групповом тестировании исследуется группа испытуемых.
Тесты достижений и личностные тесты различаются на основе того, какие из свойств личности подвергаются тестированию.
Тесты достижений — это тесты успеваемости, тесты творческих возможностей, тесты способностей, сенсорно-моторные тесты и, конечно, тесты интеллекта.
Личностные тесты — это тесты на установки, характерологические тесты, интересы, темперамент и мотивационные тесты. Однако понятно, что это деление довольно схематично, возможны некоторые отклонения.
Объективные тесты включают в себя большинство тестов достижений и психофизиологических тестов. Это отличается от субъективных тестов, при выполнении которых испытуемый может не предполагать о действительной цели исследования.
Проективные тесты в результате дают ответ, который не может быть расценен как "правильный" или "не правильный", а должен быть дан свободный ответ, т.е. должен быть такой способ построения тестового задания, при котором испытуемый должен получить ответ "из головы", а не выбирать его из заданного списка.
Простые и сложные тесты различаются тем, что последние состоят из нескольких самостоятельных подтестов, по каждому из которых должен быть получен ответ, при этом высчитывается общая оценка. В случае соединения нескольких единичных тестов образуется тестовая батарея или пакет тестов.
Опросники также могут быть отнесены к тестам, если они удовлетворяют требованиям, предъявляемым к данному методу сбора психологической или социологической информации.
В настоящее время получили распространение критериально-ориентированные тесты, позволяющие оценивать испытуемого по отношению к заранее заданной норме, не сравнивая со среднестатистическими данными.
Результаты тестирования
Норма в тестологии — это среднестатистические данные, полученные в результате предварительного тестирования определенной группы лиц. Переносить интерпретацию полученных результатов можно только на те группы испытуемых, которые по своим основным социокультурным и демографическим признакам аналогичны базовой.
Для повышения надежности результатов необходимо увеличить базовые выборки, т.е. повысить репрезентативность, ввести поправочные коэффициенты с учетом характеристик выборки, ввести невербальный способ предъявления материала.
Для наглядности результаты тестирования могут быть представлены в виде графического изображения по каждому подтесту тестовым профилем.
Метод опроса и беседы. Анализ продуктов деятельности
Метод опроса
Ме́тод опро́са — психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в осуществлении взаимодействия между интервьюером и опрашиваемыми посредством получения от субъекта ответов на заранее сформулированные вопросы. Иными словами, опрос представляет собой общение интервьюера и респондента, в котором главным инструментом выступает заранее сформулированный вопрос.
Опрос можно рассматривать как один из
самых распространённых методов получения
информации о субъектах — респондентах
опроса. Опрос заключается в задавании людям специальных вопросов,
ответы на которые позволяют
Опросы разделяют на стандартизированные и не стандартизированные. Стандартизированные опросы можно рассматривать как строгие опросы, дающие прежде всего общее представление об исследуемой проблеме. Не стандартизированные опросы менее строгие в сравнении со стандартизированными, в них отсутствуют жёсткие рамки. Они позволяют варьировать поведение исследователя в зависимости от реакции респондентов на вопросы.
При создании опросов сначала формулируют программные вопросы, соответствующие решению задачи, но которые доступны для понимания лишь специалистам. Затем эти вопросы переводятся в анкетные, которые сформулированы на доступном неспециалисту языке.
Метод беседы
Беседа - специфичный для психологии
метод исследования человеческого
поведения, так как в других естественных
науках коммуникация между субъектом
и объектом исследования невозможна.
Диалог между двумя людьми, в ходе
которого один человек выявляет психологические
особенности другого, называется методом
беседы. Психологи различных школ
и направлений широко используют
ее в своих исследованиях. Достаточно
назвать Пиаже и представителей
его школы, гуманистических психологов,
основоположников и последователей "глубинной"
психологии и т.д.
Беседа включается как дополнительный
метод в структуру эксперимента на первом
этапе, когда исследователь собирает первичную
информацию об испытуемом, дает ему инструкцию,
мотивирует и т.д., и на последнем этапе
- в форме постэкспериментального интервью.
Исследователи различают клиническую
беседу, составную часть "клинического
метода", и целенаправленный опрос "лицом
к лицу" - интервью.
Содержание бесед можно протоколировать
полностью или выборочно в зависимости
от конкретных целей исследования. При
составлении полных протоколов бесед
удобно пользоваться магнитофоном.
Соблюдение всех необходимых условий
проведения беседы, включая сбор предварительных
сведений об испытуемых, делает этот метод
очень эффективным средством психологического
исследования. Поэтому желательно, чтобы
беседа проводилась с учетом данных, полученных
при помощи таких методов, как наблюдение
и анкетирование. В этом случае в ее цели
может входить проверка предварительных
выводов, вытекающих из результатов психологического
анализа и полученных при использовании
данных методов первичной ориентировки
в исследуемых психологических особенностях
испытуемых.
Анализ продуктов деятельности (контент-анализ)
В психодиагностике существует еще один
способ получения информации о человеке
— это количественно-
Под понятием «документальный источник»
- письма;
- автобиографии;
- дневники;
- фотографии;
- записи на кино- и видеопленке;
- творческие результаты в разных видах искусства;
- материалы различных средств массовой
Для того чтобы при изучении документов можно было преодолеть субъективизм исследователя, выявить достоверную информацию и достаточно точно ее регистрировать, был разработан специальный метод, получивший название контент-анализ (буквально «анализ содержания»). Впервые он начал применяться начиная с 20-х гг. прошлого столетия для обработки материалов средств массовой коммуникации. Это более или менее формализованный метод анализа документов, когда на основе гипотезы исследователя в документальных материалах выделяются специальные единицы информации, а затем гюд-считывается частота их употребления. Так, например, в 20-е гг. XX в. русский исследователь Н. А. Рыбников в ходе анализа сочинений прослеживал, как распределяются положительные и отрицательные оценки школьниками своей жизни в зависимости от возраста и пола. Или другой пример: в 80-х гг. XX в. Н. Н. Лепехиным и Ч. А. Шакеевой проводился контент-анализ эпизодов жестокости и агрессии в западных и отечественных кинофильмах.