Контрольная работа по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 16:53, контрольная работа

Описание работы

Большую роль играет и то, каким путем получено то или иное знание. Лев Семенович Выготский (1896-1934) выразил это в следующей лаконичной формуле: факты, полученные с помощью разных познавательных принципов, суть разные факты. Существует определенная обусловленность получаемых в эмпирическом исследовании фактов имевшейся до данного эмпирического исследования его схемой, выдвинутыми гипотезами, предварительными знаниями об изучаемой реальности и т.п.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...……………….……..3
Общая характеристика методов научной психологии……………….………………………......4
Метод наблюдения. Его сущность, классификация, достоинства и недостатки……………..…6
Метод эксперимента: сущность, классификация, достоинства и недостатки. Тесты……….…….…….…….…….…….…….…….……...………….….…….…………………14
Метод опроса и беседы. Анализ продуктов деятельности…………………………………….…….…….…………..…………………………25
Заключение…………………………………………………………………………………………29
Список использованной литературы……………….………………………………………………………………………...30

Работа содержит 1 файл

психология2.docx

— 71.24 Кб (Скачать)

исследования  задач и гипотез, выражают те операционалистские понятия, которые определены в программе и имеют количественный характер, т.е. могут быть замерены;

- наблюдаемые   ситуации, т.е. те, при которых   могут проявиться категории наблюдения;

- условия   наблюдения, т.е. те требования  к ситуации, при наличии которых   наблюдение производить можно  (или нельзя);

- единицы   наблюдения, то есть, те акты поведения   наблюдаемых, в которых проявляются   категории наблюдения в оговоренных   ситуациях при определенных условиях.

- подготовить   инструментарий наблюдения:

-дневник   наблюдения, где будут фиксироваться   его результаты в закодированной  или общепонятной форме, а также   действия наблюдателя и реакции   наблюдаемых;

- карточки  для регистрации единиц наблюдения  в строго формализованном и   закодированном виде (этих карточек  должно быть ровно столько,  сколько единиц наблюдения);

- протокол  наблюдения– методический документ, обобщающий данные всех карточек и содержащий, как минимум, три оценочных показателя;

- классификатор   контент-анализа дневниковых и  протокольных записей; 

- аудиовизуальные технические средства фиксации единиц наблюдения;

- программу   обработки данных наблюдения.

- пропилотировать (апробировать) инструментарий, внести в него, если это потребуются, должные коррективы, размножить его в необходимом количестве экземпляров.

- составить   план и/или сетевой график выполнения  наблюдения (кто, где, когда его   проводит).

- разработать   инструкцию наблюдателям, провести  их обучение и инструктаж.

- осуществить   комплекс операций непосредственного   наблюдения в полном соответствии  с вышеозначенными требованиями  и рекомендациями, которые последуют   ниже.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что научное  наблюдение отличается от обычного рядом черт: во-первых, оно подчинено ясной исследовательской цели и чётко сформулированным задачам; во-вторых, научное наблюдение планируется по заранее обдуманной процедуре и т.д.

Надёжность (достоверность и устойчивость) данных может быть повышена, если выполнять  следующие правила:

- максимально   дробно классифицировать элементы  событий, подлежащих наблюдению, пользуясь чёткими индикаторами. Их надёжность проверяется в   пробных наблюдениях, где несколько   наблюдателей регистрируют по  единой инструкции одни и те  же события, происходящие на  объекте, аналогичном тому, который   будет изучаться.

- один и тот же объект следует наблюдать в разных ситуациях (нормальных и стрессовых, стандартных и конфликтных), что позволяет увидеть его с разных сторон.

- исключительно важно следить за тем, чтобы описание событий не смешивалось с их представлением.

Поэтому в  протоколе следует иметь специальные  графы для записи фактуальных данных и для их истолкования.

Основное  наблюдение может осуществляться несколькими  лицами, что тоже будет способствовать повышению устойчивости данных наблюдения, в силу того, что наблюдатели смогут сопоставить свои впечатления, согласовать  оценки, интерпретацию событий, используя  единую технику ведения записей.

Классификация наблюдений

Наблюдение  в социологии классифицируются по различным  основаниям:

- по степени  формализованности процедуры

- по степени  участия наблюдателя в исследовании

- по месту  проведения

- по регулярности проведения.

Рассмотрим  виды наблюдений более подробно.

Итак, по степени  формализованности выделяют неконтролируемое (или не стандартизованное, бесструктурное) и контролируемое (стандартизованное, структурное) наблюдения.

При не стандартизированном наблюдении большая часть элементов, подлежащих регистрации, заранее не определена. Проведение подобного рода наблюдения требует солидной теоретической подготовки в области социологии, психологии, социальной психологии и конфликтологии, умения с одинаковым вниманием следить, как минимум, за 5-7 параметрами ситуации и способности быстро переключать внимание. То есть, исследователь пользуется лишь общим принципиальным планом, согласно которому результаты фиксируются в свободной форме непосредственно в процессе наблюдения или позднее по памяти.

Стандартизированному наблюдению, напротив, свойственны четко формализованные процедуры и инструменты, а это подразумевает, в свою очередь, повышенную способность наблюдателя к сосредоточению внимания на частностях и самоконтролю, а также пунктуальности, исполнительности и педантизму. В этом случае обязательно наличие предварительно детально разработанного списка событий, признаков, которые предстоит наблюдать; определение условий и ситуаций наблюдения; инструкции для наблюдателей; единообразные кодификаторы для регистрации наблюдаемых явлений.

В зависимости  от положения наблюдателя различают  соучаствующее (или включённое) и  простое наблюдения. В первом исследователь  имитирует вхождение в социальную среду, адаптируется в ней и анализирует  события как бы «изнутри». Соучаствующее  наблюдение, в свою очередь, может  быть открытым и закрытым. Открытому  варианту свойственно то, что наблюдаемые  знают о факте нахождения среди  них исследователя и имеют  представление о целях его  деятельности. Такому наблюдателю потребуется  умение быстро и эффективно налаживать контакты с незнакомыми людьми, общительность, доброжелательность, тактичность, сдержанность и толерантность (терпимость к другим людям).

Включенное наблюдение, проводящееся инкогнито (скрыто), подразумевает, что наблюдаемые не знают о наблюдателе и думают, что он– один из них. Здесь наблюдателю понадобятся не только вышеназванные качества, но и артистизм, умение реагировать одновременно на многие сигналы, быстро систематизировать и надолго (точнее до момента заполнения соответствующей методической документации) запомнить их, способность не сбиться с исследовательской позиции под воздействием разнообразных обстоятельств, сохранять нейтралитет при конфликтах между наблюдаемыми и многие другие качества, близкие к качествам разведчика.

В простом  наблюдении наблюдатель регистрирует события «со стороны».  Идеальный наблюдатель не включенного наблюдения старается быть невидимкой. Поскольку этот идеал недостижим, наблюдателю надлежит вести себя так, чтобы на него обращали как можно меньше внимания, дабы уменьшить помехи, вносимые им в наблюдаемое явление. Ему противопоказана яркая (броская) одежда, экстравагантность манер поведения, излишняя демонстрация своей заинтересованности изучаемыми событиями. Он должен иметь устойчивую психику, флегматичный темперамент, способность сохранять самообладание при резких изменениях ситуации, терпение и устойчивость в сохранении своей позиции стороннего наблюдателя.

По условиям организации наблюдения делятся  на полевые (наблюдения в естественных условиях) и лабороторные (в экспериментальной ситуации). Эти разновидности наблюдения также предъявляют специфические требования к профессиональным знаниям и умениям, а также личностным качествам социолога: влабораторных наблюдениях, проводимых в искусственно созданных условиях, повышается значимость умения исследователя регулировать эти условия и контролировать их влияние на наблюдаемых, а также таких черт, как принципиальность и аккуратность, техническая грамотность (в связи с использованием аудиовизуальных средств наблюдения). Вполевых наблюдениях, осуществляемых в обычной социальной жизни и дающих более объективную информацию, особую роль играют знания смыслов невербальных реакций людей (улыбок, жестов), оперативная память, аналитичность мышления наблюдателя, его способность отграничивать друг от друга отдельные признаки изучаемого объекта, распределять свое внимание на все эти признаки и переключать его на один из них.

Существуют  также систематические, эпизодические  и случайные наблюдения (последние  два иногда объединяют понятием несистематические).

Случайные, не предусмотренные исследовательской  программой, наблюдения, при которых  единицы наблюдения жестко не регламентированы, могут стать эвристически ценными лишь при условии развитости теоретического мышления, научного воображения и интуиции социолога.

Однако эти качества не являются обязательными при систематическом наблюдении, нацеленном на регулярную фиксацию (по строгому графику и в четко регламентированных методических документах) единиц наблюдения, определенных не самим наблюдателем, а научным руководителем исследования.

Социологические школы, ориентированные на качественные методы изучения общества используют метод наблюдения как один из центральных  самостоятельных методов. Одним  из классических примеров в социологии является изучение методом включённого  наблюдения жизни бродяг Чикаго Н. Андерсона. История знает и немало других исследований подобного рода: это  работа Трашера по изучению городских банд (Чикаго, 1928). Одним из относительно недавних примеров подобного подхода служит исследование профессора социологии университета Калифорнии в Беркли М. Борового, который в течение нескольких лет работал в разных странах (в том числе в России) рабочим на заводах.

Обратимся к  одному из классических примеров использования  включённого наблюдения для сбора  основной информации: работе Уильяма  Уайта (1936 – 1939гг.), который  и ввёл этот метод наблюдения в  научную  практику.

Будучи сотрудником  Гарвардского университета, Уайт поселился  в трущобах одного из американских городов, чтобы изучить образ  жизни итальянских эмигрантов, населяющих этот район (он дал ему название Корневиль). Уайта интересовали обычаи эмигрантов, оказывающихся в условиях чужой культуры, их ориентации, взаимоотношения. Район Клорневиля был известен как опасное для чужака итальянское гетто, полное подозрительных банд. Уайт вошёл в местную общину, сказавшись студентом-историком, который намерен описать возникновение Корневиля. Исследователь изучил этот особый жаргон итальянского языка, которым пользовались в общине. Три года он провёл бок о бок с этими людьми, подружился с руководителями двух соперничавших групп рэкетиров, научился местным обычаям, играм в карты и катанию шаров. 18 месяцев он прожил в одной эмигрантской семье, так что был окончательно принят как свой человек. Вначале он вёл регистрацию впечатлений тайком, но по мере завоевания доверия не стеснялся делать записи в самой, казалось бы, не подходящей для этого обстановке; все привыкли видеть его с блокнотом в руках.

Достоинства и недостатки метода наблюдения.

Метод наблюдения, как и все другие, имеет ряд  достоинств и недостатков.

Главным преимуществом  этого метода можно назвать непосредственную связь исследователя с объектом его изучения. Кроме того, очень  важным является отсутствие опосредствующих звеньев и оперативность получения  информации. Именно этот метод даёт возможность уловить детали данного  явления, его многогранность. Гибкость метода – ещё одно качество, имеющее  немаловажное значение при изучении социальных явлений. И, наконец, относительная  дешевизна – важный атрибут, присущий этому методу. Однако, все эти достоинства не исключают и ряда недостатков.

Наблюдатель вольно или невольно влияет на изучаемый  процесс, вносит в него что-то такое, что не присуще его природе. Оперативность  же оборачивается локальностью, ограниченностью  изучаемой ситуации, неспособностью охватить совокупность всех признаков  познаваемого явления. Иначе говоря, этот метод весьма субъективен, личностные качества наблюдателя неизбежно  сказываются на его результатах. Поэтому, во-первых, последние подлежат обязательной перепроверке другими  методами, во-вторых, к поведению  наблюдателей предъявляются особые требования.

Кроме того, данный метод редко может быть применён к наблюдению больших совокупностей  и большого количества событий.

Если мы обратимся к анализу включённых наблюдений, то их преимущества будут  очевидны: они дают наиболее яркие, непосредственные впечатления о  среде, помогают лучше понять поступки людей и действия социальных общностей. Но с этим же связаны и основные недостатки такого способа. Исследователь  может потерять способность объективно оценивать ситуацию, как бы внутренне  переходя на позиции тех, кого он изучает, слишком «вживается» в свою роль соучастника событий. На эти недостатки обращали внимание и Уайт, и польский социолог К. Доктур, и другие авторы. Итогом включённого наблюдения нередко является эссе, а не строго научный трактат.

Однако, не следует забывать и о нравственной проблеме включённого наблюдения: насколько  вообще этично, маскируясь под рядового участника какой-то общности людей, в действительности исследовать  их?

Тем не менее, неточность результатов, полученных методом  наблюдения, можно минимизировать, постаравшись избежать распространенных просчетов в его применении, таких  как:

  • недостаточная продуманность программы наблюдения, нечеткое определение категорий  наблюдения
  • отсутствие  органической связи категории наблюдения с гипотезами исследования
  • аморфная  формулировка условий наблюдения, что  предопределяет трудности регистрации  единиц наблюдения
  • преждевременное начало массовых наблюдений, то есть до того, как будет подготовлен весь инструментарий
  • отсутствие  должной апробации инструментария
  • не соответствие профессиональной подготовки и личностных качеств наблюдателя тому набору функций, который им реально придется выполнять
  • не соответствие кодировки карточек наблюдения программе  обработки данных
  • отсутствие классификатора контент-анализа дневников наблюдателей.   
      

Информация о работе Контрольная работа по "Психологии"