Контрольная работа по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 16:53, контрольная работа

Описание работы

Большую роль играет и то, каким путем получено то или иное знание. Лев Семенович Выготский (1896-1934) выразил это в следующей лаконичной формуле: факты, полученные с помощью разных познавательных принципов, суть разные факты. Существует определенная обусловленность получаемых в эмпирическом исследовании фактов имевшейся до данного эмпирического исследования его схемой, выдвинутыми гипотезами, предварительными знаниями об изучаемой реальности и т.п.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...……………….……..3
Общая характеристика методов научной психологии……………….………………………......4
Метод наблюдения. Его сущность, классификация, достоинства и недостатки……………..…6
Метод эксперимента: сущность, классификация, достоинства и недостатки. Тесты……….…….…….…….…….…….…….…….……...………….….…….…………………14
Метод опроса и беседы. Анализ продуктов деятельности…………………………………….…….…….…………..…………………………25
Заключение…………………………………………………………………………………………29
Список использованной литературы……………….………………………………………………………………………...30

Работа содержит 1 файл

психология2.docx

— 71.24 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Метод эксперимента: сущность, классификация, достоинства и недостатки.

 

Сущность  эксперимента

 

Психологический эксперимент — проводимый в специальных  условиях опыт для получения

новых  научных знаний посредством целенаправленного  вмешательства исследователя в  жизнедеятельность испытуемого.

Эксперимент в психологии стал решающим фактором в преобразовании психологических  знаний, он выделил психологию из философии  и превратил ее в самостоятельную  науку. Различные виды исследования психики при помощи экспериментальных  методов это и есть экспериментальная  психология.

С конца 19 века ученые вплотную занялись изучением  элементарных психических функций  — сенсорных систем человека. Вначале  это были первые робкие шаги, которые  подвели фундамент под здание экспериментальной психологии, отделив  ее от философии и физиологии.

Особенно  следует заметен Вильгельм Вундт (1832-1920), немецкий психолог, физиолог, философ и языковед. Он создал первую в мире психологическую лабораторию (международный центр). Из этой лаборатории, получившей впоследствии статус института, вышло целое поколение специалистов по экспериментальной психологии.

В первых своих  работах  В. Вундт выдвинул план разработки физиологической психологии как особой науки, использующей метод лабораторного  эксперимента для расчленения сознания на элементы и выяснения закономерной связи между ними.

Предметом психологии Вундт считал непосредственный опыт — доступные самонаблюдению явления или факты сознания; однако высшие психические процессы (речь, мышление, воля), он считал недоступными эксперименту, и предложил изучать  их культурно-историческим методом.

Вначале главным  объектом экспериментальной психологии считались внутренние психические  процессы нормального взрослого  человека, анализируемые с помощью  специально организованного самонаблюдения (интроспекции), а затем эксперименты проводились над животными (К. Ллойд-Морган, Э. Ли Торндайк), исследовались душевнобольные, дети.

Экспериментальная психология начинает исследовать не только общие закономерности психических  процессов, но и индивидуальные изменения  чувствительности, времени реакции, памяти, ассоциаций и т.д. (Ф. Гальтон, Д. Кеттел).

Гальтон разработал приёмы диагностики способностей, которые положили начало тестированию, методы статистической обработки результатов исследований (в частности, метод исчисления корреляций между переменными), массовое анкетирование.

Кеттел рассматривал личность как совокупность некоторого числа эмпирически (при помощи тестов) установленных и более или менее автономных психологических характеристик.

Предпосылкой  возникновения дифференциальной психологии, изучающей индивидуальные различия между людьми и группами, на рубеже 19 и 20 веков явилось введение в  психологию эксперимента, а также  генетических и математических методов.

Эксперимент отличается от метода простого наблюдения, прежде всего своими задачами. С помощью эксперимента мы по преимуществу объясняем изучаемые явления, тогда как с помощью наблюдения по преимуществу описываем их. Это не значит, что нельзя вскрыть некоторые закономерности явлений и путем их наблюдения. Можно указать примеры выдающихся исследований, в которых вскрыты определенные законы явлений, а между тем исследователи пользовались при этом только методом простого наблюдения. Однако большинство закономерностей, которые познаются при изучении тех или других явлений, вскрываются только с помощью эксперимента.

Эксперимент, как метод исследования, характеризуется  следующими особенностями:

1. Исследователь  преднамеренно создает, вызывает  к жизни интересующее его явление.  При простом наблюдении явление изучается так, как оно совершается независимо от иссле-

дователя. Экспериментатор же не ждет и не ищеткогда и где совершится требуемое ему явление, а сам  его вызывает, когда это надо  по ходу исследования. 

2.  Создается специальная экспериментальная обстановка,позволяющая наблюдать явление в 

его относительно чистом виде, исключив влияние случайных условий, которые при методе 

простого наблюдения часто мешают выявить действительные связи, существующие между 

явлениями. Так, И. П. Павлов, конечно, неоднократно наблюдал условные рефлексы у 

животных в естественных условиях их жизни. Однако для того, чтобы вскрыть 

действительные закономерности условного рефлекса, он прибег к эксперименту, который 

проводил в специальной звуконепроницаемой камере,что позволяло изучать влияние только одного изолированного  светового раздражителя. 

 

3.     Изучаемое   явление   повторяется   столько  раз,  сколько   необходимо  исследователю.  В этом большое преимущество эксперимента перед методом простого наблюдения.В последнем исследователю иногда приходится долго ждать, когда явление вновь повторится в его естественных условиях.В эксперименте же это повторение имеет систематический характер.Благодаря этому многие особенности изучаемого явления, которые при однократном наблюдении могут быть восприняты нечетко пли даже вовсе не замечены, в эксперименте подвергаются очень точному наблюдению и измерению.

4. Условия,  при которых  протекает  изучаемое  явление,  изменяются  закономерен.  Это является едва ли не самой существенной особенностью эксперимента: лишь изменяя 

условия протекания данного явления, экспериментатор может проникнуть в его сущность,

понять законы его развития и существования, определить его  связи с другими явлениями.

5. Как правило,  экспериментальный  метод  оснащается  специальной   точной  измерительной аппаратурой, позволяющей получить количественную характеристику изучаемого явления и подвергнуть полученные результаты статистической 

обработке, что часто необходимо для характеристики изучаемых закономернос-тей.

В настоящее  время методы экспериментальной  психологии широко применяются в  различных областях человеческой деятельности. Прогресс человеческого познания уже  немыслим без методик экспериментальной  психологии, тестирования, математической и статистической обработки результатов  исследований. Успехи экспериментальной  психологии основаны на использовании  методов различных наук: физиологии, биологии, психологии, математики.

 

Классификация  экспеиментов      

В психологии существуют три типа собственно экспериментального (в классическом, естественнонаучном понимании термина "эксперимент") метода:

- естественный (полевой) эксперимент;

- формирующий  (моделирующий) эксперимент;

- лабораторный эксперимент.

1.  Естественный эксперимент, или полевой эксперимент- вид эксперимента, который 

проводится в условиях обычной жизнедеятельности  испытуемого с минимумом 

вмешательства  экспериментатора в этот процесс.

Это эксперимент, проводимый в обычной жизни, когда  вроде бы никакого эксперимента и  никакого экспериментатора - нет.

Данный тип  психологического эксперимента используется, например, во многих исследованиях  по социальной психологии, и нередко  проводится в режиме пилотажного, пробного варианта.

Возможности  и ограничения метода

При проведении такого эксперимента сохраняется возможность, если это позволяют 

этические  и организационные соображения, оставить испытуемого в неведении  о своей

роли и участии в  эксперименте, что имеет преимущество в том, что на естественность

поведения  испытуемого не скажется факт проведения исследования.

Ограничения метода - ограничены возможности экспериментатора по контролю дополнительных переменных.

Естественный  эксперимент в психологии организуется непосредственно в условиях реальной деятельности. Не так давно считалось, что лабораторный эксперимент по сравнению с естественным выигрывает в точности регистрации замеров изучаемых явлений, в возможности точно дозировать и варьировать влияние раздражителей, устранять мешающие факторы и создавать сравнимые условия. Теперь это мнение не может считаться верным во всех случаях. Современная техника открывает широкие возможности перенесения положительных сторон лабораторного эксперимента в естественный. При этом отсутствует главный и весьма существенный недостаток лабораторного эксперимента - искусственный характер условий, который вносит резкие изменения в течение психических процессов. В естественном эксперименте человек трудится, учится, подчас даже не зная, а чаще всего забывая, что он является объектом исследования.

Виды  и формы естественного эксперимента

Естественный  эксперимент имеет много форм и различных приемов. Для сбора  первичной информации обычно используются:

Вводные задачи.

В простейшем своем виде он широко применяется  в форме вводных задач. Задачи эти могут ставиться руководителем  устно ("Случилось то-то, что будете делать?") или путем введения незаметно  для сотрудника отклонения в его  работу. Уже одно наблюдение за таким  естественным экспериментом дает ценные факты, позволяет проверить ту или  иную гипотезу исследователя.

  1. Формирующий эксперимент.

Широкое применение в практической психологии находит  формирующий (обучающий или воспитывающий) эксперимент, в котором навыки или  качества личности изучаются в процессе их формирования, развития.

Измененение условий деятельности

Своеобразным  методическим приемом является целенаправленное изменение структуры профессиональной деятельности. Смысл этого приема заключается в том, что при выполнении определенной деятельности выключаются по заранее продуманному плану отдельные анализаторы, меняется поза или «хватка» за рычаги управления, вводятся дополнительные раздражители, меняются эмоциональный фон и мотивы деятельности и т. д. Учет результатов деятельности в различных условиях позволяет оценить роль тех или иных факторов в структуре изучаемой деятельности и гибкость соответствующих навыков.

 

Моделирование изучаемой деятельности

Моделирование как метод применяется в ситуациях, когда исследование интересующего  явления путем простого наблюдения, опроса, теста или эксперимента затруднено или невозможно в силу сложности  или труднодоступности. В таком  случае прибегают к созданию искусственной  модели изучаемого феномена, повторяющей  его основные параметры и предполагаемые свойства. На этой модели детально исследуют  данное явление и делают выводы о  его природе.

Кроме перечисленных  методов, предназначенных для сбора  первичной информации, в психологии широко применяются различные способы  и приемы обработки этих данных, их логического и математического  анализа для получения вторичных  результатов, то есть фактов и выводов, вытекающих из интерпретации переработанной первичной информации. Для этой цели применяются, в частности, разнообразные  методы математической статистики, без  которых зачастую невозможно получить достоверную информацию об изучаемых  явлениях, а также методы качественного  анализа.

Формирующий эксперимент заключается в том, чтобы человек или группа людей участвуют в организованном экспериментаторами обучении и формировании тех или иных качеств и навыков. И если результат сформирован, нам не нужно гадать, что привело к этому результату: именна эта методика к результату и привела. Не нужно гадать, каков уровень навыка у конкретного человека - насколько в эксперименте вы его навыку обучили, настолько он им и владеет. Хотите более устойчивый навык - продолжайте формирование.

В таком  эксперименте обычно участвуют две  группы: экспериментальная и контрольная. Участникам экспериментальной группы предлагается определенное задание, которое (по мнению экспериментаторов) будет  способствовать формированию заданного  качества. Контрольной группе испытуемых данное задание не предоставляется. В конце эксперимента две группы сравниваются между собой для  оценки полученных результатов.

Формирующий психолого-педагогический эксперимент  как метод появился благодаря  теории деятельности (А.Н. Леонтьев, Д.Б.Эльконин и др.), в которой утверждается идея о первичности деятельности по отношению к психическому развитию. В ходе формирующего эксперимента активные действия совершают как испытуемые, так и экспериментатор. Со стороны экспериментатора необходима высокая степень вмешательства и контроля над основными переменными. Это отличает эксперимент от наблюдения или экспертизы.

  1. Лабораторный  эксперимент, или искусственный  эксперимент, — в психологии это  вид эксперимента, который проводится в искусственно созданных условиях (в рамках научной лаборатории) и  в котором по мере возможности  обеспечивается взаимодействие исследуемых  субъектов только с теми факторами, которые интересуют экспериментатора. Исследуемыми субъектами считаются испытуемые или группа испытуемых, а интересующие исследователя факторы называются релевантными стимулами.

Специфика, отличающая психологический лабораторный эксперимент от экспериментов в  других науках, состоит в субъект-субъектном характере отношений между экспериментатором и испытуемым, выражающемся в активном взаимодействии между ними.

Информация о работе Контрольная работа по "Психологии"